Что делать с одиночеством?
Одна из главных женских бед – одиночество. Оно может подстерегать человека где угодно, и в браке, и среди друзей, и даже, увы, в православной общине. Сейчас люди вообще склонны к психологическому одиночеству. Как им помочь? И кто поможет женщине, чувствующей себя несчастливой?
Старая как мир, такая простая истина – люби других и не будешь одинок. Но мне почему-то кажется, что кто-то из вас, дорогие читательницы, поморщится при этих словах. И, может быть, безнадежно вздохнет: «Полюби ближних» да «полюби», а как их полюбишь, когда все тошно и в душе вой?» Как полюбить? Начать с себя. Как любить себя, такую грешную? Любить себя – значит проносить через всю жизнь Пасхальную радость. Сознавая свою ценность как человеческого существа, любить жизнь и радоваться жизни. Радоваться, что относительно каждого из нас у Господа есть Свой замысел.
М Кравцова "Женское
одиночество"
Однажды мне случайно попался на глаза тест «Сладкое одиночество», в котором были такие слова: «Тебе известны разные вкусы одиночества, как горького, так и такого, которое можно усладить. Ты на добром пути к тому, чтобы успешно управлять собой в те минуты, когда вокруг тебя никого нет. Ты еще временами называешь это пустотой, но все чаще замечаешь, что это иллюзия, потому что в этой пустоте всегда кто-то есть. Ты учишься этого кого-то замечать, ценить и любить. Этот кто-то – ты».
Почему мы не интересны сами себе? Потому что не понимаем, какой огромный мир заложен внутри нас. Наши слабости и ошибки – путь духовного роста, если относиться к этому правильно. Каяться в грехах – совсем не то, что постоянно казнить себя за них, забыв о чистой радости сердца, какая бывает после исповеди. Если постоянно говорить себе, что мы мерзкие и гадкие, то точно так же постепенно приучатся воспринимать нас окружающие. Уверяю вас, что при таком отношении к жизни замуж будет выйти очень трудно, даже если вы этого сильно хотите. Святые отшельники плакали о своих грехах – это были люди, изначально удаленные от мира, и что такое был их святой покаянный плач, мы своими малоочищенными сердцами вряд ли поймем. Но совершенно точно – это не были надоедливые и нескромные сетования перед каждым встречным-поперечным: «Ах, какой я плохой». Вы же собираетесь строить жизнь в миру, с любимым человеком. Истинное смирение молчаливо, покаяние отдается Богу. А для людей, которые рядом, женщину ничего так не красит как ясное, доброе и светлое восприятие жизни. Радость меняет наш внешний облик, уверенность в Божьей любви дает уверенность в собственной нужности для этого мира. На исповеди душе дается освобождение. Освободите и вы свою душу для вольного полета, зная при этом, что будете падать еще не раз. Главное, иметь духовную силу и желание вовремя подняться.
Один умный человек сказал мне слова, которые я запомнила на всю жизнь: не надо считать, что все люди смотрят только на тебя и думают только о тебе. Да, действительно, у людей много других забот, чтобы только и делать, что выискивать в нас недостатки. Но мы сами можем постоянно о них напоминать, изводя близких и коллег своей самокритикой. Но повторим – истинное смирение молчаливо.
Нужно избегать мнительности. Бывает ведь, что нам все время кажется, что люди плохо о нас подумали, хотя ничего подобного не было. Помню, однажды мой друг довольно резко и односложно сказал мне, что занят, когда я позвонила ему. Я целый час переживала из-за этого. Но, перезвонив через час, услышала такое сердечное обращение, что весь вечер потом у меня было очень хорошее настроение от искренних добрых слов. Надо помнить, что иногда негативное отношение человека направлено вовсе не на вас, а вызвано какими-то проблемами. А вы просто попались под горячую руку. Прощайте и смиряйтесь – мы все не святые. Самый большой наш жизненный крест – это мы сами, и если мы не становимся мгновенно хорошими, то и это надо понести без раздражения и ненависти к себе.
Предположим, вы правильно восприняли все вышесказанное и решили изменить отношение к жизни. Итак, что же делать? Первое: успокоиться. По-христиански: смириться. Перестать стесняться одиночества. Слова о том, что «женщина не будет до конца счастлива, если не создаст семью», научитесь воспринимать с улыбкой. Найдя подобные высказывания в какой-либо книге, сразу же откладывайте ее, особенно если книга религиозного содержания – уж кому-кому, а верующим стыдно не знать, что в конце концов живем мы не для земного счастья, а для Царствия Божия. А оно – «внутрь нас есть» и вряд ли зависит от непременного наличия мужчины в вашей жизни. Не стесняйтесь без спутника посещать гостей, выставки, просто гулять по любимым местам. Не разрешайте людям слишком долго распространяться на тему вашей личной жизни, если вам это неприятно. Всегда можно ответить вежливо, с улыбкой, но при этом так, что ответ ваш отобьет охоту у бесцеремонных людей портить вам настроение. Главное – сами ни портите его никому: ни себе, ни людям. Самое важное сейчас для вас – избавиться от ложного чувства стыда. Стыд «за то, что меня никто не любит», может даже стать серьезным препятствием в религиозной жизни. Конечно, краснея из-за того, что «все уже, а я никак», вы можете просто не заметить в себе то, из-за чего действительно надо бы краснеть. Не заметите, как развиваются неприятные черты характера, какие-то важные грехи так и останутся неисповеданными.
И если у вас есть в жизни что-то, что (вы чувствуете) придает ей смысл – не бубните в ответ на вопрос «Да разве ты счастлива без мужика?» что-то вроде: «Ну, по-своему, да!» Будьте уверены в себе – слава Богу за все! Подумайте – ведь у Вас есть целый мир.
Стыдиться одиночества перед людьми – грех, поскольку суетному мирскому мнению мы придаем до неприличия большое значение. Оборотная сторона такого стыда – греховное самолюбие.
Психолог Диля Еникеева пишет о том, как раньше общественное мнение подспудно давило на незамужнюю девушку (женщину). Стоило ей на какое-то время выпасть из поля зрения знакомых, как те при встрече спрашивали: «Ну как, замуж-то еще не вышла?» В самом вопросе, в интонациях собеседника (а особенно собеседниц) проскальзывало снисходительное отношение и даже злорадство – мол, вековать тебе, голубушка, одной, с твоими-то запросами (или внешними данными). Приятельницы, делясь подробностями семейной жизни взирали, взирали на незамужнюю подругу с оттенком превосходства, дескать, что ты знаешь о настоящей жизни?!..
Некоторые знакомые уже не раз успели сбегать замуж и вновь строили матримониальные планы. Мать горестно вздыхала и сочувственно поглядывала на дочь, периодически намекая, как хорошо иметь внуков... Родственники или коллеги порывались выступить в качестве свахи и предлагали познакомить «с одним приличным неженатым молодым человеком, очевидно, полагая, что перезрелая девица не в состоянии найти мужа.
В общем, незамужняя женщина ощущала собственную уязвимость и даже ущербность и втайне мечтала, если уж не обрести в лице мужа защиту, то хотя бы обзавестись штампом в паспорте, который избавит ее от унизительных оправданий и разъяснений сочувствующим и ехидничающим, почему она не замужем. Если выйти замуж все же не получалось, то женщина чувствовала себя «неполноценной» - другие почему-то умудряются побывать, а ей не удается. Не помогали и ее заверения, что она ищет достойного спутника жизни. «Ну-ну, - усмехались ей в лицо. – Ищи. Только потом поздно будет».
«Считалась, что если девушка (женщина), - рассказывает дальше Диля Еникеева, - не вышла замуж до 25 лет, то дальше ее шансы уменьшаются с катастрофической быстротой. «Кто тебя, перестарка, возьмет?» – как-то ехидно спросила мою 28-летнюю приятельницу коллега с работы. Сама она замужем за алкоголиком, не вылезала из долгов, периодически являлась с синяками и жаловалась на своего пропойцу-мужа, но тем не менее ощущала свое превосходство. Кстати, моя приятельница потом ушла из этой конторы, вместе с двумя подругами организовала фирму, привлекла сотрудников-мужчин, а в 34 года вышла за весьма интересного и весьма небедного человека, родила ребенка и счастлива. Чего не скажешь о многих других, которые вышли замуж «своевременно».
На женщин подспудно давило и сознание, что нужно вовремя заводить детей. Гинекологи стращали нас, что 25 лет роженица уже считается старородящей. Ну и что? Я в свое время была пациенткой Центра охраны здоровья матери и здоровья почти два года с перерывами – вначале одна операция, потом другая. И видела там десятки женщин-рожениц самого разного возраста, в том числе и тех, кому за сорок, и все благополучно разрешились от бремени...» Какой вывод можно сделать из слов психолога? Не обращайте внимание на злословие! Но и не действуйте по принципу «зелен виноград». Это производит болезненное впечатление на окружающих. В том, что хочется замуж, нет ничего постыдного или противоестественного – иногда и такие простые вещи женщинам надо втолковывать. Но если женщине стыдно из-за того, что она одна, если она переживает из-за неустроенной личной жизни, то порой бывает склонна скрывать свои переживания. Особенно преуспевают в такой конспирации чувств женщины религиозные, у которых всегда «под рукой» и пророчества, и святые отцы. Например, одна моя знакомая совершенно серьезно внушала мне, что сейчас замуж выходить нельзя – скоро конец света, надо думать о вечном, а не о временном. Это дама уже немолодая, у которой, к несчастью, очень тяжело складываются отношения с мужем, психологически она одинока. Другая верующая женщина с такой интонацией восклицает «Слава Богу, я не замужем!», что непременно хочется переспросить: «А отчего такая радость?» Для кого-то, может быть, личная свобода действительно счастье, но в этом случае радость слишком уж наигранная.
Эта женщина-катехизаторша тоже уже немолода, вариант занять себя хорошим делом у нее не проходит, потому что к избранному поприщу – учить людей закону Божьему, у нее нет никакого призвания. Я была свидетельницей, когда девочки-старшеклассницы, которым преподавательница наговорила что-то о преступности любви и нежелательности для женщины замужества, за глаза посмеивались над ней и верно определили: «Это потому что она сама не замужем и никогда не имела детей».
Женщины-эмансипе также склонны констатировать: «брак – ерунда, пережиток прошлого», «я самодостаточна». Может быть, вы-то и самодостаточны, но брак это, извините, не ерунда, ерундой и глупостью люди назовут ваши слова и будут правы. Не все женщины, которые говорят, что не понимают, зачем необходимо стремиться замуж, действительно так думают. Те, которым и впрямь не нужно замуж, не пропагандируют устранения института брака как такового, они спокойно и серьезно занимаются своим делом, не устраивая спектаклей. Конечно, не надо хныкать и раскисать, но для чего же стыдиться того, чего вовсе незачем стыдиться?
Оторвитесь от переживаний и обратите внимание: вокруг вас – Божий мир! Он очень разный. Он святой и грешный. Он прекрасный и отвратительный. Он счастливый и печальный. А вы – его часть. И вы ему непременно для чего-то нужны такой, какая вы есть. Недаром Господь вызвал вас из небытия. Подумайте – зачем вы нужны миру, не бойтесь искать, этот интереснейший поиск избавит вас от уныния и иллюзии одиночества.
Всегда радуйтесь! – наставлял христиан апостол. Правда при этом прибавлял: «Непрестанно молитесь». По многим толкованиям непрестанная молитва – это постоянное памятование о Боге. А когда человек помнит о Боге, в его сердце загорается надежда. Если же вы постоянно грустны, скучны и сами записали себя в неудачники, надежда меркнет и смысл жизни искажается. Полюбуйтесь как выглядят пессимисты со стороны.
«Неудачники чаще всего пессимисты. В будущее они смотрят без надежды. Это люди с постоянно пониженным настроением. Они все воспринимают в мрачных, серых тонах и не ждут от будущего ничего хорошего, постоянно обдумывают свои прошлые ошибки, как правило, незначительное, но ими преувеличенные, склонны к угрызениям совести по любому пустяку. Их не очень любят окружающие из-за угрюмости, унылого выражения лица и недовольства. Они малообщительны, друзей у них немного или нет совсем. Они замкнуты, не любят шумного общества. Даже если к ним относятся доброжелательно, они считают, что ничем не заслужили такого отношения. В общении они сдержанны и немногословны. Это прирожденные пессимисты с заниженной самооценкой, они склонны к самообвинению и самоуничижению при ничтожном поводе.
Таким женщинам очень сложно строить отношения с мужчинами. Мужчин не привлекают вечно унылые, безрадостные женщины, которые всегда в плохом настроении, тем более, если для печали нет никаких оснований, и это лишь черта характера. Даже влюбившись, женщина-неудачница не умеет радоваться, что вряд ли чувства будут взаимными. Женщины-неудачницы редко находят повод для веселья, даже успехи их не воодушевляют. Они жалуются, что не умеют радоваться приятным событиям и жизни вообще, и говорят, что им всегда тяжело. В любом событии они видят только негативную сторону и склонны преувеличивать ее. Все положительное в своей жизни они не замечают или не уделяют ему должного внимания». (Диля Еникеева. «Одинокая женщина ищет»).
Грустная картина, не правда ли? А если вы узнали себя в этом портрете, что делать? Мы имеем идеал, к которому надо стремиться. Но смешно было бы начать подражать какой-либо известной личности, теряя свою индивидуальность и обезличивая себя. Наш идеал не человек, а Богочеловек. Именно стремление подражать Христу обладает чудесным свойством – с искренним приближением к Нему человек не обезличивается, но освобождаясь от наносного и ненужного в своем характере, познает себя как создание Божие. Для окружающих в этом человеке проявляется все лучшее, люди начинают тянуться к христианину. При этом человек начинает видеть свои грехи, но ощущение собственной грешности не бросает христианина в пропасть отчаяния, напротив, рождает стремление искоренять пороки в себе и мудрость не осуждать их в других.
Увы, так не всегда получается, хотя должно быть именно так. Но если вы подвержены печали, унынию и неуверенности, отнеситесь к этим малоприятным качествам вашего характера как к злейшим врагам и начните с ними беспощадную войну.
Начните применять такое мощное оружие против мрачности как улыбка. Есть люди, которые, кажется, вообще не умеют улыбаться. Присмотритесь к себе, вы не из таких? Может быть, у вас всегда строгое выражение лица, и вы ему еще всеми силами придаете «неотмирность», которая нисколько не свидетельствует о вашей праведности, но только отпугивает людей? Или, может быть, вы не обладаете чувством юмора и вообще просто уродились застенчивой тихоней и домоседкой? Но ведь это не снимает с вас обязанности быть благодарной Творцу за саму вашу жизнь. А как можно благодарить за то, чем вы недовольны? У человека довольного совсем другое выражение лица.
Это одно из важнейших умений – умение искренне улыбаться людям. Сейчас, когда так много негатива наваливается на нас отовсюду и мощнейшим прессом давит на психику, улыбаться – просто наша обязанность. Заставляя себя улыбаться, вы уже не сможете огрызнуться на того, кто толкнул вас в автобусе. У вас и тон изменится. Улыбка поможет успокоиться в любой ситуации, грозящей нервотрепкой, спокойствие поможет внимательней и сердечной отнестись к человеку. Со временем внимание и сердечность станет доброй привычкой. Изменится и отношение окружающих к вам.
Если мы вспомним самых известных русских святых XIX века – века, когда люди становились более нервными, начинали путаться в элементарных вещах, то не найдем в суровости в открытых этим людям подвижниках. Во времена, когда уже ощущалось приближение великих несчастий, святые, служившие Богу, одним своим видом вселяли в людей надежду и радость. Вспомним батюшку Серафима Саровского с его знаменитым на всю Россию приветствием: «Радость моя!» Однажды один монах Саровского монастыря впал в глубокое уныние и просил другого монаха прогуляться с ним, чтобы хоть как-то развеяться. По пути иноки встретили батюшку Серафима. Святой старец прозрел, какое мучительное чувство точит душу бедного монаха и воскликнул: «Радость моя, нет нам дороги унывать!» От слов старца Серафима, от одного его вида, источающего радость и любовь, унывающий монах взбодрился и печаль оставила его. А вспомним Оптинских старцев, вспомним святителя Феофана Затворника, как открыты они были для всех, как умели подбодрить в трудную минуту, да и шуткой при случае не пренебрегали. А ведь всегда радоваться по апостольской заповеди ох как трудно!
«Учитесь в настоящем неприятном для вас событии найти и позитивные моменты. Наши несчастья могут содержать в себе скрытое счастье. Ведь недаром говорят, что все, что делается, - к лучшему, - обращается к молодым женщинам Галина Белозуб. - Я прожила дольше вас и твердо знаю, что настоящее и будущее часто соотносятся, как фотография и ее негатив. И то, что сейчас в настоящем на негативе отобразилось как черное, на фотографии будет выглядеть как белое. Ищите преимущества вашего положения, и вы обязательно найдете их!.. Твое счастье зависит только от тебя. Потому что оно внутри тебя. И нет его ни под столом, ни под стулом. Если ты будешь ждать, что кто-то составит твое счастье, то рискуешь прождать всю жизнь. Никто ничего не может сделать за тебя в практике духовной работы. Либо ты учишься нести ответственность за свою жизнь и топаешь в правильном направлении прямиком к счастью, т. е. гармонии души, либо у тебя все время кто-то виноват в том, что тебе плохо.
Не все и не всегда от тебя или от меня или от него зависит. Поэтому помни молитву: «Господи, дай мне силы изменить то, что возможно изменить, дай мне смирение, чтобы принять то, на что повлиять я не могу, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого». (Брак от рассвета до заката)».
Наше счастье внутри нас! Чтобы хорошо жить с кем-то, научитесь, прежде всего, хорошо жить с собой.
М Кравцова "Женское
одиночество"
Однажды мне случайно попался на глаза тест «Сладкое одиночество», в котором были такие слова: «Тебе известны разные вкусы одиночества, как горького, так и такого, которое можно усладить. Ты на добром пути к тому, чтобы успешно управлять собой в те минуты, когда вокруг тебя никого нет. Ты еще временами называешь это пустотой, но все чаще замечаешь, что это иллюзия, потому что в этой пустоте всегда кто-то есть. Ты учишься этого кого-то замечать, ценить и любить. Этот кто-то – ты».
Почему мы не интересны сами себе? Потому что не понимаем, какой огромный мир заложен внутри нас. Наши слабости и ошибки – путь духовного роста, если относиться к этому правильно. Каяться в грехах – совсем не то, что постоянно казнить себя за них, забыв о чистой радости сердца, какая бывает после исповеди. Если постоянно говорить себе, что мы мерзкие и гадкие, то точно так же постепенно приучатся воспринимать нас окружающие. Уверяю вас, что при таком отношении к жизни замуж будет выйти очень трудно, даже если вы этого сильно хотите. Святые отшельники плакали о своих грехах – это были люди, изначально удаленные от мира, и что такое был их святой покаянный плач, мы своими малоочищенными сердцами вряд ли поймем. Но совершенно точно – это не были надоедливые и нескромные сетования перед каждым встречным-поперечным: «Ах, какой я плохой». Вы же собираетесь строить жизнь в миру, с любимым человеком. Истинное смирение молчаливо, покаяние отдается Богу. А для людей, которые рядом, женщину ничего так не красит как ясное, доброе и светлое восприятие жизни. Радость меняет наш внешний облик, уверенность в Божьей любви дает уверенность в собственной нужности для этого мира. На исповеди душе дается освобождение. Освободите и вы свою душу для вольного полета, зная при этом, что будете падать еще не раз. Главное, иметь духовную силу и желание вовремя подняться.
Один умный человек сказал мне слова, которые я запомнила на всю жизнь: не надо считать, что все люди смотрят только на тебя и думают только о тебе. Да, действительно, у людей много других забот, чтобы только и делать, что выискивать в нас недостатки. Но мы сами можем постоянно о них напоминать, изводя близких и коллег своей самокритикой. Но повторим – истинное смирение молчаливо.
Нужно избегать мнительности. Бывает ведь, что нам все время кажется, что люди плохо о нас подумали, хотя ничего подобного не было. Помню, однажды мой друг довольно резко и односложно сказал мне, что занят, когда я позвонила ему. Я целый час переживала из-за этого. Но, перезвонив через час, услышала такое сердечное обращение, что весь вечер потом у меня было очень хорошее настроение от искренних добрых слов. Надо помнить, что иногда негативное отношение человека направлено вовсе не на вас, а вызвано какими-то проблемами. А вы просто попались под горячую руку. Прощайте и смиряйтесь – мы все не святые. Самый большой наш жизненный крест – это мы сами, и если мы не становимся мгновенно хорошими, то и это надо понести без раздражения и ненависти к себе.
Предположим, вы правильно восприняли все вышесказанное и решили изменить отношение к жизни. Итак, что же делать? Первое: успокоиться. По-христиански: смириться. Перестать стесняться одиночества. Слова о том, что «женщина не будет до конца счастлива, если не создаст семью», научитесь воспринимать с улыбкой. Найдя подобные высказывания в какой-либо книге, сразу же откладывайте ее, особенно если книга религиозного содержания – уж кому-кому, а верующим стыдно не знать, что в конце концов живем мы не для земного счастья, а для Царствия Божия. А оно – «внутрь нас есть» и вряд ли зависит от непременного наличия мужчины в вашей жизни. Не стесняйтесь без спутника посещать гостей, выставки, просто гулять по любимым местам. Не разрешайте людям слишком долго распространяться на тему вашей личной жизни, если вам это неприятно. Всегда можно ответить вежливо, с улыбкой, но при этом так, что ответ ваш отобьет охоту у бесцеремонных людей портить вам настроение. Главное – сами ни портите его никому: ни себе, ни людям. Самое важное сейчас для вас – избавиться от ложного чувства стыда. Стыд «за то, что меня никто не любит», может даже стать серьезным препятствием в религиозной жизни. Конечно, краснея из-за того, что «все уже, а я никак», вы можете просто не заметить в себе то, из-за чего действительно надо бы краснеть. Не заметите, как развиваются неприятные черты характера, какие-то важные грехи так и останутся неисповеданными.
И если у вас есть в жизни что-то, что (вы чувствуете) придает ей смысл – не бубните в ответ на вопрос «Да разве ты счастлива без мужика?» что-то вроде: «Ну, по-своему, да!» Будьте уверены в себе – слава Богу за все! Подумайте – ведь у Вас есть целый мир.
Стыдиться одиночества перед людьми – грех, поскольку суетному мирскому мнению мы придаем до неприличия большое значение. Оборотная сторона такого стыда – греховное самолюбие.
Психолог Диля Еникеева пишет о том, как раньше общественное мнение подспудно давило на незамужнюю девушку (женщину). Стоило ей на какое-то время выпасть из поля зрения знакомых, как те при встрече спрашивали: «Ну как, замуж-то еще не вышла?» В самом вопросе, в интонациях собеседника (а особенно собеседниц) проскальзывало снисходительное отношение и даже злорадство – мол, вековать тебе, голубушка, одной, с твоими-то запросами (или внешними данными). Приятельницы, делясь подробностями семейной жизни взирали, взирали на незамужнюю подругу с оттенком превосходства, дескать, что ты знаешь о настоящей жизни?!..
Некоторые знакомые уже не раз успели сбегать замуж и вновь строили матримониальные планы. Мать горестно вздыхала и сочувственно поглядывала на дочь, периодически намекая, как хорошо иметь внуков... Родственники или коллеги порывались выступить в качестве свахи и предлагали познакомить «с одним приличным неженатым молодым человеком, очевидно, полагая, что перезрелая девица не в состоянии найти мужа.
В общем, незамужняя женщина ощущала собственную уязвимость и даже ущербность и втайне мечтала, если уж не обрести в лице мужа защиту, то хотя бы обзавестись штампом в паспорте, который избавит ее от унизительных оправданий и разъяснений сочувствующим и ехидничающим, почему она не замужем. Если выйти замуж все же не получалось, то женщина чувствовала себя «неполноценной» - другие почему-то умудряются побывать, а ей не удается. Не помогали и ее заверения, что она ищет достойного спутника жизни. «Ну-ну, - усмехались ей в лицо. – Ищи. Только потом поздно будет».
«Считалась, что если девушка (женщина), - рассказывает дальше Диля Еникеева, - не вышла замуж до 25 лет, то дальше ее шансы уменьшаются с катастрофической быстротой. «Кто тебя, перестарка, возьмет?» – как-то ехидно спросила мою 28-летнюю приятельницу коллега с работы. Сама она замужем за алкоголиком, не вылезала из долгов, периодически являлась с синяками и жаловалась на своего пропойцу-мужа, но тем не менее ощущала свое превосходство. Кстати, моя приятельница потом ушла из этой конторы, вместе с двумя подругами организовала фирму, привлекла сотрудников-мужчин, а в 34 года вышла за весьма интересного и весьма небедного человека, родила ребенка и счастлива. Чего не скажешь о многих других, которые вышли замуж «своевременно».
На женщин подспудно давило и сознание, что нужно вовремя заводить детей. Гинекологи стращали нас, что 25 лет роженица уже считается старородящей. Ну и что? Я в свое время была пациенткой Центра охраны здоровья матери и здоровья почти два года с перерывами – вначале одна операция, потом другая. И видела там десятки женщин-рожениц самого разного возраста, в том числе и тех, кому за сорок, и все благополучно разрешились от бремени...» Какой вывод можно сделать из слов психолога? Не обращайте внимание на злословие! Но и не действуйте по принципу «зелен виноград». Это производит болезненное впечатление на окружающих. В том, что хочется замуж, нет ничего постыдного или противоестественного – иногда и такие простые вещи женщинам надо втолковывать. Но если женщине стыдно из-за того, что она одна, если она переживает из-за неустроенной личной жизни, то порой бывает склонна скрывать свои переживания. Особенно преуспевают в такой конспирации чувств женщины религиозные, у которых всегда «под рукой» и пророчества, и святые отцы. Например, одна моя знакомая совершенно серьезно внушала мне, что сейчас замуж выходить нельзя – скоро конец света, надо думать о вечном, а не о временном. Это дама уже немолодая, у которой, к несчастью, очень тяжело складываются отношения с мужем, психологически она одинока. Другая верующая женщина с такой интонацией восклицает «Слава Богу, я не замужем!», что непременно хочется переспросить: «А отчего такая радость?» Для кого-то, может быть, личная свобода действительно счастье, но в этом случае радость слишком уж наигранная.
Эта женщина-катехизаторша тоже уже немолода, вариант занять себя хорошим делом у нее не проходит, потому что к избранному поприщу – учить людей закону Божьему, у нее нет никакого призвания. Я была свидетельницей, когда девочки-старшеклассницы, которым преподавательница наговорила что-то о преступности любви и нежелательности для женщины замужества, за глаза посмеивались над ней и верно определили: «Это потому что она сама не замужем и никогда не имела детей».
Женщины-эмансипе также склонны констатировать: «брак – ерунда, пережиток прошлого», «я самодостаточна». Может быть, вы-то и самодостаточны, но брак это, извините, не ерунда, ерундой и глупостью люди назовут ваши слова и будут правы. Не все женщины, которые говорят, что не понимают, зачем необходимо стремиться замуж, действительно так думают. Те, которым и впрямь не нужно замуж, не пропагандируют устранения института брака как такового, они спокойно и серьезно занимаются своим делом, не устраивая спектаклей. Конечно, не надо хныкать и раскисать, но для чего же стыдиться того, чего вовсе незачем стыдиться?
Оторвитесь от переживаний и обратите внимание: вокруг вас – Божий мир! Он очень разный. Он святой и грешный. Он прекрасный и отвратительный. Он счастливый и печальный. А вы – его часть. И вы ему непременно для чего-то нужны такой, какая вы есть. Недаром Господь вызвал вас из небытия. Подумайте – зачем вы нужны миру, не бойтесь искать, этот интереснейший поиск избавит вас от уныния и иллюзии одиночества.
Всегда радуйтесь! – наставлял христиан апостол. Правда при этом прибавлял: «Непрестанно молитесь». По многим толкованиям непрестанная молитва – это постоянное памятование о Боге. А когда человек помнит о Боге, в его сердце загорается надежда. Если же вы постоянно грустны, скучны и сами записали себя в неудачники, надежда меркнет и смысл жизни искажается. Полюбуйтесь как выглядят пессимисты со стороны.
«Неудачники чаще всего пессимисты. В будущее они смотрят без надежды. Это люди с постоянно пониженным настроением. Они все воспринимают в мрачных, серых тонах и не ждут от будущего ничего хорошего, постоянно обдумывают свои прошлые ошибки, как правило, незначительное, но ими преувеличенные, склонны к угрызениям совести по любому пустяку. Их не очень любят окружающие из-за угрюмости, унылого выражения лица и недовольства. Они малообщительны, друзей у них немного или нет совсем. Они замкнуты, не любят шумного общества. Даже если к ним относятся доброжелательно, они считают, что ничем не заслужили такого отношения. В общении они сдержанны и немногословны. Это прирожденные пессимисты с заниженной самооценкой, они склонны к самообвинению и самоуничижению при ничтожном поводе.
Таким женщинам очень сложно строить отношения с мужчинами. Мужчин не привлекают вечно унылые, безрадостные женщины, которые всегда в плохом настроении, тем более, если для печали нет никаких оснований, и это лишь черта характера. Даже влюбившись, женщина-неудачница не умеет радоваться, что вряд ли чувства будут взаимными. Женщины-неудачницы редко находят повод для веселья, даже успехи их не воодушевляют. Они жалуются, что не умеют радоваться приятным событиям и жизни вообще, и говорят, что им всегда тяжело. В любом событии они видят только негативную сторону и склонны преувеличивать ее. Все положительное в своей жизни они не замечают или не уделяют ему должного внимания». (Диля Еникеева. «Одинокая женщина ищет»).
Грустная картина, не правда ли? А если вы узнали себя в этом портрете, что делать? Мы имеем идеал, к которому надо стремиться. Но смешно было бы начать подражать какой-либо известной личности, теряя свою индивидуальность и обезличивая себя. Наш идеал не человек, а Богочеловек. Именно стремление подражать Христу обладает чудесным свойством – с искренним приближением к Нему человек не обезличивается, но освобождаясь от наносного и ненужного в своем характере, познает себя как создание Божие. Для окружающих в этом человеке проявляется все лучшее, люди начинают тянуться к христианину. При этом человек начинает видеть свои грехи, но ощущение собственной грешности не бросает христианина в пропасть отчаяния, напротив, рождает стремление искоренять пороки в себе и мудрость не осуждать их в других.
Увы, так не всегда получается, хотя должно быть именно так. Но если вы подвержены печали, унынию и неуверенности, отнеситесь к этим малоприятным качествам вашего характера как к злейшим врагам и начните с ними беспощадную войну.
Начните применять такое мощное оружие против мрачности как улыбка. Есть люди, которые, кажется, вообще не умеют улыбаться. Присмотритесь к себе, вы не из таких? Может быть, у вас всегда строгое выражение лица, и вы ему еще всеми силами придаете «неотмирность», которая нисколько не свидетельствует о вашей праведности, но только отпугивает людей? Или, может быть, вы не обладаете чувством юмора и вообще просто уродились застенчивой тихоней и домоседкой? Но ведь это не снимает с вас обязанности быть благодарной Творцу за саму вашу жизнь. А как можно благодарить за то, чем вы недовольны? У человека довольного совсем другое выражение лица.
Это одно из важнейших умений – умение искренне улыбаться людям. Сейчас, когда так много негатива наваливается на нас отовсюду и мощнейшим прессом давит на психику, улыбаться – просто наша обязанность. Заставляя себя улыбаться, вы уже не сможете огрызнуться на того, кто толкнул вас в автобусе. У вас и тон изменится. Улыбка поможет успокоиться в любой ситуации, грозящей нервотрепкой, спокойствие поможет внимательней и сердечной отнестись к человеку. Со временем внимание и сердечность станет доброй привычкой. Изменится и отношение окружающих к вам.
Если мы вспомним самых известных русских святых XIX века – века, когда люди становились более нервными, начинали путаться в элементарных вещах, то не найдем в суровости в открытых этим людям подвижниках. Во времена, когда уже ощущалось приближение великих несчастий, святые, служившие Богу, одним своим видом вселяли в людей надежду и радость. Вспомним батюшку Серафима Саровского с его знаменитым на всю Россию приветствием: «Радость моя!» Однажды один монах Саровского монастыря впал в глубокое уныние и просил другого монаха прогуляться с ним, чтобы хоть как-то развеяться. По пути иноки встретили батюшку Серафима. Святой старец прозрел, какое мучительное чувство точит душу бедного монаха и воскликнул: «Радость моя, нет нам дороги унывать!» От слов старца Серафима, от одного его вида, источающего радость и любовь, унывающий монах взбодрился и печаль оставила его. А вспомним Оптинских старцев, вспомним святителя Феофана Затворника, как открыты они были для всех, как умели подбодрить в трудную минуту, да и шуткой при случае не пренебрегали. А ведь всегда радоваться по апостольской заповеди ох как трудно!
«Учитесь в настоящем неприятном для вас событии найти и позитивные моменты. Наши несчастья могут содержать в себе скрытое счастье. Ведь недаром говорят, что все, что делается, - к лучшему, - обращается к молодым женщинам Галина Белозуб. - Я прожила дольше вас и твердо знаю, что настоящее и будущее часто соотносятся, как фотография и ее негатив. И то, что сейчас в настоящем на негативе отобразилось как черное, на фотографии будет выглядеть как белое. Ищите преимущества вашего положения, и вы обязательно найдете их!.. Твое счастье зависит только от тебя. Потому что оно внутри тебя. И нет его ни под столом, ни под стулом. Если ты будешь ждать, что кто-то составит твое счастье, то рискуешь прождать всю жизнь. Никто ничего не может сделать за тебя в практике духовной работы. Либо ты учишься нести ответственность за свою жизнь и топаешь в правильном направлении прямиком к счастью, т. е. гармонии души, либо у тебя все время кто-то виноват в том, что тебе плохо.
Не все и не всегда от тебя или от меня или от него зависит. Поэтому помни молитву: «Господи, дай мне силы изменить то, что возможно изменить, дай мне смирение, чтобы принять то, на что повлиять я не могу, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого». (Брак от рассвета до заката)».
Наше счастье внутри нас! Чтобы хорошо жить с кем-то, научитесь, прежде всего, хорошо жить с собой.
Комментарии3