Происхождение современной готической субкультуры
После первой статьи Goth with a Sladgehammer, возникло много отзывов. Теперь продолжение.
..:: Происхождение современной готической субкультуры ::..
В действительности готы – это нечто большее, чем сумма определённых понятий. Каждый раз, задавая подобные вопросы, вы будете получать самые противоречивые ответы. Всё будет зависеть от личности спрашиваемого. Уж очень многое в данной теме представляет собой части более обширной культуры. Это не ярлык и не описание. Будучи и философией, и стилем жизни, готическая субкультура опирается как на прошлое, так и на настоящее.
Основной идеей характеризующей готов является непреодолимая тяга к самовыражению и реализации своего творческого потенциала в стремлении увлечь аудиторию вещами мрачными и пугающими, обыденно игнорируемыми но, вместе с тем имеющими большую, почти гипнотически-животную силу. Это может быть нечто тонкое и искушающее, а может быть ужасное и бросающее в дрожь. Главное – игра на тех сторонах жизни, которыми общество явно обладает, но боится признать за собой. Методы самовыражения варьируются от создания одежды до написания музыки и новелл. Воображение и оригинальность всегда были ключевыми качествами готов.
Как образ жизни готическая субкультура так же разнообразна, как и её сторонники. Нет никакого определённого стереотипа или униформы. Не все готы депрессивны, не все одеваются в чёрное. Готы слушают разную музыку и используют различные средства самовыражения. Подобное положение вещей создаёт много путаницы в определении понятия готической субкультуры, но при этом является и характерной чертой.
Так как же идентифицировать настоящего гота, если все они так различны? Здесь важно напомнить и ясно осознать упоминавшуюся ранее основную идею готов, как контркультуры: стремление взять темные стороны нашего «Я», и явить их свету, таким образом, что бы мы признали их частью себя независимо от того насколько они плохие или хорошие.
Что бы понять готическую субкультуру более глубоко, необходимо обратить внимание на ее историю. Это течение существует несравненно более продолжительное время, чем тот ярлык, что прилепили к нему в недавнее время. Субкультура появлялась, расцветала и умирала, что бы возродиться вновь во многих сообществах и эпохах. Её сторонники – молодая интеллигенция, скучающая в лоне основной, существующей культуры. Обычно, под основной культурой подразумевается сложившаяся, окостеневшая система кастовых, межличностных отношений, а так же определённая нетерпимость к различным школам искусства и мысли. Именно из-за этих свойств, любая контркультура воспринималась и воспринимается обществом враждебно и подозрительно, иногда принимая форму крайней агрессивности. Единственный момент в истории, когда контркультура воспринималась дружелюбно – это эпоха итальянского ренессанса.
Мы знаем, что современная готическая субкультура появилась в Западной Европе и Северной Америке в период конца семидесятых и начала восьмидесятых годов. Как и сейчас, тогда это было течение в среде молодёжи среднего класса, который на тот момент активно входил в состояние преуспевания. Получив некоторую, экономическую свободу, молодые люди чувствовали внутреннюю нестабильность и недостаток идентификации. Пребывая в столь хрупком осознании себя, они не могли найти внутреннего равновесия, руководствуясь лишь системой ценностей внушаемых извне. Линии социального разделения отдаляли их от людей, с которыми совсем недавно они были на равных, что создавало сильный диссонанс.
Ответом на данное замешательство в плане самоидентификации стало образование собственной социальной среды. Основой для данной контркультуры стал синтез исторических элементов сильно тяготеющих к драматическим традициям, философии и идеям байроновской Англии, Германии времён Второй Мировой, а так же эпохи американских битников. Существуя некоторое время без какого-либо определённого названия, субкультура в начале обрела название New Romantics (в то время как некоторые называли себя Deathers), а уж потом Goths.
К 1981 году, очень неоднозначная по своей природе готическая субкультура разделяется на две фракции – Appolonian и Dionysan. Каждая из этих фракций послужила персонификацией тех сторон, которые были наиболее привлекательны для конкретного гота и выражались в отношении к материализму, элитарности и чувству морального превосходства. Основным различием были способы выражения их чужеродности и неприятия в обществе.
Большинство приверженцев фракции Appolonian были заняты аспектами искусства и философии в готической субкультуре. По сути, не являясь бунтарями, они целиком отдавались процессу создания и оценки произведений музыки, литературы и изобразительного искусства. Некоторые из них предпринимали малоуспешные попытки узаконить свою субкультуру в глазах общества, которое относилось к ним как к безобидным, болезненным мечтателям.
В то же время Dionysian были охвачены погоней за наслаждениями и страстью саморазрушения. Их вклад в субкультуру более эфемерен и труднее определяется в традиционных понятиях креативности, но всё же обладает достаточной силой в своих тёмных сторонах. Некоторые из известных музыкантов и идейных вдохновителей среди готов принадлежали именно к этой фракции. Будучи более конфронтационной, в своём самовыражении, эта часть субкультуры была признанна общественным мнением как опасная и нежелательная.
Современный стереотип гота – это искажённая карикатура на фракцию Dionysan, отражающая её манию к саморазрушению и упадническим настроениям, при полном отсутствии тёмного шарма и глубины, не говоря уже об основном понятии гота как такового.
К 1987 году обе фракции практически исчезли, окончательно слившись с традиционной культурой, так как их приверженцы встали лицом к лицу с необходимостью выживания во взрослой среде. Очень небольшой процент от оригинального сообщества остался верен себе и своим принципам, сохраняя возможность жить по-прежнему. К этому времени новое поколение разочарованной молодёжи стало подражать Dyonisian готам. Они взяли за основу мрачный стиль одежды и решили, что высокомерная, одинокая музыка написана именно для них. Некий стереотипный образ жизни готов послужил достаточным, для того, что бы внести в их скучную, лишённую воображения жизнь разнообразие.
Новоявленные киндер-готы были встречены неодобрительно. Новая позиция не была принята исходной культурой, после чего возникло резкое обоюдное отторжение. Те немногие, кто остался от предыдущего поколения готов, в начале предпринимали попытки охватить разрозненные группы молодёжи, но их энтузиазм столкнулся с враждебностью и неприятием. После этого начался активный обмен любезностями, где щедро раздавались ярлыки типа «Позёр» и «Фальшивый Гот».
К девяностым годам артистизм и философия исходной готической субкультуры были подменены внешним позёрством и стилем одеваться (dresscode). Немногие из оставшихся готов старой школы ушли в андерграунд, не желая быть сопричастными с тем, что заявляли о себе заурядные и невнятные выскочки, называвшие себя готами перед средствами массовой информации. Они ясно видели, что новые готы не более чем группа наркоманов, которым нечего предложить миру кроме плохих манер и способа одеваться. Мнение новой школы о своих прародителях было не многим лучше.
За прошедшие несколько лет обе школы охватили значительную часть всемирной сети, которая стала и средой выживания, и полем битвы. Свободный доступ к паутине привёл к интересному и неожиданному повороту: новое поколение готов начало качественно расти, развивая свой креативный потенциал, который ранее был центральной идеей у готов старой школы. Новые готы или Goffs, как называют себя некоторые из них, становятся более похожими на исходную субкультуру, чем каждая из враждующих прежде сторон. Эта тенденция позволяет надеяться на благоприятную перспективу для готической субкультуры, привнося в неё свежую кровь, в захватывающей игре на скрытых и потаённых сторонах нашего общества. Так или иначе, самые красивые цветы растут на сорняках, не так ли?
В действительности готы – это нечто большее, чем сумма определённых понятий. Каждый раз, задавая подобные вопросы, вы будете получать самые противоречивые ответы. Всё будет зависеть от личности спрашиваемого. Уж очень многое в данной теме представляет собой части более обширной культуры. Это не ярлык и не описание. Будучи и философией, и стилем жизни, готическая субкультура опирается как на прошлое, так и на настоящее.
Основной идеей характеризующей готов является непреодолимая тяга к самовыражению и реализации своего творческого потенциала в стремлении увлечь аудиторию вещами мрачными и пугающими, обыденно игнорируемыми но, вместе с тем имеющими большую, почти гипнотически-животную силу. Это может быть нечто тонкое и искушающее, а может быть ужасное и бросающее в дрожь. Главное – игра на тех сторонах жизни, которыми общество явно обладает, но боится признать за собой. Методы самовыражения варьируются от создания одежды до написания музыки и новелл. Воображение и оригинальность всегда были ключевыми качествами готов.
Как образ жизни готическая субкультура так же разнообразна, как и её сторонники. Нет никакого определённого стереотипа или униформы. Не все готы депрессивны, не все одеваются в чёрное. Готы слушают разную музыку и используют различные средства самовыражения. Подобное положение вещей создаёт много путаницы в определении понятия готической субкультуры, но при этом является и характерной чертой.
Так как же идентифицировать настоящего гота, если все они так различны? Здесь важно напомнить и ясно осознать упоминавшуюся ранее основную идею готов, как контркультуры: стремление взять темные стороны нашего «Я», и явить их свету, таким образом, что бы мы признали их частью себя независимо от того насколько они плохие или хорошие.
Что бы понять готическую субкультуру более глубоко, необходимо обратить внимание на ее историю. Это течение существует несравненно более продолжительное время, чем тот ярлык, что прилепили к нему в недавнее время. Субкультура появлялась, расцветала и умирала, что бы возродиться вновь во многих сообществах и эпохах. Её сторонники – молодая интеллигенция, скучающая в лоне основной, существующей культуры. Обычно, под основной культурой подразумевается сложившаяся, окостеневшая система кастовых, межличностных отношений, а так же определённая нетерпимость к различным школам искусства и мысли. Именно из-за этих свойств, любая контркультура воспринималась и воспринимается обществом враждебно и подозрительно, иногда принимая форму крайней агрессивности. Единственный момент в истории, когда контркультура воспринималась дружелюбно – это эпоха итальянского ренессанса.
Мы знаем, что современная готическая субкультура появилась в Западной Европе и Северной Америке в период конца семидесятых и начала восьмидесятых годов. Как и сейчас, тогда это было течение в среде молодёжи среднего класса, который на тот момент активно входил в состояние преуспевания. Получив некоторую, экономическую свободу, молодые люди чувствовали внутреннюю нестабильность и недостаток идентификации. Пребывая в столь хрупком осознании себя, они не могли найти внутреннего равновесия, руководствуясь лишь системой ценностей внушаемых извне. Линии социального разделения отдаляли их от людей, с которыми совсем недавно они были на равных, что создавало сильный диссонанс.
Ответом на данное замешательство в плане самоидентификации стало образование собственной социальной среды. Основой для данной контркультуры стал синтез исторических элементов сильно тяготеющих к драматическим традициям, философии и идеям байроновской Англии, Германии времён Второй Мировой, а так же эпохи американских битников. Существуя некоторое время без какого-либо определённого названия, субкультура в начале обрела название New Romantics (в то время как некоторые называли себя Deathers), а уж потом Goths.
К 1981 году, очень неоднозначная по своей природе готическая субкультура разделяется на две фракции – Appolonian и Dionysan. Каждая из этих фракций послужила персонификацией тех сторон, которые были наиболее привлекательны для конкретного гота и выражались в отношении к материализму, элитарности и чувству морального превосходства. Основным различием были способы выражения их чужеродности и неприятия в обществе.
Большинство приверженцев фракции Appolonian были заняты аспектами искусства и философии в готической субкультуре. По сути, не являясь бунтарями, они целиком отдавались процессу создания и оценки произведений музыки, литературы и изобразительного искусства. Некоторые из них предпринимали малоуспешные попытки узаконить свою субкультуру в глазах общества, которое относилось к ним как к безобидным, болезненным мечтателям.
В то же время Dionysian были охвачены погоней за наслаждениями и страстью саморазрушения. Их вклад в субкультуру более эфемерен и труднее определяется в традиционных понятиях креативности, но всё же обладает достаточной силой в своих тёмных сторонах. Некоторые из известных музыкантов и идейных вдохновителей среди готов принадлежали именно к этой фракции. Будучи более конфронтационной, в своём самовыражении, эта часть субкультуры была признанна общественным мнением как опасная и нежелательная.
Современный стереотип гота – это искажённая карикатура на фракцию Dionysan, отражающая её манию к саморазрушению и упадническим настроениям, при полном отсутствии тёмного шарма и глубины, не говоря уже об основном понятии гота как такового.
К 1987 году обе фракции практически исчезли, окончательно слившись с традиционной культурой, так как их приверженцы встали лицом к лицу с необходимостью выживания во взрослой среде. Очень небольшой процент от оригинального сообщества остался верен себе и своим принципам, сохраняя возможность жить по-прежнему. К этому времени новое поколение разочарованной молодёжи стало подражать Dyonisian готам. Они взяли за основу мрачный стиль одежды и решили, что высокомерная, одинокая музыка написана именно для них. Некий стереотипный образ жизни готов послужил достаточным, для того, что бы внести в их скучную, лишённую воображения жизнь разнообразие.
Новоявленные киндер-готы были встречены неодобрительно. Новая позиция не была принята исходной культурой, после чего возникло резкое обоюдное отторжение. Те немногие, кто остался от предыдущего поколения готов, в начале предпринимали попытки охватить разрозненные группы молодёжи, но их энтузиазм столкнулся с враждебностью и неприятием. После этого начался активный обмен любезностями, где щедро раздавались ярлыки типа «Позёр» и «Фальшивый Гот».
К девяностым годам артистизм и философия исходной готической субкультуры были подменены внешним позёрством и стилем одеваться (dresscode). Немногие из оставшихся готов старой школы ушли в андерграунд, не желая быть сопричастными с тем, что заявляли о себе заурядные и невнятные выскочки, называвшие себя готами перед средствами массовой информации. Они ясно видели, что новые готы не более чем группа наркоманов, которым нечего предложить миру кроме плохих манер и способа одеваться. Мнение новой школы о своих прародителях было не многим лучше.
За прошедшие несколько лет обе школы охватили значительную часть всемирной сети, которая стала и средой выживания, и полем битвы. Свободный доступ к паутине привёл к интересному и неожиданному повороту: новое поколение готов начало качественно расти, развивая свой креативный потенциал, который ранее был центральной идеей у готов старой школы. Новые готы или Goffs, как называют себя некоторые из них, становятся более похожими на исходную субкультуру, чем каждая из враждующих прежде сторон. Эта тенденция позволяет надеяться на благоприятную перспективу для готической субкультуры, привнося в неё свежую кровь, в захватывающей игре на скрытых и потаённых сторонах нашего общества. Так или иначе, самые красивые цветы растут на сорняках, не так ли?
© Автор: Azhrarn 1998
Комментарии23