Кавказская пленница. Цензура, киноляпы и многое другое…
Надпись на заборе
Уже с первых кадров солидная комиссия, собравшаяся на просмотр новой комедии, схватилась за голову. Увидеть, что советская картина начинается с самой известной надписи на заборе... Это было немыслимо!
Но именно такое начало придумали вместе режиссер Леонид Гайдай и его друг Юрий Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
Этот эпизод, естественно, запретили. Съемочную группу обвинили в «хулиганстве». И дальше цензура только успевала вырезать из картины «сомнительные» моменты.
Уже с первых кадров солидная комиссия, собравшаяся на просмотр новой комедии, схватилась за голову. Увидеть, что советская картина начинается с самой известной надписи на заборе... Это было немыслимо!
Но именно такое начало придумали вместе режиссер Леонид Гайдай и его друг Юрий Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
Этот эпизод, естественно, запретили. Съемочную группу обвинили в «хулиганстве». И дальше цензура только успевала вырезать из картины «сомнительные» моменты.
Аморальная песня
С «Песней о султане» чиновники из Госкино обошлись тоже негуманно. Казалось бы, вставной музыкальный номер. Никулин - в роли восточного шейха. Но в строчках увидели пропаганду аморального образа жизни.
Мы позвонили одному из сценаристов Якову Костюковскому, он же - соавтор текста.
- Многострадальная песня! - подтвердил Яков Аронович. - Мы с соавтором Слободским так радовались, когда Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев - в то время худрук объединения «Луч» на «Мосфильме» - заявил, что ее нужно выбросить. В итоге в фильм вошли только два куплета из четырех: первый и последний. Когда должен был звучать второй, зритель слышит лишь имя Зульфия, после чего видит другой кадр, как дядя Нины чокается со своим отражением в зеркале, празднуя победу. В это время фоном звучит мелодия песни (слова не слышны). Затем нам снова показывают танцующую троицу, и Никулин допевает фразу: «...Но с другой стороны тещи тоже три», - и тут же выдает припев.
С «Песней о султане» чиновники из Госкино обошлись тоже негуманно. Казалось бы, вставной музыкальный номер. Никулин - в роли восточного шейха. Но в строчках увидели пропаганду аморального образа жизни.
Мы позвонили одному из сценаристов Якову Костюковскому, он же - соавтор текста.
- Многострадальная песня! - подтвердил Яков Аронович. - Мы с соавтором Слободским так радовались, когда Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев - в то время худрук объединения «Луч» на «Мосфильме» - заявил, что ее нужно выбросить. В итоге в фильм вошли только два куплета из четырех: первый и последний. Когда должен был звучать второй, зритель слышит лишь имя Зульфия, после чего видит другой кадр, как дядя Нины чокается со своим отражением в зеркале, празднуя победу. В это время фоном звучит мелодия песни (слова не слышны). Затем нам снова показывают танцующую троицу, и Никулин допевает фразу: «...Но с другой стороны тещи тоже три», - и тут же выдает припев.
Через несколько лет после премьеры фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями из кинофильма «Кавказская пленница». Никулин записал все четыре куплета. А затем эти песни растиражировали радиостанции, поэтому у многих возникло ощущение, что и в комедии они слышали слова целиком.
"Медведи не должны чесаться"
Гайдай хотел, чтобы Наталья Варлей исполнила в фильме песню, да такую, чтобы ее запела вся страна. Заказал композитору Александру Зацепину мелодию. Тот сочинил их четыре и отправил Гайдаю в Крым. На одной сделал пометку, что она вполне может стать песней. Однако Гайдаю именно эта мелодия и не понравилась. Когда композитор узнал об этом, то написал заявление об уходе с картины. Но его успокоили и посоветовали срочно вылететь на съемки к Гайдаю в Алушту.
В Алуште, увидев Зацепина, Вицин, Никулин и Моргунов хором запели его мелодию (на которую потом Дербенев напишет слова «Где-то на белом свете»). Однако Гайдай продолжал оставаться при своем мнении. Правда, разрешил Дербеневу написать слова на эту мелодию. Но созданный вариант его не устроил: «При чем здесь мороз, если у нас действие происходит летом? И вообще такую песню никогда не будет петь народ». Но ничего изменить уже не смог: надо было возобновлять съемки. Пришлось брать то, что было. Лишь много позже, услышав, как поют на улице «ла-ла-ла, вертится быстрей Земля», он признал, что был не прав.
Гайдай хотел, чтобы Наталья Варлей исполнила в фильме песню, да такую, чтобы ее запела вся страна. Заказал композитору Александру Зацепину мелодию. Тот сочинил их четыре и отправил Гайдаю в Крым. На одной сделал пометку, что она вполне может стать песней. Однако Гайдаю именно эта мелодия и не понравилась. Когда композитор узнал об этом, то написал заявление об уходе с картины. Но его успокоили и посоветовали срочно вылететь на съемки к Гайдаю в Алушту.
В Алуште, увидев Зацепина, Вицин, Никулин и Моргунов хором запели его мелодию (на которую потом Дербенев напишет слова «Где-то на белом свете»). Однако Гайдай продолжал оставаться при своем мнении. Правда, разрешил Дербеневу написать слова на эту мелодию. Но созданный вариант его не устроил: «При чем здесь мороз, если у нас действие происходит летом? И вообще такую песню никогда не будет петь народ». Но ничего изменить уже не смог: надо было возобновлять съемки. Пришлось брать то, что было. Лишь много позже, услышав, как поют на улице «ла-ла-ла, вертится быстрей Земля», он признал, что был не прав.
Однако к словам песни придрался худсовет - почему «чешут» медведи спину? У них блохи? «Не эстетично, срочно переделать!» После чего «чешут» заменили на «трутся спиной медведи о земную ось».
Кража партийца
Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!»
- Эти слова оскорбляют и порочат членов партии! Уберите! - сказали чиновники.
Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу».
В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес - лжец, и нет правды в словах его.
Георгий ВИЦИН: «Пугачева - моя ученица»
После работы в картине актер вспоминал: «В фильме «Кавказская пленница» я подпеваю тоненьким голоском. Этим самым голосом я пел и на концертах, на встречах со зрителями. Однажды, когда мы выступали где-то в воинской части, ко мне за кулисами подошла девушка... Худая такая! Еще худей, чем Гурченко. Подошла и говорит так скромненько: «Я тоже стараюсь петь, как вы. Петь актерски». А она исполняла «Все могут короли»... Я ей сказал, что одобряю. И был прав. Так что знайте все: Пугачева - моя ученица».
ГОНОРАРЫ
Из всей звездной троицы Моргунов получал самую низкую ставку - 25 рублей за съемочный день. Никулину платили 50 рублей, Вицину - 40. У Демьяненко ставка равнялась 50 рублям, у Варлей - 13 рублей 50 копеек.
Зарплата за весь съемочный период:
Л. Гайдай - 4140 руб. плюс 2000 за соавторство в написании сценария.
Кража партийца
Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!»
- Эти слова оскорбляют и порочат членов партии! Уберите! - сказали чиновники.
Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу».
В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес - лжец, и нет правды в словах его.
Георгий ВИЦИН: «Пугачева - моя ученица»
После работы в картине актер вспоминал: «В фильме «Кавказская пленница» я подпеваю тоненьким голоском. Этим самым голосом я пел и на концертах, на встречах со зрителями. Однажды, когда мы выступали где-то в воинской части, ко мне за кулисами подошла девушка... Худая такая! Еще худей, чем Гурченко. Подошла и говорит так скромненько: «Я тоже стараюсь петь, как вы. Петь актерски». А она исполняла «Все могут короли»... Я ей сказал, что одобряю. И был прав. Так что знайте все: Пугачева - моя ученица».
ГОНОРАРЫ
Из всей звездной троицы Моргунов получал самую низкую ставку - 25 рублей за съемочный день. Никулину платили 50 рублей, Вицину - 40. У Демьяненко ставка равнялась 50 рублям, у Варлей - 13 рублей 50 копеек.
Зарплата за весь съемочный период:
Л. Гайдай - 4140 руб. плюс 2000 за соавторство в написании сценария.
А. Демьяненко - 5220 руб.
Н. Варлей - 1219 руб. 24 коп.
Ф. Мкртчян - 939 руб.
Ю. Никулин - 4238 руб.
Г. Вицин - 3389 руб. 84 коп.
Е. Моргунов - 1979 руб. 50 коп.
Н. Гребешкова - 279 руб. 40 коп.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПЕСНИ
Если б я был султан, я б имел трех жен,
И тройной красотой был бы окружен.
Но, с другой стороны, при таких делах
Столько бед и забот, ах, спаси аллах!
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
(Куплет не вошел в фильм.)
Зульфия мой халат гладит у доски,
Шьет Гюли, а Фатьма штопает носки.
Три жены - красота, что ни говори,
Но, с другой стороны, тещи тоже три.
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
(Куплет не вошел в фильм.)
Если даст мне жена каждая по сто,
Итого триста грамм - это кое-что!
Но, когда «на бровях» прихожу домой,
Мне скандал предстоит с каждою женой!
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
Как быть нам, султанам, ясность тут нужна:
Сколько жен в самый раз - три или одна?
На вопрос на такой есть ответ простой:
Если б я был султан - был бы холостой!
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Идея фильма появилась, когда Гайдай прочитал в одной из газет историю, как в закавказской республике девушку похитил влюбленный джигит.
Если б я был султан, я б имел трех жен,
И тройной красотой был бы окружен.
Но, с другой стороны, при таких делах
Столько бед и забот, ах, спаси аллах!
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
(Куплет не вошел в фильм.)
Зульфия мой халат гладит у доски,
Шьет Гюли, а Фатьма штопает носки.
Три жены - красота, что ни говори,
Но, с другой стороны, тещи тоже три.
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
(Куплет не вошел в фильм.)
Если даст мне жена каждая по сто,
Итого триста грамм - это кое-что!
Но, когда «на бровях» прихожу домой,
Мне скандал предстоит с каждою женой!
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
Как быть нам, султанам, ясность тут нужна:
Сколько жен в самый раз - три или одна?
На вопрос на такой есть ответ простой:
Если б я был султан - был бы холостой!
Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Идея фильма появилась, когда Гайдай прочитал в одной из газет историю, как в закавказской республике девушку похитил влюбленный джигит.
Гайдай сразу хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль. Но тот пошел в отказ: «В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду». Его вызвали к руководству «Мосфильма», взывали к совести: вы сорвете план съемок, вы же коммунист! На что Никулин ответил: у него, мол, есть свой партком в «Союзцирке». Гайдаю удалось уговорить Никулина, пообещав вместе улучшить сценарий.
На съемках распалась троица Вицин - Моргунов - Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно. Однажды привел на просмотр подружек, они пили пиво и громко разговаривали. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься. Пришлось часть сцен с Моргуновым выкинуть, а часть снимать общими планами, заменив актера похожим по телосложению дублером.
У Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.
ИСТОРИИ ЗНАМЕНИТЫХ ТРЮКОВ
Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин… — 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и, наконец, знаменитой сценой под девизом «Стоятьнасмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел.
«Резиновая рука»
Одну заработал Никулин за такую фишку: положить под одеяло лилипута, который и чесал ему пятку. А в кадре кажется, будто это Балбес запросто, не сгибаясь, достает рукой до своей пятки.
Качающийся шприц
Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами... Но там же все рядом, и если что...» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
ИСТОРИИ ЗНАМЕНИТЫХ ТРЮКОВ
Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин… — 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и, наконец, знаменитой сценой под девизом «Стоятьнасмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел.
«Резиновая рука»
Одну заработал Никулин за такую фишку: положить под одеяло лилипута, который и чесал ему пятку. А в кадре кажется, будто это Балбес запросто, не сгибаясь, достает рукой до своей пятки.
Качающийся шприц
Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами... Но там же все рядом, и если что...» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
Вицин же придумал, как сделать так, чтобы шприц покачивался. По его предложению Никулин, спрятавшись под ложем «жертвы прививки», захватывал пальцами в перчатке кончик иглы шприца, удерживал его и покачивал. Так Вицин заработал шампанское за идею, но вернул его в призовой фонд. Потому что не пил.
Вертящаяся голова
Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, - камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся - камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
КИНОЛЯПЫ
● Когда троица – Вицин, Никулин и Моргунов гонятся за Варлей и по ходу погони забегают в пещеру, а секунду спустя также стремительно оттуда выбегают, нашему взору предстает медведь, (естественно, в наморднике).
● Дядя Нины знакомит Шурика с «кунаками». Обратите внимание – после приветствий Шурик говорит: «Пожалуйста, садитесь», и они садятся (наверное, на стулья). Правда, в реальной ситуации стульев и в помине не было. Во время рукопожатия видно, как за спиной у троицы наклоняется официант. Наверное, поставил скамейку.
● В сцене «лебединого озера», когда товарищ Саахов стоит на коленях, слева от него на стене видна тень от микрофона.
● Шурик падает в реку в спальном мешке. Нина его вытаскивает, при этом на ней полосатая футболка. Через пару минут, после просушки одежды, Шурик провожает Нину в лагерь, при этом футболка на ней уже белая.
Вертящаяся голова
Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, - камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся - камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
КИНОЛЯПЫ
● Когда троица – Вицин, Никулин и Моргунов гонятся за Варлей и по ходу погони забегают в пещеру, а секунду спустя также стремительно оттуда выбегают, нашему взору предстает медведь, (естественно, в наморднике).
● Дядя Нины знакомит Шурика с «кунаками». Обратите внимание – после приветствий Шурик говорит: «Пожалуйста, садитесь», и они садятся (наверное, на стулья). Правда, в реальной ситуации стульев и в помине не было. Во время рукопожатия видно, как за спиной у троицы наклоняется официант. Наверное, поставил скамейку.
● В сцене «лебединого озера», когда товарищ Саахов стоит на коленях, слева от него на стене видна тень от микрофона.
● Шурик падает в реку в спальном мешке. Нина его вытаскивает, при этом на ней полосатая футболка. Через пару минут, после просушки одежды, Шурик провожает Нину в лагерь, при этом футболка на ней уже белая.
● Шурик снимает ботинки и лезет в спальный мешок. После путешествия по реке он сидит на бережку с Ниной и дрожит в … ботинках! Откуда они появились???
ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА
● - Студентка, активистка, спортсменка, красавица!
● - Студентка, активистка, спортсменка, красавица!
● - Маленькая, но гордая птичка...
● - Птичку жалко!
● - Будьте добры помедленнее, я записываю!
● - Птичку жалко!
● - Будьте добры помедленнее, я записываю!
● - Часовню... тоже я развалил?
● - Чей туфля?... а! Моё!
● - Бамбарбия! Кергуду!
- Что он сказал?
- Он говорит: если вы откажетесь, они вас... зарэжут.
● - Чей туфля?... а! Моё!
● - Бамбарбия! Кергуду!
- Что он сказал?
- Он говорит: если вы откажетесь, они вас... зарэжут.
● - Прокурор у вас?
- У нас, у нас! Весь город у нас!
● - Алкоголики - это наш профиль.
● - Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!
● - Короче, Склихосовский!
- У нас, у нас! Весь город у нас!
● - Алкоголики - это наш профиль.
● - Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!
● - Короче, Склихосовский!
● - Не беспокойся! В морге тебя переоденут!
● - Да здравствует наш советский суд, самый гуманный суд в мире!
● - Спасибо... я постою...
● - ...тост без вина все равно, что брачная ночь без невесты...
● - Да здравствует наш советский суд, самый гуманный суд в мире!
● - Спасибо... я постою...
● - ...тост без вина все равно, что брачная ночь без невесты...
● - ...иначе - memento mori!
- Как???
- Моментально. В море.
● - Эй псих, садись, подвезу!
- Как???
- Моментально. В море.
● - Эй псих, садись, подвезу!
● - Кто это там у вас?
- Невесту украли (блеянье барана)
- Шутник! Будешь кушать эта нэвэста, меня позови!
● - Либо я ее веду в ЗАГС, либо она меня - к прокурору!
- Невесту украли (блеянье барана)
- Шутник! Будешь кушать эта нэвэста, меня позови!
● - Либо я ее веду в ЗАГС, либо она меня - к прокурору!
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Популярность «Кавказской пленницы» была настолько велика, что возникла идея снять вторую серию. Уже готов был план сценария, по которому авторы Слободский и Костюковский собирались поместить Бывалого, Балбеса и Труса вместе с товарищем Сааховым и его личным шофером в образцово-показательный лагерь. Но в те времена юмор и места заключения не очень хорошо стыковались друг с другом, и руководство приняло эту идею с прохладцей.
«Популярность «Кавказской пленницы» была настолько велика, что возникла идея снять вторую серию. Уже готов был план сценария, по которому авторы Слободский и Костюковский собирались поместить Бывалого, Балбеса и Труса вместе с товарищем Сааховым и его личным шофером в образцово-показательный лагерь. Но в те времена юмор и места заключения не очень хорошо стыковались друг с другом, и руководство приняло эту идею с прохладцей.
Комментарии36