Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
60
5
5
Тёплый кот
На uCrazy 17 лет 6 месяцев
Интересное

Капоэйра


Капоэ́йра — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы акробатики, игры, сопровождающиеся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов.
Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика — это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре. Капоэйра — форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, внешний вид участников, музыку и аттестацию капоэйристов



Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века, но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. — киломбу) — «вольных городах», из субкультуры которых и начала свое распространение капоэйра.
По разным сведениям, капоэйра ведет свое происхождение от:
• субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
• африканского ритуального боевого танца «нголо» («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр — молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.
Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.
Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем — Зумби, который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби душ Палмареш (порт. Zumbi dos Palmares) возглавлял один из крупнейших киломбуш, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет.
Происхождение названия
Споры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:
• слово «capoeira» происходит из языковой группы тупи-гуарани, к которой принадлежит язык индейцев тупи и означает «поле, заросшее кустарником, которое расчищалось выжиганием либо вырубкой» [2]
• порт. capoeira — клетка для кур, а также место, где кормят кур.
• «capoeira» — искаженное звучание слов kipula/kipura из языка киконго (по версии исследователя народа баконго, учёного Фу-Киау Бунсеки (K. Kia Bunseki Fu-Kiau). По его информации, «…pula/pura означает „перепархивать с места на место“, а также „бить, драться“. Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев…»[3].
Капоэйра



Новым этапом в развитии капоэйры стала официальная документация информации, касающейся капоэйры. Этот период начинается подписанием в 1888 г. на территории Бразилии Золотого Закона, который отменил рабство. При этом необходимо отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше — в 1850 г. — законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально.
Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, негров и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему существовала социальная дискриминация, проявлявшаяся во всех сферах жизни общества. Религия Кандомбле[4] и капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под официальным запретом. Социальной рефлексией на этот факт явилось т. н. «Сопротивление» — капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд. В 1892 г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики[5].
Разделение стилей
В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Капоэйра, как проявление народной культуры, оказалась в более благоприятном положении, став легитимным боевым искусством.
Капоэйра Режиональ
В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду)[6]. Местре Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Баиана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режиональ». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Придуманные им «8 последовательностей Бимбы»[7] или же просто «последовательности» по сей день считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режиональ и некоторые другие направления современной капоэйры[8]. Бимба разработал методики преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами. Капоэйра до Бимбы и после него — это два совершенно разных подхода к теории и практике этого боевого единоборства.
Капоэйра Ангола
Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки)[9]. Если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, то Местре Паштинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер[10].
Достаточно яркими представителями стиля Капоэйры Ангола также могут являются:
• Местре Кобра Манса
• Местре Мораес



Внешне, по скорости и способу исполнения движений, существует достаточно серьёзная разница между этими двумя стилями, однако многие современные капоэйристы выступают как приверженцы единой капоэйры, не противопоставляя друг другу Анголу и Режиональ.
Капоэйра Контемпоранеа
Термин «Контемпоранеа» используется для групп, которые практикуют стиль Aнгола, одновременно модернизируя его. Этот стиль является очень спорным, так как многие современные капоэристы утверждают, что нельзя смешивать стили Ангола и Режиональ, что ученик должен практиковать лишь один из них для того, чтобы полностью принять форму игры. Другие утверждают, что капоэрист должен иметь навыки как традиционной, так и современной капоэйра и поддерживают тренировки в обоих стилях одновременно. В целом стиль Контемпоранеа является предметом множества споров среди капоэристов.
Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба, ни с Местре Пастинья.
На протяжении последних нескольких лет различные философии современной капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке, которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режиональ.
Каждый из стилей, Режиональ и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режиональ концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленноть каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.



Распространение капоэйры по миру
Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом — европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana, за которой последовали другие — например Furacões da Bahia или Brasil Tropical, основанная мастером Камиза Роша[11]. После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться в Европе продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza, приехавший в 1978 г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше — в 1975 г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala) в Нью-Йорке. В 1980 г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе[12].
В 1987 г. состоялась первая летняя встреча Capoeira Summer Meeting, организованная Маркушем Чина (Marcos China) и групой Senzala в Париже. В ней приняли участие многие мастера из Бразилии: Peixinho, Toni, Garrincha и Sorrizo, а также уже закрепившиеся в Европе: Lua (Швейцария), Grande (Франция), Samara (Голландия). Через год в Париже была устроена ещё одна встреча.
С 1989 г. летний лагерь проводится в Гамбурге организацией Пауло Сикейры Capoeuropa. Эта шестидневная встреча является одним из крупнейших событий в календаре европейской капоэйры. Каждый день проходит от 6 до 9 занятий в трёх группах, дифференцированных по уровню подготовки. Дополнительно предлагаются факультативы по африканским танцам и игре на музыкальных инструментах.
Из других значительных ежегодных фестивалей можно выделить International Capoeira Angola Meeting (Берлин, Вена) и пасхальную встречу в Амстердаме.



Первый серьёзный интерес к этому виду искусства в России и СНГ был проявлен в 1994 г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие», с Марком Дакаскосом в главной роли. Как следствие, первыми капоэйристами в СНГ были энтузиасты практически без доступа к информации, но с огромным желанием учиться. Обучение по фильму, компьютерным играм и сведениям из интернета было чуть ли не единственно возможным. Нередко недостаток знаний в капоэйре компенсировался опытом в других боевых искусствах, акробатике, спортивной гимнастике и брэйк-дансе.
Roda na Rua в Москве на Пушкинской набережной, август 2006 года (см. информацию в разделе «Ссылки»)
Ситуация, связанная с недостатком информации, начала изменяться, когда капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и семинары по капоэйре в Европе, США и Бразилии. Несмотря на то, что эти поездки носили единичный характер, в целом они оказывали положительное влияние на развитие данного искусства, так как по возвращении домой тренеры привозили не только бесценный опыт, полученный в тренировках с бразильскими мастерами, но и учебные видеоматериалы. Новая информация от первоисточника очень помогала в развитии групп на местах.
Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты бразильских мастеров. Каждый год в СНГ с программой семинаров приезжают многие известные бразильские мастера капоэйры, и, как правило, они действительно заинтересованы в развитии групп капоэйры в России и СНГ.
В настоящий момент в России есть группы в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Орле, Брянске, Краснодаре, Новосибирске, Самаре, Челябинске, Екатеринбурге, Тольятти и многих других городах. Всего в Москве можно насчитать около 10 достаточно успешных групп, развивающихся согласно общемировым тенденциям капоэйры.
На конец 2006 года группы тесно общаются между собой, чему немало способствует и практика т. н. «свободных род», или Roda na Rua, то есть, самостийных собраний капоэйристов из различных групп с единственной целью попрактиковать капоэйру с относительно незнакомыми партнерами. Систематическое проведение таких мероприятий, по мнению многих участников, в достаточной мере образует саму общественную активность капоэйристов.




Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии31
  1. Ленуська
    На uCrazy 18 лет 6 месяцев
  2. endemon
    На uCrazy 17 лет 7 месяцев
    класный танец....... ну и вид боевого искуства в своём роде!
  3. BuTaC
    На uCrazy 18 лет 19 дней
    Мне этому никогда не научиться.. =)
  4. crash70
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    вот это да))))
  5. Irun
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    Почему нет?... =)
  6. kapellan
    На uCrazy 18 лет 3 месяца
    вполе способное боевое искусство превратили в фитнес какойто, там неэилые удары ногами выходят + к ним ножи привязывали итог довольно серьёзные ранения
  7. varrio
    На uCrazy 18 лет 2 месяца
    Очень красиво смотрится, но не уверен, что капоэйрист раскидает толпу гопов....За пост 5!
  8. Berry
    На uCrazy 18 лет 2 месяца
    давно хотела об этом направлении узнать
  9. Ленуськ@
    На uCrazy --
  10. s`
    На uCrazy 18 лет 8 месяцев
    Красивые танцы - ничего более ;)
  11. dradd
    На uCrazy 18 лет 3 месяца
    фуйня какая-то
  12. Music_Lover
    На uCrazy 18 лет 6 месяцев
    в капоэро офигенная акробатика
  13. s`
    На uCrazy 18 лет 8 месяцев
    Афигенная акробатика в легкой атлетике и гимнастике (;
  14. 999.75
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    танцы супер!!! сын подрастет только туда...!!!
  15. Dr.Alban
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    О да!Я всегда хотел занятся капоэйро но возможности не было! notme
  16. sPoiL
    На uCrazy 18 лет 8 месяцев
    О да!Я всегда хотел занятся капоэйро но возможности не было!

    Да...Я бы тоже желал этой драко-танцем заняться...А у нас есть секции подобные ?
  17. Толян
    На uCrazy 17 лет 7 месяцев
    красивый танец,только он уже стал как не боевой,а как брейк hmm
  18. 4`tverg
    На uCrazy 18 лет 5 месяцев
    Сильная штука, но я сторонник Муа Таи thumbup
  19. [_R_I_D_I_K_]
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    познавательно
  20. alexxigi
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    vvvoootaaaaaaaaa! хы клёва чуваки кружатся ))))
  21. Удуафте
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    sPoiL,
    добро пожаловать в ОЛИМП! кажется это единственное место в томске, где ему обучают (если я не ошибаюсь)
  22. archey
    На uCrazy 18 лет 8 месяцев
    kapellan,lollollol
    Удуафте, пока только Олимп, щас скоро будет на ключевской)
    sPoiL, Зайди сюда и узнай)
  23. Золотой
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    varrio,
    зя неуверен, в живую видел как это делается, причем далеко не суперского спеца в этом виде боевого искусства.
    s`,
    от танца там минимум, в большей степени боевое искуство, давно уже развившееся и до сих не потерявшее актуальности!Jayzer,
    спасиб, может сам скоро продолжу заниматься. Ранее был опыт, правда небольшой...
  24. Lilochka
    На uCrazy 17 лет 8 месяцев
    видела, действительно, трудно оторвать взгляд... 5
  25. whitedog
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    херня это а не искство.
  26. Volk 1
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
  27. molotok29
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    зьдорова!!!!!!
  28. kiruxin
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    возможно займусь с этого лета (если возьмут ).
    а так боевое искусство действительно страшное death
  29. Hard_Man
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    научится этому охото
  30. capoerista
    На uCrazy --
    хах! те кто умничают что капоэйра потеряла свой боевой смылс просто никогда ей не занимались. И не выхватывали по полной в роде.
    А если вам надо научится раскидывать толпу было гопов - идите на курсы для домохозяек "как выжить на улице". их обычно бывшие спецназовцы ведут, так что научитесь, быстро.
    Хотите раскидать гопов с помощью капоэйры - пожалста, ток потратте на ее изучение лет так пятнадцать. И нехрен умников изсебя строить.

    А те долоёбы которые имеют что-то против капоэйры могут засунуть себе свое недовольство в жопу. я б посмотрел как вы б махались с мастером капоэйры.

    Anonimoys capoerista.
    Cordao de ouro, Russia.
  31. capocafe
    На uCrazy --
    Если хотите больше узнать о капоэйре, то заходите на наш ПОРТАЛ и ФОРУМ

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}