Шедевры фантастики: Станислав Лем.
Специально по просьбе Krivedko
Станислав Лем не просто писатель. Его читали, читают и будут читать ещё сотни лет. Для меня он стоит в одном ряду с известными классиками. Итак, смотрим...
Станислав Лем родился в семье врача-ларинголога. По его собственному признанию, в раннем детстве очень любил ломать и портить игрушки и вообще был тираном, чудовищем (автобиографическая повесть "Высокий замок"). Окончил во Львове гимназию и медицинский факультет Ягеллонского университета. Во время войны - студент, позже автомеханик и электрик. После освобождения Польши - в Кракове. В 1946 г. дебютировал на страницах литературной прессы как поэт, продолжал изучение медицины и работу в качестве ассистента в области психологии. С 1949 г. посвятил себя исключительно литературному творчеству. Прозаик, эссеист, драматург. Лауреат многочисленных польских и заграничных премий. В Советском Союзе изданы его отдельные произведения и сборники. Наибольшую популярность принес писателю роман "Солярис" и одноименный фильм. В 1992 - 1996 годах издательство "Текст" выпустило 13-томное "Собрание сочинений", которое сейчас можно считать библиографической редкостью.
Лем о том, почему бросил писать беллетристику:
- Когда-то мне было необходимо отпускать воображение на волю, а теперь уже нет. Будущее вызывает у меня скорее грусть и страх, чем желание творить. Темп изменений столь огромен, что мы уже давно перестали их контролировать. Книжный рынок также не избежал этого безумного ускорения. Книга живет теперь два или три месяца - и все. Кто станет держать в магазине книгу, изданную в прошлом году? Ведь это старье. Новинки беспощадно вытесняют все старое. Мне уже не надо лезть в толпу из материальных соображений, а морализировать среди грохота и визга будет, наверное, бесполезно. Слишком много и книжек, и авторов.
О научной фантастике:
- Я не выношу science fiction, считаю ее жанром второстепенным, инфантильным и лишенным какой бы то ни было интеллектуальной ценности. Особенно в американском, сугубо коммерческом варианте. За мою критическую статью, озаглавленную "Science fiction: случай почти безнадежный", меня даже лишили почетного членства в Обществе научных фантастов Америки. По мне, даже самый слабый детектив лучше этого галактического пустомельства. Я полагаю, что некоторые фрагменты моей "Кибериады" или "Сказок роботов" ближе к философской притче эпохи Просвещения, чем к научно-фантастической литературе. Этот камень следует раз и навсегда выкинуть из моего огорода, ибо он попал туда по недоразумению. В молодости я написал пару наивных "научно-фантастических" сочинений, и, к сожалению, этот ярлык стали приклеивать ко мне постоянно.
О своих футурологических прогнозах:
- То, что произошло с моими футурологическими построениями при встрече с действительностью, немного напоминает автомобильную катастрофу. Мы имеем совсем не то, о чем мне когда-то мечталось. Осуществилось только то, что оказалось доходным, что удалось хорошо продать. Мы взяли из будущего не самое красивое, самое возвышенное, не то, что могло сделать каждого из нас лучше, а все, что показалось наиболее коммерчески перспективным, с чем были связаны наилучшие маркетинговые планы молодых специалистов в больших рекламных агентствах.
О "Солярисе" Андрея Тарковского:
- Я не чувствую себя в силах смотреть этот фильм полностью. Врачи велят мне избегать сильных переживаний...
Мне не нравилось ни психологическое решение картины в целом, ни нравственные сомнения, которые мучат главного героя на экране. "Солярис" должен был стать вопросом о границах человеческого познания, а не психологической драмой типа "Преступления и наказания" в космосе. Когда я об этом думаю, меня охватывает чудовищное раздражение.
О "Солярисе" Стивена Содерберга:
- Фильм Содерберга, хотя и потребовал много сил и средств, оказался сплошным недоразумением. У меня такое впечатление, что этот в общем-то очень талантливый режиссер не до конца понимал, чего хочет. Однажды он сказал, что попытается соединить "Космическую одиссею" с "Последним танго в Париже". Но это все равно что приготовить солянку с клубникой.
Об исследованиях Марса:
- Я не верю в быстрое освоение человеком межпланетного пространства и в колонизацию космоса. Помимо чисто технических проблем, мы не можем даже представить себе, какими осложнениями для личности и для коллектива чревато многомесячное пребывание нескольких астронавтов в ограниченном пространстве. Я уж не говорю о том, что на время полета - и возвращения - их придется как-то обеспечивать всем необходимым.
Решительно непонятно, что марсианская программа может дать Америке и всему миру в экономическом отношении. Если людей интересует освоение крайне негостеприимных областей, то пусть лучше займутся Сахарой или Антарктидой. Вместе с тем человечеству нравятся масштабные зрелища, и поэтому высадка астронавтов на Марс в течение XXI столетия представляется весьма вероятной.
Все в ваших руках - чаще мойте руки.
Цивилизацию создают идиоты, а остальные расхлебывают кашу.
Война - это наихудший способ получения знаний о чужой культуре.
Политик не должен быть слишком умен. Очень умный политик видит, что большая часть стоящих перед ним задач совершенно неразрешима.
Путь к звездам ведет через многолетнее заключение. Астронавтика пахнет тюрьмой.
Мир - это сумасшествие одного Супермозга, который сам из-за себя сошел с ума окончательно.
Если ад существует, то он наверняка компьютеризирован.
Суть старости в том, что приобретаешь опыт, которым нельзя воспользоваться.
04.04.2006 на краковском Сальваторском кладбище прошли похороны писателя и философа Станислава Лема... Церемония была скромной, и никто из представителей польских властей не почтил ее своим присутствием. На Сальваторском кладбище в день похорон находились только семья Лема, его друзья и несколько почитателей его таланта.
"Мои мечты о будущем не сбылись"
Лем о том, почему бросил писать беллетристику:
- Когда-то мне было необходимо отпускать воображение на волю, а теперь уже нет. Будущее вызывает у меня скорее грусть и страх, чем желание творить. Темп изменений столь огромен, что мы уже давно перестали их контролировать. Книжный рынок также не избежал этого безумного ускорения. Книга живет теперь два или три месяца - и все. Кто станет держать в магазине книгу, изданную в прошлом году? Ведь это старье. Новинки беспощадно вытесняют все старое. Мне уже не надо лезть в толпу из материальных соображений, а морализировать среди грохота и визга будет, наверное, бесполезно. Слишком много и книжек, и авторов.
О научной фантастике:
- Я не выношу science fiction, считаю ее жанром второстепенным, инфантильным и лишенным какой бы то ни было интеллектуальной ценности. Особенно в американском, сугубо коммерческом варианте. За мою критическую статью, озаглавленную "Science fiction: случай почти безнадежный", меня даже лишили почетного членства в Обществе научных фантастов Америки. По мне, даже самый слабый детектив лучше этого галактического пустомельства. Я полагаю, что некоторые фрагменты моей "Кибериады" или "Сказок роботов" ближе к философской притче эпохи Просвещения, чем к научно-фантастической литературе. Этот камень следует раз и навсегда выкинуть из моего огорода, ибо он попал туда по недоразумению. В молодости я написал пару наивных "научно-фантастических" сочинений, и, к сожалению, этот ярлык стали приклеивать ко мне постоянно.
О своих футурологических прогнозах:
- То, что произошло с моими футурологическими построениями при встрече с действительностью, немного напоминает автомобильную катастрофу. Мы имеем совсем не то, о чем мне когда-то мечталось. Осуществилось только то, что оказалось доходным, что удалось хорошо продать. Мы взяли из будущего не самое красивое, самое возвышенное, не то, что могло сделать каждого из нас лучше, а все, что показалось наиболее коммерчески перспективным, с чем были связаны наилучшие маркетинговые планы молодых специалистов в больших рекламных агентствах.
О "Солярисе" Андрея Тарковского:
- Я не чувствую себя в силах смотреть этот фильм полностью. Врачи велят мне избегать сильных переживаний...
Мне не нравилось ни психологическое решение картины в целом, ни нравственные сомнения, которые мучат главного героя на экране. "Солярис" должен был стать вопросом о границах человеческого познания, а не психологической драмой типа "Преступления и наказания" в космосе. Когда я об этом думаю, меня охватывает чудовищное раздражение.
О "Солярисе" Стивена Содерберга:
- Фильм Содерберга, хотя и потребовал много сил и средств, оказался сплошным недоразумением. У меня такое впечатление, что этот в общем-то очень талантливый режиссер не до конца понимал, чего хочет. Однажды он сказал, что попытается соединить "Космическую одиссею" с "Последним танго в Париже". Но это все равно что приготовить солянку с клубникой.
Об исследованиях Марса:
- Я не верю в быстрое освоение человеком межпланетного пространства и в колонизацию космоса. Помимо чисто технических проблем, мы не можем даже представить себе, какими осложнениями для личности и для коллектива чревато многомесячное пребывание нескольких астронавтов в ограниченном пространстве. Я уж не говорю о том, что на время полета - и возвращения - их придется как-то обеспечивать всем необходимым.
Решительно непонятно, что марсианская программа может дать Америке и всему миру в экономическом отношении. Если людей интересует освоение крайне негостеприимных областей, то пусть лучше займутся Сахарой или Антарктидой. Вместе с тем человечеству нравятся масштабные зрелища, и поэтому высадка астронавтов на Марс в течение XXI столетия представляется весьма вероятной.
Знаменитые афоризмы Станислава Лема
Все в ваших руках - чаще мойте руки.
Цивилизацию создают идиоты, а остальные расхлебывают кашу.
Война - это наихудший способ получения знаний о чужой культуре.
Политик не должен быть слишком умен. Очень умный политик видит, что большая часть стоящих перед ним задач совершенно неразрешима.
Путь к звездам ведет через многолетнее заключение. Астронавтика пахнет тюрьмой.
Мир - это сумасшествие одного Супермозга, который сам из-за себя сошел с ума окончательно.
Если ад существует, то он наверняка компьютеризирован.
Суть старости в том, что приобретаешь опыт, которым нельзя воспользоваться.
04.04.2006 на краковском Сальваторском кладбище прошли похороны писателя и философа Станислава Лема... Церемония была скромной, и никто из представителей польских властей не почтил ее своим присутствием. На Сальваторском кладбище в день похорон находились только семья Лема, его друзья и несколько почитателей его таланта.
Комментарии17