Константин Васильев-художник Русского духа.
Есть художники, чьи картины, увидев однажды, вы не забудете никогда. Такие полотна имеют какую-то внутреннюю силу всего живого, силу духа. Таковы работы русского живописца Константина Васильева. Они имеют неповторимый, присущий лишь ему одному стиль. Его картины действительно, можно потом узнать и без подписи, если вы хоть однажды их видели. Даже при беглом взгляде на маленькие репродукции чувствуешь удивительную энергию, идущую от картин, а глядя на оригинал вообще дух захватывает и накатывает что-то непонятное. Особенно поражает чувства Былинный цикл. Глядя на Илью Муромца, Святогора, Ярославну или Старца с филином, ощущается не просто энергия картин, а какая-то древняя, природная сила наших далеких предков; единение с ними и с русской землей, которая порождала подобных богатырей.
Почти все свои работы Константин Васильев писал под музыку, которая вдохновляла его и являлась фоном для жизни персонажей картин. Это был своего рода синтез музыки и изображения, ведь не спроста эти два великих искусства следуют рядом рука об руку. Чайковский, Мусоргский, Моцарт, Бах, Вагнер неотступно шагали вместе с творчеством художника. Так и чудится, будто от картин серии «Кольцо нибелунга» написанных к тетралогии немецкого композитора Вагнера идет едва различимая мелодия, которая впиталась в полотна пока художник писал их. Все пейзажи на картинах кажутся, пронизаны природной магией, которая как мать лелеет своих детей, оберегая и остерегая от опасностей. Вся эта красоты была навеяна тем удивительным местом, где провел детство юный Костя. А именно недалеко от Казани, в поселке Васильево, на левом берегу Волги. На правом же берегу, в голубоватой сказочной дымке высился далекий монастырь. Просторные луга сменялись дубовыми и липовыми рощами, постепенно переходящими в хвойную тайгу, огромную и древнюю как сама земля. Особый «славянский» стиль Васильева формировался там же, под влиянием картин Васнецова, который в своем творчестве тоже обращался к древним славянским корням. Впервые, увидев в детстве Васнецовские «Три богатыря» Константин был поражен и захвачен их красотой и внутренней силой. Еще мальчиком он скопировал полотно карандашами и подарил отцу. Позднее, когда он увидел оригинал в Третьяковской галерее, Костя влюбился в эти полотна окончательно и всю свою жизнь считал Васнецова своим учителем в живописи.
Вдохновение сопровождало художника всю жизнь. Говорят, что полотна Константина Васильева обладают экстрасенсорным излучением, что Васильеву удалось проникнуть в тайну древних славянских духовных школ, которые помогали людям достигать того, что в сказаниях зовется Русский дух и Богатырская сила.
Жизнь и творчество Константина Васильева было очень ярким и к сожалению коротким. Словно сияющий метеор вспыхнул он в одно мгновение и исчез в таинственной неизвестности. Константин родился в 1942 г. в семье Алексея Алексеевича Васильева, участника трех войн и Клавдии Парменовны, которая принадлежала к семье великого русского живописца Шишкина, поэтому творческие корни имелись. Все детство и юность Кости прошли под Казанью, где он впитывал красоты Волги и нетронутой природы. Здесь он начал рисовать свои первые пейзажи. В 11 лет он легко поступил в Московскую школу-интернат им. Сурикова, а затем окончил Казанское художественное училище. Родители видели талант мальчика и всячески помогали его развитию. Возили в музеи Казани, Москвы, Петербурга, знакомили с музыкой и книгами. Костя уже не мог жить без рисования и живопись стала его жизнью и душой. Пока Константин Васильев искал себя, своей неповторимый стиль он пробовал множество разных направлений в живописи начиная от классики и заканчивая абстракцией и сюрреализмом. Он взял для себя самое лучшее из творчества ведущих художников. Так и родился «васильевский стиль». Картины художника долго не признавались традиционным культурным сообществом того времени, а по рассказам друзей даже преследовались. Смерть Константина Васильева наступила очень неожиданно и так же окутана ореолом тайны. Он закончил свою последнюю и самую известную работу «Старец с филином» 1976 г. и сказал тогда матери: «Теперь я знаю как надо писать славянскую душу». Затем последовала долгожданная выставка художника, уже с которой он не вернулся, как бы навсегда оставшись в своих картинах. По официальной версии его сбил поезд на переезде. Так ли это было на самом деле уже не узнать, как и не узнать теперь, что же за истина открылась живописцу после написания последней картины. Но мы можем попытаться попробовать понять ее, вновь взглянув на работы Константина Васильева, в его музее галерее в Москве. м. Алтуфьево, выход на ул. Череповецкую. Авт. 92, 774, 685, 503, 98 до ост. Ул.Череповецкая. Адрес. ул Череповецкая д.1.
Одну из картин «Девушка со свечей» (или «Ожидание») Константин подарил своей матери, а зажженная свеча стала его любимым символом и деталью. Когда у художника спросили, что она значит он ответил: «Это светоч горения души русской».
Константин Васильев в своих картинах обращался не просто к нашему прошлому, а к тем глубинным русским корням, которые каждый из нас может обнаружить в себе. Природные корни русской души, связанные с родной землей. Именно таких картин нам не хватает сейчас, в наш прогрессивный век. Мы слишком часто начинаем забывать наших пращуров, наши корни и нашу землю-матушку.