Илья Глазунов-художник истории
Илья Глазунов-замечательный Русский художник ярко показавший в своих работах боль и радость России.Судите сами.
Ректор Российской Академии живописи ваяния и зодчества , Действительный член Российской академии художеств, профессор, Народный художник СССР, Почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, Кавалер "Золотой медали Пикассо" награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру , Лауреат премии Джавахарлала Неру, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Картина "Великий эксперимент" является жестким и беспощадным приговором тем, кто проводил безжалостный опыт построения "нового мира", согласно марксистско-ленинской теории, сделавшей реальностью кровавый призрак коммунизма, долго бродивший по Европе. Не случайно в картине Глазунова "Великий эксперимент" столь большое место занимает пятиконечная масонская звезда, как бы оживающая действиями заключенных в ней персонажей. Мы видим первого цареубийцу Кромвеля, кровавых деятелей французской революции, провозгласивших "свободу, равенство и братство", деятелей знаменитого пломбированного вагона, которые прибыли к нам в Россию вместе с Ульяновым-Лениным. Узнаваемы в своей жестокости и фанатической готовности разрушить до основанья весь мир деятели мирового коминтерна... Левая часть картины напоминает нам о великой, свободной и самой богатой в мире стране — монархической православной России.
Картину "Мистерия XX века" по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. ее первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство захлебывалось от верноподданнической любви к Ленину, Хрущеву, КПСС и было строго ограничено рамками лжи социалистического реализма. Художник выполнил титаническую работу, показав на своей картине через конкретные образы людей апокалипсическое бытие XX века.
Каким надо было обладать гражданским мужеством и неустрашимостью, чтобы в те времена тоталитарного террора высказать эту бескомпромиссную правду! Более того, художник отказался от долго ожидаемой выставки, но не снял с экспозиции по требованию руководящих чиновников "Мистерию XX века", несмотря на угрозы со стороны ЦК партии, Министерства культуры и официального Союза художников, готовых выслать его из Советского Союза, как был выслан А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде. Художник был тверд до конца. Он так и не открыл свою выставку. Лишь один голос перевесил при голосовании в ЦК партии за отмену высылки Глазунова за границу. Аргументом был довод: "Зачем нам снова и снова плодить диссидентов! Пускай едет в Сибирь, на БАМ и как можно дольше не возвращается оттуда". Фотографии с этой картины расходились по необъятному тогда Союзу Советских Социалистических Республик. Многие западные журналы печатали ее репродукции с подзаголовком: "Картина, которую никогда не увидят русские". И только по прошествии долгих лет, в дни перестройки, многотысячные зрители увидели ее на выставке художника в Московском Доме молодежи.
Предложение ЮНЕСКО великому русскому художнику Илье Глазунову создать панно, отражающее вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию, было актом высокого международного признания его творчества. Но как решить столь сложную проблему — в одной картине отразить масштаб многовековых свершений более сотни народов и народностей, населяющих территорию бывшей Российской империи, а тогда СССР, раскинувшейся на шестой части Земли? Как известно, по решению ЮНЕСКО ежегодно отмечаются юбилейные даты, связанные с именами наиболее выдающихся творцов мировой цивилизации. И художник, представив узнаваемые хрестоматийные образы великих ученых, деятелей литературы и искусства разных национальностей, а также плоды их творческого гения, проявившегося в разные времена, создал образ воплощенной мощи своего Отечества в протяженности исторического бытия. Это произведение Глазунова, вызвавшее большой резонанс мировой общественности, было передано советским правительством в дар ЮНЕСКО и заняло место в одном из холлов штаб-квартиры этой организации в Париже. Ее Генеральный секретарь, выступая на церемонии передачи панно, сказал: "Мы уверены, что все, кто придет в ЮНЕСКО — мужчины, женщины, молодежь,— стоя перед этим творением, почувствуют заключенный в нем гуманный смысл, вдохновляющий на развитие творческих возможностей во имя счастья людей, мира и справедливости".
Французские критики отметили, что ЮНЕСКО приглашались лишь три художника с мировыми именами — Мирро, Пикассо и Глазунов.
"Наш вклад в мровую культуру"
Велика эта работа не размерами полотна (8х4 метра), но прежде всего монументальностью замысла.
На полотне запечатлено смертельное столкновение двух стихий, олицетворяющее извечную борьбу Добра и Зла. Время действия — начало 20-х годов. В православный храм, куда собрались представители всех сословий дореволюционной России, врывается интернациональная банда. В центре композиции — комиссар в кожаной куртке с маузером, держащий на поводке собаку с Георгиевским крестом на шее. Его ненавидящий взгляд через пенсне направлен на распятие Христа в правой стороне картины.
Во всей жестокости его облика читается предвкушение достижения вожделенной цели, некогда выраженной в кличе масонского "оракула" Флери: "Долой распятого! Ты, который уже восемнадцать веков держишь мир под своим ярмом! Твое царство кончено! Не нужен Бог!"
За ним сплотилось, кажется, все вселенское отребье. Матрос с винтовкой и пулеметом, орудием массовых казней; персонаж, выпускающий из мешка свинью с церковным крестом; блудница в генеральской шинели, накинутой на голое тело; баба в горностаевой шубе, добытой при осуществлении девиза “Грабь награбленное!”; “революционная семья” в венчальных коронах, на которых пришпилены пентаграммы... Известно, как во времена “великой французской революции” алтарь храма занимала голая проститутка... Известно и то, что ударной силой революций становились наемники - китайцы, латыши и другие, отличавшиеся особой беспощадностью в расправах с коренным населением. Вот и здесь мы видим китайчонка в офицерской фуражке.
"Разгром Храма в Пасхальную ночь"
"Рынок нашей демократии" отражает мысли миллионов наших сограждан, очутившихся в ситуации постсоветского периода, и если "Разгром Храма в Пасхальную ночь" можно сравнить с эпическими творениями русской школы живописи, то в этой картине мы чувствуем боль и гнев художника, нашего современника, который с несокрушимой смелостью собирает воедино и показывает зрителю весь кошмар беззакония конца ХХ века. Но в картине светится, вопреки всему, луч надежды и веры в грядущее возрождение России.
Картина "Россия, проснись!" пронизана глубоким трагизмом. Однажды в интервью Илья Глазунов обмолвился, что он трагический пессимист, потому что оптимист — это плохо информированный пессимист. Но, однако, с выставок Глазунова миллионы зрителей выносят огромный энергетический заряд, помогающий им жить и верить в Россию. На проклятый вопрос нашего времени — "Что делать?" — художник дает свои ответы: "Верить и бороться! С нами Бог!"
Картину "Мистерия XX века" по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. ее первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство захлебывалось от верноподданнической любви к Ленину, Хрущеву, КПСС и было строго ограничено рамками лжи социалистического реализма. Художник выполнил титаническую работу, показав на своей картине через конкретные образы людей апокалипсическое бытие XX века.
Каким надо было обладать гражданским мужеством и неустрашимостью, чтобы в те времена тоталитарного террора высказать эту бескомпромиссную правду! Более того, художник отказался от долго ожидаемой выставки, но не снял с экспозиции по требованию руководящих чиновников "Мистерию XX века", несмотря на угрозы со стороны ЦК партии, Министерства культуры и официального Союза художников, готовых выслать его из Советского Союза, как был выслан А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде. Художник был тверд до конца. Он так и не открыл свою выставку. Лишь один голос перевесил при голосовании в ЦК партии за отмену высылки Глазунова за границу. Аргументом был довод: "Зачем нам снова и снова плодить диссидентов! Пускай едет в Сибирь, на БАМ и как можно дольше не возвращается оттуда". Фотографии с этой картины расходились по необъятному тогда Союзу Советских Социалистических Республик. Многие западные журналы печатали ее репродукции с подзаголовком: "Картина, которую никогда не увидят русские". И только по прошествии долгих лет, в дни перестройки, многотысячные зрители увидели ее на выставке художника в Московском Доме молодежи.
Предложение ЮНЕСКО великому русскому художнику Илье Глазунову создать панно, отражающее вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию, было актом высокого международного признания его творчества. Но как решить столь сложную проблему — в одной картине отразить масштаб многовековых свершений более сотни народов и народностей, населяющих территорию бывшей Российской империи, а тогда СССР, раскинувшейся на шестой части Земли? Как известно, по решению ЮНЕСКО ежегодно отмечаются юбилейные даты, связанные с именами наиболее выдающихся творцов мировой цивилизации. И художник, представив узнаваемые хрестоматийные образы великих ученых, деятелей литературы и искусства разных национальностей, а также плоды их творческого гения, проявившегося в разные времена, создал образ воплощенной мощи своего Отечества в протяженности исторического бытия. Это произведение Глазунова, вызвавшее большой резонанс мировой общественности, было передано советским правительством в дар ЮНЕСКО и заняло место в одном из холлов штаб-квартиры этой организации в Париже. Ее Генеральный секретарь, выступая на церемонии передачи панно, сказал: "Мы уверены, что все, кто придет в ЮНЕСКО — мужчины, женщины, молодежь,— стоя перед этим творением, почувствуют заключенный в нем гуманный смысл, вдохновляющий на развитие творческих возможностей во имя счастья людей, мира и справедливости".
Французские критики отметили, что ЮНЕСКО приглашались лишь три художника с мировыми именами — Мирро, Пикассо и Глазунов.
"Наш вклад в мровую культуру"
Велика эта работа не размерами полотна (8х4 метра), но прежде всего монументальностью замысла.
На полотне запечатлено смертельное столкновение двух стихий, олицетворяющее извечную борьбу Добра и Зла. Время действия — начало 20-х годов. В православный храм, куда собрались представители всех сословий дореволюционной России, врывается интернациональная банда. В центре композиции — комиссар в кожаной куртке с маузером, держащий на поводке собаку с Георгиевским крестом на шее. Его ненавидящий взгляд через пенсне направлен на распятие Христа в правой стороне картины.
Во всей жестокости его облика читается предвкушение достижения вожделенной цели, некогда выраженной в кличе масонского "оракула" Флери: "Долой распятого! Ты, который уже восемнадцать веков держишь мир под своим ярмом! Твое царство кончено! Не нужен Бог!"
За ним сплотилось, кажется, все вселенское отребье. Матрос с винтовкой и пулеметом, орудием массовых казней; персонаж, выпускающий из мешка свинью с церковным крестом; блудница в генеральской шинели, накинутой на голое тело; баба в горностаевой шубе, добытой при осуществлении девиза “Грабь награбленное!”; “революционная семья” в венчальных коронах, на которых пришпилены пентаграммы... Известно, как во времена “великой французской революции” алтарь храма занимала голая проститутка... Известно и то, что ударной силой революций становились наемники - китайцы, латыши и другие, отличавшиеся особой беспощадностью в расправах с коренным населением. Вот и здесь мы видим китайчонка в офицерской фуражке.
"Разгром Храма в Пасхальную ночь"
"Рынок нашей демократии" отражает мысли миллионов наших сограждан, очутившихся в ситуации постсоветского периода, и если "Разгром Храма в Пасхальную ночь" можно сравнить с эпическими творениями русской школы живописи, то в этой картине мы чувствуем боль и гнев художника, нашего современника, который с несокрушимой смелостью собирает воедино и показывает зрителю весь кошмар беззакония конца ХХ века. Но в картине светится, вопреки всему, луч надежды и веры в грядущее возрождение России.
Картина "Россия, проснись!" пронизана глубоким трагизмом. Однажды в интервью Илья Глазунов обмолвился, что он трагический пессимист, потому что оптимист — это плохо информированный пессимист. Но, однако, с выставок Глазунова миллионы зрителей выносят огромный энергетический заряд, помогающий им жить и верить в Россию. На проклятый вопрос нашего времени — "Что делать?" — художник дает свои ответы: "Верить и бороться! С нами Бог!"
Комментарии14