Мифические существа. Злобоглазы.
Эта статья будет посвящена злобоглазам.
Итак...Злобоглазы.
Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой...
К/ф «Юность Максима»
Если вы встретили в своих странствиях левитирующий голубоватый, коричневый или серый шар с одиннадцатью глазками, из которых десять расположены на стебельках, а одиннадцатый «вмонтирован» прямо в сам шар — это, весьма вероятно, злобоглаз. Он же — beholder, evil eye, eye tyrant или chaos spawn.
Если обнаруженный вами шар имеет другой цвет, или не левитирует, или глаз не одиннадцать, или это вообще не шар — не исключено, что это все равно злобоглаз. Возможно, что даже наш отечественный Колобок был никем иным, как личинкой злобоглаза.
Людей, незнакомых с предметом, может сильно удивить, что злобоглазы к настоящему времени очень неплохо изучены. О них известна масса подробностей, которыми мы далеко не всегда располагаем даже в отношении значительно более распространенных существ. Все дело в том, что мало кто из тварей подземных вызывает у людей столько страха — а потому любая подробность, которую удалось узнать, широко расходится и не пропадает в безвестности.
Самое популярное англоязычное название этого существа — beholder — происходит от английской пословицы, звучащей так: «Beauty is in the eye of the beholder». В буквальном переводе: «Красота — в глазах смотрящего». Смысл в том, что красота не «объективна», и Джульетта выглядит сказочно прекрасной лишь в глазах Ромео. Кто додумался приложить это высказывание к уродливой и опасной твари — бог весть; возможно, сочли, что злобоглаз не менее опасен, чем необузданная страсть?
Название evil eye, от которого произошло и русское наименование, более понятно; хотя следует заметить, что это существо никоим образом не состоит из глаза (в отличие, скажем, от floating eye). Глаза — важнейшая его часть, но самого его правильнее было бы назвать «злобной головой». Но об анатомии речь пойдет ниже.
Именование eye tyrant — «глазастый тиран» — в полной мере справедливо и заслуженно. Оказаться под властью этого существа неприятно даже для привыкших к железной дисциплине обитателей Баатора и Ахерона.
И, наконец, chaos spawn — «отродье хаоса» — скорее прозвище, чем название, этакий собирательный термин. Так многие века без разбора именовали все, что, с точки зрения необразованного человека, выглядит немыслимо и невозможно. Не удивлюсь, если так называли даже утконоса.
Взрослый, полноразмерный злобоглаз — это шар величиной примерно 2 с половиной метра в диаметре. На первый взгляд существо это напоминает голову циклопа с волосами Медузы Горгоны, а до второго доживают немногие. Из внешних органов видны: большой рот, главный центральный глаз и щупальцевидные стебельки.
Он передвигается в пространстве безо всяких видимых усилий, и даже спит, как правило, на высоте метра-двух от пола. Судя по всему, весит злобоглаз примерно столько же, сколько вытесненный им воздух, и по закону Архимеда невесом; однако через несколько суток после гибели он приобретает более сообразный со здравым смыслом вес — около двух тонн.
Челюсти злобоглаза достаточно сильны, а зубы — велики и остры, чтобы одним движением перекусить пополам человека. Однако не столь уж часто злобоглаз использует это оружие в сражении — у него есть много гораздо более удобных и опасных способов вести бой.
Центральный — неподвижный — глаз в поле своего обзора (это широкий конус) отключает всю и всяческую магию. Волшебные стены и иллюзии развеиваются, призванные существа убираются восвояси, заговоренные предметы и волшебные палочки не действуют, и читать заклинания бесполезно.
Меньшие глаза — все разные, у каждого свой эффект. Стебельки позволяют им смотреть практически в любую сторону — разве что не прямо под злобоглаза (и то если он не наклонится). Правда, в силу какого-то мозгового ограничения злобоглаз неспособен применять их способоности больше 6-7 глаз в одном направлении; но и этого, как правило, более чем достаточно.
Эффекты у глаз такие.
- Два глаза очаровывают и делают цель близким другом злобоглаза. Разница между ними в том, что один способен работать с любыми существами: хоть с человеком, хоть с химерой, джинном или великаном, а второй специализируется исключительно на гуманоидах не слишком крупного размера. Обычно очарованный таким образом противник мешает своим товарищам атаковать столь симпатичное создание. Иногда злобоглаз оставляет зачарованного при себе — в качестве слуги и защитника.
- Третий глаз нужен затем, чтобы на короткое время избавиться от одного врага: он вселяет ужас. Не самое надежное оружие, но если очарование уже не сработало — это все-таки второй шанс.
- Четвертый глаз усыпляет цель. Используется примерно так же, как и страх.
- Пятый глаз замедляет врага. Это чисто вспомогательное оружие, обычно используется против общей цели одновременно с «главным калибром» — если выживет, так хоть замедлится...
- Шестой ранит противника лучом. Опытный боец в силах пережить такое ранение, поэтому злобоглаз применяет его в основном против слабых противников — оруженосцев, слуг, призванных монстров. Важнейшее преимущество этого глаза: если уж луч попал в цель, уклониться от его эффекта невозможно.
- Седьмой способен перемещать в пространстве большую массу (около 150 кг), как бы захватив ее лучом. Применение разнообразно — от сбрасывания людей в пропасть до баррикадирования дверей.
И, наконец, три последних луча — главное оружие злобоглаза.
- Восьмой глаз убивает противника на месте (а если удалось устоять против смертельной мощи — то наносит ранение). Как правило, этот способ боя используется против волшебников, убийц и им подобных, потому что здоровенный громила имеет очень неплохие шансы выжить.
- Девятый глаз превращает в камень. Это оружие используется в первую очередь против тех, чья внешность покажется злобоглазу интересной: он любит украшать свое жилище статуями.
- Десятый глаз обращает цель в пыль (и, как и восьмой, в случае неудачи ограничивается уроном, но более мощным).
Десять магических атак в шесть секунд (именно таково время «срабатывания» и «переключения» луча) делают злобоглаза одной из самых опасных тварей как под землей, так и на поверхности.
Впервые злобоглаз был обнаружен в D&D-мире Greyhawk известнейшим географом и зоологом, первооткрывателем всего D&D Гари Гигаксом. Cущество это настолько поразило Гигакса, что даже удостоилось места на обложке.
С тех пор, как ни странно, в описании злобоглаза почти ничего не изменилось. Способности глаз с первого раза были перечислены точно, исправлений не потребовалось. А вот новых наблюдений их жизни, внутреннего строения и особенно разновидностей появилось еще очень много...
С появлением второй редакции D&D возник мир Spelljammer, где эфирные просторы между мирами бороздили корабли различных рас. Злобоглазы нашли себе место и там; с их способом перемещения в пространстве они отлично чувствовали себя в эфире. Из книг времен Spelljammer мы узнали очень много и о злобоглазах, и о других существах, принадлежащих к типу aberration, — чудищах: иллитидах, неогах, греллах...
Постепенно злобоглаз стал как бы неофициальным символом Dungeons & Dragons. В самом деле: не дракона же делать таким символом, он встречается еще в тысяче мест! А среди уникальных существ, впервые появившихся в D&D, злобоглаз, пожалуй, обаятельней всех. И, главное, легче прочих узнается «в лицо».
И совсем неудивительно, что самая популярная из D&D-игр первого поколения была названа в честь этого милого существа. А одно время на английских ролевых конвентах вручалась премия в виде золотого злобоглаза.
Некоторое время назад наука относила злобоглазов к кишечнополостным, но это совершенно неверно. Под кожей этого существа идет сеть кровеносных сосудов и тянутся мелкие мышцы (они управляют челюстями, а также двигают стебельки глаз). Под этим слоем находится скелет (или череп, если угодно), в котором заключены внутренние органы.
Особенный интерес для анатома представляет кожа злобоглаза. Этот уникальный материал чрезвычайно пластичен, особенно с применением заклинаний: его можно рассматривать как своего рода магический пластилин, из которого злобоглаз при определенном старании и умениях может отрастить себе внешние псевдоорганы (даже такие сложные, как руки с работающими пальцами). Именно этой особенностью ученые объясняют многообразие форм злобоглаза, о котором мы еще расскажем. Впрочем, подавляющее большинство злобоглазов нужными умениями не обладает.
Внутреннее строение злобоглаза не слишком сложно.
Сразу за зубами расположена кольцеобразная мышца, которая, стягиваясь, закрывает ротовую полость (примерно так вы затягиваете мешочек продетым шнурком). В ротовой полости расположен язык и узкий вход в полуметровый пищевод, который заканчивется желудком, а тот в свою очередь соединен с кишечником. Вся пищеварительная система компактно уложена под ротовой полостью и занимает нижнюю часть злобоглаза; анальное отверстие размещается с нижней задней стороны шара. Со стороны желудка и кишечника костные стенки у злобоглаза тонкие и сравнительно мягкие — видимо, чтобы не создавать проблем в случае переедания.
Надо ртом находится большое скопление зеленоватых трубочек — это легкое. Еще выше, в толстой костной камере, заключен массивный (до 200 кг!) мозг. Мозг этот, как и у человека, состоит из двух полушарий; интересно, однако, что полушария эти минимально связаны между собой. Задняя часть организма содержит сердце, печень и репродуктивные органы.
Самое интересное во всех перечисленных анатомических объектах — это их необычайная легкость. Даже после гибели злобоглаза любой его орган, исключая разве что свеженаполненный желудок, может взлететь наподобие воздушного шарика. Согласно популярной версии, дело в том, что ткани злобоглазов пористы и содержат в себе легкий газ; однако в арифметике тут что-то не сходится. Газ, похоже, должен иметь отрицательную массу!
Глаза этого существа тоже весьма необычны; сложная система из пяти линз, каждая из которых управляется независимо, обеспечивает систему трехмерной фокусировки эффекта. Подобная схема — помимо прочего — гарантирует ее обладателю абсолютный глазомер.
Глазные стебельки по своему устройству более всего напоминают шупальца кальмара либо осьминога. Внешне они кажутся гладкими и мускулистыми; бывают, впрочем, кольчатые стебельки: наподобие тела дождевого червя.
Злобоглазы всеядны: в качестве пищи им подходят и растения, и животные, и грибы, и даже падаль или перегнившие листья. В принципе, для выживания злобоглазу нужно совсем немного: около килограмма пищи и 8-10 литров воды в день, при его размерах это очень скромный паек.
Однако... поесть злобоглазы очень любят.
А потому при наличии возможности с удовольствием пожирают килограммов 200 или даже 300 — больше в них просто физически не влезает. Подобное обжорство не идет им впрок — но, впрочем, и не вредит.
Чувство вкуса, по сравнению с человеческим, у них притуплено. Большую часть спектра вкусов они вообще не различают; однако, как правило, у злобоглаза есть три-четыре любимых вида пищи, которые они ценят особенно высоко. Например, фиолетовые грибы-пискуны, летучие мыши или карлики-свирфнеблины.
Почти все злобоглазы любят вино — настолько, что за него готовы и поторговаться, ведь в их обычных местах обитания с этим продуктом туго. В случае, если вам встретится относительно вменяемый злобоглаз, это — ваш маленький шанс покончить дело миром. Пиво и крепкие напитки их не интересуют.
Размножается злобоглаз один раз в жизни. Он — существо бесполое, и пара для такого ответственного дела ему не нужна. В задней части его тела в специальном «инкубаторе» образуется несколько маленьких шариков-злобоглазиков (до дюжины), а когда они подрастают до размеров небольшого арбуза — он отрыгивает весь «инкубатор» через рот, и малютки прогрызают себе путь наружу. Летать они умеют от рождения, а использовать силу глаз обучаются через полгода-год.
Продолжительность жизни злобоглаза — около ста лет, но доживают до преклонного возраста немногие. Большинство их гибнет в течение первого года, пока ищет себе личную нору.
Вне всякого сомнения, злобоглаз обладает немалым интеллектом и полной свободой воли. Он не подвержен контролю извне, как голем или низшая нежить, и не обречен служить повелителям Бездны, как дретч или суккуб. И все же договориться со злобоглазом удавалось очень немногим...
Все дело, объясняют ученые анатомы, в структуре мозга. Как и у нас, левое полушарие отвечает за логическое мышление, правое — за эмоции. Вот только связи между ними ослаблены, а потому левое полушарие не ведает, что творит правое.
Итогом чаще всего становится сильнейшее расстройство психики, напоминающее одновременно паранойю и шизофрению. Собственный разум постоянно подсовывает злобоглазу сюрпризы, в основном — неприятные. Поэтому злобоглаз мало способен на доверие и склонен к бессмысленной, даже по собственным меркам, агрессии и садизму.
Впрочем, бывают среди них и такие, у которых левое полушарие сумело обрести власть над правым. Их еще называют «разумными» или «здоровыми» злобоглазами, в противовес большинству. Они последовательно блюдут свою выгоду, с ними значительно легче найти общий язык, но если такой все же окажется вашим противником — то куда более опасным.
Большинство «безумных» злобоглазов — одиночки. Они селятся в пещере где-нибудь в подземелье; обычно эту пещеру они делают сами при помощи распыляющего луча. Там и проводят свой век, постепенно накапливая сокровища «на черный день» (их ценность для других рас они понимают, но сами не используют) и уничтожая все живое,
что по неосторожности приблизится к ним. Иногда они обзаводятся парой-тройкой очарованных слуг — те моют их и чистят, сторожат подступы к норе и так далее.
Но вообще-то у них есть своего рода религия (они поклоняются таинственной Великой Матери), и она настоятельно требует от злобоглазов общественного поведения. Те, кто на это способен, собираются в группы и строят «город-улей» — так обычно называют место массового поселения злобоглазов.
Конечно, строят они не сами; для этого у них есть очарованные пленники. Которые с радостью создают уют и комфорт для своих круглых друзей.
В больших городах-ульях держат даже мастерские, в которых кузнецы, стеклодувы и маги производят... экипировку для злобоглазов. В частности, в таких городах хранят рецепты волшебных линз — это самый ценный для них магический предмет. Линзы могут усиливать действие глазных лучей; опаснейшие среди них раздваивают луч или даже придают ему цепной эффект (поразив одну мишень, луч отражается на следующую и так далее, пока не промахнется).
Возможно, самая странная штука из продукции таких мастерских — это... оружие для злобоглазов. Да-да: мечи, копья и так далее. Особенно популярны почему-то трезубцы. Вместо рукояти у всех этих предметов — своеобразная петля для зажима зубами, она немного напоминает загубник акваланга. Нет, подобные устройства не могут значительно повысить боеспособность злобоглаза — все равно главное его оружие в глазах, зато дают ему возможность... потешиться с жертвой. Ведь главные его лучи убивают на месте, а на вкус злобоглаза это — слишком легкая смерть... Порой такие вот «отклонения» стоят злобоглазу жизни, потому что не замеченный им противник, пока тварь резвится, втыкает ему в пузо меч.
Встреча со злобоглазом обычно означает, что у вас осталось совсем мало секунд на размышление. Выживают в ней обычно либо берсерки, у которых топор двигается быстрее мысли (и не только потому, что мысль движется совсем медленно), либо лица с высокоразвитым инстинктом самосохранения, умеющие чрезвычайно быстро бегать.
Десять атак злобоглаза (не считая зубов) способны вывести из строя десятерых противников одновременно; завалить его числом обычно нереально — он скрывается в узких проходах и тесных пещерах. Заклинания, в том числе защитные и маскирующие, опять-таки не помогут — по причине конуса антимагии.
Однако время от времени искателям приключений приходится сразиться со злобоглазом — и бывает даже, что у них есть время продумать тактику заранее. Что в таком случае можно противопоставить одиннадцатиглазому чуду?
Очень неплохой ставкой оказывается маскировка. Обычная, немагическая, которую не снимает центральный глаз. Слышит и видит злобоглаз отлично, но опытный вор, бесшумный следопыт или ловкий монах могут пробраться под злобоглазом и нанести удар исподтишка. К счастью, злобоглаз не отличается живучестью дракона или прочностью голема. Неплоха также идея, если удалось проползти под конусом центрального глаза, применить с той стороны волшебную палочку — ее свойства восстановятся, как только вы покинете конус антимагии.
Жрецы порой используют подчиненную ими нежить: на нее не действуют лучи большинства глаз. Но этот ход сомнительно эффективен, не говоря уж о том, что доступен только предавшимся тьме. Волшебники пробовали применять големов — результаты были отличные, но голем доступен далеко не каждому адепту магических искусств.
Иными словами, если у вас не получится атаковать злобоглаза незамеченными, в ваших рядах почти наверняка будут потери. Разве что вы уже все прошли, превзошли и едите драконов на завтрак...
Самая большая глупость, которую можно совершить в бою со злобоглазом, — попытаться его окружить! Дело в том, что щупальца-стебельки устроены так, что практически невозможно направить более трех «боевых» глаз в одну сторону. Рассредоточившись, вы позволяете противнику использовать все десять лучей разом. Он вам будет за это душевно признателен.
В силу особенностей их кожи, а также по другим причинам на свете расплодилось немало близких и дальних родичей злобоглаза (некоторые относят к ним даже знаменитого благодаря Doom какодемона!).
Злобоглаз-маг
Это не мутация, а плод сознательного решения. Некоторые злобоглазы, в основном — обитатели городов-ульев, посредством специального ритуала выкалывают себе центральный глаз и учатся быть колдунами на манер гуманоидных рас.
В древности злобоглазы для этой цели выращивали себе псевдоруки из своей замечательной «кожи». Впоследствии научились обходиться без этого мучительного процесса, переводя магические силы на маленькие глаза. Так они сперва «отключают» основную функцию, скажем,
глаза-замедлителя, и он начинает колдовать чары первого круга; потом отключается ранящий глаз — он творит магию второго круга, и так далее. В итоге остается лишь один работающий по-старому глаз (обычно это очарование либо распыление), остальные становятся источниками заклинаний. Иногда и одного-то не остается. Наконец, финальная трансформация (этот процесс идет постепенно, занимая лет десять) — открывает выколотый центральный глаз, но теперь он не уничтожает магию, а только поглощает направленные в злобоглаза заклинания, подлечивая его (что гораздо слабее, ведь нельзя «отменить» лечения и усиления, но зато такой центральный глаз не мешает собственному волшебству злобоглаза).
Поначалу от этой трансформации злобоглаз существенно теряет в своих боевых качествах. Преимущества начинают вырисовываться тогда, когда преображено 6-8 глаз. Дело в том, что злобоглаз-маг способен, как и прежде, использовать все десять глаз одновременно. А среди заклятий высших кругов есть вещи поинтереснее распыления или очарования: например, массовое очарование (обрабатывает сразу целую группу), слова силы, от которых нельзя уклониться, призыв демонов, непроницаемые стены и даже остановка времени...
Колдовать без рук все равно не очень удобно, но злобоглазы-маги обошли и это, развив новую форму телекинеза, для которой не нужен специальный глаз. Она не может перемещать настолько тяжелые предметы, зато работает тоньше — с ее помощью можно, скажем, взмахнуть волшебной палочкой или начертить на земле пентаграмму.
Отличить злобоглаза-мага «в действии» от обычного легко, даже если центральный глаз восстановлен: колдуя, он издает невнятные ритмичные звуки наподобие хорового пения или труб органа. Эти звуки заменяют ему вербальные компоненты чар. Впрочем, в этом состоянии отличать его уже поздновато.
Древний шар
Некоторые злобоглазы живут неприлично долго: вместо сотни лет, когда обычный злобоглаз начинает впадать в маразм, плавно переходящий в кому, — полтысячелетия или даже больше. Что тому причиной, пока неизвестно: то ли магия, то ли личное внимание Великой Матери.
За это время древний шар (elder orb) раздувается до 4-5 метров в диаметре, но его способности, как ни странно, не слишком меняются — разве что глаза целятся лучше, а уклониться отних становится сложнее. Правда, шар-аксакал за долгую жизнь успевает выучить кое-какую магию, причем не должен ни отращивать для этого руки, ни портить красоту своих глаз. Но магия эта не идет ни в какое сравнение с «родными» возможностями древнего шара: в лучшем случае он освоит молнию или удержание человека. Впрочем, закрыв главный глаз, он может наложить на себя дополнительную защиту. Например — от стрел.
Матка улья
Каким образом эгоистичные и своевольные злобоглазы ухитряются поддерживать в городах подобие порядка? За это отвечают матки ульев и их служители-«надсмотрщики» (о них чуть ниже).
Матка, она же царица (hive mother), точно так же беспола, как и ее народ, а зовут ее так, дабы подчеркнуть, что она исполняет волю Великой Матери. Действует она отнюдь не увещеванием, а грубым магическим подчинением: эта способность встроена в нее и работает исключительно на злобоглазов и их родню.
В остальном ее свойства не сильно отличаются от обычного злобоглаза; правда, она настолько велика, что человека может проглотить одним движением (и нередко это демонстрирует). Разумеется, она куда более живуча и точнее бьет лучом.
Откуда она берется, неведомо: быть может, из древнего шара, а может — это и впрямь деятельность Великой Матери.
***
Злобоглаз-маг, древний шар и матка улья традиционно причисляются к числу классических, «истинных злобоглазов»; все же остальные разновидности относят к «родне злобоглазов».
Надсмотрщик
Надсмотрщик (overseer) внешне на своих родичей вообще не похож. Представьте себе нечто вроде большой гниловатой коряги, торчащей из земли. На сучках и ветках есть маленькие глазки, но разглядеть их почти невозможно — ну, подумаешь, шишечки какие-то черные...
Если надсмотрщик вступает в бой, то обнаруживается, что корягу крепили к земле восемь здоровенных шипастых щупалец, которые хватают и душат неосторожно подошедших. Или не душат, а подносят ко рту (их у надсмотрщика три штуки), где пойманный тщательно пережевывается.
В «щупальцепашной» схватке надсмотрщик способен на многое; но не будем забывать о тринадцати глазках. Способности у них несколько иные, чем у глаз сородичей...
Два глаза ориентированы на прямой бой (то есть такой, в котором наносят раны, а не подчиняют и не убивают на месте). Эти глаза производят пляшущую молнию (chain lightning, одно из сильнейших заклинаний этого типа) и морозный луч.
Еще шесть глаз заведуют ослаблением и порабощением: в них заложены заклятия оглушения, отчаяния, убеждения, удержания, подчинения и безвременья (это последнее как бы выключает существо из течения времени).
Три глаза борются со вражескими чарами: один отменяет заклинания, другой отражает их обратно во владельца. Это гораздо более слабые способности, чем антимагия злобоглаза, поскольку луч должен еще попасть в мага. Третий глаз развеивает уже наложенные чары.
Наконец, последние два глаза служат «вспомогательными средствами»: один производит телекинез, другой сотворяет предметы из ничего.
Несмотря на отсутствие нескольких важных лучей, надсмотрщик значительно опаснее обычного злобоглаза. У него нет никаких ограничений по направлению действия лучей, его подчинение позволяет не только исключить опасного противника из боя, но и направить его атаки против своих (в то время как очарование «истинного злобоглаза» не заставит жертву поднять оружие на прежних друзей), а множество атак ближнего боя делает крайне сомнительными перспективы воинов в сражении с ним.
Обнаружить надсмотрщика очень сложно — не только из-за мимикрии, но и потому, что шкура его способна принимать любую окраску не хуже хамелеоньей. На самом деле эта шкура — не часть существа, а гриб-симбионт, нечто вроде плесени. К счастью, надсмотрщик крайне редко встречается вне городов-ульев.
Надсмотрщик — служитель матки улья; его подчиняющий глаз работает в том числе и на злобоглазов. Что привязывает к матке его самого, мы не знаем, но можно предположить, что эта связь вырабатывается в самом начале его существования. Создается надсмотрщик путем магического воздействия на пластичную кожу детеныша злобоглаза; это делают вдвоем матка улья и злобоглаз-маг.
Несмотря на то, что от рождения он принадлежит матке улья, надсмотрщик может существовать независимо или перейти под контроль новой матки в случае гибели старой.
Не летает.
Гаут
Гаут (gauth), он же гоут или губка — то ли низшая форма злобоглаза, то ли просто недоросший детеныш. Ученые не прекращают яростные споры по этому поводу: противники «детской теории» ссылаются на то, что пойманные гауты, за которыми долгое время велось наблюдение, практически не растут. Держать их в неволе куда проще, чем злобоглазов, поскольку отсутствие антимагии позволяет контролировать их заклятием.
Гаут очень похож на злобоглаза, только поменьше (около полутора метров в диаметре), красно-коричневого цвета и обладает всего шестью глазами на стебельках. Главный глаз не отражает магию, а всего лишь оглушает тех, кто попал под его взгляд. Да и малые глаза куда слабее: их эффекты — сон, паралич, ранение, палящий луч, усталость и развеяние магии.
Встретить гаута можно в городах-ульях, а также просто в подземных пещерах (которые они вынуждены искать или отбирать — сделать пещеру сами они не в силах); ходят слухи о том, что некий волшебник научился призывать гаута заклинанием.
Мертвый глаз
Некоторые некроманты сочли, что гаут для них слишком слабый союзник, и отыскали способ превратить злобоглаза в нежить. При превращении в мертвый глаз (death tyrant) часть способностей обычно страдает — очень трудно предохранить от тления все стебельки — но основная масса возможностей остается при нем.
Однако никак нельзя рекомендовать подобный фокус даже тем, кто достаточно безрассуден, чтобы увлечься темным искусством. Дело в том, что, если слухи о подобном деянии достигнут ближайшего города-улья, вы быстро осознаете, что один-единственный злобоглаз — недостаточно хорошая защита, даже если его поддерживает легион зомби. Злобоглазы не склонны мстить друг за друга, но создание нежити из их сородичей, с их точки зрения, ни в коем разе не должно оставаться безнаказанным.
Между нами говоря, не худо бы и людям перенять этот обычай.
Наблюдатель
Злобоглазы не всегда были тем, чем стали сейчас. Когда-то давно они могли похвастаться завидно крепким разумом, врожденной законопослушностью, относительным миролюбием и спокойным нравом. Правда, глаз было поменьше — всего пять, считая главный.
Свое нынешнее состояние злобоглазы обрели, когда неизвестная чародейка далекого прошлого перенесла их из родного измерения в материальный мир. Возможно, она их еще как-то модифицировала, а может, виной всему отрыв от привычного окружения.
Дело в том, что родной мир этой расы называется Механус (он же Нирвана). Это мир абсолютного порядка, все на нем действует с размеренностью часового механизма. И немудрено, что всякий абориген Механуса, вынужденный покинуть его без надлежащей подготовки, едва ли может сохранить целостность рассудка при виде того, каким безумным, неупорядоченным, хаотическим может быть иной мир. Как можно существовать в измерении, где неизвестно заранее, что произойдет через полчаса?!
Чародейка эта со временем то ли скончалась, то ли набралась достаточно сил, чтобы перенести себя навечно во внешние миры; сегодня она известна под именем Великой Матери.
Цивилизованная родня злобоглазов (впрочем, сами злобоглазы предпочитают именовать ее дикой родней) проживает на Механусе и посейчас. Называется она наблюдателями (spectator).
Наблюдатели вообще-то лучше большинства обитателей Механуса приспособлены к жизни за его пределами. Они и задумывались как источники информации о внешних мирах. Но без связи с Механусом существовать они могут плохо и недолго.
Опознать наблюдателя можно по багрово-красной шкуре и четырем глазам. Силы этих глаз сравнительно невелики: они насылают утомление, ранят, удерживают, один глаз нужен для телепатического общения, а главный отражает нацеленные на наблюдателя заклинания.
Глаз глубин
Это существо — очень дальняя родня злобоглазу. У него два глаза на стебельках и один центральный, тело покрыто чешуей, а снизу от «туловища» отходят две клешни наподобие рачьих. Обитает глаз глубин (eye of the deep), как понятно из названия, в морской пучине.
Главный глаз этого существа испускает (по желанию) конус слепящего света, а малые — парализующий луч и конус холода.
Однако главная сила этой твари даже не в лучах, а в способности, совместив усилия всех трех глаз, по желанию творить иллюзии практически любого вида, причем не исчезающие со временем. Может показаться, что это не очень страшно... но представьте себе целый иллюзорный мир, со зданиями и монстрами, созданный за годы жизни глазом глубин, и вы поймете, что без помощи чар истинного зрения совладать с подводным злобоглазом почти невозможно. Неверие окажет мало помощи, даже если знать заранее, что окружающее нереально: очень трудно не верить сразу во все, что видишь, и смотреть сквозь сотни иллюзий. А иллюзия, которая принята за реальность, может наносить вполне реальный вред...
Появление глаза глубин связано, по некоторым данным, с чарами некоего гения морей — марида или, быть может, волшебника из морских эльфов. Другая точка зрения гласит, что это — злобоглазы, которые решились бежать от Великой Матери и собственными силами модифицировали себя для жизни в море.
Наездник
Злобоглазы-наездники (director) служат своего рода «кавалерией» города-улья и весьма редко встречаются вдали от города. Они, как и надсмотрщики, создаются матками и злобоглазами-магами при помощи особых свойств кожи злобоглаза.
У наездника шесть малых глаз и один большой, но самое его очевидное отличие от сородичей — три то ли щупальца, то ли корня, исходящие из нижней части твари. С их помощью наездник контролирует своего «скакуна»: в этом качестве используются гигантские многоножки, пауки, скорпионы, анхеги и другие членистоногие подобающих размеров. «Корни» проникают прямо под хитиновый панцирь; один из них присоединяется к нервным центрам, обеспечивая полную власть над «конем», остальные то ли просто крепят наездника, чтобы не свалился (хотя левитировать он, как и почти вся родня, умеет), то ли еще и снабжают его питательными веществами.
Центральный глаз наездника обеспечивает ему неплохую защиту и от чар (правда, только боевых), и от физических атак, создавая вокруг отражающее силовое поле. Прикрывает оно и скакуна.
Малые глаза «вооружены» огненным и леденящим лучами (не путать с лучом глаза надсмотрщика — леденящий намного слабее), силовой стрелой, чарами бессилия (enervation) и замедлением, а шестой глаз строит зрительные иллюзии.
Глазодав
Глазодав (gouger) cконструирован из злобоглаза специально для того, чтобы бороться с настоящими злобоглазами. Тут использованы два свойства злобоглаза: антимагический конус (отлично нейтрализующий глазные лучи) и отвращение к себе подобным, характерное для большинства представителей этого вида.
Малые глаза у глазодава в наличии, но никакой особой пользы, кроме зрения, не приносят. А основное его оружие — длинный-предлинный шипастый язык, идеально приспособленный для того, чтобы отрывать чьи-то глазки на стебельках.
Еще глазодав отличается тем, что снизу от его туловища отходят коротенькие лапки; зачем они нужны — непонятно. Вероятно, именно это существо описывает известная фраза «сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками»? Кстати, глазодав действительно бывает обычно сиреневым или зеленоватым.
На сегодняшний день глазодав — самое эффективное средство для изведения злобоглаза. Увы, штурмовать с его помощью город-улей далеко не так просто, даже если собрать целое войско глазодавов: все-таки перекрыть конусами антимагии все направления, с которых могут ударить боевые лучи, малореально. А вот с одиночным противником он справляется замечательно.
Газовая спора
А это — вообще не злобоглаз и даже не родня, хотя на первый взгляд очень похоже. Летучий шар с шариками глаз на поверку оказывается... плодом жизнедеятельности одного подземного гриба, выработавшего такую своеобразную мимикрию.
Газовая спора не в силах причинить вам вред — если только вы не будете достаточно опрометчивы, чтобы напасть на нее. В последнем случае она от первой же царапины взорвется, обжигая и разбрасывая находящиеся внутри собственно споры гриба.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что злобоглазы есть по меньшей мере в половине ролевых игр по системе D&D, когда-либо выпускавшихся на РС. Пройти мимо экзотического обаяния этого существа удалось немногим.
Конечно, первым делом хочется упомянуть серию Eye of the Beholder.
Это одна из самых ранних и знаменитых D&D-серий; первая из трех игр увидела свет в 1990 году. По совместительству она была первой популярной динамической D&D-игрой.
Написана игра по мотивам одноименного приключения для настольного D&D. Оно не слишком популярно (безыскусные истории про уничтожение монстров давно уже не в чести у настольных игроков), компьютерная игра завоевала намного большую известность.
Суть происшедшего в игре такова: злобоглаз по имени Ксанатар обрушил канализацию города Waterdeep, и бравым искателям приключений нужно разобраться с ситуацией и дать возможность унитазам городской знати нормально функционировать...
Вторая часть игры стала еще популярнее: в ней добавились открытые пространства, а графика стала весьма совершенной по стандартам
того времени (хотя по-прежнему собственно «окно в мир» занимало малую часть экрана — иначе производительность движка «не тянула»). Третья, «Штурм Миф Драннора», не полюбилась игрокам и дальнейшего потомства не принесла.
В дальнейшем историю из Eye of the Beholder воплотили на движке Neverwinter Nights.
Baldur's Gate II может похвастаться тем, что помимо обычных злобоглазов в ней можно встретить гаута, наездника, наблюдателя и древний шар. Это потому, что там есть в наличии город-улей, полный разнообразных злобоглазов; увы, надсмотрщиков почему-то нет (или я не сумел их отыскать).
Злобоглаз в BG 2 отличается интеллектом; так, он практически никогда не нападает на призванных существ. Обычно это весьма разумно, но в итоге оказывается его слабостью: статуэтки вроде лунного пса, превращающиеся в существ, становятся его главным врагом. Как ни странно, злобоглаз там не снимает невидимость, и это ему дорого обходится.
Город-улей можно увидеть и в Neverwinter Nights: Hordes of Underdark.
Там из необычных существ можно повидать злобоглаза-мага и матку улья. Но в этой игре герой приходит к злобоглазам настолько могучим, что большинство лучей ему почти безразличны...
В играх, сделанных не по системе D&D, злобоглазы тоже встречаются; однако, чтобы избежать проблем с заимствованием, их обычно называют не beholder, а evil eye или chaos spawn. Свойства их различны, но обычно атакуют они лучами, как и положено.
Часто их снабжают абсолютно нефункциональными щупальцами: это делается затем, чтобы показать, что злобоглаз парит на некоторой высоте от земли, а также — чтобы привязать его к определенной клетке поля боя. Так сделано, например, в Heroes of Might & Magic III.
Русское слово «злобоглаз» встречалось давно, но фактическим стандартом перевода стало после выхода «Демиургов».
В Master of Magic злобоглаз (chaos spawn) был одной из опаснейших тварей магии Хаоса. Взяв все книги этой магии, можно было вызвать его в самом начале игры — и с удовлетворением убедиться, что компьютерные противники мало что могут ему противопоставить. Правда, летает он медленно, а потому враги, чьи владения были далеко от места появления злобоглаза, успевали развиться к моменту его прибытия.
Злобоглаз по заслугам слывет одним из самых опасных чудищ всех миров. Могущественные монархи вынуждены мириться с его появлением в пределах королевства — никакие награды не помогают найти охотников с ним воевать. Но если вам все же придется сразиться с ним — вы, по крайней мере, вооружены знанием природы этого существа. Не бог весть какое оружие, но все же лучше, чем ничего.
Статья взята с сайта http://lki.ru/.
Астор статьи Ричард Псмит.
Крутится, вертится над головой...
К/ф «Юность Максима»
Если вы встретили в своих странствиях левитирующий голубоватый, коричневый или серый шар с одиннадцатью глазками, из которых десять расположены на стебельках, а одиннадцатый «вмонтирован» прямо в сам шар — это, весьма вероятно, злобоглаз. Он же — beholder, evil eye, eye tyrant или chaos spawn.
Если обнаруженный вами шар имеет другой цвет, или не левитирует, или глаз не одиннадцать, или это вообще не шар — не исключено, что это все равно злобоглаз. Возможно, что даже наш отечественный Колобок был никем иным, как личинкой злобоглаза.
Людей, незнакомых с предметом, может сильно удивить, что злобоглазы к настоящему времени очень неплохо изучены. О них известна масса подробностей, которыми мы далеко не всегда располагаем даже в отношении значительно более распространенных существ. Все дело в том, что мало кто из тварей подземных вызывает у людей столько страха — а потому любая подробность, которую удалось узнать, широко расходится и не пропадает в безвестности.
Немного о названии
Самое популярное англоязычное название этого существа — beholder — происходит от английской пословицы, звучащей так: «Beauty is in the eye of the beholder». В буквальном переводе: «Красота — в глазах смотрящего». Смысл в том, что красота не «объективна», и Джульетта выглядит сказочно прекрасной лишь в глазах Ромео. Кто додумался приложить это высказывание к уродливой и опасной твари — бог весть; возможно, сочли, что злобоглаз не менее опасен, чем необузданная страсть?
Название evil eye, от которого произошло и русское наименование, более понятно; хотя следует заметить, что это существо никоим образом не состоит из глаза (в отличие, скажем, от floating eye). Глаза — важнейшая его часть, но самого его правильнее было бы назвать «злобной головой». Но об анатомии речь пойдет ниже.
Именование eye tyrant — «глазастый тиран» — в полной мере справедливо и заслуженно. Оказаться под властью этого существа неприятно даже для привыкших к железной дисциплине обитателей Баатора и Ахерона.
И, наконец, chaos spawn — «отродье хаоса» — скорее прозвище, чем название, этакий собирательный термин. Так многие века без разбора именовали все, что, с точки зрения необразованного человека, выглядит немыслимо и невозможно. Не удивлюсь, если так называли даже утконоса.
Сила взгляда
Взрослый, полноразмерный злобоглаз — это шар величиной примерно 2 с половиной метра в диаметре. На первый взгляд существо это напоминает голову циклопа с волосами Медузы Горгоны, а до второго доживают немногие. Из внешних органов видны: большой рот, главный центральный глаз и щупальцевидные стебельки.
Он передвигается в пространстве безо всяких видимых усилий, и даже спит, как правило, на высоте метра-двух от пола. Судя по всему, весит злобоглаз примерно столько же, сколько вытесненный им воздух, и по закону Архимеда невесом; однако через несколько суток после гибели он приобретает более сообразный со здравым смыслом вес — около двух тонн.
Челюсти злобоглаза достаточно сильны, а зубы — велики и остры, чтобы одним движением перекусить пополам человека. Однако не столь уж часто злобоглаз использует это оружие в сражении — у него есть много гораздо более удобных и опасных способов вести бой.
Центральный — неподвижный — глаз в поле своего обзора (это широкий конус) отключает всю и всяческую магию. Волшебные стены и иллюзии развеиваются, призванные существа убираются восвояси, заговоренные предметы и волшебные палочки не действуют, и читать заклинания бесполезно.
Меньшие глаза — все разные, у каждого свой эффект. Стебельки позволяют им смотреть практически в любую сторону — разве что не прямо под злобоглаза (и то если он не наклонится). Правда, в силу какого-то мозгового ограничения злобоглаз неспособен применять их способоности больше 6-7 глаз в одном направлении; но и этого, как правило, более чем достаточно.
Эффекты у глаз такие.
- Два глаза очаровывают и делают цель близким другом злобоглаза. Разница между ними в том, что один способен работать с любыми существами: хоть с человеком, хоть с химерой, джинном или великаном, а второй специализируется исключительно на гуманоидах не слишком крупного размера. Обычно очарованный таким образом противник мешает своим товарищам атаковать столь симпатичное создание. Иногда злобоглаз оставляет зачарованного при себе — в качестве слуги и защитника.
- Третий глаз нужен затем, чтобы на короткое время избавиться от одного врага: он вселяет ужас. Не самое надежное оружие, но если очарование уже не сработало — это все-таки второй шанс.
- Четвертый глаз усыпляет цель. Используется примерно так же, как и страх.
- Пятый глаз замедляет врага. Это чисто вспомогательное оружие, обычно используется против общей цели одновременно с «главным калибром» — если выживет, так хоть замедлится...
- Шестой ранит противника лучом. Опытный боец в силах пережить такое ранение, поэтому злобоглаз применяет его в основном против слабых противников — оруженосцев, слуг, призванных монстров. Важнейшее преимущество этого глаза: если уж луч попал в цель, уклониться от его эффекта невозможно.
- Седьмой способен перемещать в пространстве большую массу (около 150 кг), как бы захватив ее лучом. Применение разнообразно — от сбрасывания людей в пропасть до баррикадирования дверей.
И, наконец, три последних луча — главное оружие злобоглаза.
- Восьмой глаз убивает противника на месте (а если удалось устоять против смертельной мощи — то наносит ранение). Как правило, этот способ боя используется против волшебников, убийц и им подобных, потому что здоровенный громила имеет очень неплохие шансы выжить.
- Девятый глаз превращает в камень. Это оружие используется в первую очередь против тех, чья внешность покажется злобоглазу интересной: он любит украшать свое жилище статуями.
- Десятый глаз обращает цель в пыль (и, как и восьмой, в случае неудачи ограничивается уроном, но более мощным).
Десять магических атак в шесть секунд (именно таково время «срабатывания» и «переключения» луча) делают злобоглаза одной из самых опасных тварей как под землей, так и на поверхности.
История открытия
Впервые злобоглаз был обнаружен в D&D-мире Greyhawk известнейшим географом и зоологом, первооткрывателем всего D&D Гари Гигаксом. Cущество это настолько поразило Гигакса, что даже удостоилось места на обложке.
С тех пор, как ни странно, в описании злобоглаза почти ничего не изменилось. Способности глаз с первого раза были перечислены точно, исправлений не потребовалось. А вот новых наблюдений их жизни, внутреннего строения и особенно разновидностей появилось еще очень много...
С появлением второй редакции D&D возник мир Spelljammer, где эфирные просторы между мирами бороздили корабли различных рас. Злобоглазы нашли себе место и там; с их способом перемещения в пространстве они отлично чувствовали себя в эфире. Из книг времен Spelljammer мы узнали очень много и о злобоглазах, и о других существах, принадлежащих к типу aberration, — чудищах: иллитидах, неогах, греллах...
Постепенно злобоглаз стал как бы неофициальным символом Dungeons & Dragons. В самом деле: не дракона же делать таким символом, он встречается еще в тысяче мест! А среди уникальных существ, впервые появившихся в D&D, злобоглаз, пожалуй, обаятельней всех. И, главное, легче прочих узнается «в лицо».
И совсем неудивительно, что самая популярная из D&D-игр первого поколения была названа в честь этого милого существа. А одно время на английских ролевых конвентах вручалась премия в виде золотого злобоглаза.
Обложка описания мира Greyhawk.
Колобок в разрезе
Некоторое время назад наука относила злобоглазов к кишечнополостным, но это совершенно неверно. Под кожей этого существа идет сеть кровеносных сосудов и тянутся мелкие мышцы (они управляют челюстями, а также двигают стебельки глаз). Под этим слоем находится скелет (или череп, если угодно), в котором заключены внутренние органы.
Особенный интерес для анатома представляет кожа злобоглаза. Этот уникальный материал чрезвычайно пластичен, особенно с применением заклинаний: его можно рассматривать как своего рода магический пластилин, из которого злобоглаз при определенном старании и умениях может отрастить себе внешние псевдоорганы (даже такие сложные, как руки с работающими пальцами). Именно этой особенностью ученые объясняют многообразие форм злобоглаза, о котором мы еще расскажем. Впрочем, подавляющее большинство злобоглазов нужными умениями не обладает.
Внутреннее строение злобоглаза не слишком сложно.
Сразу за зубами расположена кольцеобразная мышца, которая, стягиваясь, закрывает ротовую полость (примерно так вы затягиваете мешочек продетым шнурком). В ротовой полости расположен язык и узкий вход в полуметровый пищевод, который заканчивется желудком, а тот в свою очередь соединен с кишечником. Вся пищеварительная система компактно уложена под ротовой полостью и занимает нижнюю часть злобоглаза; анальное отверстие размещается с нижней задней стороны шара. Со стороны желудка и кишечника костные стенки у злобоглаза тонкие и сравнительно мягкие — видимо, чтобы не создавать проблем в случае переедания.
Надо ртом находится большое скопление зеленоватых трубочек — это легкое. Еще выше, в толстой костной камере, заключен массивный (до 200 кг!) мозг. Мозг этот, как и у человека, состоит из двух полушарий; интересно, однако, что полушария эти минимально связаны между собой. Задняя часть организма содержит сердце, печень и репродуктивные органы.
Самое интересное во всех перечисленных анатомических объектах — это их необычайная легкость. Даже после гибели злобоглаза любой его орган, исключая разве что свеженаполненный желудок, может взлететь наподобие воздушного шарика. Согласно популярной версии, дело в том, что ткани злобоглазов пористы и содержат в себе легкий газ; однако в арифметике тут что-то не сходится. Газ, похоже, должен иметь отрицательную массу!
Глаза этого существа тоже весьма необычны; сложная система из пяти линз, каждая из которых управляется независимо, обеспечивает систему трехмерной фокусировки эффекта. Подобная схема — помимо прочего — гарантирует ее обладателю абсолютный глазомер.
Глазные стебельки по своему устройству более всего напоминают шупальца кальмара либо осьминога. Внешне они кажутся гладкими и мускулистыми; бывают, впрочем, кольчатые стебельки: наподобие тела дождевого червя.
Основные инстинкты
Злобоглазы всеядны: в качестве пищи им подходят и растения, и животные, и грибы, и даже падаль или перегнившие листья. В принципе, для выживания злобоглазу нужно совсем немного: около килограмма пищи и 8-10 литров воды в день, при его размерах это очень скромный паек.
Однако... поесть злобоглазы очень любят.
А потому при наличии возможности с удовольствием пожирают килограммов 200 или даже 300 — больше в них просто физически не влезает. Подобное обжорство не идет им впрок — но, впрочем, и не вредит.
Чувство вкуса, по сравнению с человеческим, у них притуплено. Большую часть спектра вкусов они вообще не различают; однако, как правило, у злобоглаза есть три-четыре любимых вида пищи, которые они ценят особенно высоко. Например, фиолетовые грибы-пискуны, летучие мыши или карлики-свирфнеблины.
Почти все злобоглазы любят вино — настолько, что за него готовы и поторговаться, ведь в их обычных местах обитания с этим продуктом туго. В случае, если вам встретится относительно вменяемый злобоглаз, это — ваш маленький шанс покончить дело миром. Пиво и крепкие напитки их не интересуют.
Размножается злобоглаз один раз в жизни. Он — существо бесполое, и пара для такого ответственного дела ему не нужна. В задней части его тела в специальном «инкубаторе» образуется несколько маленьких шариков-злобоглазиков (до дюжины), а когда они подрастают до размеров небольшого арбуза — он отрыгивает весь «инкубатор» через рот, и малютки прогрызают себе путь наружу. Летать они умеют от рождения, а использовать силу глаз обучаются через полгода-год.
Продолжительность жизни злобоглаза — около ста лет, но доживают до преклонного возраста немногие. Большинство их гибнет в течение первого года, пока ищет себе личную нору.
Новогоднее поздравление от D&D Online.
Разум и воля
Вне всякого сомнения, злобоглаз обладает немалым интеллектом и полной свободой воли. Он не подвержен контролю извне, как голем или низшая нежить, и не обречен служить повелителям Бездны, как дретч или суккуб. И все же договориться со злобоглазом удавалось очень немногим...
Все дело, объясняют ученые анатомы, в структуре мозга. Как и у нас, левое полушарие отвечает за логическое мышление, правое — за эмоции. Вот только связи между ними ослаблены, а потому левое полушарие не ведает, что творит правое.
Итогом чаще всего становится сильнейшее расстройство психики, напоминающее одновременно паранойю и шизофрению. Собственный разум постоянно подсовывает злобоглазу сюрпризы, в основном — неприятные. Поэтому злобоглаз мало способен на доверие и склонен к бессмысленной, даже по собственным меркам, агрессии и садизму.
Впрочем, бывают среди них и такие, у которых левое полушарие сумело обрести власть над правым. Их еще называют «разумными» или «здоровыми» злобоглазами, в противовес большинству. Они последовательно блюдут свою выгоду, с ними значительно легче найти общий язык, но если такой все же окажется вашим противником — то куда более опасным.
Образ жизни
Большинство «безумных» злобоглазов — одиночки. Они селятся в пещере где-нибудь в подземелье; обычно эту пещеру они делают сами при помощи распыляющего луча. Там и проводят свой век, постепенно накапливая сокровища «на черный день» (их ценность для других рас они понимают, но сами не используют) и уничтожая все живое,
что по неосторожности приблизится к ним. Иногда они обзаводятся парой-тройкой очарованных слуг — те моют их и чистят, сторожат подступы к норе и так далее.
Но вообще-то у них есть своего рода религия (они поклоняются таинственной Великой Матери), и она настоятельно требует от злобоглазов общественного поведения. Те, кто на это способен, собираются в группы и строят «город-улей» — так обычно называют место массового поселения злобоглазов.
Конечно, строят они не сами; для этого у них есть очарованные пленники. Которые с радостью создают уют и комфорт для своих круглых друзей.
В больших городах-ульях держат даже мастерские, в которых кузнецы, стеклодувы и маги производят... экипировку для злобоглазов. В частности, в таких городах хранят рецепты волшебных линз — это самый ценный для них магический предмет. Линзы могут усиливать действие глазных лучей; опаснейшие среди них раздваивают луч или даже придают ему цепной эффект (поразив одну мишень, луч отражается на следующую и так далее, пока не промахнется).
Возможно, самая странная штука из продукции таких мастерских — это... оружие для злобоглазов. Да-да: мечи, копья и так далее. Особенно популярны почему-то трезубцы. Вместо рукояти у всех этих предметов — своеобразная петля для зажима зубами, она немного напоминает загубник акваланга. Нет, подобные устройства не могут значительно повысить боеспособность злобоглаза — все равно главное его оружие в глазах, зато дают ему возможность... потешиться с жертвой. Ведь главные его лучи убивают на месте, а на вкус злобоглаза это — слишком легкая смерть... Порой такие вот «отклонения» стоят злобоглазу жизни, потому что не замеченный им противник, пока тварь резвится, втыкает ему в пузо меч.
Как с ними бороться
Встреча со злобоглазом обычно означает, что у вас осталось совсем мало секунд на размышление. Выживают в ней обычно либо берсерки, у которых топор двигается быстрее мысли (и не только потому, что мысль движется совсем медленно), либо лица с высокоразвитым инстинктом самосохранения, умеющие чрезвычайно быстро бегать.
Десять атак злобоглаза (не считая зубов) способны вывести из строя десятерых противников одновременно; завалить его числом обычно нереально — он скрывается в узких проходах и тесных пещерах. Заклинания, в том числе защитные и маскирующие, опять-таки не помогут — по причине конуса антимагии.
Однако время от времени искателям приключений приходится сразиться со злобоглазом — и бывает даже, что у них есть время продумать тактику заранее. Что в таком случае можно противопоставить одиннадцатиглазому чуду?
Очень неплохой ставкой оказывается маскировка. Обычная, немагическая, которую не снимает центральный глаз. Слышит и видит злобоглаз отлично, но опытный вор, бесшумный следопыт или ловкий монах могут пробраться под злобоглазом и нанести удар исподтишка. К счастью, злобоглаз не отличается живучестью дракона или прочностью голема. Неплоха также идея, если удалось проползти под конусом центрального глаза, применить с той стороны волшебную палочку — ее свойства восстановятся, как только вы покинете конус антимагии.
Жрецы порой используют подчиненную ими нежить: на нее не действуют лучи большинства глаз. Но этот ход сомнительно эффективен, не говоря уж о том, что доступен только предавшимся тьме. Волшебники пробовали применять големов — результаты были отличные, но голем доступен далеко не каждому адепту магических искусств.
Иными словами, если у вас не получится атаковать злобоглаза незамеченными, в ваших рядах почти наверняка будут потери. Разве что вы уже все прошли, превзошли и едите драконов на завтрак...
Самая большая глупость, которую можно совершить в бою со злобоглазом, — попытаться его окружить! Дело в том, что щупальца-стебельки устроены так, что практически невозможно направить более трех «боевых» глаз в одну сторону. Рассредоточившись, вы позволяете противнику использовать все десять лучей разом. Он вам будет за это душевно признателен.
Родня злобоглазов
В силу особенностей их кожи, а также по другим причинам на свете расплодилось немало близких и дальних родичей злобоглаза (некоторые относят к ним даже знаменитого благодаря Doom какодемона!).
Злобоглаз-маг
Это не мутация, а плод сознательного решения. Некоторые злобоглазы, в основном — обитатели городов-ульев, посредством специального ритуала выкалывают себе центральный глаз и учатся быть колдунами на манер гуманоидных рас.
В древности злобоглазы для этой цели выращивали себе псевдоруки из своей замечательной «кожи». Впоследствии научились обходиться без этого мучительного процесса, переводя магические силы на маленькие глаза. Так они сперва «отключают» основную функцию, скажем,
глаза-замедлителя, и он начинает колдовать чары первого круга; потом отключается ранящий глаз — он творит магию второго круга, и так далее. В итоге остается лишь один работающий по-старому глаз (обычно это очарование либо распыление), остальные становятся источниками заклинаний. Иногда и одного-то не остается. Наконец, финальная трансформация (этот процесс идет постепенно, занимая лет десять) — открывает выколотый центральный глаз, но теперь он не уничтожает магию, а только поглощает направленные в злобоглаза заклинания, подлечивая его (что гораздо слабее, ведь нельзя «отменить» лечения и усиления, но зато такой центральный глаз не мешает собственному волшебству злобоглаза).
Поначалу от этой трансформации злобоглаз существенно теряет в своих боевых качествах. Преимущества начинают вырисовываться тогда, когда преображено 6-8 глаз. Дело в том, что злобоглаз-маг способен, как и прежде, использовать все десять глаз одновременно. А среди заклятий высших кругов есть вещи поинтереснее распыления или очарования: например, массовое очарование (обрабатывает сразу целую группу), слова силы, от которых нельзя уклониться, призыв демонов, непроницаемые стены и даже остановка времени...
Колдовать без рук все равно не очень удобно, но злобоглазы-маги обошли и это, развив новую форму телекинеза, для которой не нужен специальный глаз. Она не может перемещать настолько тяжелые предметы, зато работает тоньше — с ее помощью можно, скажем, взмахнуть волшебной палочкой или начертить на земле пентаграмму.
Отличить злобоглаза-мага «в действии» от обычного легко, даже если центральный глаз восстановлен: колдуя, он издает невнятные ритмичные звуки наподобие хорового пения или труб органа. Эти звуки заменяют ему вербальные компоненты чар. Впрочем, в этом состоянии отличать его уже поздновато.
Древний шар
Некоторые злобоглазы живут неприлично долго: вместо сотни лет, когда обычный злобоглаз начинает впадать в маразм, плавно переходящий в кому, — полтысячелетия или даже больше. Что тому причиной, пока неизвестно: то ли магия, то ли личное внимание Великой Матери.
За это время древний шар (elder orb) раздувается до 4-5 метров в диаметре, но его способности, как ни странно, не слишком меняются — разве что глаза целятся лучше, а уклониться отних становится сложнее. Правда, шар-аксакал за долгую жизнь успевает выучить кое-какую магию, причем не должен ни отращивать для этого руки, ни портить красоту своих глаз. Но магия эта не идет ни в какое сравнение с «родными» возможностями древнего шара: в лучшем случае он освоит молнию или удержание человека. Впрочем, закрыв главный глаз, он может наложить на себя дополнительную защиту. Например — от стрел.
Матка улья
Каким образом эгоистичные и своевольные злобоглазы ухитряются поддерживать в городах подобие порядка? За это отвечают матки ульев и их служители-«надсмотрщики» (о них чуть ниже).
Матка, она же царица (hive mother), точно так же беспола, как и ее народ, а зовут ее так, дабы подчеркнуть, что она исполняет волю Великой Матери. Действует она отнюдь не увещеванием, а грубым магическим подчинением: эта способность встроена в нее и работает исключительно на злобоглазов и их родню.
В остальном ее свойства не сильно отличаются от обычного злобоглаза; правда, она настолько велика, что человека может проглотить одним движением (и нередко это демонстрирует). Разумеется, она куда более живуча и точнее бьет лучом.
Откуда она берется, неведомо: быть может, из древнего шара, а может — это и впрямь деятельность Великой Матери.
***
Злобоглаз-маг, древний шар и матка улья традиционно причисляются к числу классических, «истинных злобоглазов»; все же остальные разновидности относят к «родне злобоглазов».
Надсмотрщик
Надсмотрщик (overseer) внешне на своих родичей вообще не похож. Представьте себе нечто вроде большой гниловатой коряги, торчащей из земли. На сучках и ветках есть маленькие глазки, но разглядеть их почти невозможно — ну, подумаешь, шишечки какие-то черные...
Если надсмотрщик вступает в бой, то обнаруживается, что корягу крепили к земле восемь здоровенных шипастых щупалец, которые хватают и душат неосторожно подошедших. Или не душат, а подносят ко рту (их у надсмотрщика три штуки), где пойманный тщательно пережевывается.
В «щупальцепашной» схватке надсмотрщик способен на многое; но не будем забывать о тринадцати глазках. Способности у них несколько иные, чем у глаз сородичей...
Два глаза ориентированы на прямой бой (то есть такой, в котором наносят раны, а не подчиняют и не убивают на месте). Эти глаза производят пляшущую молнию (chain lightning, одно из сильнейших заклинаний этого типа) и морозный луч.
Еще шесть глаз заведуют ослаблением и порабощением: в них заложены заклятия оглушения, отчаяния, убеждения, удержания, подчинения и безвременья (это последнее как бы выключает существо из течения времени).
Три глаза борются со вражескими чарами: один отменяет заклинания, другой отражает их обратно во владельца. Это гораздо более слабые способности, чем антимагия злобоглаза, поскольку луч должен еще попасть в мага. Третий глаз развеивает уже наложенные чары.
Наконец, последние два глаза служат «вспомогательными средствами»: один производит телекинез, другой сотворяет предметы из ничего.
Несмотря на отсутствие нескольких важных лучей, надсмотрщик значительно опаснее обычного злобоглаза. У него нет никаких ограничений по направлению действия лучей, его подчинение позволяет не только исключить опасного противника из боя, но и направить его атаки против своих (в то время как очарование «истинного злобоглаза» не заставит жертву поднять оружие на прежних друзей), а множество атак ближнего боя делает крайне сомнительными перспективы воинов в сражении с ним.
Обнаружить надсмотрщика очень сложно — не только из-за мимикрии, но и потому, что шкура его способна принимать любую окраску не хуже хамелеоньей. На самом деле эта шкура — не часть существа, а гриб-симбионт, нечто вроде плесени. К счастью, надсмотрщик крайне редко встречается вне городов-ульев.
Надсмотрщик — служитель матки улья; его подчиняющий глаз работает в том числе и на злобоглазов. Что привязывает к матке его самого, мы не знаем, но можно предположить, что эта связь вырабатывается в самом начале его существования. Создается надсмотрщик путем магического воздействия на пластичную кожу детеныша злобоглаза; это делают вдвоем матка улья и злобоглаз-маг.
Несмотря на то, что от рождения он принадлежит матке улья, надсмотрщик может существовать независимо или перейти под контроль новой матки в случае гибели старой.
Не летает.
Гаут
Гаут (gauth), он же гоут или губка — то ли низшая форма злобоглаза, то ли просто недоросший детеныш. Ученые не прекращают яростные споры по этому поводу: противники «детской теории» ссылаются на то, что пойманные гауты, за которыми долгое время велось наблюдение, практически не растут. Держать их в неволе куда проще, чем злобоглазов, поскольку отсутствие антимагии позволяет контролировать их заклятием.
Гаут очень похож на злобоглаза, только поменьше (около полутора метров в диаметре), красно-коричневого цвета и обладает всего шестью глазами на стебельках. Главный глаз не отражает магию, а всего лишь оглушает тех, кто попал под его взгляд. Да и малые глаза куда слабее: их эффекты — сон, паралич, ранение, палящий луч, усталость и развеяние магии.
Встретить гаута можно в городах-ульях, а также просто в подземных пещерах (которые они вынуждены искать или отбирать — сделать пещеру сами они не в силах); ходят слухи о том, что некий волшебник научился призывать гаута заклинанием.
Мертвый глаз
Некоторые некроманты сочли, что гаут для них слишком слабый союзник, и отыскали способ превратить злобоглаза в нежить. При превращении в мертвый глаз (death tyrant) часть способностей обычно страдает — очень трудно предохранить от тления все стебельки — но основная масса возможностей остается при нем.
Однако никак нельзя рекомендовать подобный фокус даже тем, кто достаточно безрассуден, чтобы увлечься темным искусством. Дело в том, что, если слухи о подобном деянии достигнут ближайшего города-улья, вы быстро осознаете, что один-единственный злобоглаз — недостаточно хорошая защита, даже если его поддерживает легион зомби. Злобоглазы не склонны мстить друг за друга, но создание нежити из их сородичей, с их точки зрения, ни в коем разе не должно оставаться безнаказанным.
Между нами говоря, не худо бы и людям перенять этот обычай.
Наблюдатель
Злобоглазы не всегда были тем, чем стали сейчас. Когда-то давно они могли похвастаться завидно крепким разумом, врожденной законопослушностью, относительным миролюбием и спокойным нравом. Правда, глаз было поменьше — всего пять, считая главный.
Свое нынешнее состояние злобоглазы обрели, когда неизвестная чародейка далекого прошлого перенесла их из родного измерения в материальный мир. Возможно, она их еще как-то модифицировала, а может, виной всему отрыв от привычного окружения.
Дело в том, что родной мир этой расы называется Механус (он же Нирвана). Это мир абсолютного порядка, все на нем действует с размеренностью часового механизма. И немудрено, что всякий абориген Механуса, вынужденный покинуть его без надлежащей подготовки, едва ли может сохранить целостность рассудка при виде того, каким безумным, неупорядоченным, хаотическим может быть иной мир. Как можно существовать в измерении, где неизвестно заранее, что произойдет через полчаса?!
Чародейка эта со временем то ли скончалась, то ли набралась достаточно сил, чтобы перенести себя навечно во внешние миры; сегодня она известна под именем Великой Матери.
Цивилизованная родня злобоглазов (впрочем, сами злобоглазы предпочитают именовать ее дикой родней) проживает на Механусе и посейчас. Называется она наблюдателями (spectator).
Наблюдатели вообще-то лучше большинства обитателей Механуса приспособлены к жизни за его пределами. Они и задумывались как источники информации о внешних мирах. Но без связи с Механусом существовать они могут плохо и недолго.
Опознать наблюдателя можно по багрово-красной шкуре и четырем глазам. Силы этих глаз сравнительно невелики: они насылают утомление, ранят, удерживают, один глаз нужен для телепатического общения, а главный отражает нацеленные на наблюдателя заклинания.
Глаз глубин
Это существо — очень дальняя родня злобоглазу. У него два глаза на стебельках и один центральный, тело покрыто чешуей, а снизу от «туловища» отходят две клешни наподобие рачьих. Обитает глаз глубин (eye of the deep), как понятно из названия, в морской пучине.
Главный глаз этого существа испускает (по желанию) конус слепящего света, а малые — парализующий луч и конус холода.
Однако главная сила этой твари даже не в лучах, а в способности, совместив усилия всех трех глаз, по желанию творить иллюзии практически любого вида, причем не исчезающие со временем. Может показаться, что это не очень страшно... но представьте себе целый иллюзорный мир, со зданиями и монстрами, созданный за годы жизни глазом глубин, и вы поймете, что без помощи чар истинного зрения совладать с подводным злобоглазом почти невозможно. Неверие окажет мало помощи, даже если знать заранее, что окружающее нереально: очень трудно не верить сразу во все, что видишь, и смотреть сквозь сотни иллюзий. А иллюзия, которая принята за реальность, может наносить вполне реальный вред...
Появление глаза глубин связано, по некоторым данным, с чарами некоего гения морей — марида или, быть может, волшебника из морских эльфов. Другая точка зрения гласит, что это — злобоглазы, которые решились бежать от Великой Матери и собственными силами модифицировали себя для жизни в море.
Наездник
Злобоглазы-наездники (director) служат своего рода «кавалерией» города-улья и весьма редко встречаются вдали от города. Они, как и надсмотрщики, создаются матками и злобоглазами-магами при помощи особых свойств кожи злобоглаза.
У наездника шесть малых глаз и один большой, но самое его очевидное отличие от сородичей — три то ли щупальца, то ли корня, исходящие из нижней части твари. С их помощью наездник контролирует своего «скакуна»: в этом качестве используются гигантские многоножки, пауки, скорпионы, анхеги и другие членистоногие подобающих размеров. «Корни» проникают прямо под хитиновый панцирь; один из них присоединяется к нервным центрам, обеспечивая полную власть над «конем», остальные то ли просто крепят наездника, чтобы не свалился (хотя левитировать он, как и почти вся родня, умеет), то ли еще и снабжают его питательными веществами.
Центральный глаз наездника обеспечивает ему неплохую защиту и от чар (правда, только боевых), и от физических атак, создавая вокруг отражающее силовое поле. Прикрывает оно и скакуна.
Малые глаза «вооружены» огненным и леденящим лучами (не путать с лучом глаза надсмотрщика — леденящий намного слабее), силовой стрелой, чарами бессилия (enervation) и замедлением, а шестой глаз строит зрительные иллюзии.
Глазодав
Глазодав (gouger) cконструирован из злобоглаза специально для того, чтобы бороться с настоящими злобоглазами. Тут использованы два свойства злобоглаза: антимагический конус (отлично нейтрализующий глазные лучи) и отвращение к себе подобным, характерное для большинства представителей этого вида.
Малые глаза у глазодава в наличии, но никакой особой пользы, кроме зрения, не приносят. А основное его оружие — длинный-предлинный шипастый язык, идеально приспособленный для того, чтобы отрывать чьи-то глазки на стебельках.
Еще глазодав отличается тем, что снизу от его туловища отходят коротенькие лапки; зачем они нужны — непонятно. Вероятно, именно это существо описывает известная фраза «сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками»? Кстати, глазодав действительно бывает обычно сиреневым или зеленоватым.
На сегодняшний день глазодав — самое эффективное средство для изведения злобоглаза. Увы, штурмовать с его помощью город-улей далеко не так просто, даже если собрать целое войско глазодавов: все-таки перекрыть конусами антимагии все направления, с которых могут ударить боевые лучи, малореально. А вот с одиночным противником он справляется замечательно.
Газовая спора
А это — вообще не злобоглаз и даже не родня, хотя на первый взгляд очень похоже. Летучий шар с шариками глаз на поверку оказывается... плодом жизнедеятельности одного подземного гриба, выработавшего такую своеобразную мимикрию.
Газовая спора не в силах причинить вам вред — если только вы не будете достаточно опрометчивы, чтобы напасть на нее. В последнем случае она от первой же царапины взорвется, обжигая и разбрасывая находящиеся внутри собственно споры гриба.
Злобоглазы в играх
Думаю, не ошибусь, если скажу, что злобоглазы есть по меньшей мере в половине ролевых игр по системе D&D, когда-либо выпускавшихся на РС. Пройти мимо экзотического обаяния этого существа удалось немногим.
Конечно, первым делом хочется упомянуть серию Eye of the Beholder.
Это одна из самых ранних и знаменитых D&D-серий; первая из трех игр увидела свет в 1990 году. По совместительству она была первой популярной динамической D&D-игрой.
Написана игра по мотивам одноименного приключения для настольного D&D. Оно не слишком популярно (безыскусные истории про уничтожение монстров давно уже не в чести у настольных игроков), компьютерная игра завоевала намного большую известность.
Суть происшедшего в игре такова: злобоглаз по имени Ксанатар обрушил канализацию города Waterdeep, и бравым искателям приключений нужно разобраться с ситуацией и дать возможность унитазам городской знати нормально функционировать...
Вторая часть игры стала еще популярнее: в ней добавились открытые пространства, а графика стала весьма совершенной по стандартам
того времени (хотя по-прежнему собственно «окно в мир» занимало малую часть экрана — иначе производительность движка «не тянула»). Третья, «Штурм Миф Драннора», не полюбилась игрокам и дальнейшего потомства не принесла.
В дальнейшем историю из Eye of the Beholder воплотили на движке Neverwinter Nights.
Baldur's Gate II может похвастаться тем, что помимо обычных злобоглазов в ней можно встретить гаута, наездника, наблюдателя и древний шар. Это потому, что там есть в наличии город-улей, полный разнообразных злобоглазов; увы, надсмотрщиков почему-то нет (или я не сумел их отыскать).
Злобоглаз в BG 2 отличается интеллектом; так, он практически никогда не нападает на призванных существ. Обычно это весьма разумно, но в итоге оказывается его слабостью: статуэтки вроде лунного пса, превращающиеся в существ, становятся его главным врагом. Как ни странно, злобоглаз там не снимает невидимость, и это ему дорого обходится.
Город-улей можно увидеть и в Neverwinter Nights: Hordes of Underdark.
Там из необычных существ можно повидать злобоглаза-мага и матку улья. Но в этой игре герой приходит к злобоглазам настолько могучим, что большинство лучей ему почти безразличны...
В играх, сделанных не по системе D&D, злобоглазы тоже встречаются; однако, чтобы избежать проблем с заимствованием, их обычно называют не beholder, а evil eye или chaos spawn. Свойства их различны, но обычно атакуют они лучами, как и положено.
Часто их снабжают абсолютно нефункциональными щупальцами: это делается затем, чтобы показать, что злобоглаз парит на некоторой высоте от земли, а также — чтобы привязать его к определенной клетке поля боя. Так сделано, например, в Heroes of Might & Magic III.
Русское слово «злобоглаз» встречалось давно, но фактическим стандартом перевода стало после выхода «Демиургов».
В Master of Magic злобоглаз (chaos spawn) был одной из опаснейших тварей магии Хаоса. Взяв все книги этой магии, можно было вызвать его в самом начале игры — и с удовлетворением убедиться, что компьютерные противники мало что могут ему противопоставить. Правда, летает он медленно, а потому враги, чьи владения были далеко от места появления злобоглаза, успевали развиться к моменту его прибытия.
***
Злобоглаз по заслугам слывет одним из самых опасных чудищ всех миров. Могущественные монархи вынуждены мириться с его появлением в пределах королевства — никакие награды не помогают найти охотников с ним воевать. Но если вам все же придется сразиться с ним — вы, по крайней мере, вооружены знанием природы этого существа. Не бог весть какое оружие, но все же лучше, чем ничего.
Статья взята с сайта http://lki.ru/.
Астор статьи Ричард Псмит.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии18