Храмы Томска
Specially for Bonte
О некоторых храмах города Томска и их архитектурных стилях.
История томских храмов насчитывает не один век. Первые начали появляться в Томске почти сразу после основания города и были построены в одном стиле.
Воскресенская церковь была построена в 1622 году из дерева. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года, освящено 14 февраля 1797 года. Церковь относится к редкому архитектурному стилю — сибирскому барокко. По мнению архитекторов, храм представляет собой шедевр сибирского барокко школы В.Растрелли, с элементами готики в деталях ее внешнего и внутреннего убранства.
«Сибирское барокко» было отнесено ко всему храмостроению XVIII века. Сибирская архитектура сформировалась под местными влияниями. Именно черты «чисто азиатской экзотики» являются основанием на выделение особого сибирского барокко. К особенностям «сибирского» барокко относят любые необычные черты местных храмов, избегая при этом чёткого определения этого явления как целого.
Богоявленский собор. Он берет свое начало от небольшой деревянной церкви, построенной на месте нынешнего храма еще в 1630 году. Церковь неоднократно страдала от пожаров, но каждый раз снова восстанавливалась. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен.
Храм знаменит тем, что под его сводами 6 августа 1804 г. была провозглашена Томская губерния.
Казанский храм Богородице-Алексиевского мужского монастыря. Архитектурный стиль: сибирское барокко.
Томский Свято-Богородице-Алексиевский монастырь считается старейшим на юге Сибири. Он был создан в 1605 г. Первый монастырский храм был построен в первой половине XVII века. Он был деревянным, многократно горел, разбирался по ветхости, но заново отстраивался. Нынешний каменный храм был построен в 1789 году. К храму примыкал древний монастырский некрополь.
В 1729-1730 гг. в монастыре содержался под стражей сосланный в Сибирь прадед А.С. Пушкина крестник Петра I Абрам Петрович Ганнибал. Главной святыней Казанского храма является резная рака с мощами святого Феодора Томского.
С середины XIX века в русской архитектуре набирает мощь стиль эклектики. Эклектика - смешение разнородных стилей в одном произведении. В храмостроении развивалось неовизантийское направление, где часто сочетались черты византиского и русского стилей. В Томске ярким примером этого стиля служит Петропавловский собор.
Он был построен в 1909-1911 гг. Проект храма выполнил томский губернский архитектор А.И. Лангер. Храм кирпичный, шестикупольный, в советское время долго оставался единственным действующим православным храмом Томска.
Однако появление стиля эклектики было связано с именем русского архитектора К. А. Тона и его работ в «русско-византийском стиле». В Томске был храм, выполненный по его проекту.
Троицкий Кафедральный Собор в Томске был удивительно похож на храм Христа Спасителя в Москве и Введенский собор в Петербурге. Неудивительно, ведь все три строились по проекту К.А. Тона и все три были снесены.
Троицкий кафедральный собор именовался «новым», отсюда и пошло название площади — «Новособорная». Строили собор пятьдесят лет без трех дней. Постройка была начата в 1845 г. Руководили строительством томские архитекторы А.П. Деев, Я.М. Набалов, В.В. Хабаров.
Собор входил в первую десятку выдающихся соборных храмов России. У этого сооружения поистине драматическая судьба. Строился собор более полувека, а открыт был для прихожан всего 30 лет. В 1930 году его закрыли, а затем частично взорвали и разобрали до основания. Кирпич собора был использован для строительства мукомольно-элеваторного института на Соляной площади и здания напротив дома Асташева — Краеведческого музея, в котором находилась библиотека ТУСУРа.
Свято-Троицкая Церковь строилась для единоверческой (старообрядческой) общины Томска в 1836-1844 годах по проекту архитектора К.Г.Турского. С момента основания до её закрытия в 1937 году церковь действовала как старообрядческая.
Архитектура церкви символично соединяет в себе "дониконовскую" традицию русской шатровой архитектуры и греко-византийскую архитектуру, вновь установленную патриархом Никоном для храмового строительства в середине XVII века. Именно в результате церковных реформ Никона произошел раскол русской православной веры на старообрядческую, не принявшую нововведений, и православную.
[Про шатровую архитектуру здесь]
Часовня Иверской Иконы Божией Матери построена на месте обветшавшей деревянной Богоявленской церкви в 1858 г. в память героической обороны Севастополя. Часовня возводилась как точная копия Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. В ней хранился привезённый из столицы список Иверской иконы Божией Матери, самой чтимой московской святыни. В 1933 г. Иверская часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла.
По многочисленным просьбам жителей Томска часовня была восстановлена в 2002 году и 26 мая 2002 года освящена патриархом Московским Алексием II.
При подготовке этого поста были использованы фотографии храмов с томских и не очень томских сайтов, ни один храм при этом не пострадал ^_^
Воскресенская церковь была построена в 1622 году из дерева. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года, освящено 14 февраля 1797 года. Церковь относится к редкому архитектурному стилю — сибирскому барокко. По мнению архитекторов, храм представляет собой шедевр сибирского барокко школы В.Растрелли, с элементами готики в деталях ее внешнего и внутреннего убранства.
«Сибирское барокко» было отнесено ко всему храмостроению XVIII века. Сибирская архитектура сформировалась под местными влияниями. Именно черты «чисто азиатской экзотики» являются основанием на выделение особого сибирского барокко. К особенностям «сибирского» барокко относят любые необычные черты местных храмов, избегая при этом чёткого определения этого явления как целого.
Фото: Евгений Чернышов
Фотография Воскресенской церкви начала ХХ века
Богоявленский собор. Он берет свое начало от небольшой деревянной церкви, построенной на месте нынешнего храма еще в 1630 году. Церковь неоднократно страдала от пожаров, но каждый раз снова восстанавливалась. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен.
Храм знаменит тем, что под его сводами 6 августа 1804 г. была провозглашена Томская губерния.
Казанский храм Богородице-Алексиевского мужского монастыря. Архитектурный стиль: сибирское барокко.
Томский Свято-Богородице-Алексиевский монастырь считается старейшим на юге Сибири. Он был создан в 1605 г. Первый монастырский храм был построен в первой половине XVII века. Он был деревянным, многократно горел, разбирался по ветхости, но заново отстраивался. Нынешний каменный храм был построен в 1789 году. К храму примыкал древний монастырский некрополь.
В 1729-1730 гг. в монастыре содержался под стражей сосланный в Сибирь прадед А.С. Пушкина крестник Петра I Абрам Петрович Ганнибал. Главной святыней Казанского храма является резная рака с мощами святого Феодора Томского.
С середины XIX века в русской архитектуре набирает мощь стиль эклектики. Эклектика - смешение разнородных стилей в одном произведении. В храмостроении развивалось неовизантийское направление, где часто сочетались черты византиского и русского стилей. В Томске ярким примером этого стиля служит Петропавловский собор.
Он был построен в 1909-1911 гг. Проект храма выполнил томский губернский архитектор А.И. Лангер. Храм кирпичный, шестикупольный, в советское время долго оставался единственным действующим православным храмом Томска.
Однако появление стиля эклектики было связано с именем русского архитектора К. А. Тона и его работ в «русско-византийском стиле». В Томске был храм, выполненный по его проекту.
Троицкий Кафедральный Собор в Томске был удивительно похож на храм Христа Спасителя в Москве и Введенский собор в Петербурге. Неудивительно, ведь все три строились по проекту К.А. Тона и все три были снесены.
Троицкий кафедральный собор именовался «новым», отсюда и пошло название площади — «Новособорная». Строили собор пятьдесят лет без трех дней. Постройка была начата в 1845 г. Руководили строительством томские архитекторы А.П. Деев, Я.М. Набалов, В.В. Хабаров.
Собор входил в первую десятку выдающихся соборных храмов России. У этого сооружения поистине драматическая судьба. Строился собор более полувека, а открыт был для прихожан всего 30 лет. В 1930 году его закрыли, а затем частично взорвали и разобрали до основания. Кирпич собора был использован для строительства мукомольно-элеваторного института на Соляной площади и здания напротив дома Асташева — Краеведческого музея, в котором находилась библиотека ТУСУРа.
Троицкий кафедральный собор в Томске. Фотография начала ХХ века
Свято-Троицкая Церковь строилась для единоверческой (старообрядческой) общины Томска в 1836-1844 годах по проекту архитектора К.Г.Турского. С момента основания до её закрытия в 1937 году церковь действовала как старообрядческая.
Архитектура церкви символично соединяет в себе "дониконовскую" традицию русской шатровой архитектуры и греко-византийскую архитектуру, вновь установленную патриархом Никоном для храмового строительства в середине XVII века. Именно в результате церковных реформ Никона произошел раскол русской православной веры на старообрядческую, не принявшую нововведений, и православную.
[Про шатровую архитектуру здесь]
Часовня Иверской Иконы Божией Матери построена на месте обветшавшей деревянной Богоявленской церкви в 1858 г. в память героической обороны Севастополя. Часовня возводилась как точная копия Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. В ней хранился привезённый из столицы список Иверской иконы Божией Матери, самой чтимой московской святыни. В 1933 г. Иверская часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла.
По многочисленным просьбам жителей Томска часовня была восстановлена в 2002 году и 26 мая 2002 года освящена патриархом Московским Алексием II.
"Оригинал" Иверской часовни в Москве, который стоит возле Государственного исторического музея на Красной площади
При подготовке этого поста были использованы фотографии храмов с томских и не очень томских сайтов, ни один храм при этом не пострадал ^_^
Комментарии36