Вооружение Славян
Меч на Руси это рубящее и рубяще-колющее, обоюдоострое холодное оружие ближнего боя. На это указывают многочисленные письменные источники: "да не ущитятся щиты своими и да посечении будуть мечи своими" ("Не защитятся щитами своими и будут посечены мечами") или "посекоша мечем нещадно". Интересно, что сначала меч на Руси считался чисто наступательным оружием: на это, например, указывает отсутствие перекрестия (="огнива") на рукояти первых мечей. С помощью меча могли "прорубать" себе дорогу в битве, колющие удары при этом практические не наносились, а удары вражеского меча не парировались. Использование меча в обороне связывают со временем появления щита и перекрестия на рукояти.
В погребениях древних славян мечи начинают появляться с конца IX века, но это не означает, что именно тогда наши предки впервые познакомились с этим оружием. Вероятно, в этот период происходит окончательное отождествление меча с хозяином, и оружие отправляется за ним в мир иной, чтобы продолжать защищать владельца даже после смерти.
В древнейшую эпоху на территории Руси в основном встречаются мечи так называемого западного типа, но уже с X века археологами установлено, что мечи начинают делаться и нашими, местными кузнецами.
Мечи пользовались на Руси большим уважением. Их имели право носить только старшие дружинники или князь, и то - только в военное время. Расхаживать с голым клинком, показывая свою удаль в мирное время было не принято. Мечом владел далеко не каждый воин. Во-первых, они были очень дорогими, ведь процесс производства меча был очень долог и сложен. Во-вторых, меч – это оружие профессионала, требующее недюжинной физической силы и ловкости во владении этим благородным оружием. Вот почему топор и копьё - оружие народного ополчения, в то время как меч - оружие профессионального воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема Древней Руси. Мечом клялись дружинники Игоря, заключая в 944 г. договор с греками: "А не крещении Русь да полагають щиты своя и мечи своя нагы" ("А не крещенные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи").
Известно, что мечи в древнем мире начали делать с давних пор: бронзовые мечи появились в середине второго тысячелетия до н.э., а железные - в первом тысячелетии до н.э. В то же время самыми "качественными" в древние времена считались мечи из особого металла, известного под названием булат*. Булат – вид стали, состоящий из очень прочного железа, которое особым образом смешано с разного рода примесями. Булатный меч обладал поистине волшебными свойствами – например, он был способен много лет рубить железо и даже сталь, в то же время такой меч не ломался, даже будучи согнутым в кольцо. Всем хороши были булатные мечи, да вот незадача - не выдерживали они наших северных морозов.
На выручку нашим кузнецам пришла смекалка: чтобы получить "морозостойкий" булат, они брали прутья или полосы железа и стали, складывали или скручивали их в жгут и затем много раз проковывали, вновь складывали в несколько раз, перекручивали, собирали «гармошкой», резали вдоль, проковывали ещё раз и так далее. Получались полосы красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выявления характерного рисунка «ёлочкой», подобного морозу на стекле. Эта-то сталь и позволяла делать мечи достаточно тонкими без потери прочности, и это благодаря ей клинки распрямлялись, будучи согнуты вдвое. О замечательной технике ковки, которой владели наши кузнецы, с удивлением сообщал в своих записках хорезмийский ученый Ал-Бируни. В особенности поразило его то, что рисунок на мече получился у славянских кузнецов "по желанию", хотя сам по себе должен был составляться случайно.
Славянский меч вполне способен был рассекать панцири и кольчуги врага, ведь их, как правило, делали из стали или железа более низких сортов. Перерубал он и клинки мечей, например, тех, что сделаны были целиком из одного вида железа. Такие обычно годились только для обучения.
По описанию вполне понятно, что сварка железа и стали - сплавов, заметно различающихся температурой плавления, - процесс, требующий от кузнеца высочайшего мастерства. И археологические данные подтверждают, что в IX—XI веках наши предки владели этим мастерством в совершенстве. Добротные мечи с "удивительными и редкостными" узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX в. писал: "что же касается купцов русских - они же суть племя из славян - то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (Чёрному) морю".
Хорошие мечи, как правило, богато украшались. Был на Руси и такой обычай - ставить клеймо на мечи: плохие мастера выжигали на мече или выбивали клеймо своего города. Так делали, чтобы не быть опозоренными, если меч попадет в руки князю или другим кузнецам. У мечей средней и хорошей выделки ставили клеймо мастера (реже название общины). А вот с мечами, по достоинству считавшимися настоящими произведениями искусства клеймён, не ставили - а делали узоры на клинке, присущие только этому мастеру. В X-XIV веке имена знаменитых мастеров знали по всей Руси. Эти узоры выжигали, либо выбивали на клинке. При продаже меча, чтобы не обмануться, кроме проверки клейма, покупатель первым делом прислушивался к его звону: хороший меч от лёгкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук. Чем он выше и чище, тем лучше булат. Испытывали меч и на упругость: для этого его клали на голову и пригибали к ушам за оба конца. Напоследок меч должен был легко, не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую ткань, брошенную на лезвие.
Применялся меч в пехоте и коннице вплоть до XVI века. Правда, в коннице он был существенно «потеснен» саблей, более удобной в конном строю. Всадники мечами практически не пользовались из-за того, что центр тяжести при ударе был смещён к рукояти, а это делало затруднительным нанесение удара сверху вниз, из седла.
Мечи на Руси очень почитались. Им даже давались имена, либо древних богов, либо тотемных животных: Руевит, Ламя, Индрик, Китоврас, Василиск, Горыня. А после смерти хозяина, меч тоже лишали «жизни», его ломали и хоронили в той же могиле. Мать-Сыра-Земля забирала магическую силу меча, поэтому мечи из курганов никогда не приносили удачи новому хозяину.
Славянские мечи IX-XI веков мало чем отличались от мечей Западной Европы. Тем не менее современные ученые разделяют их на два десятка видов, которые, различаются в основном формой крестовины и рукояти. Клинки славянских мечей IX-X веков практически однотипны – длиной 90-100 см, шириной у рукоятки 5-7 см, к концу клинок сужался. Посередине клинка проходил дол, иногда неправильно называемый кровоспуском. Поначалу дол был достаточно широк, однако со временем он сузился, а затем и вовсе исчез. Истинное предназначение дола - уменьшение веса клинка и придания ему жёсткости, а вовсе не сток крови, ведь примерно до XIII века острие клинка не затачивалось. Было это связано с тем что мечом наносились, в основном, рубящие удары. Первый же колющий удар упоминается в летописи под 1255 годом: "призвавшие ко оконцю пронзут и мечем".
Толщина клинка в области дола была около 2,5 миллиметров, а по бокам – 6 мм. Однако, благодаря особой выделке металла, такое различие в толщине никак не влияло на прочность клинка. Вес такого меча составлял в среднем полтора килограмма. В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно изменяются. Сохраняя преемственность развития, в конце XI - начале XII века мечи становятся короче (до 86 см), легче (до 1 кг) и тоньше, их дол, занимавший в IX—X веках половину ширины клинка, в XI—XII веках занимает лишь треть, чтобы в XIII веке вовсе превратиться в узкий желобок.
Рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались: серебром, золотом, а иногда даже эмалью или чернью. Меч мог покрываться узорами мифологических сцен. Кроме того, рукоять венчалась так называемым «яблоком» - набалдашником на конце. Он не только украшал меч, но и выступал в качестве баланса. Мечом, в котором центр тяжести был приближен к рукояти, биться было гораздо удобнее.
Двуручные мечи
Двуручные мечи появляются в XII—ХШ веках, когда значительно усилился воинский доспех. В это время клинок меча вытягивается в длину (до 120 см), а после исчезновения дола, ещё и утяжеляется (в среднем до 2 кг). Чтобы удержать такой меч, требовалось немало сил, а потому его перекрестье удлиняют до 18-20 см в длину (для сравнения перекрестья ранних мечей составляют 9-12 см), чтобы можно было ухватиться за него обеими руками.
Так появляются полуторные рукояти, а потом и двуручные. Естественно техника работы таким мечом, позволяющим наносить более тяжёлые удары, принципиально отличается от обычной: острие приобретает исконные колющие свойства, позволяющие пробить появившиеся в то время составные доспехи.
Основным отличием боевых ножей от обычных была форма клинка. У этих ножей имелся длинный клинок с массивным обухом. Рукоять, как правило, тоже массивная, отличалась удлиненным черенком. Конец клинка боевого ножа на 20-40 мм имел обоюдоострую заточку, что облегчало нанесение им колющих ударов. Боевые ножи часто носили за голенищем сапога, поэтому их так и называли, "засапожники". В “Слове о полку Игореве” (XII век) именно "засапожники" назывались символом доблести славян: "Те ведь (славяне) без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в прадедовскую славу".
Сабли
Считается, что сабли как оружие было заимствовано славянскими племенами от хазар** и встало на вооружение русского войска только в конце X века. Причём в основном сабли были распространены на юге, где особенно часты были стычки с кочевыми племенами и где быстрее, чем на севере, росла роль конницы как главного рода войск.
Благодаря изгибу полосы и наклону рукояти в сторону лезвия, сабля обладала рубяще-режущим действием. Её удар имел круговой, скользящий характер и захватывал в случае верного расчёта значительную поверхность тела.
Клинки сабель Х-первой половины XI столетия достигали в длину около 1 метра, кривизна полосы составляла 3-4,5 см, ширина клинка – 3-3,7см. В дальнейшем, к XIII столетию сабли несколько удлинились, прибавили в весе, а также заметно возросла ширина и кривизна клинка. Сабли удлинились на 10-17см, кривизна возросла до 4,5-5,%см, а в отдельных случаях – и до 7см, ширина клинков составляла в среднем 3,8см.
Ножны
На Руси меч всегда носили в ножнах, как правило, деревянных, обтянутых кожей, либо за спиной, либо на поясе (если за спиной уже висел лук). Ножны имели две стороны – устье, куда входил меч, и наконечник. Вблизи устья ножен располагалось кольцо для крепления перевязи. Однако бывало и так, что мечи носили, просто продев в два кольца, отчасти из желания продемонстрировать красивый клинок, отчасти просто из-за нехватки средств.
Как и мечи, ножны очень красиво украшали: археологи часто встречают бронзовые и серебряные наконечники ножен, попадаются им и отдельные образцы, целиком сделанные из драгоценных металлов.
Булава - очень древнее ударное оружие (самые ранние из найденных экземпляров археологи относят к эпохе бронзы), а её предшественницы - палицы или дубины с утолщённым концом, вообще известны с незапамятных времён. Не менее древним оружием стоит считать и кистени. Древнейшие находки кистеней связаны с кочевым Юго-востоком: в Нижнем Подонье и Поволжье они встречаются с IV века.
Именно из областей кочевого востока булавы (в XI веке) и кистени (в X веке) попадают в Древнюю Русь, где остаются в снаряжении русского войска вплоть до XVI века. Популярность булав и кистеней на Руси учёные также доказывают в связи с существованием ремесленников, которые специализировались на отливке только этих видов оружия. При этом первенство в создании новых форм булав и кистеней, конечно, принадлежало городам, и, в первую очередь, Киеву.
В отличие от булав, в древнерусских письменных источниках кистени практически не упоминаются, лишь однажды изображение боевой гири встречается на миниатюре Радзивиловской летописи в руках восставших киевлян.
В бою булавы и кистени были очень удобным оружием: с их помощью можно было нанести внезапный удар в самой тесной схватке. В свою очередь, кистени могли быть использованы и в обороне: в ближнем бою к воину, вооружённому кистенью, невозможно было найти рукопашного приступа. С XII-XIII века кистень и булава становится вспомогательным оружием всадников, а к XVI веку - булава окончательно превращается в символ царской власти.
Интересно также отметить, что среди европейского ударного оружия, русские виды кистеней и булав были одними из древнейших.
Рукоять булавы обычно делалась из дерева, иногда обшитой медью, чтобы в битве враг не смог перерубить булаву пополам. Реже булавы вместе с рукоятью ковались целиком из железа.
Существует весьма распространённое мнение, что булавой мог пользоваться только воин, обладавший невиданной силой. Такое заблуждение, скорее всего, связано с описанием многопудовых булав (палиц), которыми наши былинные богатыри побеждали своих врагов.
Кистень
Название кистеня (гирьки, привязанные к палке или руке с помощью ремня, верёвки, реже, цепи), предположительно, происходит от "кисти" руки, на которую надевалась петля кистеня во время боя, или от "кистей" как пучков нитей или шнурков, украшавших пояса наших предков. Первые гирьки кистеней делались из тяжёлой и плотной кости (например, рога лося). По форме они напоминали яйцо с продольным отверстием в центре, куда вставлялся металлический стержень. На одном конце такого стержня делалась заклёпка, а на другом - петля для скрепления гири с ремнём или верёвкой [2]. Костяные кистени, популярные в X-XI вв., просуществовали до XIII века включительно, когда усиление брони потребовало поиска новых, более долговечных и мощных видов оружия.
Пришедшие в XII-XIII вв. на смену костяным, металлические кистени (железные и бронзовые) по форме походили на шар или грушу. Поверхность таких кистеней делалась гладкой, гранёной или усыпанной некрупным горошком. Для усиления удара, бронзовые гирьки иногда заполнялись свинцом или, если свинца не хватало - камешками. Особенно часто такая техника литья кистеней применялась в XII-XIII веке.
Средневековые кистени, как и любой другой вид русского оружия, всегда украшались: серебром, чернью, затейливым орнаментом . Археологами найдено множество кистеней, отлитых в 1200-1240 гг. на которых были изображены крест и древо жизни. На некоторых гирьках, в том числе и костяных, встречаются также изображения льва, птицы или родового знака. Отмечая тот факт, что на большинстве кистеней ставились родовые и племенные знаки, можно считать, что этот вид оружия в то время был, скорее, воинским, чем разбойничьим.
Красота украшений кистеней нарастает к XII веку, когда особенно часто применяется техника чернения по бронзе, серебру или по железу с применением серебряной инкрустации. Особенно большого мастерства достигли наши ремесленники в украшениях кистеней с "выпуклостями", где некоторые элементы украшений искусно подражают зерни и скани.
Несмотря на всю благородность украшений, кистени с ранних времён считались всенародным или разбойничьим оружием. Кистени легко было спрятать, и в дороге они могли служить хорошим средством защиты. Наверное, отсюда пошли наши меткие народные пословицы: "Кистенём махнём - корабль возьмём", "Запаслив: в рукаве - кистень, в голенище - засапожник". А некоторые историки полагают, что кистенью в случае необходимости могли вооружаться даже женщины!
Копьё - одно из самых главных и древних видов наступательного вооружения Древней Руси. Уже в VI веке, в первых записях византийских историков о вступивших в борьбу с Византией славянах, говорится, что они шли в бой, вооружённые двумя-тремя метательными дротиками. У нас облегчённые для метания копья назвались сулицами. Псевдо-Маврикий* в своей книге "Тактика и стратегия" рекомендовал такие славянские дротики своим пехотинцам, когда те либо не умели пользоваться луком, либо просто не имели под рукой стрел.
Копьё всегда считалось очень удобным оружием: им сразу можно было достать врага, нанеся ему тяжелую рану. В целом, все копья можно поделить на метательные - лёгкие сулицы и колющие - тяжёлые пехотные или кавалерийские копья. Эпоха пехотного копья начинается в раннекиевское время (IX-X века). В это время наиболее распространены копья с широкими и листовидными наконечниками. В XI-XII веке с усилением роли конницы и развитием доспеха у копий утолщается древко, лезвия удлиняются и становятся более узкими. Тогда же копьё - неотъемлемое оружие конного воина. Так, например, князь, скачущий впереди отряда и ломающий копьё в пылу битвы, признаётся образцом воинской доблести. Чуть позже у конных популярными становятся лёгкие пики, и им в противовес - копья с очень массивными и крупными наконечниками, которые назвались рогатинами.
В средние века копьё становится оружием "первого наступления": то есть в самом начале битвы первыми на врага идут отряды копейщиков, а потом вступают в бой остальные. В XII веке известно уже применение в битвах таранного копейного удара, до того времени удар копьём наносили с замахом, сверху. Копьё могло также использоваться на охоте, в особенности это относится к рогатинам, сулицам и копьям с лезвием в виде гарпуна, так называемым двушипным копьям.
Копьё состояло из древка (="стружие", "оскепище"), которое делалось из дуба, берёзы или клёна, и иногда оковывалось металлом; самого лезвия (="пера"), имевшего самые разные формы, и втулки окончания пера, которым лезвие прикреплялось к древку. Длина копья для пехотинца примерно равнялась его росту (1,8-2,0 м), а вот кавалерийские копья были намного длиннее - иногда до 3,6 м.
Известно, что копьё на Руси было не только символом военной власти: на него также возлагались некоторые магические функции. Так, например, копьё часто использовали в предсказаниях об исходе битвы. Ломание копья или его метание в сторону врага ознаменовало начало битвы. В некоторых источниках указывается на символическое значение копья как мужского начала, плодородия и воинской доблести. Тем не менее копьё стоило намного дешевле, чем меч, а потому по сравнению с ним пользовалось меньшим уважением (хотя известно упоминание в летописях копий золочёных, то есть "парадных"). Что уж говорить про метательные сулицы, которые, скорее всего, сразу терялись в бою.
Пика
Пика - копьё с очень узким лезвием (в ширину до 1 см), утолщённой книзу втулкой, иногда - круглой, которая называлась яблоком (особенно типична для XIV века). Самые древние образцы пик на Руси относятся к VIII-IX веку, но историю пики начинают обычно с X века. Считается, что пика пришла к нам от кочевых народов юго-востока.
Обычно пики были лёгкими по весу, применялись в быстрых конных стычках, а к XIV веку любой всадник стал вооружаться пикой. Облегчённая пика просуществовала на Руси до XVII века в пехоте, и оставалась до более поздних времён в кавалерии.
Рогатина
Рогатины - это самые тяжёлые русские копья (0,7-1,0 кг против обычных 0,2-0,4 кг) обычно с лавролистной формой пера. Впервые рогатины упоминаются в летописях 1149 года. Как и сулицы, рогатины больше использовали на охоте. В 1255 году Даниил Галицкий**, охотясь на вепрей "сам же уби их рогатиной три". Обычно рогатиной вооружались на крупного зверя и, когда ударяли, держали её двумя руками.
В бою рогатина пробивала даже крепкий доспех, и для пешего воина могла быть весьма полезной. Иное дело - воин на коне, которому из-за тяжести рогатины, пользоваться ею, вероятно, было неудобно . Чтобы ратнику было легче обращаться с рогатиной, к ней иногда прикрепляли два-три металлических сучка.
Разновидностью рогатины считается совня, имевшая кривую полосу лезвия, которое было немного изогнуто на конце. Но появилась она намного позже, только в XV веке.
Рогатина считается истинно русским изобретением, в других странах она неизвестна.
Сулица
Сулица (от гл. "сунуть", "совать", "толкать") - пешее малое копьё, но в отличие от него это не колющее, а метательное оружие. Оно использовалось в бою один раз и было более популярным у пеших, чем у конных. Сулицы известны с давних пор, но особенно часто стали использоваться с XIII века. По сравнению с копьём, древко у сулицы тоньше (диаметром 1,5-2,0 см) и короче (1,2-1,5 м).
Когда сулицы использовались на охоте, их лезвия делались широкими. Наоборот, для битвы, перо сулицы заострялось и сужалось, отчего могло пробить крепкий доспех или глубоко войти в щит. В XVI-XVII веке, когда короткие метательные копья особенно широко использовались русскими воинами, для сулиц появились специальные колчаны с гнёздами, куда могли положить сразу три сулицы. Такой колчан, получивший название джид (происх. татар.), носили на левой стороне на поясе.
Кстати в Липецкой битве 1216 года удар сулицами был одним из
первых: "И удариша на Ярославлих пешцев с топорки и с сулицами".
Шлемы
Когда точно появились шлемы (="шеломы;"шоломы") на Руси, сказать трудно. Археологические находки и письменные источники (Луитпранд пишет об этом в 941 г., чуть позже сообщает Лев Диакон*) указывают на то, что первые шлемы пришли к нам в последнюю четверть IX века, причём все они имели коническую форму. Такие шлемы встречаются на восточных блюдах VII-VIII веков. Именно с востока, по предположениям историков, они проникают и на территорию Древней Руси, а потом, в XI веке в Европу [1], где продержатся вплоть до XIV века.
В отличие от Европы, у нас конические шлемы не прижились, их вскоре сменили шлемы сфероконической формы, которые до середины XVI века оставались самой распространённой формой налоговья. Отвесный удар, нанесённый по такому шлему, благодаря его особенностям, легко соскальзывал по плоскости тульи. Важно отметить, что шлемы, сделанные на Руси, впоследствии стали пользоваться немалой популярностью на западе. Да и по количеству найденных археологами шлемов X-XIII века мы намного обогнали другие страны. Другим центром производства шлемов по русским образцам считается Польша.
В конце XII - XIII веках наблюдается процесс усиления защиты наголовья: к шлемам стали присоединять полумаску, шпилевидное навершие и, кроме того, немного менять форму. В XIV веке такие шлемы назовут шишаками. Впоследствии на основе сфероконической и конической шапки, а также дополнительных защитных приспособлений (бармица, наносник, большие железные крылья по бокам - науши, назатыльник - для защиты шеи) появилось много разновидностей наголовья: колпаки, шапки медные и железные с козырьком, шапки бумажные, наконец, ерихонки. Судя по старинным изображениям наши воины могли также носить кольчужные капюшоны - изобретение рыцарей Западной Европы.
Известно, что на Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издалека. Истинному воину не приличествует прятаться от врагов, да и легче по блестящему шлему найти на ратном поле своего предводителя. Обычно на шлеме укрепляли золотые, серебряные и железные накладки и бляшки, часто в местах склёпки пластин. На каждой из них могли быть изображены растительные узоры, сцены из языческой, позже - христианской истории Руси, или выбиты слова магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, потому простые воины часто шли в бой без защитного наголовья.
Шлем как часть вооружения имел большое символическое значение. С ранних пор он становится непременным абрибутом воина. Возможно, поэтому русские цари, чья власть опиралась прежде всего на военную силу, выбрали символом своей власти именно шапку, прообразом которой можно считать шелом предводителя войска.
Кстати богатые воины могли носить сразу два шлема, один из которых служил в качестве своеобразного "подшлемника", не того, который смягчал удары, а просто лёгкого шлема для повседневного ношения.
Шелом
Шлемы сначала делали из двух или четырёх изогнутых пластин, которые последовательно закрепляли друг с другом заклёпками (хотя известны образцы из одного куска). Для защиты шеи воинов, особенно от удара сзади, к шлему прикреплялся обруч и на нём - сетка из крупных кольчужных колец - бармица. Она могла украшаться оторочкой из бронзовых или золотых колечек. В литературе встречаются сведения, что кольчужная бармица могла быть заменена кожаной или войлочной. Однако вопрос о том, насколько она был распространена, остается весьма спорным.
Позже в дополнение к бармице к шлему стали прикреплять наносник, который мог повторять форму носа. Кроме того, для защиты или маскировки могли также надевать полумаску (="личина") с выкружками для глаз.
Шишак
Шишак (слово венг. или турец. происх.) в отличие от шелома имел более крутую купольную форму, а также длинный шпиль - навершие. Навершие могло отделяться от основания шариком - яблоком, а на конце заканчиваться втулкой и флажком - яловцем. Красный яловец появился на шеломах в XII, но особое распространение получил в XV-XVI веке. "Аки пламя огнено пашется",- говорится про яловцы в описании Мамаева побоища.
В XII-XIII появляются маски (= "личины") с прорезями для глаз, носовыми отверстиями, ушами. Иногда на ухе и подбородке личины для скрепления с кольчугой и бармицей имелись специальные колечки. Маска чаще была неподвижной, но, если крепилась с помощью шарниров, могла подниматься.
По некоторым поверьям воин скрывал под маской своё лицо от Бога. Таким образом, творя на поле боя ужасные деяния, скрытый под маской воин, оставался незамеченным и чист от ратных грехов.
Чуть позже появились шишаки, на которых кольчужная сетка закрывала не только заднюю часть шеи, но, при желании, всё лицо, оставляя видимыми только глаза (см. рис.). С другой стороны, имеются сведения о том, что маски, наоборот, имели некоторое портретное сходство с хозяином. Это давало возможность узнать предводителя в битве.
Первые сведения о шишаках встречаются в завещании великого князя Ивана Ивановича в 1359 году [2]. Это же первое свидетельство появления шишака в Европе. Известно также, что именно шишак с полумаской, покидая поле битвы, бросил князь Ярослав Всеволодович в 1216 году**. Распространение в первой половине XIII веке крутобоких куполовидных шеломов с полумасками, хорошо защищавших даже от прямого удара в конном бою, объясняется процветанием в то время междоусобных войн и усилением роли кавалерии.
Бумажная шапка
Бумажная шапка, скорее всего, была заимствована у восточных народов. Такая шапка делалась не из металла, а из какого-то плотного материала (на вате из сукна, бумажных или шёлковых материалов). По форме шапка переняла у железных наголовий все особенности защиты (закрытая шея, науши, назатыльник, наносник). Кроме того, для дополнительной защиты шапка могла простёгиваться и укрепляться кольчужной сетью.
Наибольшее распространение бумажная шапка получила в XVI веке.
Подшлемник
Подшлемник (или прилибица, от польского - "шлем") представлял собой мягкую, амортизирующую удар шапочку, которая одевалась под шлем. Согласно летописным сведениям подшлемник могли делать из барсучьего и даже волчьего меха.
Бумажная шапка
В арабских наставлениях также говорится, что для шлема необходима войлочная выстилка, чтобы "лучше рассеять силу удара". Впервые прилибица упоминается в летописях в 1189 г., как меховой подшлемник. За неимением подшлемника под железное наголовье иногда одевали меховую шапку.
Доспехи
По предположениям историков, облачаться в броню на Руси стали где-то с VI-VII веке н.э. До той поры наши предки шли в бой нагими по пояс, тем самым сохраняя древнюю традицию и показывая, что не боятся смерти. Хотя, даже после того, как у нас появляются доспехи и другие защитные приспособления, традиция сражаться "без внешней защиты" остаётся: например, в рукопашном ближнем бою русские воины могли перебросить щит на спину и принять вызов с одним мечом.
Одни исследователи считают, что впервые доспехи появились в Иране, другие говорят, что броня - изобретение древних кельтов, живших в IV веке до н.э. В любом случае, к моменту становления Киевской Руси металлическая кольчуга была хорошо известна в Европе. У нас кольчуга распространилась в IX, а собственное производство наладилось только в X веке [1]. По данным других историков, наши предки стали самостоятельно делать кольчугу гораздо раньше - где-то в VIII веке. Об этом же свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Воины Древней Руси знали доспех кольчатый, который и подразумевался под "бронёй" (в XVI веке его назовут "кольчугой") и доспех пластинчатый (="чешуйчатый";"ламеллярный"), который в летописях упоминается как "броня дощатая". Пластинчатый доспех был известен на Руси с X века, и предположительно пришёл к нам от скифов. Тем не менее в то время, он не был широко распространён: большинство предпочитало ему кольчатую броню. Достоинства пластинчатого доспеха оценили на Руси только в XII веке. Тогда начинается его усиленное "производство", и к XIV-XV веку он уже значительно преобладает над кольчатой бронёй. По данным некоторых историков, возможны были случаи, когда воины одевали сразу оба доспеха: кольчугу и сверху пластинчатый доспех.
Немного позже (с XIV-XV века) появляются на Руси различные вариации кольчуг и панцирей. К ним относятся колонтарь - пластинчатый доспех без рукавов, байдана и бахтерец - разновидности кольчатого доспеха, отличавшиеся по форме колец и других составных частей, а также любые другие варианты соединения чешуйчатого (на подоле), пластинчатого или кольчатого (на груди и спине) доспехов.
Вследствие того, что доспехи были железными и легко поддавались ржавчине, воины должны были хорошо следить за ними. Известно, что в те времена для этого доспехи клали в бочки с песком. Сотрясая бочку (например, скатив её с горы), ржавчина стиралась и броня начинала, как ей и положено "гореть на солнце".
Кроме доспехов, существовали и иные виды нательной защиты. Особенно хорошо был известен тегиляй - стёганный толстый кафтан, который, скорее всего, пришёл к нам из азиатских стран.
На то, чтобы облачиться в доспех, воину требовалось много времени. Тем не менее, отправляясь в долгий поход, кольчугу не надевали сразу, так как нести её на себе было очень тяжело. В "Поучении" Владимира Мономаха также говорится, что воину не пристало снимать кольчугу сразу после боя.
Кольчуги и панцири просуществовали на Руси до XVII века.
Броня кольчатая
Описание кольчатой брони выглядит очень просто: рубашка, состоявшая из колец, соединённых между собой. Куда более впечатляющими выглядят затраты материала и времени на её производство. Для изготовления одного доспеха нужно было около 600 м железной проволоки, из которой делалось не менее 20-30 тысяч колец, каждое 7-9 и 10-14 мм в поперечнике. Средний вес кольчужной рубашки составлял 7-10 кг.
Перед татаро-монгольским нашествием кольчатая броня изменяется. Кольчуга этого времени отличается более мелкими кольцами и более густым плетением. Такая броня получает название "панцирь" (от лат. pantex - брюхо, живот). Кроме того, если сначала кольчугу делают длиной до половины бедра, то теперь удлиняют до колен, у неё появляются кольчужные рукава (="нагавицы") и чулки.
Если с бронёй воин предполагал носить шлем с бармицей, то воротник у кольчатой рубахи мог отсутствовать. В случае его необходимости воротник делали с запАхом, и завязывали кожаными ремешками.
Существует немало свидетельств о том, как украшали кольчугу. Одни вплетали в рукава, подол и воротник золотые, или медные, кольца, другие - наносили на кольца различные надписи, часто магического содержания, которые могли защитить владельца в битве.
Броня дощатая
Броня дощатая представляет собой доспех, сделанный из прямоугольных пластин, которые были связанны между собой ремешками или нашиты верхом на кожаную матерчатую основу. В первом случае пластины были длиной 8-10 см и шириной 1,5-3,5 см. По краям пластин имелись отверстия для ремешков. Вторая - "чешуйчатая броня" более позднего периода, нашивалась на тканную основу. Пластинки здесь были квадратными (6 см) или прямоугольными (6 и 4 см).
По сравнению с кольчатым, дощатый доспех обладал большей защитой, так как при соединении пластинки заходили друг за друга, тем самым усиливая броню. Удары неприятеля в такой броне также казались "мягче", так как изогнутость пластин лучше их отражала, да и двигаться в ней было легче.
Из-за большей по сравнению с кольчугой эластичностью такой доспех предпочитали конные воины. Хорошо защищённые конники могли даже не брать с собой рубящего оружия, предпочитая им булаву и кистень.
По сравнению с кольчугой производство чешуйчатой брони было ещё более трудоёмким. Особенно тяжело было подгонять их под нужный размер.
Байдана и бахтерец
Байдана (на рис. слева) - одна из разновидностей кольчатого доспеха, но в отличие от кольчуги кольца у неё крупные, плоско раскованные. Крепились они на гвоздь или внакладку, что делало соединение очень прочным. Сама байдана весила около 6 кг и хорошо защищала от плоских ударов, а вот стрелы и копья для неё были опасны вследствие большого диаметра колец. Байдана была известна на Руси с XIII века и упоминалась в "Задонщине".
Бахтерец (на рис. справа) - разновидность доспеха, набирался из продолговатых колец и блях и нашивались на суконные или бархатное полукафтаньё .
Щиты
По мнению, ведущих историков, щиты появились на Руси намного раньше, чем другие средства воинской защиты (шлемы или кольчуги). Однако даже после появления другого защитного вооружения, значение щита нисколько не уменьшилось. Щит и копьё с давних времён были главными атрибутами воина и несли символику победы. На это прямо указывается в "Повести временных лет": "И повеси щит свой в вратех, показуа победу",- говорит летопись про Олега*, который взял Константинополь. Воины киевской Руси нигде не расставились со своим щитом: ни во время далёких морских походов, ни даже на пирах или праздничных церемониях при дворе князя. На щитах было принято поизносить клятву, а вот оставить щит на поле боя означало - признать полное поражение.
Первое упоминание о русских щитах мы встречаем у Льва Диакона**, который говорит, что щиты русских "крепкие и для большей безопасности длинные, до самых ног". Конечно такие щиты были предназначены только для пешей борьбы, однако другого ожидать и не приходиться, если вспомнить, что русские в те времена были не очень хорошими наездниками. Как показывают раскопки, первые русские щиты, которые историки относят к X веку, были круглой формы, и делались из деревянных дощечек (из тиса, клёна или пихты) толщиной до 1 см. По краю щитов (="венцу") набивали обойму, а в центре прикрепляли умбон - сферическое железное навершие с полями. Немного позже (XI век) к щитам на умбонах стали прикреплять небольшие шпили.
Появление капелевидной или, по-другому, миндалевидной формы щита связывают с западноевропейской традицией и, прежде всего, с распространением кавалерии. Такая форма щита позволяла целиком скрывать средневекового рыцаря: от плеч до колена. Будучи повсеместно распространёнными в Европе, такие щиты, конечно, делались и на Руси.
Со второй четверти XIII века, когда у нас и на Западе появляются шлемы, которые полностью закрывали голову, округлый верхний край миндалевидных щитов становится прямее и вскоре его эволюция приводит к создания щита абсолютно треугольной формы.
Поверхность щита всегда ярко украшалась. Традиционно щиты раскрашивались в красный цвет. Одной из причин выбора именно этого цвета можно считать бытовавшую у многих древних народов традицию окрашивать свой щит перед боем собственной кровью. Это было элементом жертвоприношения и, конечно, так можно было умилостивить богов перед боем.
C XII века на щитах стали появляться эмблемы и символы, имевшие византийские истоки, например, кресты или различные гербы. Так, на русских щитах часто встречают изображения орла, льва или барса (эмблема Владимирской династии). Кстати в целом щит имел символику защищающей женской силы, божества или героя.
Круглые щиты
Первые щиты имели круглую, плоскую форму, делались из нескольких деревянных дощечек, которые по краям закруглялись для придания исходного вида. Сверху щиты могли покрываться кожей. В центре щитовой доски пропиливалось отверстие, которое снаружи закрывали умбоном. На внутренней стороне от края до края щита крепилась планка для захвата рукой. Такие планки могли быть железными или обложенными бронзой, длиной до 70 см. С самим щитом умбон соединялся заклёпками до 2 см длиной. Иногда такие заклёпки были длиннее (до 4,5 см), и они соединяли вместе умбон, щитовую доску и планку-рукоять.
Сами умбоны по форме могли быть шаровидными или сферо-коническими. Неизвестно, откуда точно произошла сферо-коническая форма умбона. Некоторые историки связывают её с формой русских шлемов и склоняются к её восточному происхождению. Такая форма способствовала соскальзыванию встречного удара, а сам умбон помогал защитить кисть руки.
Первоначально круглые щиты по размерам достигали половины или трети человеческого роста, к XV веку - четверти. Со временем некоторые изменения коснулись и формы щита: из плоского в IX-X вв. он становится в профиль овальными или чаще - воронковидными к XI веку.
Миндалевидные щиты
Миндалевидные щиты были наиболее распространены в XI - начале XIII вв. Согласно рисункам, они закрывали верхнюю половину туловища пеших и конных воинов, и высотой достигали от половины до трети человеческого роста. По форме эти щиты были плоскими или немного изогнутыми; отношение высоты к ширине было 2 к 1. До конца XII века миндалевидные щиты были очень массивными и применялись на Западе прежде всего против копейного тарана.
Держать одной кистью такой щит было очень трудно, поэтому его несли, фиксируя одновременно локтём и кистью руки, продетой через несколько ремней. Кроме того, имелся шейный ремень, позволявший, в случае необходимости, перекинуть щит на спину и биться обеими руками.
Такой щит обычно держали на расстоянии полусогнутой руки или очень близко к телу, а также выдвигали вперёд, если надо было отразить удар "налету". К концу XII века миндалевидный щит "теряет" умбон и другие тяжёлые металлические части защиты. Он значительно уменьшается и становится более подвижным и удобным в бою.
Миндалевидные щиты продержались на Руси вплоть до XIV века и, прежде всего, были атрибутом конного воина.
Треугольные щиты
Треугольные щиты появились в XIII веке. Вдоль длинной оси они имели перегиб, а высотой были до половины человеческого роста. Обычно такие щиты носили пешие воины или предводители конных отрядов, которые выступали впереди остальных.
Разновидностью треугольных щитов были щиты трапециевидной формы, встречающиеся на печатях и иконах XIV-XV вв. А к началу XIV века развитие военного вооружения приводит к появлению сложнофигурных щитов-тарчей и щитов с долевым желобом, которым особенно было удобно маневрировать в бою.
Мечи, найденные на территории Древней Руси в IX-первой половине XI века.
В погребениях древних славян мечи начинают появляться с конца IX века, но это не означает, что именно тогда наши предки впервые познакомились с этим оружием. Вероятно, в этот период происходит окончательное отождествление меча с хозяином, и оружие отправляется за ним в мир иной, чтобы продолжать защищать владельца даже после смерти.
В древнейшую эпоху на территории Руси в основном встречаются мечи так называемого западного типа, но уже с X века археологами установлено, что мечи начинают делаться и нашими, местными кузнецами.
Мечи пользовались на Руси большим уважением. Их имели право носить только старшие дружинники или князь, и то - только в военное время. Расхаживать с голым клинком, показывая свою удаль в мирное время было не принято. Мечом владел далеко не каждый воин. Во-первых, они были очень дорогими, ведь процесс производства меча был очень долог и сложен. Во-вторых, меч – это оружие профессионала, требующее недюжинной физической силы и ловкости во владении этим благородным оружием. Вот почему топор и копьё - оружие народного ополчения, в то время как меч - оружие профессионального воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема Древней Руси. Мечом клялись дружинники Игоря, заключая в 944 г. договор с греками: "А не крещении Русь да полагають щиты своя и мечи своя нагы" ("А не крещенные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи").
Известно, что мечи в древнем мире начали делать с давних пор: бронзовые мечи появились в середине второго тысячелетия до н.э., а железные - в первом тысячелетии до н.э. В то же время самыми "качественными" в древние времена считались мечи из особого металла, известного под названием булат*. Булат – вид стали, состоящий из очень прочного железа, которое особым образом смешано с разного рода примесями. Булатный меч обладал поистине волшебными свойствами – например, он был способен много лет рубить железо и даже сталь, в то же время такой меч не ломался, даже будучи согнутым в кольцо. Всем хороши были булатные мечи, да вот незадача - не выдерживали они наших северных морозов.
На выручку нашим кузнецам пришла смекалка: чтобы получить "морозостойкий" булат, они брали прутья или полосы железа и стали, складывали или скручивали их в жгут и затем много раз проковывали, вновь складывали в несколько раз, перекручивали, собирали «гармошкой», резали вдоль, проковывали ещё раз и так далее. Получались полосы красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выявления характерного рисунка «ёлочкой», подобного морозу на стекле. Эта-то сталь и позволяла делать мечи достаточно тонкими без потери прочности, и это благодаря ей клинки распрямлялись, будучи согнуты вдвое. О замечательной технике ковки, которой владели наши кузнецы, с удивлением сообщал в своих записках хорезмийский ученый Ал-Бируни. В особенности поразило его то, что рисунок на мече получился у славянских кузнецов "по желанию", хотя сам по себе должен был составляться случайно.
Славянский меч вполне способен был рассекать панцири и кольчуги врага, ведь их, как правило, делали из стали или железа более низких сортов. Перерубал он и клинки мечей, например, тех, что сделаны были целиком из одного вида железа. Такие обычно годились только для обучения.
По описанию вполне понятно, что сварка железа и стали - сплавов, заметно различающихся температурой плавления, - процесс, требующий от кузнеца высочайшего мастерства. И археологические данные подтверждают, что в IX—XI веках наши предки владели этим мастерством в совершенстве. Добротные мечи с "удивительными и редкостными" узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX в. писал: "что же касается купцов русских - они же суть племя из славян - то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (Чёрному) морю".
Хорошие мечи, как правило, богато украшались. Был на Руси и такой обычай - ставить клеймо на мечи: плохие мастера выжигали на мече или выбивали клеймо своего города. Так делали, чтобы не быть опозоренными, если меч попадет в руки князю или другим кузнецам. У мечей средней и хорошей выделки ставили клеймо мастера (реже название общины). А вот с мечами, по достоинству считавшимися настоящими произведениями искусства клеймён, не ставили - а делали узоры на клинке, присущие только этому мастеру. В X-XIV веке имена знаменитых мастеров знали по всей Руси. Эти узоры выжигали, либо выбивали на клинке. При продаже меча, чтобы не обмануться, кроме проверки клейма, покупатель первым делом прислушивался к его звону: хороший меч от лёгкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук. Чем он выше и чище, тем лучше булат. Испытывали меч и на упругость: для этого его клали на голову и пригибали к ушам за оба конца. Напоследок меч должен был легко, не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую ткань, брошенную на лезвие.
Применялся меч в пехоте и коннице вплоть до XVI века. Правда, в коннице он был существенно «потеснен» саблей, более удобной в конном строю. Всадники мечами практически не пользовались из-за того, что центр тяжести при ударе был смещён к рукояти, а это делало затруднительным нанесение удара сверху вниз, из седла.
Мечи на Руси очень почитались. Им даже давались имена, либо древних богов, либо тотемных животных: Руевит, Ламя, Индрик, Китоврас, Василиск, Горыня. А после смерти хозяина, меч тоже лишали «жизни», его ломали и хоронили в той же могиле. Мать-Сыра-Земля забирала магическую силу меча, поэтому мечи из курганов никогда не приносили удачи новому хозяину.
Славянские мечи IX-XI веков мало чем отличались от мечей Западной Европы. Тем не менее современные ученые разделяют их на два десятка видов, которые, различаются в основном формой крестовины и рукояти. Клинки славянских мечей IX-X веков практически однотипны – длиной 90-100 см, шириной у рукоятки 5-7 см, к концу клинок сужался. Посередине клинка проходил дол, иногда неправильно называемый кровоспуском. Поначалу дол был достаточно широк, однако со временем он сузился, а затем и вовсе исчез. Истинное предназначение дола - уменьшение веса клинка и придания ему жёсткости, а вовсе не сток крови, ведь примерно до XIII века острие клинка не затачивалось. Было это связано с тем что мечом наносились, в основном, рубящие удары. Первый же колющий удар упоминается в летописи под 1255 годом: "призвавшие ко оконцю пронзут и мечем".
Толщина клинка в области дола была около 2,5 миллиметров, а по бокам – 6 мм. Однако, благодаря особой выделке металла, такое различие в толщине никак не влияло на прочность клинка. Вес такого меча составлял в среднем полтора килограмма. В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно изменяются. Сохраняя преемственность развития, в конце XI - начале XII века мечи становятся короче (до 86 см), легче (до 1 кг) и тоньше, их дол, занимавший в IX—X веках половину ширины клинка, в XI—XII веках занимает лишь треть, чтобы в XIII веке вовсе превратиться в узкий желобок.
Рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались: серебром, золотом, а иногда даже эмалью или чернью. Меч мог покрываться узорами мифологических сцен. Кроме того, рукоять венчалась так называемым «яблоком» - набалдашником на конце. Он не только украшал меч, но и выступал в качестве баланса. Мечом, в котором центр тяжести был приближен к рукояти, биться было гораздо удобнее.
Двуручные мечи
Двуручные мечи появляются в XII—ХШ веках, когда значительно усилился воинский доспех. В это время клинок меча вытягивается в длину (до 120 см), а после исчезновения дола, ещё и утяжеляется (в среднем до 2 кг). Чтобы удержать такой меч, требовалось немало сил, а потому его перекрестье удлиняют до 18-20 см в длину (для сравнения перекрестья ранних мечей составляют 9-12 см), чтобы можно было ухватиться за него обеими руками.
Так появляются полуторные рукояти, а потом и двуручные. Естественно техника работы таким мечом, позволяющим наносить более тяжёлые удары, принципиально отличается от обычной: острие приобретает исконные колющие свойства, позволяющие пробить появившиеся в то время составные доспехи.
Основным отличием боевых ножей от обычных была форма клинка. У этих ножей имелся длинный клинок с массивным обухом. Рукоять, как правило, тоже массивная, отличалась удлиненным черенком. Конец клинка боевого ножа на 20-40 мм имел обоюдоострую заточку, что облегчало нанесение им колющих ударов. Боевые ножи часто носили за голенищем сапога, поэтому их так и называли, "засапожники". В “Слове о полку Игореве” (XII век) именно "засапожники" назывались символом доблести славян: "Те ведь (славяне) без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в прадедовскую славу".
Сабли
Считается, что сабли как оружие было заимствовано славянскими племенами от хазар** и встало на вооружение русского войска только в конце X века. Причём в основном сабли были распространены на юге, где особенно часты были стычки с кочевыми племенами и где быстрее, чем на севере, росла роль конницы как главного рода войск.
Благодаря изгибу полосы и наклону рукояти в сторону лезвия, сабля обладала рубяще-режущим действием. Её удар имел круговой, скользящий характер и захватывал в случае верного расчёта значительную поверхность тела.
Клинки сабель Х-первой половины XI столетия достигали в длину около 1 метра, кривизна полосы составляла 3-4,5 см, ширина клинка – 3-3,7см. В дальнейшем, к XIII столетию сабли несколько удлинились, прибавили в весе, а также заметно возросла ширина и кривизна клинка. Сабли удлинились на 10-17см, кривизна возросла до 4,5-5,%см, а в отдельных случаях – и до 7см, ширина клинков составляла в среднем 3,8см.
Ножны
На Руси меч всегда носили в ножнах, как правило, деревянных, обтянутых кожей, либо за спиной, либо на поясе (если за спиной уже висел лук). Ножны имели две стороны – устье, куда входил меч, и наконечник. Вблизи устья ножен располагалось кольцо для крепления перевязи. Однако бывало и так, что мечи носили, просто продев в два кольца, отчасти из желания продемонстрировать красивый клинок, отчасти просто из-за нехватки средств.
Как и мечи, ножны очень красиво украшали: археологи часто встречают бронзовые и серебряные наконечники ножен, попадаются им и отдельные образцы, целиком сделанные из драгоценных металлов.
Булава - очень древнее ударное оружие (самые ранние из найденных экземпляров археологи относят к эпохе бронзы), а её предшественницы - палицы или дубины с утолщённым концом, вообще известны с незапамятных времён. Не менее древним оружием стоит считать и кистени. Древнейшие находки кистеней связаны с кочевым Юго-востоком: в Нижнем Подонье и Поволжье они встречаются с IV века.
Именно из областей кочевого востока булавы (в XI веке) и кистени (в X веке) попадают в Древнюю Русь, где остаются в снаряжении русского войска вплоть до XVI века. Популярность булав и кистеней на Руси учёные также доказывают в связи с существованием ремесленников, которые специализировались на отливке только этих видов оружия. При этом первенство в создании новых форм булав и кистеней, конечно, принадлежало городам, и, в первую очередь, Киеву.
В отличие от булав, в древнерусских письменных источниках кистени практически не упоминаются, лишь однажды изображение боевой гири встречается на миниатюре Радзивиловской летописи в руках восставших киевлян.
В бою булавы и кистени были очень удобным оружием: с их помощью можно было нанести внезапный удар в самой тесной схватке. В свою очередь, кистени могли быть использованы и в обороне: в ближнем бою к воину, вооружённому кистенью, невозможно было найти рукопашного приступа. С XII-XIII века кистень и булава становится вспомогательным оружием всадников, а к XVI веку - булава окончательно превращается в символ царской власти.
Интересно также отметить, что среди европейского ударного оружия, русские виды кистеней и булав были одними из древнейших.
Рукоять булавы обычно делалась из дерева, иногда обшитой медью, чтобы в битве враг не смог перерубить булаву пополам. Реже булавы вместе с рукоятью ковались целиком из железа.
Существует весьма распространённое мнение, что булавой мог пользоваться только воин, обладавший невиданной силой. Такое заблуждение, скорее всего, связано с описанием многопудовых булав (палиц), которыми наши былинные богатыри побеждали своих врагов.
Кистень
Название кистеня (гирьки, привязанные к палке или руке с помощью ремня, верёвки, реже, цепи), предположительно, происходит от "кисти" руки, на которую надевалась петля кистеня во время боя, или от "кистей" как пучков нитей или шнурков, украшавших пояса наших предков. Первые гирьки кистеней делались из тяжёлой и плотной кости (например, рога лося). По форме они напоминали яйцо с продольным отверстием в центре, куда вставлялся металлический стержень. На одном конце такого стержня делалась заклёпка, а на другом - петля для скрепления гири с ремнём или верёвкой [2]. Костяные кистени, популярные в X-XI вв., просуществовали до XIII века включительно, когда усиление брони потребовало поиска новых, более долговечных и мощных видов оружия.
Пришедшие в XII-XIII вв. на смену костяным, металлические кистени (железные и бронзовые) по форме походили на шар или грушу. Поверхность таких кистеней делалась гладкой, гранёной или усыпанной некрупным горошком. Для усиления удара, бронзовые гирьки иногда заполнялись свинцом или, если свинца не хватало - камешками. Особенно часто такая техника литья кистеней применялась в XII-XIII веке.
Средневековые кистени, как и любой другой вид русского оружия, всегда украшались: серебром, чернью, затейливым орнаментом . Археологами найдено множество кистеней, отлитых в 1200-1240 гг. на которых были изображены крест и древо жизни. На некоторых гирьках, в том числе и костяных, встречаются также изображения льва, птицы или родового знака. Отмечая тот факт, что на большинстве кистеней ставились родовые и племенные знаки, можно считать, что этот вид оружия в то время был, скорее, воинским, чем разбойничьим.
Красота украшений кистеней нарастает к XII веку, когда особенно часто применяется техника чернения по бронзе, серебру или по железу с применением серебряной инкрустации. Особенно большого мастерства достигли наши ремесленники в украшениях кистеней с "выпуклостями", где некоторые элементы украшений искусно подражают зерни и скани.
Несмотря на всю благородность украшений, кистени с ранних времён считались всенародным или разбойничьим оружием. Кистени легко было спрятать, и в дороге они могли служить хорошим средством защиты. Наверное, отсюда пошли наши меткие народные пословицы: "Кистенём махнём - корабль возьмём", "Запаслив: в рукаве - кистень, в голенище - засапожник". А некоторые историки полагают, что кистенью в случае необходимости могли вооружаться даже женщины!
Копьё - одно из самых главных и древних видов наступательного вооружения Древней Руси. Уже в VI веке, в первых записях византийских историков о вступивших в борьбу с Византией славянах, говорится, что они шли в бой, вооружённые двумя-тремя метательными дротиками. У нас облегчённые для метания копья назвались сулицами. Псевдо-Маврикий* в своей книге "Тактика и стратегия" рекомендовал такие славянские дротики своим пехотинцам, когда те либо не умели пользоваться луком, либо просто не имели под рукой стрел.
Копьё всегда считалось очень удобным оружием: им сразу можно было достать врага, нанеся ему тяжелую рану. В целом, все копья можно поделить на метательные - лёгкие сулицы и колющие - тяжёлые пехотные или кавалерийские копья. Эпоха пехотного копья начинается в раннекиевское время (IX-X века). В это время наиболее распространены копья с широкими и листовидными наконечниками. В XI-XII веке с усилением роли конницы и развитием доспеха у копий утолщается древко, лезвия удлиняются и становятся более узкими. Тогда же копьё - неотъемлемое оружие конного воина. Так, например, князь, скачущий впереди отряда и ломающий копьё в пылу битвы, признаётся образцом воинской доблести. Чуть позже у конных популярными становятся лёгкие пики, и им в противовес - копья с очень массивными и крупными наконечниками, которые назвались рогатинами.
В средние века копьё становится оружием "первого наступления": то есть в самом начале битвы первыми на врага идут отряды копейщиков, а потом вступают в бой остальные. В XII веке известно уже применение в битвах таранного копейного удара, до того времени удар копьём наносили с замахом, сверху. Копьё могло также использоваться на охоте, в особенности это относится к рогатинам, сулицам и копьям с лезвием в виде гарпуна, так называемым двушипным копьям.
Копьё состояло из древка (="стружие", "оскепище"), которое делалось из дуба, берёзы или клёна, и иногда оковывалось металлом; самого лезвия (="пера"), имевшего самые разные формы, и втулки окончания пера, которым лезвие прикреплялось к древку. Длина копья для пехотинца примерно равнялась его росту (1,8-2,0 м), а вот кавалерийские копья были намного длиннее - иногда до 3,6 м.
Известно, что копьё на Руси было не только символом военной власти: на него также возлагались некоторые магические функции. Так, например, копьё часто использовали в предсказаниях об исходе битвы. Ломание копья или его метание в сторону врага ознаменовало начало битвы. В некоторых источниках указывается на символическое значение копья как мужского начала, плодородия и воинской доблести. Тем не менее копьё стоило намного дешевле, чем меч, а потому по сравнению с ним пользовалось меньшим уважением (хотя известно упоминание в летописях копий золочёных, то есть "парадных"). Что уж говорить про метательные сулицы, которые, скорее всего, сразу терялись в бою.
Пика
Пика - копьё с очень узким лезвием (в ширину до 1 см), утолщённой книзу втулкой, иногда - круглой, которая называлась яблоком (особенно типична для XIV века). Самые древние образцы пик на Руси относятся к VIII-IX веку, но историю пики начинают обычно с X века. Считается, что пика пришла к нам от кочевых народов юго-востока.
Обычно пики были лёгкими по весу, применялись в быстрых конных стычках, а к XIV веку любой всадник стал вооружаться пикой. Облегчённая пика просуществовала на Руси до XVII века в пехоте, и оставалась до более поздних времён в кавалерии.
Рогатина
Рогатины - это самые тяжёлые русские копья (0,7-1,0 кг против обычных 0,2-0,4 кг) обычно с лавролистной формой пера. Впервые рогатины упоминаются в летописях 1149 года. Как и сулицы, рогатины больше использовали на охоте. В 1255 году Даниил Галицкий**, охотясь на вепрей "сам же уби их рогатиной три". Обычно рогатиной вооружались на крупного зверя и, когда ударяли, держали её двумя руками.
В бою рогатина пробивала даже крепкий доспех, и для пешего воина могла быть весьма полезной. Иное дело - воин на коне, которому из-за тяжести рогатины, пользоваться ею, вероятно, было неудобно . Чтобы ратнику было легче обращаться с рогатиной, к ней иногда прикрепляли два-три металлических сучка.
Разновидностью рогатины считается совня, имевшая кривую полосу лезвия, которое было немного изогнуто на конце. Но появилась она намного позже, только в XV веке.
Рогатина считается истинно русским изобретением, в других странах она неизвестна.
Сулица
Сулица (от гл. "сунуть", "совать", "толкать") - пешее малое копьё, но в отличие от него это не колющее, а метательное оружие. Оно использовалось в бою один раз и было более популярным у пеших, чем у конных. Сулицы известны с давних пор, но особенно часто стали использоваться с XIII века. По сравнению с копьём, древко у сулицы тоньше (диаметром 1,5-2,0 см) и короче (1,2-1,5 м).
Когда сулицы использовались на охоте, их лезвия делались широкими. Наоборот, для битвы, перо сулицы заострялось и сужалось, отчего могло пробить крепкий доспех или глубоко войти в щит. В XVI-XVII веке, когда короткие метательные копья особенно широко использовались русскими воинами, для сулиц появились специальные колчаны с гнёздами, куда могли положить сразу три сулицы. Такой колчан, получивший название джид (происх. татар.), носили на левой стороне на поясе.
Кстати в Липецкой битве 1216 года удар сулицами был одним из
первых: "И удариша на Ярославлих пешцев с топорки и с сулицами".
Шлемы
Когда точно появились шлемы (="шеломы;"шоломы") на Руси, сказать трудно. Археологические находки и письменные источники (Луитпранд пишет об этом в 941 г., чуть позже сообщает Лев Диакон*) указывают на то, что первые шлемы пришли к нам в последнюю четверть IX века, причём все они имели коническую форму. Такие шлемы встречаются на восточных блюдах VII-VIII веков. Именно с востока, по предположениям историков, они проникают и на территорию Древней Руси, а потом, в XI веке в Европу [1], где продержатся вплоть до XIV века.
В отличие от Европы, у нас конические шлемы не прижились, их вскоре сменили шлемы сфероконической формы, которые до середины XVI века оставались самой распространённой формой налоговья. Отвесный удар, нанесённый по такому шлему, благодаря его особенностям, легко соскальзывал по плоскости тульи. Важно отметить, что шлемы, сделанные на Руси, впоследствии стали пользоваться немалой популярностью на западе. Да и по количеству найденных археологами шлемов X-XIII века мы намного обогнали другие страны. Другим центром производства шлемов по русским образцам считается Польша.
В конце XII - XIII веках наблюдается процесс усиления защиты наголовья: к шлемам стали присоединять полумаску, шпилевидное навершие и, кроме того, немного менять форму. В XIV веке такие шлемы назовут шишаками. Впоследствии на основе сфероконической и конической шапки, а также дополнительных защитных приспособлений (бармица, наносник, большие железные крылья по бокам - науши, назатыльник - для защиты шеи) появилось много разновидностей наголовья: колпаки, шапки медные и железные с козырьком, шапки бумажные, наконец, ерихонки. Судя по старинным изображениям наши воины могли также носить кольчужные капюшоны - изобретение рыцарей Западной Европы.
Известно, что на Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издалека. Истинному воину не приличествует прятаться от врагов, да и легче по блестящему шлему найти на ратном поле своего предводителя. Обычно на шлеме укрепляли золотые, серебряные и железные накладки и бляшки, часто в местах склёпки пластин. На каждой из них могли быть изображены растительные узоры, сцены из языческой, позже - христианской истории Руси, или выбиты слова магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, потому простые воины часто шли в бой без защитного наголовья.
Шлем как часть вооружения имел большое символическое значение. С ранних пор он становится непременным абрибутом воина. Возможно, поэтому русские цари, чья власть опиралась прежде всего на военную силу, выбрали символом своей власти именно шапку, прообразом которой можно считать шелом предводителя войска.
Кстати богатые воины могли носить сразу два шлема, один из которых служил в качестве своеобразного "подшлемника", не того, который смягчал удары, а просто лёгкого шлема для повседневного ношения.
Шелом
Шлемы сначала делали из двух или четырёх изогнутых пластин, которые последовательно закрепляли друг с другом заклёпками (хотя известны образцы из одного куска). Для защиты шеи воинов, особенно от удара сзади, к шлему прикреплялся обруч и на нём - сетка из крупных кольчужных колец - бармица. Она могла украшаться оторочкой из бронзовых или золотых колечек. В литературе встречаются сведения, что кольчужная бармица могла быть заменена кожаной или войлочной. Однако вопрос о том, насколько она был распространена, остается весьма спорным.
Позже в дополнение к бармице к шлему стали прикреплять наносник, который мог повторять форму носа. Кроме того, для защиты или маскировки могли также надевать полумаску (="личина") с выкружками для глаз.
Шишак
Шишак (слово венг. или турец. происх.) в отличие от шелома имел более крутую купольную форму, а также длинный шпиль - навершие. Навершие могло отделяться от основания шариком - яблоком, а на конце заканчиваться втулкой и флажком - яловцем. Красный яловец появился на шеломах в XII, но особое распространение получил в XV-XVI веке. "Аки пламя огнено пашется",- говорится про яловцы в описании Мамаева побоища.
В XII-XIII появляются маски (= "личины") с прорезями для глаз, носовыми отверстиями, ушами. Иногда на ухе и подбородке личины для скрепления с кольчугой и бармицей имелись специальные колечки. Маска чаще была неподвижной, но, если крепилась с помощью шарниров, могла подниматься.
По некоторым поверьям воин скрывал под маской своё лицо от Бога. Таким образом, творя на поле боя ужасные деяния, скрытый под маской воин, оставался незамеченным и чист от ратных грехов.
Чуть позже появились шишаки, на которых кольчужная сетка закрывала не только заднюю часть шеи, но, при желании, всё лицо, оставляя видимыми только глаза (см. рис.). С другой стороны, имеются сведения о том, что маски, наоборот, имели некоторое портретное сходство с хозяином. Это давало возможность узнать предводителя в битве.
Первые сведения о шишаках встречаются в завещании великого князя Ивана Ивановича в 1359 году [2]. Это же первое свидетельство появления шишака в Европе. Известно также, что именно шишак с полумаской, покидая поле битвы, бросил князь Ярослав Всеволодович в 1216 году**. Распространение в первой половине XIII веке крутобоких куполовидных шеломов с полумасками, хорошо защищавших даже от прямого удара в конном бою, объясняется процветанием в то время междоусобных войн и усилением роли кавалерии.
Бумажная шапка
Бумажная шапка, скорее всего, была заимствована у восточных народов. Такая шапка делалась не из металла, а из какого-то плотного материала (на вате из сукна, бумажных или шёлковых материалов). По форме шапка переняла у железных наголовий все особенности защиты (закрытая шея, науши, назатыльник, наносник). Кроме того, для дополнительной защиты шапка могла простёгиваться и укрепляться кольчужной сетью.
Наибольшее распространение бумажная шапка получила в XVI веке.
Подшлемник
Подшлемник (или прилибица, от польского - "шлем") представлял собой мягкую, амортизирующую удар шапочку, которая одевалась под шлем. Согласно летописным сведениям подшлемник могли делать из барсучьего и даже волчьего меха.
Бумажная шапка
В арабских наставлениях также говорится, что для шлема необходима войлочная выстилка, чтобы "лучше рассеять силу удара". Впервые прилибица упоминается в летописях в 1189 г., как меховой подшлемник. За неимением подшлемника под железное наголовье иногда одевали меховую шапку.
Доспехи
По предположениям историков, облачаться в броню на Руси стали где-то с VI-VII веке н.э. До той поры наши предки шли в бой нагими по пояс, тем самым сохраняя древнюю традицию и показывая, что не боятся смерти. Хотя, даже после того, как у нас появляются доспехи и другие защитные приспособления, традиция сражаться "без внешней защиты" остаётся: например, в рукопашном ближнем бою русские воины могли перебросить щит на спину и принять вызов с одним мечом.
Одни исследователи считают, что впервые доспехи появились в Иране, другие говорят, что броня - изобретение древних кельтов, живших в IV веке до н.э. В любом случае, к моменту становления Киевской Руси металлическая кольчуга была хорошо известна в Европе. У нас кольчуга распространилась в IX, а собственное производство наладилось только в X веке [1]. По данным других историков, наши предки стали самостоятельно делать кольчугу гораздо раньше - где-то в VIII веке. Об этом же свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Воины Древней Руси знали доспех кольчатый, который и подразумевался под "бронёй" (в XVI веке его назовут "кольчугой") и доспех пластинчатый (="чешуйчатый";"ламеллярный"), который в летописях упоминается как "броня дощатая". Пластинчатый доспех был известен на Руси с X века, и предположительно пришёл к нам от скифов. Тем не менее в то время, он не был широко распространён: большинство предпочитало ему кольчатую броню. Достоинства пластинчатого доспеха оценили на Руси только в XII веке. Тогда начинается его усиленное "производство", и к XIV-XV веку он уже значительно преобладает над кольчатой бронёй. По данным некоторых историков, возможны были случаи, когда воины одевали сразу оба доспеха: кольчугу и сверху пластинчатый доспех.
Немного позже (с XIV-XV века) появляются на Руси различные вариации кольчуг и панцирей. К ним относятся колонтарь - пластинчатый доспех без рукавов, байдана и бахтерец - разновидности кольчатого доспеха, отличавшиеся по форме колец и других составных частей, а также любые другие варианты соединения чешуйчатого (на подоле), пластинчатого или кольчатого (на груди и спине) доспехов.
Вследствие того, что доспехи были железными и легко поддавались ржавчине, воины должны были хорошо следить за ними. Известно, что в те времена для этого доспехи клали в бочки с песком. Сотрясая бочку (например, скатив её с горы), ржавчина стиралась и броня начинала, как ей и положено "гореть на солнце".
Кроме доспехов, существовали и иные виды нательной защиты. Особенно хорошо был известен тегиляй - стёганный толстый кафтан, который, скорее всего, пришёл к нам из азиатских стран.
На то, чтобы облачиться в доспех, воину требовалось много времени. Тем не менее, отправляясь в долгий поход, кольчугу не надевали сразу, так как нести её на себе было очень тяжело. В "Поучении" Владимира Мономаха также говорится, что воину не пристало снимать кольчугу сразу после боя.
Кольчуги и панцири просуществовали на Руси до XVII века.
Броня кольчатая
Описание кольчатой брони выглядит очень просто: рубашка, состоявшая из колец, соединённых между собой. Куда более впечатляющими выглядят затраты материала и времени на её производство. Для изготовления одного доспеха нужно было около 600 м железной проволоки, из которой делалось не менее 20-30 тысяч колец, каждое 7-9 и 10-14 мм в поперечнике. Средний вес кольчужной рубашки составлял 7-10 кг.
Перед татаро-монгольским нашествием кольчатая броня изменяется. Кольчуга этого времени отличается более мелкими кольцами и более густым плетением. Такая броня получает название "панцирь" (от лат. pantex - брюхо, живот). Кроме того, если сначала кольчугу делают длиной до половины бедра, то теперь удлиняют до колен, у неё появляются кольчужные рукава (="нагавицы") и чулки.
Если с бронёй воин предполагал носить шлем с бармицей, то воротник у кольчатой рубахи мог отсутствовать. В случае его необходимости воротник делали с запАхом, и завязывали кожаными ремешками.
Существует немало свидетельств о том, как украшали кольчугу. Одни вплетали в рукава, подол и воротник золотые, или медные, кольца, другие - наносили на кольца различные надписи, часто магического содержания, которые могли защитить владельца в битве.
Броня дощатая
Броня дощатая представляет собой доспех, сделанный из прямоугольных пластин, которые были связанны между собой ремешками или нашиты верхом на кожаную матерчатую основу. В первом случае пластины были длиной 8-10 см и шириной 1,5-3,5 см. По краям пластин имелись отверстия для ремешков. Вторая - "чешуйчатая броня" более позднего периода, нашивалась на тканную основу. Пластинки здесь были квадратными (6 см) или прямоугольными (6 и 4 см).
По сравнению с кольчатым, дощатый доспех обладал большей защитой, так как при соединении пластинки заходили друг за друга, тем самым усиливая броню. Удары неприятеля в такой броне также казались "мягче", так как изогнутость пластин лучше их отражала, да и двигаться в ней было легче.
Из-за большей по сравнению с кольчугой эластичностью такой доспех предпочитали конные воины. Хорошо защищённые конники могли даже не брать с собой рубящего оружия, предпочитая им булаву и кистень.
По сравнению с кольчугой производство чешуйчатой брони было ещё более трудоёмким. Особенно тяжело было подгонять их под нужный размер.
Байдана и бахтерец
Байдана (на рис. слева) - одна из разновидностей кольчатого доспеха, но в отличие от кольчуги кольца у неё крупные, плоско раскованные. Крепились они на гвоздь или внакладку, что делало соединение очень прочным. Сама байдана весила около 6 кг и хорошо защищала от плоских ударов, а вот стрелы и копья для неё были опасны вследствие большого диаметра колец. Байдана была известна на Руси с XIII века и упоминалась в "Задонщине".
Бахтерец (на рис. справа) - разновидность доспеха, набирался из продолговатых колец и блях и нашивались на суконные или бархатное полукафтаньё .
Щиты
По мнению, ведущих историков, щиты появились на Руси намного раньше, чем другие средства воинской защиты (шлемы или кольчуги). Однако даже после появления другого защитного вооружения, значение щита нисколько не уменьшилось. Щит и копьё с давних времён были главными атрибутами воина и несли символику победы. На это прямо указывается в "Повести временных лет": "И повеси щит свой в вратех, показуа победу",- говорит летопись про Олега*, который взял Константинополь. Воины киевской Руси нигде не расставились со своим щитом: ни во время далёких морских походов, ни даже на пирах или праздничных церемониях при дворе князя. На щитах было принято поизносить клятву, а вот оставить щит на поле боя означало - признать полное поражение.
Первое упоминание о русских щитах мы встречаем у Льва Диакона**, который говорит, что щиты русских "крепкие и для большей безопасности длинные, до самых ног". Конечно такие щиты были предназначены только для пешей борьбы, однако другого ожидать и не приходиться, если вспомнить, что русские в те времена были не очень хорошими наездниками. Как показывают раскопки, первые русские щиты, которые историки относят к X веку, были круглой формы, и делались из деревянных дощечек (из тиса, клёна или пихты) толщиной до 1 см. По краю щитов (="венцу") набивали обойму, а в центре прикрепляли умбон - сферическое железное навершие с полями. Немного позже (XI век) к щитам на умбонах стали прикреплять небольшие шпили.
Появление капелевидной или, по-другому, миндалевидной формы щита связывают с западноевропейской традицией и, прежде всего, с распространением кавалерии. Такая форма щита позволяла целиком скрывать средневекового рыцаря: от плеч до колена. Будучи повсеместно распространёнными в Европе, такие щиты, конечно, делались и на Руси.
Со второй четверти XIII века, когда у нас и на Западе появляются шлемы, которые полностью закрывали голову, округлый верхний край миндалевидных щитов становится прямее и вскоре его эволюция приводит к создания щита абсолютно треугольной формы.
Поверхность щита всегда ярко украшалась. Традиционно щиты раскрашивались в красный цвет. Одной из причин выбора именно этого цвета можно считать бытовавшую у многих древних народов традицию окрашивать свой щит перед боем собственной кровью. Это было элементом жертвоприношения и, конечно, так можно было умилостивить богов перед боем.
C XII века на щитах стали появляться эмблемы и символы, имевшие византийские истоки, например, кресты или различные гербы. Так, на русских щитах часто встречают изображения орла, льва или барса (эмблема Владимирской династии). Кстати в целом щит имел символику защищающей женской силы, божества или героя.
Круглые щиты
Первые щиты имели круглую, плоскую форму, делались из нескольких деревянных дощечек, которые по краям закруглялись для придания исходного вида. Сверху щиты могли покрываться кожей. В центре щитовой доски пропиливалось отверстие, которое снаружи закрывали умбоном. На внутренней стороне от края до края щита крепилась планка для захвата рукой. Такие планки могли быть железными или обложенными бронзой, длиной до 70 см. С самим щитом умбон соединялся заклёпками до 2 см длиной. Иногда такие заклёпки были длиннее (до 4,5 см), и они соединяли вместе умбон, щитовую доску и планку-рукоять.
Сами умбоны по форме могли быть шаровидными или сферо-коническими. Неизвестно, откуда точно произошла сферо-коническая форма умбона. Некоторые историки связывают её с формой русских шлемов и склоняются к её восточному происхождению. Такая форма способствовала соскальзыванию встречного удара, а сам умбон помогал защитить кисть руки.
Первоначально круглые щиты по размерам достигали половины или трети человеческого роста, к XV веку - четверти. Со временем некоторые изменения коснулись и формы щита: из плоского в IX-X вв. он становится в профиль овальными или чаще - воронковидными к XI веку.
Миндалевидные щиты
Миндалевидные щиты были наиболее распространены в XI - начале XIII вв. Согласно рисункам, они закрывали верхнюю половину туловища пеших и конных воинов, и высотой достигали от половины до трети человеческого роста. По форме эти щиты были плоскими или немного изогнутыми; отношение высоты к ширине было 2 к 1. До конца XII века миндалевидные щиты были очень массивными и применялись на Западе прежде всего против копейного тарана.
Держать одной кистью такой щит было очень трудно, поэтому его несли, фиксируя одновременно локтём и кистью руки, продетой через несколько ремней. Кроме того, имелся шейный ремень, позволявший, в случае необходимости, перекинуть щит на спину и биться обеими руками.
Такой щит обычно держали на расстоянии полусогнутой руки или очень близко к телу, а также выдвигали вперёд, если надо было отразить удар "налету". К концу XII века миндалевидный щит "теряет" умбон и другие тяжёлые металлические части защиты. Он значительно уменьшается и становится более подвижным и удобным в бою.
Миндалевидные щиты продержались на Руси вплоть до XIV века и, прежде всего, были атрибутом конного воина.
Треугольные щиты
Треугольные щиты появились в XIII веке. Вдоль длинной оси они имели перегиб, а высотой были до половины человеческого роста. Обычно такие щиты носили пешие воины или предводители конных отрядов, которые выступали впереди остальных.
Разновидностью треугольных щитов были щиты трапециевидной формы, встречающиеся на печатях и иконах XIV-XV вв. А к началу XIV века развитие военного вооружения приводит к появлению сложнофигурных щитов-тарчей и щитов с долевым желобом, которым особенно было удобно маневрировать в бою.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии27