Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
12
6
6
BAD_DEN
На uCrazy 17 лет 7 месяцев
Интересное

Стихии.

Вода.

Один из четырёх первоэлементов, основа сущего, первоначальный хаос, из которого было впоследствии сотворена (поднята со дна мирового океана) земля, аналог материнского чрева, через оплодотворение которого небом творится мир. В вавилонской космологической поэме «Энума Элиш» говорится:
Когда вверху не назвало небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что всё породила,
Воды свои воедино мешали…

Священный брак неба и воды воспроизводится в дождях и грозах, даруя плодородие; в представлениях о священном браке вода одновременно вступает как оплодотворяемой (небом) и как оплодотворяющей (водой дождя оплодотворяется земля).
С водой часто сравниваются догматы вероучений. В буддизме вода – труднопреодолимая преграда. В иудаизме Тора сравнивается с водой, ибо превлекает всех желающих, распространяясь по всему миру, служит источником жизни, исходит с небес, обновляет душу. Христианское крещение есть обряд очищения, обновления и освящения души и тела. В мусульманстве вода – символ жизни.
В фольклорных представлениях воду разделяют на живую и мёртвую. Живая вода – вода небес, несущая жизнь, плодородящая; мёртвая – вода подземелий (противопоставление верха и низа как жизни и смерти), ядовитая, губительная. В современном целительстве «живой» считается вода с положительного электрода, а «мёртвой» - вода с отрицательного электрода.
К.Г. Юнг толковал воду как символ коллективного бессознательного («под её поверхностью скрыты пучины») и как символ жизненной силы души.
С водой связано не только сотворение, перерождение и обновление макрокосма,но и гибель мира (мифы о Всемирном потопе).
Духи воды – ундины. По замечанию Мэнли П. Холла: «Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне её»


Воздух.


Один из четырёх первоэлементов, духовное начало, выступает как дыхание, дуновение, ветер, как жизненноя энергия – прана у индусов, цу у китайцев. Дуновение и дыхание связаны с творением, отсюда и представление о душе как дыхании («последний вздох»). Египетский бог воздуха Шу сотворил небо и землю; выдох индийского Брахмы – сотворение мира, а вдох – его уничтожение. В Китае эмблемой животворящего дыхания служат небесные врата, которые соответствуют принципам Инь (открытое) и Ян (закрытое).
В христианстве дуновение есть наделение человека душой, а также приобщение к божественному; так, в Евангелии от Иоанна воскресший Христос является учеником: «…дунул и говорит им: примите духа святого»
С воздухом как первоэлементом связано представление об эфире – божественной светоносной субстанции, наполняющей мироздание; в эту субстанцию облачён верховный бог. В античной и средневековой натурфилософии и медицине бытовало представление о пневме – субстанции, занимающей промежуточное положение между телесным и духовным; возникавшей из вдыхаемого воздуха, «тонких испарений» крови, перевариваемой пищи и т. д. У многих античных авторов пневма сближалась с эфиром (отсюда – представление об эфирном теле) или мыслилась как особый род тепла, отличный от тёплого огня.
Воздух-ветер структурирует пространство; например широко известные представления о четырёх ветрах как координатах пространства. Эти ветры связывались не только с четырьмя сторонами света, но и с четырьмя временами года, с сезонными циклами и, как следствие, с плодородием.
Сильный ветер – вестник божественной воли; согласно библии, Господь отвечал Иову из бури и из бури же получал Откровение Иоанн Богослов. Впрочем, в фольклоре ветер превращается в обиталище нечистой силы. Как замечает П. С. Ефименко, «вихрь есть нечистая сила, которая, увидевши, что поднимается гроза, бежит от неё дальше, чтобы не поразила стрела. Желающий видеть нечистую силу – должен, снывши с себя крест, смотреть на вихрь в наклонном положении меж ног. Смотрящие таким образом будто бы видят вихрь в виде огромного человека, машущего руками и бегущего…»
Обитатель воздуха – сильфы. Утверждается, что сильфы живет на островах, омываемых воздухом. Появляются они и исчезают с быстротой молнии. Мэнли П. Холл пишет: «…и зрением, и слухом, и разумом, и всем остальным они отличаются от смертных настолько же, насколько воздух отличен чистотой от воды или эфир от воздуха». Нра у сильфов переменчивый, они не могут долго находиться на одном месте и постоянно кочуют, используя в качестве средств передвижения облака.


Земля.


Один из четырёх первоэлементов мироздания, противопоставление небу, плодородящее чрево – и «жадная могила».
Во многих мифологических традицих присутствует сюжет о священном браке земли и неба, в результате которого возникла Вселенная. Также известны сюжеты о разделении земли и неба, первоначально единых в мировом яйце.
Священный брак неба и земли олицетворяется в мифах и фольклоре через дождь, молнию и падение метеоритов. Все эти олицетворения толкуются как «вещественные символы» священного брака, эмблемы нисхождения плодотворящей силы от неба к земле. Славяне верили, что волхвы, пришедшие поклоняться Иисусу, родились от молнии. Это вариант представления о том, что от молнии рождаются люди, отмеченные особыми качествами.
В трёхчленной вертикальной структуре мироздания (верх – середина – низ) земля оказывается средним элементом, обителью людей, противопоставляемой и небу, и недрам.
В горизонтальной проекции она – центр Вселенной, окружённый мировым океаном. В то же время под землёй часто поднимаются её недра, и по этой причине во многих мифах земля связана с чудовищами, то есть с хаосом и преисподней.
У славян под влиянием христианства образ Земли сблизился с образом Богородицы.
Обычай хоронить умерших в земле, вероятно, связан с представлением и сакральной чистоте земли как центра вселенной. Например, широко распространено поверье о том, что земля «не принимает» колдунов, самоубийц и т. д. Сам обряд похорон воспринимается как возвращение в материнское лоно.
Представление о земле также тесно связаны с представлениями о родине, отечестве. Покидая «родимый край», у славян принято брать с собой горсть родной земли. Ещё есть обычай целовать землю после возвращения издалека.


Огонь


Символ жизненной энергии, плодородия, олицетворение солнца и солнечного света, божественный дар, очищение. Также огонь – медиатор между небом и землёй. В огне таится божественная сила, которая оживляет и вдохновляет человеческие сердца и воспламеняет души.
Огонь – один из первоэлементов мироздания, соединяясь с водой он порождает жизнь. Небесный огонь – молния – сопровождается оплодотворяющим дождём.
В зороастризме огонь – принцип творения, божественная справедливость арта.
У русских бытовало разделение огня на огонь небесный и огонь адский. Первый – огонь, на котором сгорают жертвоприношения, который очищает и исполняет желания; второй – огонь, вырвавшийся из преисподней, который устраивает пожары и сбивает с дороги путников (бродячие огоньки).
Алхимики толкуют огонь как средство превращения, трансмутации. Согласно алхимическому канону, все вещи возникают из огря и в него возвращаются.
В христианстве огонь – символ религиозного пыла и одновременно средство кары за грехи. Можно вспомнить миф о Фениксе: старая птица умирает в пламени, из которого потом зарождается птенец.
Вечный огонь – символ памяти о погибших воинах. Олимпийский огонь – символ мира и единения людей.
В огне обитает стихийный дух – саламандра. Плиний Старший считал, что саламандра столь холодна, что может погасить столь угодно жаркое пламя. У саламандры тело кошки, крылья с перепонками и змеиный хвост, а дыхание ядовитое. По легенде, алхимики часто обращались к ним за помощью, когда требовалось превратить свинец в золото: саламандры поддерживали необходимую температуру в тигле. По некоторым сведениям, шкура саламандры – асбестовая.

все теги
Комментарии3
  1. Romanich
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    Первый нах!
    забавно
  2. Sidorka
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
  3. annaizomska
    На uCrazy 16 лет 2 месяца

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}