Дар и проклятье Камиллы Клодель (Camille Claudel)
О чем же над Сеной досель,
Рыданьем отлита трехмерно,
Горюет Камилла Клодель -
Медея эпохи модерна?
Григорий Марговский.
В музее Орсэ в Париже есть удивительная по красоте скульптурная композиция: мужчина нерешительно следует за увлекающей его женщиной, а позади них стоит на коленях юная девушка, отчаянным жестом пытаясь удержать любимого человека. Кажется, видишь, как дышит неживая бронза - столько динамики, трагизма и силы вложил мастер в свою работу. Это работа Камиллы Клодель «Зрелый возраст». Камилла Клодель имя которой, как художника надолго было предано забвению. О ней вспоминали лишь как о возлюбленной великого скульптора Родена или сестре писателя Клода Клоделя. Для потомков долгое время трагический роман Камиллы Клодель затмевал ее искусство, о котором Октав Мирабо писал: «Бунт против природы: женщина — гений!»
Она сполна расплатилась за свой божественный дар своей разрушенной судьбой.
Детство
Тихая французская провинция конца XIX века. Камилла Розали Клодель появилась на свет 8 декабря 1864 года в городке Фер, расположенном во французской провинции Шампань. Вскоре после рождения Камиллы семья переехала в деревню Вильнев-сюр-Фер. Камилла – старший ребенок четы Клодель, после нее родились еще двое детей – сын Поль и дочь Луиза. Ее отец Луи-Проспер Клодель был человеком состоятельным и уважаемым. Он служил чиновником. Немалый доход давали земли – принадлежавшие ему и полученные в приданое женой.В вопросы воспитания детей предпочитал не вмешиваться , полагаясь на супругу. Мать, Луиза Серво, по характеру была женщиной набожной строгой по отношению к детям.
Самой послушной была Луиза, любимица матери, внимавшая всем ее наставлениям. Больше всего хлопот доставляла Камилла. Ее мало интересовало ведение хозяйства. Она проводила время в горделивом одиночестве, любуясь очертаниями отвесных скал на фоне неба, которые напоминали ей окаменевших великанов.
Камилла делилась своими мыслями только с братом, который был очень близок ей по духу. И однажды доверила самое сокровенное: она чувствует, что избрана для чего-то высокого... Вот как вспоминал о своей обожаемой сестре Поль Клодель, ставший со временем дипломатом, поэтом, художником, академиком Франции: "Я так и вижу ее, эту задумчивую девушку, в триумфальном расцвете красоты и гения".
Камилла обладала редкостным даром. Со всей пылкостью своей натуры она отдавалась всепоглощающей страсти ваянию. Как вошло в ее жизнь это искусство? Она настойчиво уговаривала мать, сестру, отца, брата позировать ей. С огромным усердием, поистине недетским, она переминала пальцами глину, пристально вглядываясь в лица моделей. Ее руки скользили, двигались, и безликие куски гипса будто оживали. Кто и когда подтолкнул Камиллу Клодель, дочь состоятельных родителей, к столь неблагодарному, неприбыльному ремеслу?
Гениальность - это, наверное, то, что невозможно удержать в себе. Гениальность - это тот же талант, только яркий и взрывоопасный. Как свет самой яркой звезды из нескончаемой их россыпи во Вселенной.
Мать с удовольствием запретила бы лепить, будь это в ее власти. Грешно делать фигуры с живых существ, тем более с людей. Но отец не велел мешать Камилле в ее занятиях. Перечить мужу мадам Клодель не решалась – иногда на него накатывали такие приступы злобы, что он терял над собой контроль. В такие минуты Камилла была единственным человеком, который его не боялся и мог успокоить. Она очень походила на отца – те же темно-синие глаза, гордый рот.
Ей было семнадцать, когда в ее семье разразился немыслимый скандал. И причиной его была она, Камилла. Она заявила, что намерена заняться изучением скульптуры в Париже и посвятить этому свою жизнь. Сейчас трудно понять, что это означало для нравов буржуазного сословия конца XIX века. Удел девушки ее круга выйти замуж, рожать и воспитывать детей - и ничего больше.
Какое нужно иметь в семнадцать лет самосознание и мужество, чтобы решиться не только покинуть дом, но и безнадежно выпасть из респектабельно-благопристойных координат, в которых проходила ее прежняя жизнь. Ведь став скульптором и приобщившись к жизни богемы, она уже этим нарушила все каноны поведения, которые были ей уготованы. И оказалась как бы вне закона и вне сочувствия и понимания.
Париж и Роден
Когда и от кого она впервые услышала о Родене? Кажется, от Альфреда Буше. В 1876 году Луи-Проспер получил назначение в Ножан-сюр-Сен. В это время в городе жил известный скульптор Альфред Буше. Отец пообещал Камилле привести его к ним домой, чтобы этот признанный мэтр взглянул на ее работы. Камилла целую неделю пребывала в возбуждении: если Буше не одобрит ее скульптуры, она возьмет молоток и разобьет их вдребезги. Но Буше работы понравились. «Странно, – небрежно заметил он. – Совершенно в манере Родена». Роден? Кто это? «Самый скандальный современный скульптор, – объяснил Буше. – Чего только о нем не говорят! Кто-то называет его гением. А кто-то называет его просто обманщиком. Рассказывают, что он делает статуи по слепкам с живого тела».
Спустя четыре года Луи-Проспер получает назначение в Рамбуйе, и семья перебирается в Париж С 1981 г..Камилла посещает академию Коларосси, где учится ваянию и снимает мастерскую вместе с тремя подругами-англичанками, слушательницами академии. Альфред Буше по-прежнему опекает ее. Он часто наведывается в мастерскую на Нотр-Дам де Шан, помогает советами. И представляет свою ученицу Полю Дюбуа, директору школы изящных искусств. Едва взглянув на ее работы, тот сразу спросил: «Вы учитесь у господина Родена?» Камилла качает головой. Кто, в конце концов, этот Роден, с которым ее все время сравнивают?
Еще современники Огюста Родена не скупились на эпитеты, называя его волшебником, мудрецом и выразителем идей века. А после его кончины, случившейся 90 лет назад, самой главной и емкой характеристикой стало слово "гений". В начале 80-х министерство культуры Франции сделало ему заказ для музея декоративного искусства – огромные ворота, украшенные иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте. Ему выделили мастерскую с высоченными потолками на длительный срок: планировалось выполнить более двухсот скульптур.
Их любовь, как и все что, делала Камилла, была возмутительной с точки зрения общественной морали.
Роден был старше ее на 24 года. Он был женат. И хотя он считал Розу Бере не женой, а сожительницей - он сам признался Камилле, что они вместе больше двадцати лет у них есть сын и он не когда не оставит эту преданную ему женщину. Камилла считала себя выше любых условностей, и никакие препятствияе не останавливали. О связи Камиллы тогда знали только подруга Джесси и брат Поль, который был ей самым близким другом. Мать Камиллы узнала много позже и была настолько оскорблена таким известием, что решила больше не общаться с дочерью.
Мастерская стала их приютом любви. Это был старинный особняк, затерявшийся в зарослях запущенного сада. Когда-то здесь искала уединения одна из самых романтических пар, о которой знает история; тут творили свое искусство и любили друг друга Жорж Санд и Альфред де Мюссе.
Теперь здесь закипела новая страсть, и зазвучали новые имена - Огюст Роден и Камилла Клодель. И вновь любовь, и творчество, над которым и не властно время. Сколько прекрасных работ появилось благодаря ей, Камилле Клодель, вдохновленных ею.
В те годы родился один из самых прекрасных его замыслов - "Вечная весна". Солнечный Адонис обнимает сверкающую нимфу, обвившуюся в животрепещущем изгибе вокруг тела своего любовника. Это - гимн любви, воспетой Роденом. В исполненных чувственного томления фигурах - два реальных образа; скульптора и модели.
Он работал на износ: принимал множество частных заказов, ссорился с правительством из-за задержки государственных, требовавших непомерной отдачи сил и времени.
Первый, еще не осознанный протест вырвался у Камиллы. "Разве ты хоть раз сказал мне, что любишь?" - обронила она как-то. "Я леплю тебя, - ответил он. - Леплю как самую совершенную женщину Ты - все, что есть у меня". "Ты никогда не покинешь Розу - продолжала она. - Жалость подчас сильнее любви".
Они ссорились днем, затем следовали ночи любви, полные слез и примирений. И все оставалось по-прежнему.
Ее брат не понимал взаимоотношений Камиллы и Родена. Как-то Камилла рассказала, что Роден подписывает ее работы своим именем. И хотя ее это не беспокоило, Поль резонно заметил: «Не хотел бы я, чтобы мои стихи подписывал Дюма».
Неизвестно, что больше стало тяготить женщину- то ли то,что она по-прежнгему была вынуждена делить Родена с Розой, то ли то, что для всего мира она была лишь ученицей «самого» Родена и никак не самостоятельным художницей.
Роден продолжал регулярно клясться ей, что порвет с Розой. Клялся и продолжал жить на два дома. В этот период создаются ключевые работы Клодель — не только технически безупречные, но и отмеченные динамической композицией, мятущейся страстностью и, конечно, удивительно льющейся плавностью линий, основным декоративным приемом модерна. В отличие от Родена, лепившего крупными небрежными мазками мэтра, Клодель свои душевные импульсы облекала в утонченно-проработанные хрупкие формы с только ей присущей экзальтацией, как, например, в знаменитом «Вальсе», где в изломе сцепленных фигур улавливается не только эйфория чувств, но и их болезненность.
Для Камиллы начались особенно нелегкие времена. Ей было почти тридцать, и ее шансы на жизнь с другим человеком таяли. Мать постоянно ставила ей в пример младшую сестру, которая уже создала семью, а Камилла все пачкается в глине и в постыдной связи с женатым пожилым мужчиной. Тогда же любимый Поль покинул Францию с дипломатической миссией. Свой день рождения, а потом и Рождество и Новый год Камилла провела в полном одиночестве: Родена не было рядом, когда он был так нужен.
В 1992 Камиллу же подстерегал еще один удар судьбы. Мадемуазель Клодель оправляется в Ислетте после тяжелой болезни – такова была официальная версия. Лишь один Поль знал, что сестра ждала от Родена ребенка, но у нее произошел выкидыш. Сплетники из мастерской Родена уверяли, что мэтр заставил любовницу сделать аборт. Какой бы ни была правда, последствия «болезни» были таковы: Камилла Клодель больше не могла иметь детей. Приезжает Роден, и Камилла понимает, что от ее былого чувства к скульптору не осталось и следа. Она развлекается тем, что рисует смешные и временами жестокие шаржи на него и на Розу Бере. И позирует ему. Последние две скульптуры Родена, для которых позировала Камилла, назывались «Выздоровление» и «Прощание».
Место любви заняла злость. Боже, поглощенная любовью к Родену, она почти забросила свое искусство!
Она работала на него больше, чем любой из его помощников. Подметала в мастерской, тесала мрамор. Они расстались, но его скульптуры, казалось, преследуют ее везде. Роден в моде, он получил орден Почетного легиона. Под скульптурами – его подпись, и вся эта публика, что пришла поглазеть на его статуи, даже не догадывается о том, что ноги и торс для этой нимфы делала она, Камилла, что руки и голова кающегося грешника – тоже ее работа. Она отдавала ему все, а он крал ее талант, делал на нем деньги. Как она не замечала этого раньше? А скольким его скульптурам она дала свое лицо и тело! Зачем платить натурщицам, когда Камилла готова часами позировать обнаженной в холодной, продуваемой всеми ветрами комнате? Нет, теперь она станет жить только для себя. И работать будет на себя. Роден был потрясен. В голову лезли какие-то мысли. Он словно видел ее впервые, как тогда, когда она переступила порог его мастерской. Сколько лет прошло с тех пор? Он даже не считал. Ему почти шестьдесят. У него кружится голова. В глубине души он еще надеялся, что она вернется.
Она не вернулась. Кто был виноват в том, что они расстались? Роден лишь отчасти чувствовал свою вину. Ведь он делал все, что мог. Разве он не писал рекомендательные письма в журналы, в которых освещалось ее творчество? Разве не выдвигал ее работы в Национальное общество искусств? Разве не знакомил с известными во Франции людьми - Доде, Годе, Гонкурами, Моне, Ренуаром... Выходит, Камилле, несколько амбициозной, просто не хватило терпения? Вот строки из его письма тех лет, которые, увы, стали пророчеством:"...Я уверен: она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной творческой гордыни..."
В его душе - боль, усталость и тоска. Больше ему никогда не придется пережить подобного взлета. Когда из жизни уходит любовь, приходит старость. Теперь он это хорошо понимал. Он поехал в Медон, где жила Роза. Встречать свою старость.
Одна
Она жила одна, затворницей, в доме на бульваре Итали. Мастерская служила ей спальней, гостиной, кухней. Единственная мебель - кровать и стул. Она похудела, обрюзгла, в волосах появилась первая седина, черты лица. заострились. Работы ее продавались плохо. Да и какие возможности стать "покупаемым скульптором" у одинокой женщины без поддержки, без средств? Ведь даже Родену понадобилось не одно десятилетие, чтобы его признали Великим. А сколько в его скульптурах было заложено ее труда, сколько замыслов, принадлежавших ей?!
Действительно, в самой Камилле что-то было сломлено. Ей представляется, что она «Золушка, которая, увы, более не надеется на появление ни прекрасной феи, ни сказочного принца. Стоило так много работать, обладая талантом, чтобы получить такую «награду»? Никогда ни гроша. Быть лишенной всего, что делает жизнь счастливой».. Ее преследует навязчивая мысль, что все создаваемое ею будет похищено Роденом. Не желая этого, она с 1906 года регулярно разрушает свои работы. Ее психопаталогия прогрессирует. Патологически измененное мышление Клодель создало образ ее преследователя и автора всех ее неудач, который воплотился для художницы не в публике и не в критике, а в Родене, к которому сходились все «нити заговора». Помраченный рассудок подсказывал, что на ее идеях плагиаторы, во главе которых конечно же Роден, наживают целые состояния. Она исчисляет воображаемую прибыль оппонентов сотнями тысяч франков. К материальным трудностям и бредовым идеям художницы добавляется давняя семейная вражда. Мать уже поставила на ней крест; сестра, с завистью наблюдавшая за успехами Камиллы, теперь торжествует. Только отец заботится о художнице, тайком присылая ей небольшие деньги. В своей материальной зависимости Клодель тоже усматривает проявление тотального роденовского заговора.
Умер отец, который до последнего пытался поддерживать ее. Сразу после его смерти в1913 году мать и Поль отправили за Камиллой санитаров богадельни для душевнобольных, которые нашли Камиллу на кровати, тощую и недвижимую. Квартира заросла паутиной, в полумраке шныряют кошки. Везде валяются обломки камня и гипса.
Она словно чувствовала, что за ней придут, – накануне разбила молотком все свои статуи. Все, кроме одной.
Статуя стоит в центре ее спальни. Вошедшие испуганно крестятся. Фигура женщины, протягивающей руки, кажется, безмолвно взывает о помощи. Ей никто не помог. Карета «скорой помощи» умчала ее в Виль-Эврар, в лечебницу для умалишенных. Из клиники она писала матери отчаянные письма, чтобы та забрала ее, но мать не отвечала.
Говорят, что Роден был шокирован состоянием Камиллы.Шокирован. но ни разу не посетил е в клинике. В 1917 году, после 52 лет совместной жизни, он женился на Розе, которая через три недели после свадьбы скончалась. В тот же год умер и сам скульптор в возрасте 77 лет.
В клинике Камилле сообщили о смерти некогда любимого человека. Она долго пребывала в истерике.
В конце 1942 г. врач приюта отмечает ухудшение общего состояния пациентки, и в сентябре 1943 г. Поль Клодель, узнав об этом, пересекает оккупированную Францию, чтобы в последний раз повидать сестру, и узнает под больничным чепчиком «...череп, подобный заброшенному монументу, чья архитектура открывается во всем великолепии...».
К.Клодель умерла 19 октября 1943 г.Она была похоронена в Монфаве, на участке, отведённом приюту Мондеверг. После войны родственники не смогли отыскать её могилу.
Запоздалое признание
Ее наследие это 90 скульптур, которые разбросаны по частным коллекциям, но в музее Родена есть целый зал с ее работами. Вальс", "Шакунтала", "Флейтистка", "Болтушки", "Забвение", "Зрелый возраст", "Глубокая задумчивость", "Персей и Горгона", "Мольба", "Ниобида"... В ее искусстве есть нечто, присущее только женщине, - нежность, трогательная печаль, чувственность.
Теперь у входа в музей, где экспонируются её работы, всегда очередь. Сюда приходят, чтобы увидеть то, что создано её руками, её сердцем, душой. Увидеть, задуматься и непременно рассказать об увиденном.
Наверное, глубоко символично, что в музее Родена рядом экспонируются два Кредо — вознесенные в молитвенном экстазе «Руки» Мэтра и «Волна» его Музы.
Любовная связь Родена и Камиллы послужила основой для пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 1988 году был снят фильм "Камилла Клодель" о ее жизни и о сложных взаимоотношениях с Роденом. Со-продюсером выступила Изабель Аджани, которая и сыграла саму Клодель. Родена сыграл Жерар Депардье. Фильм дважды номинировался на приз Американской Киноакадемии (в номинациях «Лучшая Актриса» и «Лучший фильм на иностранном языке»), получил премию «Сезар» за лучший фильм года и премию Берлинского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
В 1999 году французский хореограф Мари-Клод Пьетрагалла совместно с труппой Национального Балета Марселя поставила балет «Sakountala» о жизни Камиллы Клодель.
Пост иллюстрирован фотографиями скульптурных работ:
Camille Claudel. La Valse Les Valseurs, 1889-1905.
Camille Claudel. The Wave, 1897.
Camille Claudel. Vertumne et Pomone, 1905.
Camille Claudel. Vertumne et Pomone, 1905, marbre.
Она сполна расплатилась за свой божественный дар своей разрушенной судьбой.
Детство
Тихая французская провинция конца XIX века. Камилла Розали Клодель появилась на свет 8 декабря 1864 года в городке Фер, расположенном во французской провинции Шампань. Вскоре после рождения Камиллы семья переехала в деревню Вильнев-сюр-Фер. Камилла – старший ребенок четы Клодель, после нее родились еще двое детей – сын Поль и дочь Луиза. Ее отец Луи-Проспер Клодель был человеком состоятельным и уважаемым. Он служил чиновником. Немалый доход давали земли – принадлежавшие ему и полученные в приданое женой.В вопросы воспитания детей предпочитал не вмешиваться , полагаясь на супругу. Мать, Луиза Серво, по характеру была женщиной набожной строгой по отношению к детям.
Самой послушной была Луиза, любимица матери, внимавшая всем ее наставлениям. Больше всего хлопот доставляла Камилла. Ее мало интересовало ведение хозяйства. Она проводила время в горделивом одиночестве, любуясь очертаниями отвесных скал на фоне неба, которые напоминали ей окаменевших великанов.
Камилла делилась своими мыслями только с братом, который был очень близок ей по духу. И однажды доверила самое сокровенное: она чувствует, что избрана для чего-то высокого... Вот как вспоминал о своей обожаемой сестре Поль Клодель, ставший со временем дипломатом, поэтом, художником, академиком Франции: "Я так и вижу ее, эту задумчивую девушку, в триумфальном расцвете красоты и гения".
Камилла обладала редкостным даром. Со всей пылкостью своей натуры она отдавалась всепоглощающей страсти ваянию. Как вошло в ее жизнь это искусство? Она настойчиво уговаривала мать, сестру, отца, брата позировать ей. С огромным усердием, поистине недетским, она переминала пальцами глину, пристально вглядываясь в лица моделей. Ее руки скользили, двигались, и безликие куски гипса будто оживали. Кто и когда подтолкнул Камиллу Клодель, дочь состоятельных родителей, к столь неблагодарному, неприбыльному ремеслу?
Гениальность - это, наверное, то, что невозможно удержать в себе. Гениальность - это тот же талант, только яркий и взрывоопасный. Как свет самой яркой звезды из нескончаемой их россыпи во Вселенной.
Мать с удовольствием запретила бы лепить, будь это в ее власти. Грешно делать фигуры с живых существ, тем более с людей. Но отец не велел мешать Камилле в ее занятиях. Перечить мужу мадам Клодель не решалась – иногда на него накатывали такие приступы злобы, что он терял над собой контроль. В такие минуты Камилла была единственным человеком, который его не боялся и мог успокоить. Она очень походила на отца – те же темно-синие глаза, гордый рот.
Ей было семнадцать, когда в ее семье разразился немыслимый скандал. И причиной его была она, Камилла. Она заявила, что намерена заняться изучением скульптуры в Париже и посвятить этому свою жизнь. Сейчас трудно понять, что это означало для нравов буржуазного сословия конца XIX века. Удел девушки ее круга выйти замуж, рожать и воспитывать детей - и ничего больше.
Какое нужно иметь в семнадцать лет самосознание и мужество, чтобы решиться не только покинуть дом, но и безнадежно выпасть из респектабельно-благопристойных координат, в которых проходила ее прежняя жизнь. Ведь став скульптором и приобщившись к жизни богемы, она уже этим нарушила все каноны поведения, которые были ей уготованы. И оказалась как бы вне закона и вне сочувствия и понимания.
Париж и Роден
Когда и от кого она впервые услышала о Родене? Кажется, от Альфреда Буше. В 1876 году Луи-Проспер получил назначение в Ножан-сюр-Сен. В это время в городе жил известный скульптор Альфред Буше. Отец пообещал Камилле привести его к ним домой, чтобы этот признанный мэтр взглянул на ее работы. Камилла целую неделю пребывала в возбуждении: если Буше не одобрит ее скульптуры, она возьмет молоток и разобьет их вдребезги. Но Буше работы понравились. «Странно, – небрежно заметил он. – Совершенно в манере Родена». Роден? Кто это? «Самый скандальный современный скульптор, – объяснил Буше. – Чего только о нем не говорят! Кто-то называет его гением. А кто-то называет его просто обманщиком. Рассказывают, что он делает статуи по слепкам с живого тела».
Спустя четыре года Луи-Проспер получает назначение в Рамбуйе, и семья перебирается в Париж С 1981 г..Камилла посещает академию Коларосси, где учится ваянию и снимает мастерскую вместе с тремя подругами-англичанками, слушательницами академии. Альфред Буше по-прежнему опекает ее. Он часто наведывается в мастерскую на Нотр-Дам де Шан, помогает советами. И представляет свою ученицу Полю Дюбуа, директору школы изящных искусств. Едва взглянув на ее работы, тот сразу спросил: «Вы учитесь у господина Родена?» Камилла качает головой. Кто, в конце концов, этот Роден, с которым ее все время сравнивают?
Еще современники Огюста Родена не скупились на эпитеты, называя его волшебником, мудрецом и выразителем идей века. А после его кончины, случившейся 90 лет назад, самой главной и емкой характеристикой стало слово "гений". В начале 80-х министерство культуры Франции сделало ему заказ для музея декоративного искусства – огромные ворота, украшенные иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте. Ему выделили мастерскую с высоченными потолками на длительный срок: планировалось выполнить более двухсот скульптур.
Их любовь, как и все что, делала Камилла, была возмутительной с точки зрения общественной морали.
Роден был старше ее на 24 года. Он был женат. И хотя он считал Розу Бере не женой, а сожительницей - он сам признался Камилле, что они вместе больше двадцати лет у них есть сын и он не когда не оставит эту преданную ему женщину. Камилла считала себя выше любых условностей, и никакие препятствияе не останавливали. О связи Камиллы тогда знали только подруга Джесси и брат Поль, который был ей самым близким другом. Мать Камиллы узнала много позже и была настолько оскорблена таким известием, что решила больше не общаться с дочерью.
Мастерская стала их приютом любви. Это был старинный особняк, затерявшийся в зарослях запущенного сада. Когда-то здесь искала уединения одна из самых романтических пар, о которой знает история; тут творили свое искусство и любили друг друга Жорж Санд и Альфред де Мюссе.
Теперь здесь закипела новая страсть, и зазвучали новые имена - Огюст Роден и Камилла Клодель. И вновь любовь, и творчество, над которым и не властно время. Сколько прекрасных работ появилось благодаря ей, Камилле Клодель, вдохновленных ею.
В те годы родился один из самых прекрасных его замыслов - "Вечная весна". Солнечный Адонис обнимает сверкающую нимфу, обвившуюся в животрепещущем изгибе вокруг тела своего любовника. Это - гимн любви, воспетой Роденом. В исполненных чувственного томления фигурах - два реальных образа; скульптора и модели.
Он работал на износ: принимал множество частных заказов, ссорился с правительством из-за задержки государственных, требовавших непомерной отдачи сил и времени.
Первый, еще не осознанный протест вырвался у Камиллы. "Разве ты хоть раз сказал мне, что любишь?" - обронила она как-то. "Я леплю тебя, - ответил он. - Леплю как самую совершенную женщину Ты - все, что есть у меня". "Ты никогда не покинешь Розу - продолжала она. - Жалость подчас сильнее любви".
Они ссорились днем, затем следовали ночи любви, полные слез и примирений. И все оставалось по-прежнему.
Ее брат не понимал взаимоотношений Камиллы и Родена. Как-то Камилла рассказала, что Роден подписывает ее работы своим именем. И хотя ее это не беспокоило, Поль резонно заметил: «Не хотел бы я, чтобы мои стихи подписывал Дюма».
Неизвестно, что больше стало тяготить женщину- то ли то,что она по-прежнгему была вынуждена делить Родена с Розой, то ли то, что для всего мира она была лишь ученицей «самого» Родена и никак не самостоятельным художницей.
Роден продолжал регулярно клясться ей, что порвет с Розой. Клялся и продолжал жить на два дома. В этот период создаются ключевые работы Клодель — не только технически безупречные, но и отмеченные динамической композицией, мятущейся страстностью и, конечно, удивительно льющейся плавностью линий, основным декоративным приемом модерна. В отличие от Родена, лепившего крупными небрежными мазками мэтра, Клодель свои душевные импульсы облекала в утонченно-проработанные хрупкие формы с только ей присущей экзальтацией, как, например, в знаменитом «Вальсе», где в изломе сцепленных фигур улавливается не только эйфория чувств, но и их болезненность.
Для Камиллы начались особенно нелегкие времена. Ей было почти тридцать, и ее шансы на жизнь с другим человеком таяли. Мать постоянно ставила ей в пример младшую сестру, которая уже создала семью, а Камилла все пачкается в глине и в постыдной связи с женатым пожилым мужчиной. Тогда же любимый Поль покинул Францию с дипломатической миссией. Свой день рождения, а потом и Рождество и Новый год Камилла провела в полном одиночестве: Родена не было рядом, когда он был так нужен.
В 1992 Камиллу же подстерегал еще один удар судьбы. Мадемуазель Клодель оправляется в Ислетте после тяжелой болезни – такова была официальная версия. Лишь один Поль знал, что сестра ждала от Родена ребенка, но у нее произошел выкидыш. Сплетники из мастерской Родена уверяли, что мэтр заставил любовницу сделать аборт. Какой бы ни была правда, последствия «болезни» были таковы: Камилла Клодель больше не могла иметь детей. Приезжает Роден, и Камилла понимает, что от ее былого чувства к скульптору не осталось и следа. Она развлекается тем, что рисует смешные и временами жестокие шаржи на него и на Розу Бере. И позирует ему. Последние две скульптуры Родена, для которых позировала Камилла, назывались «Выздоровление» и «Прощание».
Место любви заняла злость. Боже, поглощенная любовью к Родену, она почти забросила свое искусство!
Она работала на него больше, чем любой из его помощников. Подметала в мастерской, тесала мрамор. Они расстались, но его скульптуры, казалось, преследуют ее везде. Роден в моде, он получил орден Почетного легиона. Под скульптурами – его подпись, и вся эта публика, что пришла поглазеть на его статуи, даже не догадывается о том, что ноги и торс для этой нимфы делала она, Камилла, что руки и голова кающегося грешника – тоже ее работа. Она отдавала ему все, а он крал ее талант, делал на нем деньги. Как она не замечала этого раньше? А скольким его скульптурам она дала свое лицо и тело! Зачем платить натурщицам, когда Камилла готова часами позировать обнаженной в холодной, продуваемой всеми ветрами комнате? Нет, теперь она станет жить только для себя. И работать будет на себя. Роден был потрясен. В голову лезли какие-то мысли. Он словно видел ее впервые, как тогда, когда она переступила порог его мастерской. Сколько лет прошло с тех пор? Он даже не считал. Ему почти шестьдесят. У него кружится голова. В глубине души он еще надеялся, что она вернется.
Она не вернулась. Кто был виноват в том, что они расстались? Роден лишь отчасти чувствовал свою вину. Ведь он делал все, что мог. Разве он не писал рекомендательные письма в журналы, в которых освещалось ее творчество? Разве не выдвигал ее работы в Национальное общество искусств? Разве не знакомил с известными во Франции людьми - Доде, Годе, Гонкурами, Моне, Ренуаром... Выходит, Камилле, несколько амбициозной, просто не хватило терпения? Вот строки из его письма тех лет, которые, увы, стали пророчеством:"...Я уверен: она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной творческой гордыни..."
В его душе - боль, усталость и тоска. Больше ему никогда не придется пережить подобного взлета. Когда из жизни уходит любовь, приходит старость. Теперь он это хорошо понимал. Он поехал в Медон, где жила Роза. Встречать свою старость.
Одна
Она жила одна, затворницей, в доме на бульваре Итали. Мастерская служила ей спальней, гостиной, кухней. Единственная мебель - кровать и стул. Она похудела, обрюзгла, в волосах появилась первая седина, черты лица. заострились. Работы ее продавались плохо. Да и какие возможности стать "покупаемым скульптором" у одинокой женщины без поддержки, без средств? Ведь даже Родену понадобилось не одно десятилетие, чтобы его признали Великим. А сколько в его скульптурах было заложено ее труда, сколько замыслов, принадлежавших ей?!
Действительно, в самой Камилле что-то было сломлено. Ей представляется, что она «Золушка, которая, увы, более не надеется на появление ни прекрасной феи, ни сказочного принца. Стоило так много работать, обладая талантом, чтобы получить такую «награду»? Никогда ни гроша. Быть лишенной всего, что делает жизнь счастливой».. Ее преследует навязчивая мысль, что все создаваемое ею будет похищено Роденом. Не желая этого, она с 1906 года регулярно разрушает свои работы. Ее психопаталогия прогрессирует. Патологически измененное мышление Клодель создало образ ее преследователя и автора всех ее неудач, который воплотился для художницы не в публике и не в критике, а в Родене, к которому сходились все «нити заговора». Помраченный рассудок подсказывал, что на ее идеях плагиаторы, во главе которых конечно же Роден, наживают целые состояния. Она исчисляет воображаемую прибыль оппонентов сотнями тысяч франков. К материальным трудностям и бредовым идеям художницы добавляется давняя семейная вражда. Мать уже поставила на ней крест; сестра, с завистью наблюдавшая за успехами Камиллы, теперь торжествует. Только отец заботится о художнице, тайком присылая ей небольшие деньги. В своей материальной зависимости Клодель тоже усматривает проявление тотального роденовского заговора.
Умер отец, который до последнего пытался поддерживать ее. Сразу после его смерти в1913 году мать и Поль отправили за Камиллой санитаров богадельни для душевнобольных, которые нашли Камиллу на кровати, тощую и недвижимую. Квартира заросла паутиной, в полумраке шныряют кошки. Везде валяются обломки камня и гипса.
Она словно чувствовала, что за ней придут, – накануне разбила молотком все свои статуи. Все, кроме одной.
Статуя стоит в центре ее спальни. Вошедшие испуганно крестятся. Фигура женщины, протягивающей руки, кажется, безмолвно взывает о помощи. Ей никто не помог. Карета «скорой помощи» умчала ее в Виль-Эврар, в лечебницу для умалишенных. Из клиники она писала матери отчаянные письма, чтобы та забрала ее, но мать не отвечала.
Говорят, что Роден был шокирован состоянием Камиллы.Шокирован. но ни разу не посетил е в клинике. В 1917 году, после 52 лет совместной жизни, он женился на Розе, которая через три недели после свадьбы скончалась. В тот же год умер и сам скульптор в возрасте 77 лет.
В клинике Камилле сообщили о смерти некогда любимого человека. Она долго пребывала в истерике.
В конце 1942 г. врач приюта отмечает ухудшение общего состояния пациентки, и в сентябре 1943 г. Поль Клодель, узнав об этом, пересекает оккупированную Францию, чтобы в последний раз повидать сестру, и узнает под больничным чепчиком «...череп, подобный заброшенному монументу, чья архитектура открывается во всем великолепии...».
К.Клодель умерла 19 октября 1943 г.Она была похоронена в Монфаве, на участке, отведённом приюту Мондеверг. После войны родственники не смогли отыскать её могилу.
Запоздалое признание
Ее наследие это 90 скульптур, которые разбросаны по частным коллекциям, но в музее Родена есть целый зал с ее работами. Вальс", "Шакунтала", "Флейтистка", "Болтушки", "Забвение", "Зрелый возраст", "Глубокая задумчивость", "Персей и Горгона", "Мольба", "Ниобида"... В ее искусстве есть нечто, присущее только женщине, - нежность, трогательная печаль, чувственность.
Теперь у входа в музей, где экспонируются её работы, всегда очередь. Сюда приходят, чтобы увидеть то, что создано её руками, её сердцем, душой. Увидеть, задуматься и непременно рассказать об увиденном.
Наверное, глубоко символично, что в музее Родена рядом экспонируются два Кредо — вознесенные в молитвенном экстазе «Руки» Мэтра и «Волна» его Музы.
Любовная связь Родена и Камиллы послужила основой для пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 1988 году был снят фильм "Камилла Клодель" о ее жизни и о сложных взаимоотношениях с Роденом. Со-продюсером выступила Изабель Аджани, которая и сыграла саму Клодель. Родена сыграл Жерар Депардье. Фильм дважды номинировался на приз Американской Киноакадемии (в номинациях «Лучшая Актриса» и «Лучший фильм на иностранном языке»), получил премию «Сезар» за лучший фильм года и премию Берлинского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
В 1999 году французский хореограф Мари-Клод Пьетрагалла совместно с труппой Национального Балета Марселя поставила балет «Sakountala» о жизни Камиллы Клодель.
Пост иллюстрирован фотографиями скульптурных работ:
Camille Claudel. La Valse Les Valseurs, 1889-1905.
Camille Claudel. The Wave, 1897.
Camille Claudel. Vertumne et Pomone, 1905.
Camille Claudel. Vertumne et Pomone, 1905, marbre.
Комментарии2