Томская писаница (часть III, заключительная)
Музей-заповедник располагается на площади 140 га лесопарковой зоны на правом берегу р. Томи в Яшкинском районе Кемеровской области.
ПРИРОДА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА"
Флора "Томской писаницы" богата и разнообразна. На ее плошали найдено около 400 видов высших растений (1/4 флоры Кемеровской области), из них 39 видов деревьев и кустарников, многочисленные травянистые растения. Из них 5 видов являются третичными реликтами, один вид - ковыль перистый внесен в "Красную книгу". Около 40 видов являются редкими на территории Кузбасса и нуждаются в охране.
Территория музея-заповедника включает редкие для Кемеровской области сосновые боры, которые узкой полосой тянутся по крутому правому берегу Томи, а также небольшие участки лугов и березовых лесов. Вдоль речки Писаной расположены заросли пойменных ивняков. На южных каменистых склонах коренного берега Томи развиты степные сообщества.
Сосновый бор занимает около 90°/о территории заповедника. Встречаются такие растения, как папоротник-орляк, сныть обыкновенная, осока большехвостая, лилия кудреватая, бубенчик лилиелистный, грушанка круглолистная, десятки видов луговых трав. На скальных выходах произрастают такие редкие для области растения, как гвоздика разноцветная, фиалка скальная, лук-слезун, типчак, ковыль-волосатик, чабрец - богородская трава.
Животный мир музея-заповедника также разнообразен. Конечно, на столь небольшой территории крупные животные встречаются редко. Здесь можно увидеть косулю. Заповедник пересекает древняя лосиная тропа, ведущая к переправе через Томь, и по ней регулярно проходят лоси. Зимой забегают волки и рыси. Постоянными обитателями музея-заповедника являются лиса, норка, колонок, горностай, ласка, барсук, заяц, белка, бурундук. Тут много мелких грызунов - мышей и полевок, встречается 3 вида летучих мышей, землеройки.
Богато представлена фауна птиц, которые насчитывают около 150 видов. Из них 60 видов гнездящиеся, остальные - встречающиеся на пролете и зимующие. Летом привлекают внимание парящие над рекой коршуны, поющие в лесу зяблики, бегающие по берегу трясогузки. Здесь можно встретить крупных соколов, сапсана и балобана, занесенных в "Красную книгу" России, зимой снегирей, свиристелей, полярную сову. Во все времена года лес оживляют многочисленные синицы, дятлы и поползни. Здесь обитает два вида ядовитых змей - обыкновенная гадюка и щитомордник, живородящая ящерица, жабы и остромордая лягушка.
На "Томской писанице" можно увидеть множество разнообразных насекомых, паукообразных, моллюсков и других интересных животных, украшением природы являются более 50 видов дневных бабочек. Из них махаон, аполлон внесены в "Красную книгу". На цветах можно встретить более 10 видов шмелей, 4 вида шмелей-кукушек, множество мух, клопов и жуков.
МУЗЕЙ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА АЗИИ
Наскальное искусство - это огромная, мало известная народу часть мировой истории, культуры и искусства, которое отличается от современного многим: материалом, техникой рисунка, образами, своим значением и ролью в обществе.
Наскальное искусство возникло в мезолите. А к концу каменного века в неолите в IV тыс. до н.э. оно уже широко распространилось в Евразии и просуществовало до позднего средневековья. В горных районах оно сохранилось до современности.
АРХЕОДРОМ
Музейный комплекс "Археодром" состоит из натуральных реконструкций древних жилищ народов Сибири эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья, павильонного показа натуральных погребений от эпохи неолита до средневековья, из раскопок на территории Кемеровской области.
ЭКСПОЗИЦИЯ "МИФОЛОГИЯ, ЭПОС, КАЛЕНДАРИ НАРОДОВ СИБИРИ"
Мифотворчество - важнейшее явление духовной истории народов Сибири. Это способ объяснения и понимания мира, первоначальная форма духовной культуры человечества. Воплощение мифов происходило в эпических повествованиях (эпосе) и в ритуалах, мистериях, обрядах.
Эпос зародился из мифов как коллективное устное искусство народов. Особым богатством отличается эпос народов, у которых поздно появилась письменность и письменная литература. К таким регионам относится Сибирь. В эпосе отразилась философия народа, мифология, представления о вселенной, окружающем мире, единстве живой, неживой природы и человека.
Эпос имеет глубокие корни и прошел в развитии несколько этапов.
Зарождение эпоса происходит в каменном веке. Тогда зародился "звериный эпос" охотников сибирской тайги.
В эпоху бронзы и раннего железа II-I тыс. до н.э. происходят изменения в эпических сюжетах. Миф усложняется и изменяется эпос. Это было связано с распространением скотоводства и земледелия, пониманием роли солнца и круговорота в природе.
Эпос гунно-сарматской эпохи и средневековья - эпос героический, Конь и Герой, впитавший в свой образ многие черты, - составляет его основу.
Впервые осуществляется попытка показа мифологии музейными средствами. Музейный комплекс расположен на культовом холме, над святилищем "Томская писаница", и включает галерею древних культовых изваяний эпохи палеометалла, скифского времени и средневековья, культовое священное дерево, поминальники разных эпох и народные календари.
Спасибо за внимание! :hi:
Комментарии7