Симураны
Симуран - одно из самых положительных существ славянской мифологии. Однажды боги решили покарать людей, но дворовый пес, бесконечно преданный своим хозяевам, пересилив все законы природы, взлетел на небо и заступился перед богами за людей. Боги пощадили людей, а псу подарили крылья и велели и далее защищать человека.По этой же легенде Симураны приносят людям удачу и хороший урожай, а так же сопровождают отлетевшие души на Звездном мосту.
"Бабушка рассказывала маленькому внуку, что самый первый симуран был обыкновенной собакой. Славный пес преданно стерег поля и урожайные огороды, звонким лаем прогонял в лес оленей и кабанов, охочих до капусты и репы. Одна беда: не видел верный страж иных наград от людей, кроме ругани да сердитых пинков. Вечно путался лохматый под ногами, не ко времени совал всюду ласковый нос, и псиной от него пахло.
…
Однажды весной неразумное племя накликало себе лихо… Так вот, в тот давний год молодые мужчины, которым положено было держаться подальше от огородов, все же подкрались полюбоваться женской красой. Осердился на них справедливый Бог Грозы, начал воздвигать над виноватыми головами громоносные тучи... и все-таки поначалу не дал воли Своему гневу, удержал карающую золотую секиру. Но когда парни загоготали и вышли, погнались за девками, начали затевать лукавые игры... тут уж Бог не стерпел! Грянул страшный гром, двинулся через поля и луга чудовищный вихрь!
И вот тогда-то с лесной опушки, с самой дальней пожоги подал голос Пес. Полетел с отчаянным лаем навстречу Божьему вихрю, загородил дорогу: не пропущу! Пока жив, не дам хозяев в обиду!...
И понял Хозяин Громов, что не сумеет иначе покарать бездумный народ кроме как сперва истребив неповинного, поразив безгрешного защитника блудодеев. И отступил гневный Бог перед смелостью преданной твари, довольствовался тем, что в золу и пепел сжег праведными молниями кусты, где развесили свою одежду невмерно лихие мужчины. Пришлось им в чем мать родила бежать под дождем до самой деревни, выслушивать ядовитые поношения.
А Пса, сумевшего остановить Его гнев. Бог Грозы приблизил к Себе. Наградил летучими крыльями и назвал Симураном. Стал Симуран реять между Землею и Небом, стал возносить в светлый Ирий молитвы и просьбы достойных людей. И верили люди: если ранней весной взмахнет он крылами над полем, будет поле родить, щедрой мерой откликнется на заботу и ласку. Он же, Симуран, стал провожать отлетевшие души, помогать на Звездном Мосту тем, кто успел натворить в этой жизни не только добра..."
Симуран М.Семёновой представляет собой творчески осмысленный и существенно измененный образ собаки в разных плоскостях. Первое, что обращает на себя внимание, это наименование крылатых псов. Оно совершенно прозрачно и напрямую связано с персидским Сэнмурвом-Симургом и (при всей противоречивости этого образа) со славянским Си(е)марглом. По мнению Рыбакова, это общий индоиранский мотив собаки, охраняющей Добро и Жизнь (в форме мирового дерева), восходящий к "глубокой древности земледельческого энеолита". Тот же Рыбаков находит отголоски этого мифологического образа "не только у иранцев, но и у армян, курдов, славян, молдаван" (344).
Источники:
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян — М.: Наука, 1981 (344)
Семенова М.В. Волкодав. Право на поединок — М.: Азбука, 1996 (345)
"Не кричи "горе", — повторяла бабушка столетнюю веннскую мудрость. — "Погоди, покуда увидишь мертвого симурана..."
Семенова М. "Право на поединок" (345)
Семенова М. "Право на поединок" (345)
"Бабушка рассказывала маленькому внуку, что самый первый симуран был обыкновенной собакой. Славный пес преданно стерег поля и урожайные огороды, звонким лаем прогонял в лес оленей и кабанов, охочих до капусты и репы. Одна беда: не видел верный страж иных наград от людей, кроме ругани да сердитых пинков. Вечно путался лохматый под ногами, не ко времени совал всюду ласковый нос, и псиной от него пахло.
…
Однажды весной неразумное племя накликало себе лихо… Так вот, в тот давний год молодые мужчины, которым положено было держаться подальше от огородов, все же подкрались полюбоваться женской красой. Осердился на них справедливый Бог Грозы, начал воздвигать над виноватыми головами громоносные тучи... и все-таки поначалу не дал воли Своему гневу, удержал карающую золотую секиру. Но когда парни загоготали и вышли, погнались за девками, начали затевать лукавые игры... тут уж Бог не стерпел! Грянул страшный гром, двинулся через поля и луга чудовищный вихрь!
И вот тогда-то с лесной опушки, с самой дальней пожоги подал голос Пес. Полетел с отчаянным лаем навстречу Божьему вихрю, загородил дорогу: не пропущу! Пока жив, не дам хозяев в обиду!...
И понял Хозяин Громов, что не сумеет иначе покарать бездумный народ кроме как сперва истребив неповинного, поразив безгрешного защитника блудодеев. И отступил гневный Бог перед смелостью преданной твари, довольствовался тем, что в золу и пепел сжег праведными молниями кусты, где развесили свою одежду невмерно лихие мужчины. Пришлось им в чем мать родила бежать под дождем до самой деревни, выслушивать ядовитые поношения.
А Пса, сумевшего остановить Его гнев. Бог Грозы приблизил к Себе. Наградил летучими крыльями и назвал Симураном. Стал Симуран реять между Землею и Небом, стал возносить в светлый Ирий молитвы и просьбы достойных людей. И верили люди: если ранней весной взмахнет он крылами над полем, будет поле родить, щедрой мерой откликнется на заботу и ласку. Он же, Симуран, стал провожать отлетевшие души, помогать на Звездном Мосту тем, кто успел натворить в этой жизни не только добра..."
Симуран М.Семёновой представляет собой творчески осмысленный и существенно измененный образ собаки в разных плоскостях. Первое, что обращает на себя внимание, это наименование крылатых псов. Оно совершенно прозрачно и напрямую связано с персидским Сэнмурвом-Симургом и (при всей противоречивости этого образа) со славянским Си(е)марглом. По мнению Рыбакова, это общий индоиранский мотив собаки, охраняющей Добро и Жизнь (в форме мирового дерева), восходящий к "глубокой древности земледельческого энеолита". Тот же Рыбаков находит отголоски этого мифологического образа "не только у иранцев, но и у армян, курдов, славян, молдаван" (344).
Источники:
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян — М.: Наука, 1981 (344)
Семенова М.В. Волкодав. Право на поединок — М.: Азбука, 1996 (345)
Комментарии19