Убить генерала (часть 3)
Александр Иванович Лебедь (20 апреля 1950 года, Новочеркасск, Ростовская область, РСФСР — 28 апреля 2002 года, Красноярский край, Россия) — самый яркий,неоднозначный российский политический и военный деятель.
Юность
Родился в городе Новочеркасске Ростовской области в рабочей семье.
Отец, Иван Андреевич (ум. 1978), по национальности украинец, был рабочим. Работал в школе учителем труда. Владел специальностями — автослесарь, столяр, маляр, кровельщик, печник. Мать, Екатерина Григорьевна, донская казачка, всю жизнь проработала на телеграфе в Новочеркасске.
После окончания средней школы трижды, с 1967 года до 1969 год, пытался поступить в Армавирское лётное училище, но оказывался не годным к лётной службе по состоянию здоровья. Работал грузчиком, а потом шлифовальщиком на Новочеркасском заводе постоянных магнитов. Образование получил в Рязанском Высшем Воздушно-десантном командном училище (1969—1973 годы), в 1982 году поступил в Военную академию им. М. В. Фрунзе, которую закончил с отличием в 1985 году.
Служба в армии
После окончания училища служил там же командиром учебного взвода, а затем и роты.
В 1981—1982 годах принимал участие в боевых действиях в Афганистане: командовал первым батальоном 345-го отдельного парашютно-десантного полка.
Во время войны был контужен.
Позднее был заместителем командира, а с 1985 года был командиром 331 парашютно-десантного полка 98-й воздушно-десантной дивизии, дислоцированного в Костроме.
C 1986 года по 1988 год — заместитель командира Псковской воздушно-десантной дивизии. С 1988 года — командир 106-й Тульской воздушно-десантной дивизии, с которой участвовал в боевых действиях и миротворческих акциях, в том числе и в подавлении антисоветских выступлений в Баку (Январь 1990г.)
и Тбилиси (Апрель 1989г.).
Путч и Приднестровье
С февраля 1991 года по июнь 1992 года — заместитель командующего Воздушно-десантными войсками по боевой подготовке и военно-учебным заведениям. 19 августа 1991 года, выполняя приказ командующего ВДВ П. Грачёва, во главе батальона тульских десантников взял под охрану здание Верховного Совета РСФСР (впрочем, как отмечает сам А.Лебедь в своей книге "Спектакль назывался путч" - здание Верховного Совета он взял под охрану "случайно, по ошибке" и уже через сутки составлял план по захвату этого же здания). Летом 1992 года прибыл в Тирасполь для прекращения вооружённого конфликта в регионе.
С 23 июня 1992 года — командующий 14-ой общевойсковой армией, дислоцированной в Приднестровье. С 12 сентября 1993 года — депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. Тогда же начал открыто конфликтовать с руководством ПМР, обвиняя его в коррупции. Зимой 1994 года разошёлся с П. Грачёвым во взглядах на чеченский конфликт. Летом 1995 года, не согласившись с приказом о реорганизации 14-ой армии, подал рапорт об отставке; 14 июня 1995 года освобождён от занимаемой должности и уволен из рядов Вооружённых сил в звании генерал-лейтенанта.
Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, другими орденами и медалями.
Политическая карьера
Политикой заинтересовался в конце «перестройки»: в 1990 году был избран делегатом XXVIII съезда КПСС и учредительного съезда Российской компартии. На единственном съезде был избран членом ЦК РКП. В апреле 1995 года примкнул к Конгрессу русских общин возглавляемому Ю. Скоковым и Д. Рогозиным; был избран заместителем председателя Национального совета КРО.
В октябре 1995 года на учредительном съезде общероссийского движения «Честь и Родина» был избран его председателем.
В декабре 1995 года выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по списку Конгресса русских общин и параллельно баллотировался в одномандатном округе от Тулы.
17 декабря 1995 года избран депутатом Государственной Думы 2-го созыва от Тульского одномандатного избирательного округа № 176. Входил в депутатскую группу «Народовластие», был членом Комитета Государственной Думы по обороне.
11 января 1996 года на очередном съезде Конгресса русских общин инициативной группой делегатов выдвинут кандидатом в Президенты России.
В ходе первого тура президентских выборов 16 июня 1996 года как независимый кандидат набрал 14,7 % голосов избирателей, занял третье место. Во втором туре выборов поддержал Б. Н. Ельцина,
получив в ходе этой предвыборной договорённости 18 июня пост секретаря Совета безопасности РФ «с особыми полномочиями», стал помощником Президента РФ по национальной безопасности.
С 15 июля по 3 октября 1996 года — председатель Комиссии по высшим воинским должностям, высшим воинским и специальным званиям Совета по кадровой политике при Президенте РФ, полномочный представитель Президента России в Чеченской Республике. 31 августа 1996 года совместно с Асланом Масхадовым подписал Хасавюртовские соглашения. После конфликта с министром внутренних дел А. Куликовым и некоторыми кремлёвскими аппаратчиками (а также поддержки недавно уволенного А. Коржакова) 17 октября 1996 года был отстранён от обязанностей.
Губернатор Красноярского края
С 17 мая 1998 года — губернатор Красноярского края, набрал во втором туре 59 % голосов. Официально вступил в должность 5 июня 1998 года. До ноября 2001 года — член Совета Федерации Федерального Собрания РФ по должности, сложил с себя полномочия в соответствии с новым федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». На посту губернатора был известен громкими заявлениями по ситуации в крае и по стране в целом.
Среди населения получил прозвище «генерал-губернатор».
Гибель
Погиб 28 апреля 2002 года при катастрофе вертолёта Ми-8 в районе озера Ойское Буйбинского перевала Красноярского края, куда он вместе с сотрудниками своей администрации летел на открытие новой горнолыжной трассы. Вертолёт разбился на юге Ермаковского района края в 50 км от поселка Арадан, столкнувшись с проводом ЛЭП недалеко от поселка Ермаковское.
От полученных ран Александр Лебедь скончался. По мнению государственной комиссии, причиной катастрофы стала «неудовлетворительная подготовка экипажа к выполнению полёта». Имеются данные, что губернатор приказал экипажу продолжать полёт несмотря на нелётную погоду
Генерал Лебедь погиб не в результате трагического стечения обстоятельств – он был убит. Такое мнение практически одновременно высказали два совершенно разных политика, опираясь на известные им сведения.
Первым, кто высказал такую версию, был, разумеется, главный российский диссидент и правозащитник Борис Березовский. Правда, он не стал утверждать этого наверняка, а выразил осторожную догадку, что, дескать, не исключен и "самый худший вариант – насильственное уничтожение Лебедя" (интересно в этой связи, бывает ли "ненасильственное уничтожение"). В качестве доказательства Березовский привел очень "стройное" логическое умозаключение: Александр Лебедь – очень "яркая личность", настолько яркая, что "таких в России сейчас практически не осталось" (видимо, это скромный намек на свое собственное вынужденное пребывание за границей). А президент, натурально, "серый": "В споре между серым президентом-полковником и ярким генералом-губернатором, конечно, побеждает серость. Так устроена российская история: серость всегда побеждает тем или иным способом".
• Александр Лебедь для многих был неудобной фигурой
Все логично – собственно, от Березовского трудно было ожидать чего-то другого. Сложно было себе представить, чтобы главный враг Владимира Путина не попытался использовать эту трагедию в собственных политических целях – извлечь, так сказать, весь возможный политический капитал из уже мертвого бывшего соратника...
Но самое интересное, что такую же версию выдвинул другой политик, считающийся гораздо более цивилизованным – депутат фракции "Яблоко", зампред думского комитета по обороне Алексей Арбатов. Правда, он не сделал никаких намеков в сторону президента. Его версия совсем другая: поскольку в крае уже несколько лет идут весьма активные процессы передела собственности, в которые вовлечены самые разные круги (от политических до криминальных) – постольку у губернатора была масса врагов, влиятельных и опасных. Они вполне могли попытаться убрать Лебедя, особенно в преддверии губернаторских выборов.
Хотя, судя по той информации, которая известна на сегодняшний день, речь может идти только о трагическом стечении обстоятельств – возможно, усугубленной небрежностью самих пострадавших (как ни печально это говорить). Уже точно установлено, что на борту злополучного Ми-8, взлетевшего из Ойского, находилось 20 человек – при том, что максимальная штатная загрузка составляет всего 11 человек. А если еще учесть груз, который наверняка в изобилии был на борту, то выходит, что машина была капитально перегружена. И все это происходило в условиях плохой видимости.
Другое дело, что со стороны все это действительно может выглядеть как ликвидация неугодного кому-то губернатора. В самом деле – в разбившемся вертолете не было посторонних – все это были "свои", люди из команды и окружения губернатора. Не пострадал ни один человек "со стороны". И погиб не только губернатор, но и один из самых близких его соратников – вице-губернатор Надежда Кольба, которую многие в крае считали чуть ли не теневой губернаторшей.
Один из соратников Александра Лебедя, депутат Законодательного собрания края Олег Захаров до сих пор считает, что губернатор стал жертвой диверсии.
- Помните, когда стало известно о гибели Александра Ивановича, вся страна выдохнула: "Лебедя убили". Я тогда к этой версии отнесся скептически. Но потом на Новодевичьем кладбище встретил бывших офицеров ГРУ. Они по своей инициативе выезжали на место катастрофы и пришли к однозначному выводу - это была спецоперация. К лопастям винта было прикреплено несколько граммов взрывчатки. Заряд был активирован с земли. В обычных условиях такие повреждения вертолету не страшны - он просто "провалится" в воздушную яму на 10-20 м и снова наберет высоту или мягко сядет. Но здесь произошло столкновение с ЛЭП - несмотря на мастерство летчиков, сделавших все, что было в человеческих силах, провод намотался на хвостовой винт.
Комментарии7