Убить генерала(часть 4)
Михаил Сергеевич Евдокимов (6 декабря 1957, Сталинск — 7 августа 2005, под Бийском) — артист эстрады, юморист, киноактёр, заслуженный артист РФ, с апреля 2004 по август 2005 глава администрации Алтайского края.
Юность
Михаил Евдокимов родился 6 декабря 1957 года в городе Сталинске (ныне Новокузнецк) Кемеровской области.
Отец, Сергей Васильевич, — рабочий. Мать, Анна Петровна, родилась в 1924 году, работала на шахте. У Евдокимова шесть братьев и сестер. В 1958 году семья переехала в село Верх-Обское Смоленского района Алтайского края.
По окончании школы Михаил Евдокимов учился в Барнауле в культпросветучилище на отделении балалаечников, затем работал шлифовщиком на Алтайском моторном заводе, администратором в столовой. Служил в армии в Нижнем Тагиле.
В 1978—1979 годах занимал должность художественного руководителя сельского дома культуры в селе Усть-Катунь Смоленского района Алтайского края. В 1979 году поступил в Новосибирский институт торговли, был капитаном команды КВН. В 1981 году бросил учебу и уехал в Москву, за что был отчислен из института. Впоследствии, в 2000-х годах, все же окончил институт торговли, к тому времени переименованный в Сибирский университет потребительской кооперации (специальность — «экономика и управление на предприятии»).
В 1981 году неудачно поступал в Московское эстрадно-цирковое училище. В 1983 году приглашен в Московскую областную филармонию в качестве артиста разговорного жанра, а затем — в Москонцерт. 8 марта 1984 года дебютировал на телевидении в праздничной программе «Огонек».
С 1989 года работал в концертно-театральной фирме «Музыка». Известность к артисту пришла в 1989 году после участия в телевизионной программе «Аншлаг».
В 1992 окончил факультет режиссеров эстрады ГИТИСа в Москве.
С 1992 по апрель 2004 года являлся директором ООО «Театр Евдокимова». Снялся в нескольких фильмах: «Воспоминание о „Коровьем марше“» (1991), «Не хочу жениться» (1993), «Про бизнесмена Фому» (1993), «Не валяй дурака» (1997), «Не послать ли нам гонца?» (1998), «Старые клячи» (2000). Принимал участие в озвучивании животных в дилогии Натальи Бондарчук «Бемби» («Детство Бемби», 1985 г., «Юность Бемби», 1986 г., Киностудия имени М. Горького). Делал авторские передачи «С легким паром!» («Первый канал»), «Михаил Евдокимов в кругу друзей» («Россия»), «Не скуЧАЙ!» («Россия»), «Надо жить» (ТВЦ). Выпустил несколько компакт-дисков с песнями в своём исполнении.
Выборы
Планы политической карьеры у Михаила Евдокимова возникли еще в 1995 году.
Тогда он баллотировался в Государственную думу от Барнаула, а в 2003 году хотел идти на выборы в Подмосковье от Аграрной партии. В январе 2004 года Евдокимов сообщил о намерении претендовать на пост алтайского губернатора на предстоящих в марте выборах.
Евдокимов одержал победу на выборах главы Алтайского края 4 апреля 2004 года, обойдя во втором туре баллотировавшегося на третий срок действующего губернатора Александра Сурикова. На выборы Евдокимов шёл под лозунгом «Шутки в сторону!». Но вся избирательная кампания велась под жестким административным давлением команды действующего губернатора Сурикова.
СМИ окрестили победу Евдокимова «синдромом Шварценеггера»(актёр, победивший на выборах в губернаторы Калифорнии). Вскоре губернаторские выборы в России были упразднены
Кризис власти
М. С. Евдокимов на первой пресс-конференции после победы на выборах. 6 апреля 2004 годаВ краевой Совет были избраны в основном сторонники Александра Сурикова.
Наладить отношения с таким краевым Советом новый глава региона так и не сумел. Большинство депутатов утверждали, что Евдокимов за год работы продемонстрировал неспособность сформировать эффективную команду управленцев, и обвиняли его в провале экономической политики.
Основанием для этого считалась «кадровая» чехарда в окружении губернатора (за год сменилось 17 заместителей). В то же время простые избиратели продолжали доверять Евдокимову и организовывали митинги в его поддержку.
Наиболее активными его сторонниками считалось, действующее с апреля 2004 года в Алтайском крае общественное движение «Пробуждение».
23 декабря 2004 года депутаты АКСНД приняли обращение (интерпеляцию) к Главе администрации Алтайского края Михаилу Евдокимову с просьбой прокомментировать проводимую администрацией кадровую политику.
В конце февраля 2005 года на сессии краевого совета народных депутатов было принято постановление о ненадлежащем исполнении своих обязанностей главой Алтайского края. Оно было направлено в полпредство Сибирского федерального округа и президенту РФ.
В марте главы 49 районов края и нескольких городов краевого подчинения направили письмо в адрес полпреда в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина и президента РФ Владимира Путина,
в котором потребовали отставки губернатора.
Наконец, отставки губернатора потребовали представители различных политических партий и общественных организаций края — от «Единой России» до КПРФ. В то же самое время сторонники Евдокимова собрали лишь за 9 дней более 52 000 подписей простых граждан в его защиту и направили собранные подписи в Администрацию президента РФ.
31 марта 2005 на сессии краевого совета депутаты выразили губернатору недоверие.
За это проголосовали 46 из 52 депутатов. Согласно федеральному законодательству, судьбу губернатора должен был решать президент РФ.
Таким образом, мог быть создан общероссийский прецедент: впервые отстранение губернатора от должности могло произойти не только по инициативе главы государства, но и по настоянию Законодательного собрания региона. Однако президент Владимир Путин никак не вмешался в эту ситуацию. И на том же заседании губернатор отказался зачитывать перед депутатами крайсовета традиционный доклад о социально-экономической ситуации в крае. Свой шаг он объяснил тем, что депутаты все равно настроены неконструктивно и не смогут воспринять доклад адекватно.
11 мая 2005 глава края предложил всем своим заместителям и главам комитетов и управлений администрации подать в отставку. Так он отреагировал на действия крайсовета, дважды признававшего работу администрации неудовлетворительной. Большинство членов его команды написали заявления об уходе.
Гибель
Дни траура на Алтае, август 2005.7 августа 2005 года в 9:20 по московскому времени Михаил Сергеевич Евдокимов погиб в результате автомобильной аварии на трассе М-52 "Чуйский тракт" Бийск-Барнаул, в 100 километрах от Барнаула и 20 км от Бийска. Евдокимов и его жена Галина в сопровождении водителя и охранника направлялись в село Полковниково Косихинского района, где проходили мероприятия по случаю 70-летия со дня рождения космонавта Германа Титова.
По факту аварии было возбуждено уголовное дело.
В период сразу после аварии официальные лица отрицали какую-либо возможность того, что катастрофа была подстроена.
Тем не менее его гибель могла иметь хотя бы косвенное отношение к политической борьбе в крае: незадолго до трагедии у Евдокимова, конфликтовавшего с краевыми органами внутренних дел, были отняты машины сопровождения. Ряд журналистов и политиков высказали предположения, что Евдокимова могли убить за то, что он пытался бороться с коррупцией, связанной, вероятно, с контрабандой (в том числе наркотиков) с территории соседнего Казахстана, с которым граничит Алтайский край. Официальное следствие не проводило проверок ни одной из версий, выходящей за предположение об «обычном ДТП». Аркадий Вольский вспоминал, что незадолго до гибели Евдокимов произнёс ему фразу: «Батька, меня наверное шлёпнут»…
М. С. Евдокимов и В. Н. Баварин. Губернатор и мэр. Погибли в двух автокатастрофахМоменту аварии предшествовал обгон автомобилем Евдокимова "Волги", после чего губернаторский «Мерседес» на спуске с небольшого холма не успел вернуться на свою полосу, и пытался обойти слева автомобиль «Тойота-Марино», поворачивающий на перекрёстке влево. За рулём «Тойота-Марино» находился житель Алтайского края Олег Щербинский.
В результате «Мерседес», уходя влево, на высокой скорости (около 200 км/ч) коснулся «Тойоты», вылетел в кювет и врезался в землю глубокого кювета, затем задел дерево.
Водитель «Тойоты», а также пассажиры этой машины — женщина и двое детей — не пострадали. Супруга Евдокимова, Галина Николаевна, находившаяся вместе с ним в «Мерседесе», в результате аварии получила тяжелые травмы. Водитель губернатора Иван Иванович Зуев и охранник Александр Юрьевич Устинов погибли вместе с Михаилом Евдокимовым на месте от травм, несовместимых с жизнью.
Учитывая крайне напряженные отношения губернатора с местной элитой, сомнения в официальной версии «обычное ДТП» появились сразу же после автокатастрофы. Еще больше они усилились после заявления вице-губернатора Михаила Козлова о том, что начальник краевого ГУВД генерал Владимир Вальков за 10 дней до гибели Евдокимова, «немотивированно» лишил губернатора машины сопровождения. Притом, что в крае все прекрасно знали — губернатор меньше чем 160 км в час не ездил.
Не случайно Путин практически через день после смерти Евдокимова снял своим указом Валькова.
Впрочем, формально, придраться к нему невозможно — указ Ельцина о придании губернаторам гаишных машин сопровождения был давно отменен. А для того, чтобы сопровождение осталось — нужно либо быть Тулеевым или Рахимовым, либо заключать договор с милиционерами. Евдокимов не был ни авторитарен, ни пунктуален. Да, и вообще, предпочитал ездить без сопровождения — в народе он был своим.
Но в том то и дело, что «своим», Евдокимов был только для народа.
Для местной элиты он как был, так и остался чужаком. В этом элита на Алтае ничем не отличается от других региональных и федеральной элит. И те, и другие, и третьи живут своей жизнью, а народ — своей. И политические пристрастия у них одни, а у народа — другие.
Когда стало ясно, что сбросить популярного губернатора «цивилизованными» пиар-методами не удастся, его враги — Алтайский краевой совет и большинство глав районных администраций напрямую обратились к президенту. Однако результата не добились.
Кто стоял за Евдокимовым, с одной стороны, и за Алтайским краевым Советом, с другой?
Практически все с кем мне удалось переговорить на эту тему, в том числе, известные московсие пиарщики Михаил Малютин и Олег Григорьев, в разное время входившие в команду Евдокимова, в один голос уверяют, что за Евдокимовым не было крупных коммерческих структур — так, средней руки предприниматели, в основном, из числа его личных друзей.
Со стороны краевого Совета их тоже не было. Однако материальный интерес за политическими противоречиями в регионе все же стоял. Почти все мои собеседники сходились в одном: возглавлявший до Евдокимова Алтайский край Александр Суриков создал определенную систему управления финансовыми потоками. По словам, лидера алтайского регионального движения «Пробуждение» Алексея Никулина, Евдокимов прийдя к власти, эту систему сломал и, в этой связи, многим, помешал.
В свою очередь, Михаил Малютин рассказал, что отношения Евдокимова с местной милицией еще со времен выборов были «в состоянии то холодной, то горячей войны.
Мы предлагали ему после победы на выборах уволить их (руководство краевого УВД — А. Ж.) за нарушения закона на выборах, когда они незаконно задержали на границе края машину с его наглядной агитацией. Однако губернатор этого не сделал».
Любопытную версию событий привел в СМИ известный политолог Станислав Белковский. По его словам «за две недели до гибели Евдокимова
из администрации президента за подписью ее главы Д. Медведева
ушла бумага на имя полпреда в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина о необходимости решить вопрос с Евдокимовым каким бы то ни было способом.
Подразумевалось, что или деньгами, или переназначением на какую-то федеральную должность Квашнин должен был уговорить его уйти». Заметим, что по странному стечению обстоятельств, именно после этого письма алтайское ГУВД лишило Евдокимова машины сопровождения.
Разбор обстоятельств самой аварии еще впереди, однако, из того, что известно на сегодняшний день, ее подстроенность пока не вырисовывается. Столкновение, из-за которого произошла катастрофа, было с машиной, в которой помимо водителя ехали еще две женщины и два ребенка. Вряд ли человек, участвующий в таком покушении, стал бы рисковать своей семьей.
С другой стороны, у противников губернатора, потерпевших поражение в двух «цивилизованных» попытках его устранения, соблазн устранить его физически имелся. В этом контексте совершенно не принципиально, является ли трагедия 7 августа результатом ошибки шофера или следствием заговора. Учитывая приведенные выше обстоятельства, похоже, что заговор против него уже вызрел.
Комментарии16