Серия Mafia
Игры на грани кино
Mafia: The City of Lost Heaven
Название в России: Мафия
Разработчик: Illusion Softworks
Издатель: Take 2 Interactive
Издатель в России: 1C
Дата выхода: 28 августа 2002 года
Дата выхода в России: 30 мая 2003 года
Жанр: Action, Racing
Мультиплеер: Отсутствует
Системные требования: Процессор 800 мГц; ОЗУ: 256 мб; видеокарта совместимая с Direct3D 8
Тема Эпохи Великой Депрессии 20-40х годов, сухого закона и прочей мафиозной романтики очень популярна в геймдеве (наряду с мировым апокалипсисом и Второй Мировой) Поэтому игр, связанных с ней вышло довольно много. Среди них были и экшены (см. The Godfather), и тактики (Chicago 1930), и даже экономические стратегии (Дон Капоне).
И вы можете наперечёт знать, сколько патронов в автомате Томпсона, цитировать кодекс Козы Ностры на итальянском языке и бесподобно играть джаз, но прочувствовать ту атмосферу, понять причину, по которой люди вступают в Семью вы сможете лишь сыграв в «МАФИЮ». И в свете выхода сиквела, который, быть может, состоится в начале следующего года, хочется вспомнить этот шедевр игровой индустрии.
Однажды в Америке…
Так назывался один из шедевров мирового кино, признанный одним из лучших фильмов про мафию (да и про жизнь вообще). Mafia: The City of Lost Heaven - это игра «Однажды в Америке». Продуманная, кинематографичная, с чётко поставленным сюжетом и совершенно непредсказуемой и лихой развязкой.
История такова. Простой американский парень итальянского происхождения Томас Анджелло работал в годы Великой Депрессии таксистом, получал гроши и вёл честную, но очень бедную жизнь, которая резко изменилась, когда он спас двух лучших «торпед» (так называют самых обученных киллеров мафии) дона Сальери – Сэма и Поли. Привлечённый гонораром, внешним видом членов Семьи и некоторыми внешними обстоятельствами Томми поступает на работу к Сальери. Несколько лет он честно служит мафиозному клану, но потом его начинают Его постоянно раздирать противоречия между долгом, который он должен выполнять, находясь в клане, и моралью с совестью. Итог этой борьбы (весьма печальный) мы и видим в финале игры.
Это лишь фабула, общее. А вот частное: в игре много главных и побочных персонажей, у каждого из которых есть своя философия жизни, мировоззрение, все они личности с яркой индивидуальностью, характером. И это придаёт ощущение, что ты не играешь в игру, а смотришь художественный фильм с бюджетом пару десятков миллионов долларов. Таких выпуклых, живых персонажей можно найти мало где: разве что в Kane and Lynch: Смертники да в Max Payne.
Конечно, жизнь мафиози не обходиться без ураганных перестрелок, лихи погонь, налётов, контрабандных операций и налётов. В «Мафии» есть всё с кучей. Скучать на протяжении 20 миссий просто некогда – банальный визит ресторана с боссом выливается в жестокую перестрелку с представителями другого клана, обычная задача по выкупу грузовика виски у поставщика переходит в адреналиновую погоню, а спокойная прогулка с девушкой до дома – в драку с гопниками.
Город потерянных небес
Действие происходит в вымышленном голосе Lost Heaven, прототипом которого были Нью-Йорк и Чикаго 20-40 гг. XX века – автомобили с тентами, джаз, первые небоскрёбы – всё узнаётся сразу.
Размеры самого города не велики и целиком его можно объехать минут за десять. Но если учесть огромные по территориями пригороды, систему симуляции жизни (пешеходы, общественный транспорт, мосты разводят опять же), стилизацию (особенно красиво смотрится Китайский Квартал) и проработанность каждого квадратного метра, то получается уникальный, пропитанный атмосферой тех лет и исправно действующий мир.
К слову, об атмосфере. На неё играет не только проработка антуража, но и гениальная, феерическая музыка. Саундтрек игры составлен как из классических джазовых мелодий («Караван», к примеру), так и современных композиций (особенно удалась мейнстрим мелодия в миссии «Бегущий Человек» на аккордеоне. Всё подобрано с таким прилежанием, что подчас кажется, что лучше придумать просто нельзя физически. Оригинальна была идея связать районы города с разными мелодиями – переходя невидимую границу района, мы активируем триггер, который меняет композицию. Например, в районе Чайна-Таун играет развесёлая мелодия, посвящённая как раз именно этому району. Невозможно придраться ни к озвучанию персонажей (в том числе и в русской версии от 1С), так и к аутентичным звукам типа выстрелов, взрывов и т.п.
Где-то за городом, очень недорого, папа купил автомобиль…
Оружия кстати, в Mafia не так уж много - автомат, два дробовика (помповое ружьё и обрез), несколько пистолетов и револьверов, две винтовки, коктейль Молотова и ручной инвентарь (среди которого есть бита и прибор имени half-Life – монтировка). Зато количество покрывается качеством и существует тонкий баланс между частотой встречаемости оружия, его убойной силой, точностью и скорострельностью, так что в ходе действия придётся работать всем понемногу.
Процесс использования оружия обставлен на высочайшем уровне. Все видели ганстерские саги, в которых главный герой в чёрном костюме-тройке, красном галстуке и небрежно засунутой в уголок рта зубочисткой даёт длинную очередь из «Мясорубки» (проще – автомат Томпсона) и под ноги ему катятся гильзы и трупы? И это в Mafia наличиствует. Если учесть отличную физику оружия (гильзы остаются валяться на земле, а выкинутые употребленные обоймы с приглушенным стуком падаютя на землю по законам старика Ньютона), то выглядит это просто потрясающе...
Наконец, о самом приятном и сладком – об автомобилях. В игре присутствует бессчетное множество (что-то около семи десятков) автомобилей. При этом все они отличаются друг от друга не только внешними данными (габариты, формы, цвета), но и ТТХ – весом, ускорением, управляемостью, живучестью (хотя сейчас уверяют, что всего лишь весом и ускорением, но мы то знаем правду). Ориентиром для разработчиков был, ни много ни мало, сам Gran Turismo. И разработчики Mafia смогли приблизиться к его уровню. Ведь в игре также есть превосходная система повреждения машин: капот гнётся, двери изгибаются, стекла бьются, тент рвётся и т.д. что прибавляет погоням ещё большей огонька и драйва – когда полицейский автомобиль на скорости 120 кмчас врезается в столб и теряет передние колеса, по телу разливается приятное тепло.
Кстати, о полиции. GTA глупостей, когда при убийстве копа в тёмном углу об этом прознают все его коллеги нет. АИ также один из лучших в шутерах. Водить во всяком случае, компьютер умеет неплохо.
Последние слова
Кроме кампании в Mafia есть ещё два режима – «Прогулка» (в английской версии он называется Freeride, то есть свободное перемещение) и «Большая прогулка», которая открывается лишь по факту выполнения кампании. В первом случае нам дают машину (на выбор), весь арсенал оружия, кассу денег (для приобретения оружия, ремонта, лечения и сохранения игры), которая пополняется после убийств мафиози, быстрой езды и от частного извоза граждан. А ещё дают весь город. Целиком. Эдакая песочника – играй, пока не надоело. Второй режим более оригинален и представляет собой бонусные задания увеличенной трудности: по всему городу в укромных уголках расставлены 15 человек, которые зазывно размахивают руками и дают очень сложные и неповторимые задания вроде проезда на тихой машине по мосту, который бомбардирует дирижабль или зачистку маленького дворика от большого числа гопников. В награду мы получаем уникальные автомобили (обычно очень быстрые и оригинально оформленные), которые мы вольны взять с собой в режим «Прогулки».
В итоге получается игра, в которую должен поиграть каждый. Хотя бы для того, чтобы подготовиться морально к релизу второй части, которая судя по всем, сможет по всем статьям заткнуть как и свою предшественницу, так и весь список шедевров волны 2008-2009.
Мафия 2
Дата выхода игры 24 августа 2010 г.
Дата выхода игры на PC 24 августа 2010 г.
Дата выхода игры в России 27 августа2010 г.
Жанр(ы) игры action, racing
Платформы X360, PC, PS3
Разработчик игры 2K Czech
Издатель игры 2K Games
Издатель в России 1C-СофтКлаб
Требования:
Двадцать первого августа 2007-го года состоялся долгожданный анонс Mafia 2, спустя почти пять лет с момента релиза первой части, хотя и сказано-то почти ничего не было, лишь только то, что сиквел действительно в разработке и делают его те же люди, что сотворили оригинал. Одну из лучших игр современности, к слову. Но нам лишь того и надо было, долгих пять лет хотелось верить, но не было причин - Gathering of Developers (издатель первой части) канул в лету, да и у самих Illusion Softworks (ныне 2k Czech) дела шли не лучше. Сейчас же на дворе две тысячи восьмое лето, релиз уже совсем скоро, и надо бы собрать воедино всё то, что на данном этапе известно об одном из самых ожидаемых проектов будущего (а по сведениям некоторых источников - и вовсе нынешнего) года.
Классический кадр в современной обработке.
События Mafia 2 развернутся в городе Empire City, прототипом которого является, разумеется, Нью-Йорк образца 1950-х годов, где заправляют три мафиозные "семьи": Винчи, Клементе и Фальцони. Встав на сторону одного из кланов, игрок будет медленно, как и в оригинале, на продолжении десяти с лишним лет зарабатывать почёт и уважение. Зовут главного героя, кстати, Вито Скалетта, и его история в корне отличается от судьбы Томаса Анджело. Вырос малыш Вито в нищете на улицах Эмпайр Сити, в семье бедствующего эмигранта из Сицилии. Будучи ещё маленьким мальчиком, он клялся сам себе, что когда-нибудь станет "как они" - те люди, за которыми он наблюдал не раз и не два: хорошо одетые, на шикарных машинах, богатые и властные джентльмены, которым уступают дорогу прохожие на улицах, а хозяева различных заведений лично открывают перед ними входные двери.
Первую попытку разжиться наличными Вито предпринимает довольно рано, ограбление срывается, и нашему герою предоставляют выбор: срок или фронт. Сороковые годы, война в самом разгаре, на передовой нужны люди, так что есть хороший шанс реабилитироваться - почему бы и нет? Мы - то есть игрок - попадаем на улицы Эмпайр Сити вместе с Вито после того, как он возвращается из армии. Уже на платформе вокзала "Гранд Централь" сразу с поезда нас встречает друг детства Джо Барбаро, который заметно изменился со времён последней встречи.
Как выясняется, пока Вито активно снижал численность фашистов, Джо благополучно внедрился в мафиозное окружение и теперь даже имеет какие-никакие связи. Да и пришёл он вовсе не просто так. О сюжете игры сценарист Даниэль Вавра говорит охотно, но ловко оставляя при этом основные детали за кадром. По его словам, сценарий Mafia 2 на две сотни страниц больше, чем текст для первой части, а сам сюжет условно поделён на три этапа. Первый - это становление главного героя, его путь в мафиозный клан. Второй этап - выбор одной из трёх "семей" для дальнейшего с ней сотрудничества. Третий же - это самое сотрудничество. "Каждый клан - это отдельный сюжет, отдельная концовка", - говорит Даниэль. К слову, если кто-то не понял: это и есть официальное подтверждение того, что во второй "Мафии" будет-таки нелинейный сюжет. По предварительным данным продолжительность сингла составит восемнадцать полноценных сюжетных миссий, не считая побочные задания и широкий охват временного периода - от последних месяцев войны до начала 60-х годов.
Ну, а суть заданий останется во многом прежней: налёты, грабежи, убийства, транспортировка контрабанды, выбивание долгов и прочее тому подобное. Разве что места событий станут разнообразнее - будут миссии в пивоварне, обсерватории и даже в литейном цехе, а механика перестрелок изменится в сторону лучших образцов современности вроде Gears of War - укрытия, стрельба в слепую и прицельное истребление торчащих макушек.
Кстати, да, Mafia 2 станет несколько мрачнее предшественницы.
Общая площадь города составит примерно шестнадцать квадратных километров (дважды больше, чем в оригинале), а расположится Empire City (альтернативное название, кстати - Royal City) на реке Линкольн, протяжённость которой достигнет семидесяти километров. Разработчики без ложной скромности заявляют, что Mafia 2 по уровню детализации не будет уступать даже Crysis - прорисовке мелочей, по их словам, было уделено особое внимание. Хотя, аналогичные вещи авторы говорят и о прочих аспектах: о сюжете, музыке, об искусственном интеллекте и так далее.
Сомневаться в их правдивости, однако, нет причин, ведь оригинальная "Мафия" тем и зацепила множество игроков, что была фактически идеальной во всех своих проявлениях. Что ж, искренне верим. Особенно учитывая, что выполнив все свои обещания и реализовав все задумки, игроделы из 2k Czech имеют все шансы заткнуть за пояс Grand Theft Auto 4, которая до сих пор не анонсирована для персональных компьютеров. Но речь не о том, вернёмся-ка мы лучше в Эмпайр Сити и продолжим рассказ о грядущем.
Всего через секунду большинство этих расслабившихся ребят полягут лицом вниз.
Немало времени было потрачено программистами на создание многовариантной модели поведения NPC на улицах, и на данном этапе работы они ею уже гордятся. Жители виртуального города, подобно населению Oblivion, подчиняются собственному распорядку дня, добираются на работу, причём не только пешком или на автомобиле, но и на общественном транспорте. Стоя на остановке в ожидании автобуса, люди курят или читают газету, а не дождавшись своего рейса, вполне могут торопливо отправиться пешком или поймать такси. И всё это не беспорядочный набор функций, а ряд последовательных, осмысленных действий - "боты" всегда руководствуются некоей целью, будь то необходимость вовремя добраться до места работы или просто перекусить в любимом ресторане, а то и шмотками закупиться. В последнем случае нам повезёт наблюдать, как законопослушный гражданин войдёт в относительно модный магазин, примерит несколько комплектов одежды и, выбрав подходящий, расплатится и уйдёт.
Отлично, но ничего, казалось бы, необычного. Ан нет, разработчики, в попытках создать незабываемую иллюзию живого города и атмосферу, пошли дальше и нарисовали даже анимацию для окон: вечерами можно заметить, как в окнах не только включается свет, но и ходят, занимаются своими делами люди. Всеми силами 2k Czech стараются передать атмосферу большого города, не соврав и не приукрасив реалии соответствующей эпохи, и наполнить Эмпайр Сити жизнью куда как более заметной, чем бесцельное перемещение глупых горожан, как это было ранее. Теперь, к примеру, активно бесчинствовать в городе могут и персонажи под управлением компьютера, и полиция, что по-прежнему на страже порядка, станет усердно преследовать их, ловить, арестовывать и, при необходимости, убивать. Водители, как и сам игрок, тоже могут попасть в аварию, после чего либо скрыться с места событий, либо выйти и оценить ущерб, обменяться даже номерами страховок. Ну, или пререкания начать - как вариант. А там уж и полиция подоспеет, ибо случайный прохожий, что оказался невольным свидетелем аварии, быстренько добрался до ближайшего телефона. Это ещё одна оригинальная фишка Mafia 2 - здесь интеллект соперников и полицейских основывается лишь на том, что они видят или слышат, на информации, полученной лично ими.
Совершив что-нибудь нехорошее тихо и аккуратно, вы вряд ли привлечёте внимание стражей правопорядка - всевидящего ока больше нет. То же касается и ухода от преследования: офицеры полиции запоминают вашу внешность, номер машины, особые приметы - усваивают полученную лично информацию. Нужно лишь скрыться с их глаз, переодеться и сменить номерные знаки, чтобы спокойно продолжить путь без копов на хвосте. Вот только если часто в одном и том же районе безобразничать, снова и снова уходя из-под носа полиции, власти города предпримут меры: правила ужесточатся, прибудет пополнение стражей порядка, активизируются дополнительные патрульные машины. Тут уж без взятки не обойтись, иначе дальнейшие дела в конкретном районе пойдут далеко не так хорошо, как хотелось бы.
Сюжетные ролики на движке никуда не денутся, но выглядеть теперь будут куда как красивее.
Что касается непосредственно геймплея, то в целом это всё та же старая добрая "Мафия", но в современной обработке. О "понтах" и технологиях можно говорить ещё долго, тут и анимация, симулирующая работу трёх десятков лицевых мышц, и набор из сотни с лишним эмоций для каждого персонажа, и невероятного качества модель повреждений для автомобилей, коих предусмотрено целых восемьдесят наименований. Машины тут, как и раньше, занимают далеко не последнее место в игровом процессе.
Теперь угнать понравившуюся модель можно двумя способами: ковыряться с отмычкой или же просто разбить боковое стекло. Разработчики хорошенько поработали не только над внешним видом автомобилей, но и над их внутренним устройством - были созданы и анимированы модели двигателей и некоторых других деталей, наделён функциями багажник, куда можно будет складывать оружие, трупы и прочие атрибуты каждого уважающего себя бандитто. Физика средств передвижения тоже была существенно доработана, погони теперь обещают стать трижды более динамичными и захватывающими благодаря послушному управлению и возможности делать контролируемые заносы на поворотах. Стоит ли говорить, что стрельба из машины тоже никуда не денется.
Ещё одна дополнительная фишка достойна отдельного упоминания - это средства массовой информации Эмпайр Сити. В Mafia 2 будут газеты (о которых уже упоминалось в разговоре об NPC) и стационарные радиоприёмники (не только в машинах), где публикуются и сообщаются последние новости - как региональные, так и государственного масштаба. Новости эти будут сочетать в себе освещение реальных событий того времени в США и непосредственные комментарии о ситуации в городе и неприятностях, причинённых мафиозными "семьями" в целом и нашим героем в частности. Ну а, между прочим, обязательно будет играть прекрасная музыка, состоящая как из специально написанных для игры композиций, так и из лицензированных хитов соответствующей эпохи.
Вообще, можно очень и очень долго рассказывать о том, что нас ждёт в Mafia 2 - вот только удовольствия от этого мало. Проще сразу заявить, что это однозначный хит и спокойно ждать релиза, не зачитываясь обещаниями в обнимку со слюнявчиком. Уже 10 августа выходит Демо версия.
сcылки:
Комментарии39