Эксперименты доктора Зигмунда Рашера
Дожидаясь изготовления уникальной экспериментальной установки, Зигмунд Рашер занялся изучением процесса замерзания человека в обычных условиях. Его интересовала искусственная выработка механизма защиты организма, посредством закаливания ; врожденная способность хорошо переносить холод ; этническая предрасположенность к этому ( если таковая реально существует ); возможность торможения процесса замерзания принятием алкоголя или лекарствами и пр. Изыскания Рашера попадали в русло научно — исследовательских работ по созданию авиационного комбинезона для летчиков, действующих в высоких ( арктических ) широтах.Исследования Рашера с самого начала пошли по двум направлениям : а ) изучение механизма замерзания человека и условий наступления смерти от холода с точки зрения физиологии и б ) исследование способов отогрева замерзших людей с целью выбора оптимального варианта.
Исследования Рашера с самого начала пошли по двум направлениям : а ) изучение механизма замерзания человека и условий наступления смерти от холода с точки зрения физиологии и б ) исследование способов отогрева замерзших людей с целью выбора оптимального варианта.
С сентября 1942 г. Рашер приступил к первым экспериментам. Испытателей одевали в комбинезоны военных летчиков с капюшоном и спасательные жилеты различной конструкции, вводили зондом в желудок электрический термометр и аналогичный же термометр — в прямую кишку ; после фиксирования контрольных параметров ( температуры подъязыковой области, желудка, прямой кишки, частота пульса, кровяное давление, частота дыхания ) испытателей помещали в бассейны с холодной водой. Принципиальное различия между жилетами, в которые облачались испытатели, состояли в том, что одни из них фиксировали голову и шею человека ниже уровня воды, а другие — выше.
Температура воды в бассейне находилась в диапазоне от 2,5 до 12 градусов Цельсия. Помещенные в воду люди, замерзая, испытывали жесточайшие мучения и кричали, пока сохраняли способность кричать ; примерно через час они впадали в полубессознательное состояние и крики стихали. В ходе “экспериментов” погибли все испытатели, облаченные в спасательные жилеты, фиксировавшие затылок и шею ниже уровня воды. При температуре воды 2,5 градуса Цельсия самый крепкий испытуемый прожил до остановки сердца 100 минут, самый слабый — 53 минуты ; остановка сердца происходила при температуре желудка 27,5 — 27,6 градуса по Цельсию.
Из итогового доклада об эксперименте:“При вскрытии после смерти в указанных условиях было установлено, что большая масса крови, до полулитра, скапливалась в черепной полости. В сердце регулярно обнаруживалось максимальное расширение правого желудочка. Испытуемые при подобных опытах неизбежно погибали, несмотря на все усилия по спасению, если температура тела падала до 82,5 градусов по Фаренгейту ( 28,0 по Цельсию ). Данные вскрытия со всей ясностью показывают важность обогрева головы и необходимость защиты шеи ( летчика ), что должно быть учтено при разработке губчатого защитного комбинезона, ведущейся в настоящее время”.
Вторая серия экспериментов была посвящена изучению процессов охлаждения человеческого организма и смерти от холода. Людей морозили уже без всяких комбинезонов, причем морозили по — разному : в октябре 1942 г., когда установились холодные ночи, одних выгоняли раздетыми на всю ночь в прогулочный дворик ( это называлась “сухая заморозка” ) ; других — привязывали к носилкам, накрывали простыней и поливали ледяной водой ; третьих — помещали в бассейн с холодной водой.
Никакой статистики об этой серии экспериментов не сохранилось, но некоторые лица, из тех, которые могли наблюдать за их проведением, дали свои показания на известном “процессе врачей” в 1947 г. ( там были осуждены некоторые из фашистских медиков за свои чудовищные эксперименты над людьми ). Так, санитар Рашера, некий Вальтер Нефф, такими словами рассказал об охлаждении людей в бассейне : “Это был самый худший из всех экспериментов, которые когда — либо проводились. Из тюремного барака привели двух русских офицеров. Рашер приказал раздеть их и сунуть в чан с холодной водой. Хотя обычно испытуемые теряли сознание уже через 60 минут, однако, оба русских находились в полном сознании и по прошествии 2,5 часов. Все просьбы к Рашеру ( имеются в виду просьбы персонала ) усыпить русских были тщетны. Примерно к концу третьего часа один из русских сказал другому : ”Товарищ, скажи офицеру, чтобы пристрелил нас". Другой ответил, что он не ждет пощады “от этой фашистской собаки”. Оба пожали друг другу руки со словами “Прощай, товарищ...” (...) Опыт продолжался не мене пяти часов, прежде чем наступила смерть".
Со второй половины октября 1942 г. в концлагере Дахау начала осуществляться масштабная акция по “сухому” охлаждению людей ( язык не поворачивается называть это масштабным экспериментом ). Рашера особенно интересовали этнические русские, как люди хорошо переносящие холода и при этом расово близкие немцам ( в отличие от эвенков или эскимосов). Для экспериментов отбирались как мужчины, так и женщины ; некоторое время их нормально кормили, чтобы восстановить физические показатели и придать большую надежностью результатам экспериментов.
Людей раздетыми выгоняли на снег и оставляли так на много часов. Человек мог двигаться и его не ограничивали в попытках отогрева движением. Замерзающие люди, по воспоминаниям очевидцев так страшно кричали, что через некоторое время даже охрана Дахау стала беспокоиться по поводу происходящего в здании, выделенном доктору. Рашеру рекомендовали устранить шум, поскольку “охрана испытывает сильное эмоциональное напряжение из — за страшных криков по ночам”. Доктор приказал давать вдыхать замерзающим людям эфир — это заметно повышало их болевой порог и как будто бы уменьшало страдания. Во всяком случае, люди переживали охлаждение гораздо более заторможено, хотя и оставались все время в сознании.
В начале марта 1943 г. Зигмунд Рашер так написал об этих “экспериментах” Гиммлеру : “Некоторые испытуемые находились на открытом воздухе по 14 часов при наружной температуре 21 градус по Фаренгейту ( — 6,1 по Цельсию ), при этом температура тела опускалась до 77 градусов по Фаренгейту ( + 25 по Цельсию ) и наблюдалось обморожение конечностей”. Обмороженным никто не оказывал медицинской помощи ( в том смысле, чтобы спасать отмороженные части тела ), их лишь отогревали, дабы проконтролировать процесс возвращения человека к жизни, после чего умерщвляли. Ни один из испытуемых не участвовал в опытах Рашера дважды. Уничтожая испытателей доктор, с одной стороны, избавлялся от ненужных свидетелей, а с другой — не испытывал проблем, связанных с ампутацией отмороженных конечностей и последующим лечением. С привлечением новых людей проблем не было никаких — ведомство Гиммлера могло справиться с любыми потребностями Рашера в “человеческом материале”.