Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
24
NikoniX
На uCrazy 18 лет 1 месяц
Интересное

Дела сердечные, или операция без распилов

Утро. Москва, Петроверигский переулок, дом 10. По этому московскому адресу в районе Китай-Города я прибыла в федеральный центр диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний angiography.su, входящий в состав государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, чтобы вновь облачиться в стерильный костюм и побывать в операционной.



Дела сердечные, или операция без распилов





Операция обещала быть фактически бескровной, несмотря на то, что имеет отношение к кардиохирургии.


Слово из заголовка – ангиография – это метод исследования кровеносных сосудов при помощи рентгена и контрастной жидкости. Он применяется для выявления повреждений и пороков. Без него не была бы возможна та операция, о которой я собираюсь рассказать – стентирование. Наш пациент – Сергей Иосифович.


Немного крови все-таки будет. Считаю, что должна об этом предупредить впечатлительных людей.


Кто ни разу не слышал про холестериновые бляшки. Бляшки – это отложения на внутренних стенках сосудов, копящиеся годами. По консистенции они напоминают плотный воск. Бляшка состоит не только из холестерина, к ней прилипает находящийся в крови кальций, делая отложения еще более плотными. И вся эта конструкция медленно, но верно закупоривает сосуды, мешая нашему пламенному мотору, вернее насосу, доставлять питательные вещества и кислород в разные органы, в том числе и в само сердце.


Дела сердечные, или операция без распилов


До появления метода стентирования, о котором пойдет речь, у врачей был на вооружении только хирургический метод шунтирования, всенародно прославившийся благодаря операции на сердце Бориса Николаевича Ельцина в 1996 году в круглой операционной. Мне этот случай запомнился ярко (воспоминание из детства), хотя подобную операцию делали очень многим известным людям.


Шунтирование – операция полостная. Человеку дают наркоз, распиливают грудную клетку (именно распиливают, одним скальпелем не справиться), останавливают сердце и запускают систему искусственного кровообращения. Работающее сердце очень сильно бьется и мешает операции, поэтому приходится останавливать. Чтобы добраться до всех артерий и прошунтировать, нужно сердце достать и перевернуть. Шунт – это донорская артерия, взятая у самого же пациента, например, из руки. Нехилый стресс для организма.


При стентировании пациент остается в сознании (все происходит под местной анестезией), может задерживать дыхание или делать глубокие вдохи по просьбе врача. Потери крови самые минимальные, а разрезы крошечные, потому как в артерии проникают через катетер, устанавливающийся, как правило, в бедренную артерию. И ставят стент – механический расширитель сосудов. В общем, элегантная операция


Дела сердечные, или операция без распилов


Операцию Сергею Иосифовичу делали в три этапа. Я оказалась на завершающей операция в серии. Ставить все стенты сразу нельзя.


Хирургический стол и ангиограф (полукруглый прибор, нависающий над пациентом) составляют единый механизм, работающий сообща. Стол двигается вперед-назад, а аппарат поворачивается вокруг стола, чтобы сделать рентгеновские снимки сердца с разных ракурсов.


Пациент укладывается на стол, фиксируется и подключается к кардиомонитору.


Дела сердечные, или операция без распилов


Чтобы было понятно устройство ангиографа, покажу его отдельно. Это маленький ангиограф, не такой большой, как стоит в операционной. При необходимости его можно даже в палату привезти.


Работает он довольно просто. Снизу установлен излучатель, вверху преобразователь (это на него наклеена улыбочка), с которого уже передается сигнал с изображением на монитор. Рассеивания рентгеновских лучей в пространстве фактически не происходит, однако все присутствующие в операционной находятся в защите. В день делается около восьми подобных операций.


Дела сердечные, или операция без распилов


Через сосуд на руке или бедре, как в нашем случае, вводится специальный катетер.


Дела сердечные, или операция без распилов


Через катетер в артерию вводится тонкая металлическая проволочка – проводник, чтобы доставить стент до места закупорки. Я была поражена его длиной!


Дела сердечные, или операция без распилов


Стент – сетчатый цилиндр – прикреплен к концу этой проволочки в сжатом состоянии. Он смонтирован на баллончике, который будет надут в нужный момент времени, чтобы раскрыть стент. Изначально эта конструкция не толще самого проводника.


Дела сердечные, или операция без распилов


Вот так выглядит раскрытый стент.


Дела сердечные, или операция без распилов


А это масштабная модель стента другого типа. В случае, когда стенки сосудов повреждены, устанавливают такие, с мембраной. Они не только поддерживают сосуд в раскрытом состоянии, но и выполняют роль стенок сосудов.


Дела сердечные, или операция без распилов


Все через то же катетер вводится йодсодержащее контрастное вещество. С током крови оно заполняет коронарные артерии. Это позволяет рентгену их визуализировать и вычислять места закупорки, на которые и будут ставить стенты.


Дела сердечные, или операция без распилов


Вот такой бассейн Амазонки получается при впрыскивании контраста.


Дела сердечные, или операция без распилов


Все внимание на мониторы! Весь процесс установки стента наблюдается через рентгенотелевидение.


Дела сердечные, или операция без распилов


Дела сердечные, или операция без распилов


Дела сердечные, или операция без распилов


После доставки стента на место баллон, на котором он крепится, нужно раздуть. Делается это с помощью прибора с манометром (измеритель давления). Этот девайс, похожий на большой шприц, виден на фотке с длинными проволочками-проводниками.


Стент расширяется и вдавливается во внутреннюю стенку сосуда. Для полной уверенности в том, что стент расширился правильно, баллон остается в раздутом состоянии двадцать-тридцать секунд. Затем он сдувается и вытаскивается на проволочке из артерии. Стент остается и поддерживает просвет сосуда.


В зависимости от размера пораженного сосуда могут использоваться один или несколько стентов. В таком случае они ставятся один за другим внахлест.



Дела сердечные, или операция без распилов


А вот как стент работает. Это скриншоты с рентгенотелевизора.


На первой картинке мы видим только одну артерию, кудрявую такую. Но должна быть видна еще одна, под ней. Из-за бляшки ток крови полностью перекрыт.


Толстая колбаска на второй – стент, который только что развернули. Артерии не видны, потому что в них не запущен контраст, но проволочки как раз видно.


Третья показывает результат. Артерия проявились, кровь потекла. А теперь еще раз сравните первую картинку с третьей.


Дела сердечные, или операция без распилов


Концепцию расширения пораженных участков сосуда с помощью некоего каркаса ещё сорок лет назад предложил Чарльз Доттер. Разработка метода заняла длительное время, первая операция по этой технологии была произведена группой французских хирургов только в 1986 году. А лишь в 1993 году была доказана эффективность метода для восстановления проходимости коронарной артерии и удержания её в новом состоянии в дальнейшем.


В настоящее время зарубежными компаниями разработано около 400 различных моделей стентов. В нашем случае это Cordis от Johnson & Johnson. Артем Шаноян, заведующий отделением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения в центре, на мой вопрос про российских производителей стентов ответил, что их просто нет.


Пока писала пост, нашла новость годовалой давности о том, что группа компаний «Ренова» учредила ООО «Стентекс» – компанию по разработке и производству линейки изделий медицинского назначения для интервенционной кардиологии на базе собственного технологического комплекса. Сайт на реконструкции, однако на ХэХэ висят две вакансии.


Дела сердечные, или операция без распилов


Операция длится около получаса. На место пункции артерии накладывается давящая повязка. Из операционной пациент отправляется в палату интенсивной терапии, а через два часа в общую палату, откуда уже вовсю можно строчить радостные смски родным. А через несколько дней они уже смогут увидеться дома.


Ограничения в образе жизни, типичные для сердечников, после стентирования обычно снимаются, человек возвращается к обычной жизни, а наблюдение проводится периодически у врача по месту жительства.


Дела сердечные, или операция без распилов


Дела сердечные, или операция без распилов

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии2
  1. Loshad
    На uCrazy 14 лет 7 месяцев
    О стентики) Как раз мой род занятий)))
  2. Belladonna
    На uCrazy 12 лет 11 месяцев
    отличная идея ) зачем удалять бляшки из сосудов, когда можно просто расширить. гениальное просто )

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}