Виуэла
Виуэла - испанский струнный щипковый музыкальный инструмент, близкий к лютне и имевший шесть двойных (настроенных в унисон) струн, первая струна могла быть одинарной.
XV - XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством игры на виуэле, музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной элитой своего времени. Это доказывают не только биографические данные об этих людях, а прежде всего репертуар, написанный ими для виуэлы, хотя и не такой многочисленный но обладающий высокими художественными достоинствами.
Произведения для этого инструмента были изданы в Испании в период с 1535 по 1576 год, во всяком случае те, которые дошли до нас. Это музыка композиторов Луис де Милана, Луис де Нарваэса, Алонсо Мударра, Энрике де Вальдеррабано, Диего Писадора, Мигель де Фуэнльяна и Эстебан Даса. Основа этого репертуара - фантазии (часто сочиненные в достаточно свободной, «импровизационной» форме), танцы, песни и вариационные обработки популярных мелодий. Например, сборник «Маэстро» Луиса Милана содержит 40 фантазий, 4 тьентос, 6 паван, 12 вильянсикос на испанском и португальском языках, 4 романса на испанском и 6 сонетов на итальянском.
Вероятно, виуэла была альтернативой арабской лютне, играть на которой в Испании того времени вряд ли было патриотично. Скорее всего именно по этой причине она и была она создана. Инструмент, который по своим возможностям не уступал лютне того времени и в тоже время обладал формами испанской гитары. В дальнейшем на фоне все усложняющейся лютни и все более набирающей популярность гитары виуэла постепенно исчезла с музыкальной арены.
Виуэла использовалась как сольный, сопровождающий пение инструмент, в ансамбле (в сборнике Энрике де Вальдеррабано, который называется «Лес сирен» есть пьесы для двух виуэл).
В зависимости от конкретных задач использовались виуэлы различных размеров и, соответственно, тесситур. Из них самая употребительная виуэла в соль (первая струна настраивалась в ноту соль первой октавы). Принцип строя такой же, как на современной гитаре, кварты, но терция между 4 и 3 струнами.
В отличие от современной классической гитары инструмент очень лёгкий и небольшой (тонкие деки, всего несколько перпендикулярных грифу пружин, деревянные колки). Толщина и степень натяжение струн значительно меньше современных и рассчитывается в зависимости от мензуры инструмента и используемого материала. Струны (хоры) двойные, настроенны в унисон. Лады на грифе жильные (за исключением нескольких последних, они деревянные или из кости) и завязывает их музыкант, а не мастер. Колки деревянные и держат струну за счёт силы трения. Гриф находится на одном уровне с верхней декой. Струны на подставке крепятся обычным узлом и на нем держатся (нижний порожек отсутствует).
Исполнять музыкальные произведения для виуэлы можно попытаться и на современной гитаре. Однако часто встречающиеся растяжки требуют использования каподастра, а сильное натяжение струн с трудом позволяет использовать технику игры, присущую этому инструменту и многие пьесы становятся с трудом исполняемы. Ну и наконец старинные инструменты обладают обертоновым колоритом создающим особую ауру и ощущения при игре.
Основной способ игры на виуэле одноголосных мелодических линий, как, кстати, и на ренессансной лютне, имитация игры плектром с помощью большого и указательного пальцев. При появлении новых голосов и аккордов подключались средний и безымянный.
До настоящего времени дожили три образца средневековых виуэл:
Guadalupe в парижском Musee Jacquemart-Andree
Chambure в парижском Cite de la Musique
и безымянный инструмент, хранящийся в Iglesia de la Compania de Jesus de Quito (Кито, Эквадор).
XV - XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством игры на виуэле, музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной элитой своего времени. Это доказывают не только биографические данные об этих людях, а прежде всего репертуар, написанный ими для виуэлы, хотя и не такой многочисленный но обладающий высокими художественными достоинствами.
Произведения для этого инструмента были изданы в Испании в период с 1535 по 1576 год, во всяком случае те, которые дошли до нас. Это музыка композиторов Луис де Милана, Луис де Нарваэса, Алонсо Мударра, Энрике де Вальдеррабано, Диего Писадора, Мигель де Фуэнльяна и Эстебан Даса. Основа этого репертуара - фантазии (часто сочиненные в достаточно свободной, «импровизационной» форме), танцы, песни и вариационные обработки популярных мелодий. Например, сборник «Маэстро» Луиса Милана содержит 40 фантазий, 4 тьентос, 6 паван, 12 вильянсикос на испанском и португальском языках, 4 романса на испанском и 6 сонетов на итальянском.
Вероятно, виуэла была альтернативой арабской лютне, играть на которой в Испании того времени вряд ли было патриотично. Скорее всего именно по этой причине она и была она создана. Инструмент, который по своим возможностям не уступал лютне того времени и в тоже время обладал формами испанской гитары. В дальнейшем на фоне все усложняющейся лютни и все более набирающей популярность гитары виуэла постепенно исчезла с музыкальной арены.
Виуэла использовалась как сольный, сопровождающий пение инструмент, в ансамбле (в сборнике Энрике де Вальдеррабано, который называется «Лес сирен» есть пьесы для двух виуэл).
В зависимости от конкретных задач использовались виуэлы различных размеров и, соответственно, тесситур. Из них самая употребительная виуэла в соль (первая струна настраивалась в ноту соль первой октавы). Принцип строя такой же, как на современной гитаре, кварты, но терция между 4 и 3 струнами.
В отличие от современной классической гитары инструмент очень лёгкий и небольшой (тонкие деки, всего несколько перпендикулярных грифу пружин, деревянные колки). Толщина и степень натяжение струн значительно меньше современных и рассчитывается в зависимости от мензуры инструмента и используемого материала. Струны (хоры) двойные, настроенны в унисон. Лады на грифе жильные (за исключением нескольких последних, они деревянные или из кости) и завязывает их музыкант, а не мастер. Колки деревянные и держат струну за счёт силы трения. Гриф находится на одном уровне с верхней декой. Струны на подставке крепятся обычным узлом и на нем держатся (нижний порожек отсутствует).
Исполнять музыкальные произведения для виуэлы можно попытаться и на современной гитаре. Однако часто встречающиеся растяжки требуют использования каподастра, а сильное натяжение струн с трудом позволяет использовать технику игры, присущую этому инструменту и многие пьесы становятся с трудом исполняемы. Ну и наконец старинные инструменты обладают обертоновым колоритом создающим особую ауру и ощущения при игре.
Основной способ игры на виуэле одноголосных мелодических линий, как, кстати, и на ренессансной лютне, имитация игры плектром с помощью большого и указательного пальцев. При появлении новых голосов и аккордов подключались средний и безымянный.
До настоящего времени дожили три образца средневековых виуэл:
Guadalupe в парижском Musee Jacquemart-Andree
Chambure в парижском Cite de la Musique
и безымянный инструмент, хранящийся в Iglesia de la Compania de Jesus de Quito (Кито, Эквадор).
Комментарии3