Русский художник, график, акварелист Соломко Сергей Сергеевич
Соломко Сергей Сергеевич (1867 - 1928) родился в Санкт-Петербурге в семье генерала. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1883 - 1887) и Петербургской АИ (1887 - 1888). Соломко Сергей Сергеевич виртуозно рисовал акварелью исторические и аллегорические сюжеты, сцены из боярской жизни и иллюстрации к русским сказкам. Сергей Сергеевич работал для многих журналов, иллюстрировал произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. По рисункам Соломко Сергея Сергеевича был издан ряд открыток.
Работал для Императорского фарфорового завода, создавал миниатюры для ювелирной фирмы К. Фаберже. В 1914 его акварельную работу "Кирасир" приобрела императрица Александра Федоровна. Член ТРА и Петербургского товарищества художников. С 1910 постоянно жил в Париже, где пользовался большой популярностью. Исполнил для парижских издательств иллюстрации для ряда изданий, создал несколько серий открыток на темы русской старины для издательства Лапина. В 1921 принимал участие в выставке "Художники Императорской АИ Петрограда". Был членом товарищества взаимной помощи и благотворительности русских художников в Париже. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.
Василиса Микулишна
Апраксия Королевишна
Будущие друзья
В ожидании ответа
В гостях
Верные друзья
Забава Путятишна
Да будет благословен дом где аист свил себе гнездо, 1917
Залог любви
Идиллия
За чтением, 1895
Наложница
Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдется ни одного такого художника, взгляды на творчество которого у специалистов были бы столь полярны. Его работы вызывали крайнюю антипатию как у современных ему художественных критиков, так и у искусствоведов советских времен. И те, и другие обвиняли его в "галантерейном реализме", в упадничестве, вульгарности, стремлении "потрафить вкусам толпы". Однако было немало и горячих поклонников его неповторимой творческой манеры. Мир образов, созданных художником, может нравиться или не нравиться, но было бы несправедливо отказывать художнику в его индивидуальности. Как профессиональный художник Соломко начинал в сложную, переломную эпоху развития русского искусства. Авторитет передвижников был еще непререкаем, но широкой общественности стал надоедать их мелкий бытовизм в жанровой живописи. Подобная ситуация не могла не привести к возникновению художественных объединений, отстаивающих принципиально новые идеалы. Представителей новых тенденций в русском искусстве стали называть декадентами, и очень скоро само слово декадент стало почти ругательным. Декаденты считали, что только в полном отходе от иллюстрирования политических или социальных сторон жизни заключается та свобода творчества, к которой они стремились. Видный художник и историк искусства того времени Грабарь называл Соломко "генералом декадентства, упадничества и мистицизма". Буря негодования, охватившая художественную среду, однако, не повлияла ни на творчество Соломко, ни на его восприятие публикой. Когда в конце 19 века в России начали выходить многочисленные иллюстрированные журналы, Сергей Соломко и Елизавета Бём стали наиболее известными представителями нового жанра изобразительного искусства - журнальной иллюстрации. Их рисунки и акварели особенно часто публиковались в "Ниве" - журнале для семейного чтения. Большинство этих работ позднее тиражировались на почтовых открытках, покупателями которых были отнюдь не специалисты, а самые обычные люди, воспринимавшие сюжеты Соломко как красивые и понятные "картинки". Вероятно, поэтому Соломко и рисовал сценки из старорусского быта с былинно-сказочной архитектурой, яркими, красочными костюмами. Художник, по сути, исполнял социальный заказ, умело пользуясь сложившейся конъюнктурой. Такие его сюжеты "В ожидании ответа", "Объяснение в любви", "У забора", "Шутник" и многие другие отражали переживания, знакомые каждому, навевали ностальгические воспоминания, затрагивали потаенные струнки души. Рассматривая их, люди забывали о тяготах жизни и погружались в теплый романтический мир. Другой стороной творчества Соломко были символические аллегории. Если для западноевропейской культуры символизм был естественным путем развития искусства, то в русской живописи идеалом всегда считался реализм. Поэтому уход «в мир грез» находил в России больше критиков, чем сторонников. Символические аллегории Соломко посвящены главным образом различным эпизодам царствования династии Романовых. Много и плодотворно работал Соломко над иллюстрациями к русским сказкам, произведениям Пушкина и Лермонтова, мифологическим сюжетам, делал рекламные плакаты. Но критика с упорным постоянством не хотела признавать за художником выдающихся способностей. Общественные потрясения - революция 1905 г., октябрьский переворот, первая мировая война - не позволили общественности достойно оценить художника, не отразившего в своем творчестве этих событий.
Нежности
Новая Россия - Сейте разумное, доброе, вечное...
Побег, 1915
Русалка и фавн, 1904
17 век
В русском головном уборе
Вечерняя прогулка
Возвращение от заутрени
Вопрос
Воспоминание
Встреча
Встреча
Гордая
Настасья Королевишна
Объяснение в любви
Отгадай
Писец
Прельститель
Привет
Птичье гнездо
Разговор
Серьезный сопрос
Тайное свидание
У забора
Светлячок
Сладкие речи
Синяя Птица (Птица Сиринъ)
Русские в Голландии во времена Петра Великого
Царица Азвяковна
Эскиз плаката. У позорного столба., 1916
Художественное наследие Соломко никогда подробно не исследовалось. При огромном интересе к его рисункам и акварелям, Соломко продолжает оставаться малоизученным художником. Иллюстрации Соломко сохранились только в дореволюционных изданиях и на старых почтовых открытках, известных лишь тем, кто их собирает. Однако, каким бы вульгарным на представлялся специалистам художественный почерк Соломко, его творчество неотделимо от художественного наследия дореволюционной России.
Апраксия Королевишна
Будущие друзья
В ожидании ответа
В гостях
Верные друзья
Забава Путятишна
Да будет благословен дом где аист свил себе гнездо, 1917
Залог любви
Идиллия
За чтением, 1895
Наложница
Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдется ни одного такого художника, взгляды на творчество которого у специалистов были бы столь полярны. Его работы вызывали крайнюю антипатию как у современных ему художественных критиков, так и у искусствоведов советских времен. И те, и другие обвиняли его в "галантерейном реализме", в упадничестве, вульгарности, стремлении "потрафить вкусам толпы". Однако было немало и горячих поклонников его неповторимой творческой манеры. Мир образов, созданных художником, может нравиться или не нравиться, но было бы несправедливо отказывать художнику в его индивидуальности. Как профессиональный художник Соломко начинал в сложную, переломную эпоху развития русского искусства. Авторитет передвижников был еще непререкаем, но широкой общественности стал надоедать их мелкий бытовизм в жанровой живописи. Подобная ситуация не могла не привести к возникновению художественных объединений, отстаивающих принципиально новые идеалы. Представителей новых тенденций в русском искусстве стали называть декадентами, и очень скоро само слово декадент стало почти ругательным. Декаденты считали, что только в полном отходе от иллюстрирования политических или социальных сторон жизни заключается та свобода творчества, к которой они стремились. Видный художник и историк искусства того времени Грабарь называл Соломко "генералом декадентства, упадничества и мистицизма". Буря негодования, охватившая художественную среду, однако, не повлияла ни на творчество Соломко, ни на его восприятие публикой. Когда в конце 19 века в России начали выходить многочисленные иллюстрированные журналы, Сергей Соломко и Елизавета Бём стали наиболее известными представителями нового жанра изобразительного искусства - журнальной иллюстрации. Их рисунки и акварели особенно часто публиковались в "Ниве" - журнале для семейного чтения. Большинство этих работ позднее тиражировались на почтовых открытках, покупателями которых были отнюдь не специалисты, а самые обычные люди, воспринимавшие сюжеты Соломко как красивые и понятные "картинки". Вероятно, поэтому Соломко и рисовал сценки из старорусского быта с былинно-сказочной архитектурой, яркими, красочными костюмами. Художник, по сути, исполнял социальный заказ, умело пользуясь сложившейся конъюнктурой. Такие его сюжеты "В ожидании ответа", "Объяснение в любви", "У забора", "Шутник" и многие другие отражали переживания, знакомые каждому, навевали ностальгические воспоминания, затрагивали потаенные струнки души. Рассматривая их, люди забывали о тяготах жизни и погружались в теплый романтический мир. Другой стороной творчества Соломко были символические аллегории. Если для западноевропейской культуры символизм был естественным путем развития искусства, то в русской живописи идеалом всегда считался реализм. Поэтому уход «в мир грез» находил в России больше критиков, чем сторонников. Символические аллегории Соломко посвящены главным образом различным эпизодам царствования династии Романовых. Много и плодотворно работал Соломко над иллюстрациями к русским сказкам, произведениям Пушкина и Лермонтова, мифологическим сюжетам, делал рекламные плакаты. Но критика с упорным постоянством не хотела признавать за художником выдающихся способностей. Общественные потрясения - революция 1905 г., октябрьский переворот, первая мировая война - не позволили общественности достойно оценить художника, не отразившего в своем творчестве этих событий.
Нежности
Новая Россия - Сейте разумное, доброе, вечное...
Побег, 1915
Русалка и фавн, 1904
17 век
В русском головном уборе
Вечерняя прогулка
Возвращение от заутрени
Вопрос
Воспоминание
Встреча
Встреча
Гордая
Настасья Королевишна
Объяснение в любви
Отгадай
Писец
Прельститель
Привет
Птичье гнездо
Разговор
Серьезный сопрос
Тайное свидание
У забора
Светлячок
Сладкие речи
Синяя Птица (Птица Сиринъ)
Русские в Голландии во времена Петра Великого
Царица Азвяковна
Эскиз плаката. У позорного столба., 1916
Художественное наследие Соломко никогда подробно не исследовалось. При огромном интересе к его рисункам и акварелям, Соломко продолжает оставаться малоизученным художником. Иллюстрации Соломко сохранились только в дореволюционных изданиях и на старых почтовых открытках, известных лишь тем, кто их собирает. Однако, каким бы вульгарным на представлялся специалистам художественный почерк Соломко, его творчество неотделимо от художественного наследия дореволюционной России.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2