Сизифов труд
В греческой истории и мифологии недостатка в ярких личностях никогда не наблюдалось. Причём, народная память их вовсе не идеализировала. Истории о греческих героях совсем не похожи на волшебные сказки других народов. В них минимум чудес, зато изрядная доля суровой жизненной правды. Возможно, так сложилось из-за того, что большинство легендарных греческих героев были реальными историческими лицами, чья биография лишь немного была приукрашена народной фантазией. К примеру, нам известно, что Агамемнон убил мужа и сына Клитеместры (сестры Елены Прекрасной), а потом насильно взял её в жёны. Нестор, царь Пилоса, занимался пиратством, его отец Нелей был грабителем, а про «подвиги» сыновей Пелопа Атрея с Фиестом даже вспоминать не хочется.
Причём все события происходили в конкретных местах и в определённую историческую эпоху, по большей части в XIV-XIII веках до н.э. – в период расцвета Микен, конец которому положила победоносная Троянская война и вторжение дорийцев на Пелопоннес. Если разобраться, большинство греческих героев были суровыми, но справедливыми воинами, как Диомед или Пелей, либо интриганами и негодяями, как микенский царь Атрей или, скажем, Теламон, брат Пелея, похитивший жену троянского царя Приама Гесиону. Несколько особняком в этом ряду стоят три проходимца экстра-класса, хитрецы из хитрецов, непревзойдённые мастера уловки и обмана. Это всем известный Одиссей, сын Лаэрта, Автолик, сын Гермеса, и Сизиф, сын Эола, прародителя всех эолийцев. Причём Одиссей приходился Автолику внуком, а Сизифу родным сыном, но об этом чуть позднее.
Как бы ни был хитроумен Одиссей, но до Сизифа ему было далеко. Этот легендарный герой, а заодно и отъявленный плут вызывал у греков самые противоречивые чувства. Для жителей Коринфа он был мудрейшим и справедливейшим из героев, для жителей Аттики – грабителем с большой дороги, а для прочих – пройдохой, обманувшим немало людей и богов. И по-своему все были правы. Во всяком случае, личностью он был неординарной.
О детстве и юности Сизифа толком ничего не известно. На исторической сцене он появляется неожиданно, когда Медея, разругавшаяся с Ясоном, непонятно за что подарила Сизифу приморский городок Эфиру, расположенный возле перешейка Истм, разделявшего Пелопоннес и Аттику.
Впрочем, мы можем без особого труда определить, какого рода услуги Сизиф оказывал Медее. Судя по его дальнейшим «подвигам», он отличался большой осведомлённостью и был в курсе всех интриг и сплетен. Живи он в наше время, быть бы ему руководителем сыскного агентства или информационного бюро. Свои знания Сизиф успешно конвертировал в материальные приобретения, и Эфиру он, скорее всего, получил в награду за доказательства супружеской неверности Ясона.
Сизиф оказался на редкость успешным правителем. Эфиру он переименовал в Коринф, который стал быстро развиваться благодаря торговле и туризму. Одним из первых Сизиф сообразил, что для развития города нужно всеми силами способствовать притоку приезжих. Когда в море утонул его юный племянник Меликерт, Сизиф организовал в его память Истмийские игры, которые по популярности уступали только Олимпийским. На это мероприятие съезжались толпы зевак со всей Эллады, которые основательно пополняли городской бюджет. Со временем Коринф превратился в крупнейший торговый центр, противостоящий Афинам, которые примерно в те же времена основал Тезей на месте городка паломников вокруг древнего жертвенника Афине.
Однако государственное управление было не единственным занятием Сизифа. Экономическая ситуация в те времена была сложной, поскольку египтяне и пунийцы не давали грекам заниматься морской торговлей и закрыли для них свои порты (многие из греческих купцов параллельно занимались пиратством). Всем приходилось как-то крутиться, и Сизиф, подобно многим другим правителям, подрабатывал грабежом соседних территорий, а именно Аттики, которая была под боком. Ограбив и убив путников, он всегда оставлял на месте свой фирменный знак – придавливал трупы большим камнем. Из-за этого слава его в Аттике была самого дурного свойства.
Ещё одним источником дохода для Сизифа было животноводство. Его стадо коров было крупнейшим во всём Пелопоннесе. Из-за коров, собственно, и произошёл конфликт между Сизифом и другим знаменитым плутом Автоликом. Как-то Сизиф заметил, что стадо его начало стремительно редеть, а у Автолика коров порядком прибавилось. По преданию, Автолик получил от своего отца Гермеса способность менять вид живых существ, к примеру, превращать коров в коз, самому делаться невидимым и делать невидимым всё, что он захочет. Естественно, что удержаться от воровства, имея такие способности, было непросто. Впрочем, Автолик не был банальным воришкой. Это был могучий воин, непобедимый в бою, обучавший борьбе самого Геракла, поэтому ссориться с ним было, по меньшей мере, неразумно.
Но Сизиф не спасовал перед трудностями. На нижней стороне копыт каждой коровы он вырезал букву «С», означавшую, что корова принадлежит ему. Когда в очередной раз часть коров пропала, на дороге остались чёткие отпечатки копыт с буквой «С», которые вели прямиком во владения Автолика. Призвав на помощь толпу соседей, Сизиф отправился к Автолику и устроил ему грандиозный скандал. Пока на скотном дворе бушевали страсти, сам Сизиф прокрался в дом Автолика и под шумок соблазнил его дочь Антиклею. Вскоре после этого Антиклея сочеталась браком с Лаэртом и родила ему сына Одиссея. Когда нам рассказывают, что Одиссей родился недоношенным, то это большое преувеличение, просто срок беременности считали не от той даты. Как видим, Сизифа лучше было не обижать, поскольку мстил он очень изощрённо.
Ещё круче он обошёлся со своим братом Салмонеем, который после смерти их отца Эола занял фессалийский трон. Сизифу это очень не понравилось, поскольку он сам был не прочь стать царём Фессалии. Способ мести он выбрал своеобразный – соблазнил дочь Салмонея, свою племянницу, прекрасную Тиро, которая родила ему двух сыновей. Затем он заявил ей, что по предсказанию оракула, сыновья Тиро убьют Салмонея. Несчастная женщина чтобы спасти отца убила своих собственных детей. Тогда Сизиф предстал перед фессалийцами как поборник нравственности и защитник закона. Он обвинил племянницу в детоубийстве, а затем изгнал из Фессалии и Тиро и самого Салмонея и захватил силой отцовский трон.
Как видим, особо добродетельным этот герой никогда не был. Однако Сизиф умудрился нажить себе недоброжелателей не только среди людей, но и среди богов. Как повествует предание, Зевсу приглянулась симпатичная нимфа по имени Эгина, дочь речного бога Асопа. Надо сказать, что Громовержец, будучи примерным семьянином, предпочитал обделывать свои делишки без лишнего шума. Зевс выкрал Эгину и спрятал её на острове Энона (который потом в её честь переименовали в Эгину), где она впоследствии родила Эака, знаменитого героя, деда Ахилла, отца Пелея и Теламона.
Асоп долго искал свою пропавшую дочь и, в конце концов, обратился за помощью к всезнающему Сизифу. Никто из людей в здравом уме не стал бы вмешиваться в конфликт богов, но только не Сизиф. Он как раз занимался строительством крепостных стен вкруг Коринфа, и его беспокоило отсутствие непересыхающего источника питьевой воды, без которого от крепости проку не много. Асоп пошёл ему навстречу и создал источник вкуснейшей воды в центре города, который коринфяне и поныне гордо демонстрируют туристам. Взамен Сизиф рассказал речному богу, кто похитил его дочь и где она находится.
Скандал получился на славу. Разгневанный Асоп напал на Зевса и чуть не прикончил его. Застигнутому врасплох Зевсу пришлось бежать, отстреливаясь молниями. Когда он еле живой вернулся на Олимп, то вдобавок получил головомойку от своей разгневанной супруги Геры. Над этой историей олимпийские боги втихомолку посмеивались ещё долгие годы. Когда Зевс выяснил источник утечки информации, ярости его не было предела. Он приказал Танатосу, богу смерти низвергнуть Сизифа в царство мёртвых и подвергнуть его самым жестоким мучениям. Однако Танатос с заданием не справился.
Ловкач Сизиф успел подготовиться к визиту бога смерти. Встретив Танатоса, как самого почётного гостя, он устроил в честь него пир и рассказал ему кучу самых свежих сплетен. Когда гость немного расслабился, Сизиф похвастался колодками необычной конструкции и в процессе демонстрации их устройства быстро заковал незадачливого бога. На несколько дней все смерти на земле прекратились. Даже разрубленные пополам воины продолжали жить. Тогда уже не выдержал этого издевательства бог войны Арес. Он лично прибыл в Коринф, освободил Танатоса, и без лишних церемоний доставил Сизифа прямиком в царство мёртвых.
На этом, однако, эта история не закончилась. Подученная мужем, жена Сизифа Меропа оставила его тело без погребения. Поскольку священный обычай был дерзко нарушен, возмущённый Сизиф обратился к Аиду и Персефоне с просьбой отпустить его в мир живых на три дня, чтобы он мог позаботиться о собственных похоронах, а заодно и примерно наказать жену. Боги царства мёртвых, растроганные его благородным негодованием, пошли ему навстречу. Однако, вернувшись в мир живых, Сизиф даже и не подумал выполнять своё обещание.
После воскрешения он прожил ещё много лет, пока вовремя очередного набега на Аттику его окончательно не прикончил Тезей. Впрочем, говорят так же, что за его душой явился отец Автолика, небесный покровитель воров и плутов Гермес, который и вернул беглеца обратно в Аид. На этот раз боги были безжалостны. Отныне и до конца времён Сизифу было предназначено вкатывать на высокую гору огромный камень, который возле самой вершины срывался вниз. И это наказание полно глубокого символизма, актуального не только для древних греков, но и для нас. Ведь тяжёлый и бессмысленный труд, на который был обречён Сизиф, многие люди выполняют добровольно в силу привычки и страха перед переменами. Мы жалуемся на жизнь, но упорно продолжаем катить в гору свои бесполезные камни. И выходит так, что привычка оказывается ничем не лучше, чем проклятие богов.
Прошли столетия, и в сознании людей образ Сизифа постепенно трансформировался – он стал вызывать не презрение, а сочувствие. Ведь Сизиф был не просто заурядный злодей, но человек, который не побоялся разоблачить Зевса, водил за нос богов и героев и построил прекрасный город. Многие ли из смертных могут похвастаться тем же? Его потомки Главк, Орнитион, Фок стали героями и оставили свой яркий след в истории Эллады. Могила Сизифа, находившаяся в тайном месте неподалёку от Коринфа, со временем стала считаться священной. Его грехи позабылись, а среди греческой аристократии стало престижным иметь Сизифа в ряду легендарных предков. Тяжёлая кара перестала восприниматься как заслуженное наказание, а стала символом мстительности и злопамятности богов. Что ж, хитрейший из греков, Сизиф и после смерти умудрился улучшить свой имидж. Ходят слухи, что ныне его мучения окончены, он прощён, и стал небесным покровителем всех журналистов, пиарщиков и политтехнологов.
Как бы ни был хитроумен Одиссей, но до Сизифа ему было далеко. Этот легендарный герой, а заодно и отъявленный плут вызывал у греков самые противоречивые чувства. Для жителей Коринфа он был мудрейшим и справедливейшим из героев, для жителей Аттики – грабителем с большой дороги, а для прочих – пройдохой, обманувшим немало людей и богов. И по-своему все были правы. Во всяком случае, личностью он был неординарной.
О детстве и юности Сизифа толком ничего не известно. На исторической сцене он появляется неожиданно, когда Медея, разругавшаяся с Ясоном, непонятно за что подарила Сизифу приморский городок Эфиру, расположенный возле перешейка Истм, разделявшего Пелопоннес и Аттику.
Впрочем, мы можем без особого труда определить, какого рода услуги Сизиф оказывал Медее. Судя по его дальнейшим «подвигам», он отличался большой осведомлённостью и был в курсе всех интриг и сплетен. Живи он в наше время, быть бы ему руководителем сыскного агентства или информационного бюро. Свои знания Сизиф успешно конвертировал в материальные приобретения, и Эфиру он, скорее всего, получил в награду за доказательства супружеской неверности Ясона.
Сизиф оказался на редкость успешным правителем. Эфиру он переименовал в Коринф, который стал быстро развиваться благодаря торговле и туризму. Одним из первых Сизиф сообразил, что для развития города нужно всеми силами способствовать притоку приезжих. Когда в море утонул его юный племянник Меликерт, Сизиф организовал в его память Истмийские игры, которые по популярности уступали только Олимпийским. На это мероприятие съезжались толпы зевак со всей Эллады, которые основательно пополняли городской бюджет. Со временем Коринф превратился в крупнейший торговый центр, противостоящий Афинам, которые примерно в те же времена основал Тезей на месте городка паломников вокруг древнего жертвенника Афине.
Однако государственное управление было не единственным занятием Сизифа. Экономическая ситуация в те времена была сложной, поскольку египтяне и пунийцы не давали грекам заниматься морской торговлей и закрыли для них свои порты (многие из греческих купцов параллельно занимались пиратством). Всем приходилось как-то крутиться, и Сизиф, подобно многим другим правителям, подрабатывал грабежом соседних территорий, а именно Аттики, которая была под боком. Ограбив и убив путников, он всегда оставлял на месте свой фирменный знак – придавливал трупы большим камнем. Из-за этого слава его в Аттике была самого дурного свойства.
Ещё одним источником дохода для Сизифа было животноводство. Его стадо коров было крупнейшим во всём Пелопоннесе. Из-за коров, собственно, и произошёл конфликт между Сизифом и другим знаменитым плутом Автоликом. Как-то Сизиф заметил, что стадо его начало стремительно редеть, а у Автолика коров порядком прибавилось. По преданию, Автолик получил от своего отца Гермеса способность менять вид живых существ, к примеру, превращать коров в коз, самому делаться невидимым и делать невидимым всё, что он захочет. Естественно, что удержаться от воровства, имея такие способности, было непросто. Впрочем, Автолик не был банальным воришкой. Это был могучий воин, непобедимый в бою, обучавший борьбе самого Геракла, поэтому ссориться с ним было, по меньшей мере, неразумно.
Но Сизиф не спасовал перед трудностями. На нижней стороне копыт каждой коровы он вырезал букву «С», означавшую, что корова принадлежит ему. Когда в очередной раз часть коров пропала, на дороге остались чёткие отпечатки копыт с буквой «С», которые вели прямиком во владения Автолика. Призвав на помощь толпу соседей, Сизиф отправился к Автолику и устроил ему грандиозный скандал. Пока на скотном дворе бушевали страсти, сам Сизиф прокрался в дом Автолика и под шумок соблазнил его дочь Антиклею. Вскоре после этого Антиклея сочеталась браком с Лаэртом и родила ему сына Одиссея. Когда нам рассказывают, что Одиссей родился недоношенным, то это большое преувеличение, просто срок беременности считали не от той даты. Как видим, Сизифа лучше было не обижать, поскольку мстил он очень изощрённо.
Ещё круче он обошёлся со своим братом Салмонеем, который после смерти их отца Эола занял фессалийский трон. Сизифу это очень не понравилось, поскольку он сам был не прочь стать царём Фессалии. Способ мести он выбрал своеобразный – соблазнил дочь Салмонея, свою племянницу, прекрасную Тиро, которая родила ему двух сыновей. Затем он заявил ей, что по предсказанию оракула, сыновья Тиро убьют Салмонея. Несчастная женщина чтобы спасти отца убила своих собственных детей. Тогда Сизиф предстал перед фессалийцами как поборник нравственности и защитник закона. Он обвинил племянницу в детоубийстве, а затем изгнал из Фессалии и Тиро и самого Салмонея и захватил силой отцовский трон.
Как видим, особо добродетельным этот герой никогда не был. Однако Сизиф умудрился нажить себе недоброжелателей не только среди людей, но и среди богов. Как повествует предание, Зевсу приглянулась симпатичная нимфа по имени Эгина, дочь речного бога Асопа. Надо сказать, что Громовержец, будучи примерным семьянином, предпочитал обделывать свои делишки без лишнего шума. Зевс выкрал Эгину и спрятал её на острове Энона (который потом в её честь переименовали в Эгину), где она впоследствии родила Эака, знаменитого героя, деда Ахилла, отца Пелея и Теламона.
Асоп долго искал свою пропавшую дочь и, в конце концов, обратился за помощью к всезнающему Сизифу. Никто из людей в здравом уме не стал бы вмешиваться в конфликт богов, но только не Сизиф. Он как раз занимался строительством крепостных стен вкруг Коринфа, и его беспокоило отсутствие непересыхающего источника питьевой воды, без которого от крепости проку не много. Асоп пошёл ему навстречу и создал источник вкуснейшей воды в центре города, который коринфяне и поныне гордо демонстрируют туристам. Взамен Сизиф рассказал речному богу, кто похитил его дочь и где она находится.
Скандал получился на славу. Разгневанный Асоп напал на Зевса и чуть не прикончил его. Застигнутому врасплох Зевсу пришлось бежать, отстреливаясь молниями. Когда он еле живой вернулся на Олимп, то вдобавок получил головомойку от своей разгневанной супруги Геры. Над этой историей олимпийские боги втихомолку посмеивались ещё долгие годы. Когда Зевс выяснил источник утечки информации, ярости его не было предела. Он приказал Танатосу, богу смерти низвергнуть Сизифа в царство мёртвых и подвергнуть его самым жестоким мучениям. Однако Танатос с заданием не справился.
Ловкач Сизиф успел подготовиться к визиту бога смерти. Встретив Танатоса, как самого почётного гостя, он устроил в честь него пир и рассказал ему кучу самых свежих сплетен. Когда гость немного расслабился, Сизиф похвастался колодками необычной конструкции и в процессе демонстрации их устройства быстро заковал незадачливого бога. На несколько дней все смерти на земле прекратились. Даже разрубленные пополам воины продолжали жить. Тогда уже не выдержал этого издевательства бог войны Арес. Он лично прибыл в Коринф, освободил Танатоса, и без лишних церемоний доставил Сизифа прямиком в царство мёртвых.
На этом, однако, эта история не закончилась. Подученная мужем, жена Сизифа Меропа оставила его тело без погребения. Поскольку священный обычай был дерзко нарушен, возмущённый Сизиф обратился к Аиду и Персефоне с просьбой отпустить его в мир живых на три дня, чтобы он мог позаботиться о собственных похоронах, а заодно и примерно наказать жену. Боги царства мёртвых, растроганные его благородным негодованием, пошли ему навстречу. Однако, вернувшись в мир живых, Сизиф даже и не подумал выполнять своё обещание.
После воскрешения он прожил ещё много лет, пока вовремя очередного набега на Аттику его окончательно не прикончил Тезей. Впрочем, говорят так же, что за его душой явился отец Автолика, небесный покровитель воров и плутов Гермес, который и вернул беглеца обратно в Аид. На этот раз боги были безжалостны. Отныне и до конца времён Сизифу было предназначено вкатывать на высокую гору огромный камень, который возле самой вершины срывался вниз. И это наказание полно глубокого символизма, актуального не только для древних греков, но и для нас. Ведь тяжёлый и бессмысленный труд, на который был обречён Сизиф, многие люди выполняют добровольно в силу привычки и страха перед переменами. Мы жалуемся на жизнь, но упорно продолжаем катить в гору свои бесполезные камни. И выходит так, что привычка оказывается ничем не лучше, чем проклятие богов.
Прошли столетия, и в сознании людей образ Сизифа постепенно трансформировался – он стал вызывать не презрение, а сочувствие. Ведь Сизиф был не просто заурядный злодей, но человек, который не побоялся разоблачить Зевса, водил за нос богов и героев и построил прекрасный город. Многие ли из смертных могут похвастаться тем же? Его потомки Главк, Орнитион, Фок стали героями и оставили свой яркий след в истории Эллады. Могила Сизифа, находившаяся в тайном месте неподалёку от Коринфа, со временем стала считаться священной. Его грехи позабылись, а среди греческой аристократии стало престижным иметь Сизифа в ряду легендарных предков. Тяжёлая кара перестала восприниматься как заслуженное наказание, а стала символом мстительности и злопамятности богов. Что ж, хитрейший из греков, Сизиф и после смерти умудрился улучшить свой имидж. Ходят слухи, что ныне его мучения окончены, он прощён, и стал небесным покровителем всех журналистов, пиарщиков и политтехнологов.
Комментариев пока нет