Амазонки: вымысел или реальность ?
Я вот почему то раньше думал, что АМАЗОНКИ жили где то на берегах реки Амазонка, бегали там в джунглях и всех побеждали. Конечно же я тогда не задумывался, откуда они там в принципе взялись и почему именно на берегах АМАЗОНКИ. Давайте если кто еще не в курсе постараемся раскрыть эту тему подробнее…
Многие века легенды о женщинах-амазонках волнуют людей образованных, как мужчин, так и женщин. С течением времени легенды эти наполнились всякими вымыслами, были сильно приукрашены, а амазонки стали героинями многих художественных и литературных произведений, в том числе – фантастических. Для женщин это символ – символ женской независимости, образец для подражания, иногда в буквальном смысле, а для мужчин – образец красоты и привлекательности.
Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Видимо, зарождавшийся античный мир, созданный и расширяемый древними греками, сначала соприкоснулся, а затем и столкнулся с уходящим миром матриархата, где правили женщины. И этот мир поразил древних греков настолько, что отразился в их мифологии, легендах и сказаниях.
По одной из версий «Амазонка» происходит от иранского слова «ha-mazan» – женщина-воин. А по другой слово «амазонка» произошло от слов «а» и «мазон», что означает «без груди», вроде бы происходит от названия обычая прижигать в раннем возрасте правую грудь и тем самым останавливать ее развитие, чтобы было удобнее натягивать тетиву лука, овладевать оружием… Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.
Еще в 1928 году советские ученые сделали сенсационное открытие во время раскопок в местечке Земо Ахвала на побережье Черного моря, то есть в области предполагаемого расселения амазонок. Они раскопали доисторическое захоронение, в котором был погребен «князь» в полных доспехах и во всеоружии; здесь же лежал и двойной топор. Однако детальное изучение скелета показало, что это… останки женщины. Кто была она? Царица амазонок?
В 1971 году, на этот раз на Украине, было найдено захоронение женщины, погребенной с царскими почестями. Рядом с ней лежал скелет девочки, столь же роскошно украшенный. Вместе с ними в могилу положили оружие и золотые сокровища, а также двух мужчин, умерших, как выяснили ученые, «неестественной смертью».
Может быть, здесь лежала царица амазонок с убитыми в честь нее рабами? В 1993–1997 годах во время раскопок близ местечка Покровка в Казахстане были найдены могилы других «воительниц». Рядом с женскими скелетами лежали дары: наконечники стрел и кинжалы. Очевидно, женщины этого кочевого племени умели постоять за себя в бою. Возраст захоронения – две с половиной тысячи лет. Кто это? Тоже амазонки?
География подобных находок гораздо шире, поскольку есть данные о том, что амазонки могли быть и в Индии, и в Малайзии, и даже возле Балтийского моря. И вот совсем недавно английские ученые установили, что некие амазонки сражались за римлян на территории современной Великобритании. Останки двух воительниц амазонок, служивших в римской армии в Британии, были обнаружены в захоронении в Бруэме, графство Камбрия.
Предполагают, что женщины пришли сюда из Дунайского региона Восточной Европы – именно там, как утверждали древние греки, обитали ужасные женщины воительницы. Женщины этого племени амазонок, которое предположительно вымерло между 220 и 300 годом н.э., были сожжены на погребальных кострах вместе со своими лошадьми и военной амуницией. Очень может быть, что эти амазонки находились в составе нумерий – нерегулярных войск римской армии, прикрепленных к легионам, служившим в Британии. Другие находки свидетельствуют, что их подразделение пришло из дунайских провинций Норикум, Паннония и Иллирия, теперь являющихся частями Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.
На месте захоронения в Бруэме находились укрепление и гражданское поселение, и анализ останков более чем 180 человек показал, что здесь погребали пепел мертвых. Вместе с останками одной из женщин обнаружили сожженные останки животных. Были найдены еще костяные пластинки, которые использовали для украшения шкатулок, а также детали ножен меча и глиняной посуды. Все это указывает на то, что женщина обладала высоким статусом; ее возраст оценивается от 20 до 40 лет. В могиле другой женщины, чей возраст составляет от 21 до 45, обнаружили серебряную чашу, ножны и костяные украшения. Так значит, были на свете женщины воины?
В древние времена греки считали, что амазонки, поклонявшиеся богине Артемиде, произошли от бога войны Ареса (Марса) и его собственной дочери Гармонии, что обитали эти племена на реке Фермодонт у города Фемискира в Малой Азии. В весенний период, в течение двух месяцев, амазонки вступали в браки с чужеземцами или мужчинами, жившими по соседству, для продолжения рода. Девочек оставляли у себя, а мальчиков либо убивали, либо отдавали отцам. По словам греческого историка Геродота, «ни одна девушка не должна познать мужчину, пока не убьет врага». Ну а слово «амазонка» произошло от слов «а» и «мазон», что означает «без груди», вроде бы происходит от названия обычая прижигать в раннем возрасте правую грудь и тем самым останавливать ее развитие, чтобы было удобнее натягивать тетиву лука, овладевать оружием…
Так где же обитали «женщины без груди»? Многие исследователи считают, что в мифах содержится часть исторически ценной информации, и указывают: на севере Турции, в районе современной реки Терме Чай. Что именно это та легендарная река Фермодонт, в устье которой находилась страна амазонок, откуда они пришли на помощь троянцам. А до Троянской войны амазонки переселились к реке Фермодонт с Кавказских гор.
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что женщины-амазонки жили на границах обитаемого мира (то есть за пределами известных эллинам территорий). По его словам, женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. И когда рождались дети, заботиться о них поручали мужчинам. Легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.
В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов.
Греческий историк Геродот писал: «что греки сражались с амазонками /племя сражающихся женщин, прозванное так скифами/, которые потерпели поражение и рассеялись в разных направлениях. Оставшихся в живых греки взяли в плен и забрали с собой на трех больших кораблях. На море женщины восстали против своих поработителей и всех перебили, но, не зная правил навигации, были вынуждены доверить суда воле ветра».
«Суда их швыряло из стороны в сторону, пока не прибило к Кремнезу на берегу Азовского моря недалеко от страны вольных скифов».
«Когда эти женщины высадились в Скифии, они проникли в страну, захватили лошадей и стали совершать набеги и грабить население. Этим они вызвали гнев скифов, которые не понимали их сначала, так как не знали их языка, и не знали, кто они. Скифы принимали их за молодых мужчин, вторгшихся в страну с целью захвата. Поэтому скифы на их агрессивные действия ответили тем же, и между двумя сторонами разгорелась битва, в результате которой многие были убиты».
Когда битва закончилась, скифы поняли, что их противниками были женщины, и решили не убивать их даже в целях самозащиты. Потом они выбрали среди своих лучших юношей столько человек, сколько было сражающихся женщин, и попросили их разбить палатки у лагеря амазонок и не причинять им вреда, а также как можно теснее сблизиться с ними. Они хотели воспитать детей от таких храбрых женщин».
«Молодые люди из Скифии послушались совета старших, и когда женщины почувствовали, что у юношей нет враждебных намерений, они подошли близко к лагерю. И тогда молодым людям удалось завоевать и покорить их. Скифы и амазонки объединились и в конце концов стали одним народом. Скифы, однако, не могли выучить язык амазонок. Но последние научились скифскому языку, и когда они смогли изъясняться друг с другом, молодые люди сказали так: «У нас есть родители и родственники, мы обладаем громадными богатствами, но теперь мы должны жить по-иному. Будет лучше, если мы останемся со своим скифским народом. Нам не нужны другие женщины».
«Амазонки же отвечали следующее: «Мы не сможем жить рядом с женщинами вашей страны, ибо их образ жизни отличается от того, к чему мы привыкли. Мы стреляем из лука, ездим верхом и совершаем набеги. Мы не научены обязанностям обычных женщин, которые заняты домашней работой. Если вы хотите, чтобы мы оставались вашими женами, вам придется пойти к своим родителям и вернуться со своей долей богатства. Если вы это сделаете, мы будем навеки вашими женами».
«Эти слова убедили молодых людей. Они отправились к родителям и родственникам и вернулись к амазонкам со своей долей богатства. Тогда амазонки сказали: «После того, как мы разлучили вас с родителями и родственниками и нанесли им ущерб, мы не можем оставаться здесь, так как боимся последствий. Мы должны переселиться отсюда и поселиться за Таном /река Дон/».
«Скифы согласились и ушли из родной страны. Они пересекли реку Дон и двигались на восток три полных дня, пока не пришли на землю, где они живут и сейчас».
«Многие сарматские женщины и сейчас придерживаются своих старых обычаев, ездят верхом и выходят на охоту либо одни, либо с мужьями. Многие из них сопровождают мужей в войнах, а одежда их ничем не отличается от одежды мужчин».
Вот что поведал Геродот. Теперь прочтем, что писали другие древние историки об этих воинственных женщинах, которые вышли замуж за скифских юношей и положили начало роду сарматов.
Гиппократ писал: «Племя скифов живет вокруг озера Меот /Азовское море/. Они решительно отличаются от соседних племен. Их зовут сарматами. Их молодые женщины ездят верхом, носят лук и стрелы и до замужества принимают участие в войнах. Никто из них не имеет права выйти замуж до тех пор, пока не убьет трех врагов. С самых ранних времен эти женщины имели обыкновение с помощью специальных оловянных инструментов выжигать правую грудь у своих маленьких дочерей, чтобы облегчить им ношение меча и других видов оружия».
Эфор считает, что меоты и сарматы были одним народом, и что амазонки после Фармадонской битвы смешались с сарматами, которых стали называть «те, которыми правят женщины». Позже они жили на равнинах Кабарды, Кумы и реки Мармедалис /Терек/, которая отделяла их от легов, которые были не кем иным, как лезгинами или дагестанцами.
По сути, в рассказе Геродота нет ничего, что могло бы показаться выдуманным или невероятным, хотя возможность существования амазонок в течение длительного времени как племени без мужчин кажется сомнительной. Истории известны и другие подобные случаи. Так, например, мы узнаем, что мужчины Караибии говорили на языке, отличном от языка их жен. Так получилось в результате того, что это племя воевало с другим племенем, жившим на островах, и одержало победу. Караибы убили всех мужчин и забрали себе их жен. Подобные же вещи случались среди некоторых азиатских племен, которые живут на севере этого континента, и среди древних американских племен. Можно еще добавить, что и сейчас среди кавказских народов женский героизм — нередкое явление.
Рейнеггс был первым, кто записал историю амазонок у черкесов. Рассказы о них передаются народами Кавказа из поколения в поколение. Приведенный выше рассказ передавался старшими черкесами устно, и не исключено, что он претерпел некоторые изменения и искажения в течение долгих веков и многих поколений. Он имеет непосредственное отношение к их первой миграции из родных мест. Они говорят: «Когда наши предки жили на берегах Черного моря, им приходилось сражаться с эмматч, племенем женщин, проживавшим в тех горных местах, где сейчас живут сваны и черкесы. Они также захватили и соседние равнины до самого Ахло-Кабак».
«Эти женщины отказывались подчиняться приказам мужчин или даже общаться с ними. Они выходили на битвы. Между нами и ними шли бесконечные войны; победа доставалась то нам, то им. Однажды, когда мы готовились к решающей битве, мудрая принцесса племени эмматч, которой приписывали дар предвидения, вдруг вышла из своей палатки и попросила встречи с князем и предводителем черкесов Тулмой, который тоже отличался незаурядными умственными способностями. Воины разбили белую палатку между лагерями враждующих сторон, и два предводителя встретились там для переговоров. Спустя несколько часов принцесса вышла и обратилась к своей армии, сказав, что все улажено, и так как доводы Гулмы были сильнее и убедительнее ее собственных, она согласилась выйти за него замуж. Она добавила, что по их плану вражда должна угаснуть и уступить место дружбе, затем она приказала двум армиям последовать примеру своих предводителей».
«Приказ был исполнен, и вскоре ненависть и вражда уступили место любви. Черкесские воины женились на воинственных женщинах, и все разошлись по землям, на которых живут и сейчас».
После Рейнеггса граф Потоцкий слышал ту же историческую легенду о сражающихся женщинах, с незначительными отклонениями в подробностях, от ссыльных черкесов.
Что касается названия «Фермадон», оно, вероятно, пришло из языка амазонок, которые говорили на языке сарматов, от которых ведут свое начало современные осетины, так как хорошо известно, что последний слог этого слова /т.е. «дон»/ означает на языке сарматов и осетин «вода» или «река».
Еще есть такая легенда, что скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ – савроматы, говоривший на искажённом скифском языке. Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.
История появления амазонок под стенами Афин связана с именем древнегреческого героя Тезея (Тесея). Историю эту рассказал Плутарх. В одном из своих путешествий по Понту Авксинскому (Черному морю) Тезей приплыл к берегу страны амазонок и высадился там, где был встречен весьма гостеприимно. За это гостеприимство он отплатил черной неблагодарностью, влюбившись в царицу амазонок Антиопу и увезя её на своем корабле в Афины. Для освобождения своей царицы амазонки по суше отправились в Афины и осадили город. Осада длилась 4 месяца и закончилась битвой у стен Акрополя, впрочем, безрезультатной для обеих сторон. Поэтому было заключено перемирие, и амазонки ушли к себе. Антиопу они не освободили, поскольку она сражалась на стороне греков и пала в бою. Вот такие дела творились в древности: за что бились – непонятно.
Оказывается, легенда эта возникла не на пустом месте. Сарматские женщины действительно воевали наряду с мужчинами. Свидетельством тому служат находки археологов, которые нередко обнаруживают в погребениях женщин сарматок боевое оружие. Естественно, что два столь воинственных народа нередко воевали. На пограничных территориях постоянно возникали вооруженные стычки, легкие отряды совершали стремительные рейды на чужие территории, угоняя скот и уводя рабов. Но войны не могли длиться вечно. Временами разногласия утихали, тогда скифы и сарматы торговали или совершали совместные военные походы в другие страны. Объединялись они и чтобы отразить нападения опасных внешних врагов. Так, сарматы прислали в помощь скифам свои армии, в которых находись женщины, когда к границам Скифии подошла персидская армия царя Дария.
По утверждениям древнегреческих историков, Гомер, являвшийся одним из основных средств массовой информации в свое время, сочинил не только «Илиаду» и «Одиссею», но еще и поэму «Страна Амазония», которая, однако, в отличие от «Илиады» с «Одиссеей», прославляющих подвиги героев мужчин и дошедших до нас в поразительной целости, несмотря на их непомерный объем, почему то вообще не сохранилась. Правда, ни единой строчки ни при каких раскопках найдено не было.
Что касается вопроса происхождения слова «амазонка» и отсутствующей правой груди, то, как отмечает еще дореволюционная энциклопедия Брокгауза и Эфрона, абсолютно на всех дошедших до нас изображениях – статуи, рельефы, картины и прочее – у амазонок «идеально красивые фигуры с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами». Вообще, Гомер довольно сухо отзывался об амазонках. В сказании об аргонавтах они вообще изображены в виде отвратительных фурий. Однако в сообщениях более поздних авторов их образ становится все привлекательнее, в то время как сами они, отогнанные молвой то в Ливию, то в Меотиду – на Азовское море, уже напоминают былинных богатырей или сказочных фей…
Согласно Геродоту после Троянской войны амазонки удалились на восток и вновь смешались со скифами. Так возник народ сарматов, где пришлые амазонки были равноправны с мужчинами. О местных же жительницах эти воинственные гостьи отзывались так: «Мы с вашими женщинами жить не можем, ибо у нас не одинаковые с ними обычаи. Мы занимаемся луком, стрелами, лошадьми, а женским работам не учились; у вас же ничего сказанного женщины не делают, а делают работы женские, сидя в своих повозках».
Примечательно, что говоря об амазонках, античные авторы неизменно подчеркивают их беспримерную отвагу и военную доблесть. В Римской империи высшей похвалой для воина считалось сказать ему, что он «сражался как амазонка». Если верить римскому историку Диону Кассию, когда полубезумный император Коммод во II веке нашей эры выступал на арене Колизея в роли гладиатора, сражаясь то со зверями, то с людьми, сенаторы, а с ними и все остальные зрители, обязаны были приветствовать его криками: «Ты – властелин мира! В славе своей подобен ты амазонкам!»
Да, женщины воительницы были достойны таких восторгов. Их хладнокровие вошло в легенду: преследуемые врагами, они без промаха поражали их из лука, полуобернувшись в седле. Особенно же ловко они умели обращаться с двойным топором. Это острое, как бритва, оружие, а также легкий щит в форме полумесяца стали неизменными атрибутами амазонок на любых изображениях. Но не только греки и римляне говорили об амазонках. Рассказы о сражениях с племенами воинственных женщин известны, например, из древнекитайской и египетской истории. Амазонки не были забыты, но уже в первом веке до новой эры появляются первые сомнения в их реальном существовании. Историк и географ Страбон собрал много рассказов об амазонках, но, сопоставив их, назвал досужими выдумками.
«Со сказанием об амазонках произошло нечто странное. Дело в том, что во всех остальных сказаниях мифические и исторические элементы разграничены… Что же касается амазонок, то о них всегда – и раньше, и теперь – были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные».
Его мнение разделили последующие поколения историков. Кроме того, получается, что амазонки вдруг бесследно растворились на просторах истории. «Что касается теперешнего местопребывания амазонок, – подводил итоги Страбон, – то только немногие сообщают об этом лишь бездоказательные и неправдоподобные сведения». Так девы воительницы стали воистину легендарными существами. Их образы лишь расцвечивали подвиги древних героев, будоражили фантазию, – а заодно и пресекали любые прекословия женщин. По словам ритора Исократа, «сколь ни храбры были амазонки, но были побеждены мужчинами и лишились всего». Так или иначе, но истории «про амазонок» продолжали будоражить мужские умы. Знаменитый средневековый путешественник Марко Поло утверждал, что лично видел в Азии амазонок. Испанцы и португальцы сообщали о «государствах амазонок» в Южной Америке.
В свое время Колумб узнал от индейцев про некий остров, который населяли одни только женщины. Он хотел пленить нескольких из них, чтобы потом показать испанской королеве. Но завоевывать остров не пришлось. Когда корабли Колумба стали на якорь возле одного из островов и отправили на берег лодку с людьми, из близлежащего леса выбежало множество женщин в перьях и вооруженных луками. По их поведению было ясно, что они решили защищать родные места. Колумб назвал окрестности Виргинскими островами, то есть «островами Дев».
Один из знаменитых конкистадоров, Франсиско де Орельяна, открыл великую реку на южноамериканском континенте и первым из европейцев пересек его в самой широкой части. Летом 1542 года его отряд якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой. Сегодня считается, что это были либо индейские женщины, сражавшиеся рядом с мужчинами, либо испанцы просто приняли длинноволосых индейцев за женщин. Кстати, открытую им реку Орельяна хотел назвать своим именем, но прижилось другое – Амазонка, в честь тех самых воительниц, с которыми якобы сражались его воины…
Свое название амазонки («безгрудые») получили гораздо позже, окончательно оно утвердилось за ними в Южной Америке. Однажды испанцы вступили на территорию племени, которое, как оказалось, подчинялось амазонкам, и местные призвали амазонок на помощь. Амазонки бились против испанцев в первых рядах и проявили беспримерную храбрость и выдающееся воинское искусство. Взять в плен хотя бы одну из них, чтобы показать испанским Католическим Величествам, так и не удалось, как и завоевать страну. А страна эта получила название «Амазония» и река – «Амазонка». Название «Бразилия» появилось потом на основе старокельтских легенд о сказочном острове «О Бразил», острове счастья, населенном женщинами.
Упоминания об амазонках встречаются в легендах и мифах многих народов мира как отзвук древнего матриархата. В этих легендах и мифах амазонкам приписываются многие качества и свойства, большинство которых, впрочем, не нашло исторического подтверждения.
Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Видимо, зарождавшийся античный мир, созданный и расширяемый древними греками, сначала соприкоснулся, а затем и столкнулся с уходящим миром матриархата, где правили женщины. И этот мир поразил древних греков настолько, что отразился в их мифологии, легендах и сказаниях.
Франц фон Штук. Амазонка и Кентавр. 1901
По одной из версий «Амазонка» происходит от иранского слова «ha-mazan» – женщина-воин. А по другой слово «амазонка» произошло от слов «а» и «мазон», что означает «без груди», вроде бы происходит от названия обычая прижигать в раннем возрасте правую грудь и тем самым останавливать ее развитие, чтобы было удобнее натягивать тетиву лука, овладевать оружием… Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.
Еще в 1928 году советские ученые сделали сенсационное открытие во время раскопок в местечке Земо Ахвала на побережье Черного моря, то есть в области предполагаемого расселения амазонок. Они раскопали доисторическое захоронение, в котором был погребен «князь» в полных доспехах и во всеоружии; здесь же лежал и двойной топор. Однако детальное изучение скелета показало, что это… останки женщины. Кто была она? Царица амазонок?
В 1971 году, на этот раз на Украине, было найдено захоронение женщины, погребенной с царскими почестями. Рядом с ней лежал скелет девочки, столь же роскошно украшенный. Вместе с ними в могилу положили оружие и золотые сокровища, а также двух мужчин, умерших, как выяснили ученые, «неестественной смертью».
Может быть, здесь лежала царица амазонок с убитыми в честь нее рабами? В 1993–1997 годах во время раскопок близ местечка Покровка в Казахстане были найдены могилы других «воительниц». Рядом с женскими скелетами лежали дары: наконечники стрел и кинжалы. Очевидно, женщины этого кочевого племени умели постоять за себя в бою. Возраст захоронения – две с половиной тысячи лет. Кто это? Тоже амазонки?
География подобных находок гораздо шире, поскольку есть данные о том, что амазонки могли быть и в Индии, и в Малайзии, и даже возле Балтийского моря. И вот совсем недавно английские ученые установили, что некие амазонки сражались за римлян на территории современной Великобритании. Останки двух воительниц амазонок, служивших в римской армии в Британии, были обнаружены в захоронении в Бруэме, графство Камбрия.
Предполагают, что женщины пришли сюда из Дунайского региона Восточной Европы – именно там, как утверждали древние греки, обитали ужасные женщины воительницы. Женщины этого племени амазонок, которое предположительно вымерло между 220 и 300 годом н.э., были сожжены на погребальных кострах вместе со своими лошадьми и военной амуницией. Очень может быть, что эти амазонки находились в составе нумерий – нерегулярных войск римской армии, прикрепленных к легионам, служившим в Британии. Другие находки свидетельствуют, что их подразделение пришло из дунайских провинций Норикум, Паннония и Иллирия, теперь являющихся частями Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.
На месте захоронения в Бруэме находились укрепление и гражданское поселение, и анализ останков более чем 180 человек показал, что здесь погребали пепел мертвых. Вместе с останками одной из женщин обнаружили сожженные останки животных. Были найдены еще костяные пластинки, которые использовали для украшения шкатулок, а также детали ножен меча и глиняной посуды. Все это указывает на то, что женщина обладала высоким статусом; ее возраст оценивается от 20 до 40 лет. В могиле другой женщины, чей возраст составляет от 21 до 45, обнаружили серебряную чашу, ножны и костяные украшения. Так значит, были на свете женщины воины?
Две амазонки убивают мужчину-воина. Древняя мозаика
В древние времена греки считали, что амазонки, поклонявшиеся богине Артемиде, произошли от бога войны Ареса (Марса) и его собственной дочери Гармонии, что обитали эти племена на реке Фермодонт у города Фемискира в Малой Азии. В весенний период, в течение двух месяцев, амазонки вступали в браки с чужеземцами или мужчинами, жившими по соседству, для продолжения рода. Девочек оставляли у себя, а мальчиков либо убивали, либо отдавали отцам. По словам греческого историка Геродота, «ни одна девушка не должна познать мужчину, пока не убьет врага». Ну а слово «амазонка» произошло от слов «а» и «мазон», что означает «без груди», вроде бы происходит от названия обычая прижигать в раннем возрасте правую грудь и тем самым останавливать ее развитие, чтобы было удобнее натягивать тетиву лука, овладевать оружием…
Так где же обитали «женщины без груди»? Многие исследователи считают, что в мифах содержится часть исторически ценной информации, и указывают: на севере Турции, в районе современной реки Терме Чай. Что именно это та легендарная река Фермодонт, в устье которой находилась страна амазонок, откуда они пришли на помощь троянцам. А до Троянской войны амазонки переселились к реке Фермодонт с Кавказских гор.
Битва греков с амазонками. Рельеф на римском мраморном саркофаге
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что женщины-амазонки жили на границах обитаемого мира (то есть за пределами известных эллинам территорий). По его словам, женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. И когда рождались дети, заботиться о них поручали мужчинам. Легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.
В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов.
Греческий историк Геродот писал: «что греки сражались с амазонками /племя сражающихся женщин, прозванное так скифами/, которые потерпели поражение и рассеялись в разных направлениях. Оставшихся в живых греки взяли в плен и забрали с собой на трех больших кораблях. На море женщины восстали против своих поработителей и всех перебили, но, не зная правил навигации, были вынуждены доверить суда воле ветра».
«Суда их швыряло из стороны в сторону, пока не прибило к Кремнезу на берегу Азовского моря недалеко от страны вольных скифов».
«Когда эти женщины высадились в Скифии, они проникли в страну, захватили лошадей и стали совершать набеги и грабить население. Этим они вызвали гнев скифов, которые не понимали их сначала, так как не знали их языка, и не знали, кто они. Скифы принимали их за молодых мужчин, вторгшихся в страну с целью захвата. Поэтому скифы на их агрессивные действия ответили тем же, и между двумя сторонами разгорелась битва, в результате которой многие были убиты».
Амазономахия. Лувр
Когда битва закончилась, скифы поняли, что их противниками были женщины, и решили не убивать их даже в целях самозащиты. Потом они выбрали среди своих лучших юношей столько человек, сколько было сражающихся женщин, и попросили их разбить палатки у лагеря амазонок и не причинять им вреда, а также как можно теснее сблизиться с ними. Они хотели воспитать детей от таких храбрых женщин».
«Молодые люди из Скифии послушались совета старших, и когда женщины почувствовали, что у юношей нет враждебных намерений, они подошли близко к лагерю. И тогда молодым людям удалось завоевать и покорить их. Скифы и амазонки объединились и в конце концов стали одним народом. Скифы, однако, не могли выучить язык амазонок. Но последние научились скифскому языку, и когда они смогли изъясняться друг с другом, молодые люди сказали так: «У нас есть родители и родственники, мы обладаем громадными богатствами, но теперь мы должны жить по-иному. Будет лучше, если мы останемся со своим скифским народом. Нам не нужны другие женщины».
Амазонка в скифском костюме на краснофигурном античном сосуде
«Амазонки же отвечали следующее: «Мы не сможем жить рядом с женщинами вашей страны, ибо их образ жизни отличается от того, к чему мы привыкли. Мы стреляем из лука, ездим верхом и совершаем набеги. Мы не научены обязанностям обычных женщин, которые заняты домашней работой. Если вы хотите, чтобы мы оставались вашими женами, вам придется пойти к своим родителям и вернуться со своей долей богатства. Если вы это сделаете, мы будем навеки вашими женами».
«Эти слова убедили молодых людей. Они отправились к родителям и родственникам и вернулись к амазонкам со своей долей богатства. Тогда амазонки сказали: «После того, как мы разлучили вас с родителями и родственниками и нанесли им ущерб, мы не можем оставаться здесь, так как боимся последствий. Мы должны переселиться отсюда и поселиться за Таном /река Дон/».
«Скифы согласились и ушли из родной страны. Они пересекли реку Дон и двигались на восток три полных дня, пока не пришли на землю, где они живут и сейчас».
«Многие сарматские женщины и сейчас придерживаются своих старых обычаев, ездят верхом и выходят на охоту либо одни, либо с мужьями. Многие из них сопровождают мужей в войнах, а одежда их ничем не отличается от одежды мужчин».
Амазономахия на древнеримском саркофаге
Вот что поведал Геродот. Теперь прочтем, что писали другие древние историки об этих воинственных женщинах, которые вышли замуж за скифских юношей и положили начало роду сарматов.
Гиппократ писал: «Племя скифов живет вокруг озера Меот /Азовское море/. Они решительно отличаются от соседних племен. Их зовут сарматами. Их молодые женщины ездят верхом, носят лук и стрелы и до замужества принимают участие в войнах. Никто из них не имеет права выйти замуж до тех пор, пока не убьет трех врагов. С самых ранних времен эти женщины имели обыкновение с помощью специальных оловянных инструментов выжигать правую грудь у своих маленьких дочерей, чтобы облегчить им ношение меча и других видов оружия».
Есть такая версия …
Эфор считает, что меоты и сарматы были одним народом, и что амазонки после Фармадонской битвы смешались с сарматами, которых стали называть «те, которыми правят женщины». Позже они жили на равнинах Кабарды, Кумы и реки Мармедалис /Терек/, которая отделяла их от легов, которые были не кем иным, как лезгинами или дагестанцами.
По сути, в рассказе Геродота нет ничего, что могло бы показаться выдуманным или невероятным, хотя возможность существования амазонок в течение длительного времени как племени без мужчин кажется сомнительной. Истории известны и другие подобные случаи. Так, например, мы узнаем, что мужчины Караибии говорили на языке, отличном от языка их жен. Так получилось в результате того, что это племя воевало с другим племенем, жившим на островах, и одержало победу. Караибы убили всех мужчин и забрали себе их жен. Подобные же вещи случались среди некоторых азиатских племен, которые живут на севере этого континента, и среди древних американских племен. Можно еще добавить, что и сейчас среди кавказских народов женский героизм — нередкое явление.
Рейнеггс был первым, кто записал историю амазонок у черкесов. Рассказы о них передаются народами Кавказа из поколения в поколение. Приведенный выше рассказ передавался старшими черкесами устно, и не исключено, что он претерпел некоторые изменения и искажения в течение долгих веков и многих поколений. Он имеет непосредственное отношение к их первой миграции из родных мест. Они говорят: «Когда наши предки жили на берегах Черного моря, им приходилось сражаться с эмматч, племенем женщин, проживавшим в тех горных местах, где сейчас живут сваны и черкесы. Они также захватили и соседние равнины до самого Ахло-Кабак».
Франц фон Штук. Раненая амазонка
«Эти женщины отказывались подчиняться приказам мужчин или даже общаться с ними. Они выходили на битвы. Между нами и ними шли бесконечные войны; победа доставалась то нам, то им. Однажды, когда мы готовились к решающей битве, мудрая принцесса племени эмматч, которой приписывали дар предвидения, вдруг вышла из своей палатки и попросила встречи с князем и предводителем черкесов Тулмой, который тоже отличался незаурядными умственными способностями. Воины разбили белую палатку между лагерями враждующих сторон, и два предводителя встретились там для переговоров. Спустя несколько часов принцесса вышла и обратилась к своей армии, сказав, что все улажено, и так как доводы Гулмы были сильнее и убедительнее ее собственных, она согласилась выйти за него замуж. Она добавила, что по их плану вражда должна угаснуть и уступить место дружбе, затем она приказала двум армиям последовать примеру своих предводителей».
«Приказ был исполнен, и вскоре ненависть и вражда уступили место любви. Черкесские воины женились на воинственных женщинах, и все разошлись по землям, на которых живут и сейчас».
После Рейнеггса граф Потоцкий слышал ту же историческую легенду о сражающихся женщинах, с незначительными отклонениями в подробностях, от ссыльных черкесов.
Что касается названия «Фермадон», оно, вероятно, пришло из языка амазонок, которые говорили на языке сарматов, от которых ведут свое начало современные осетины, так как хорошо известно, что последний слог этого слова /т.е. «дон»/ означает на языке сарматов и осетин «вода» или «река».
Амазонка с конем, с боевым двойным топором и в колпаке. Дом Орфея. Конец II — начало III в. н. э.
Вернемся к Скифам:
Еще есть такая легенда, что скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ – савроматы, говоривший на искажённом скифском языке. Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.
На карте 1770 года Амазония помещена севернее земель сарматов
История появления амазонок под стенами Афин связана с именем древнегреческого героя Тезея (Тесея). Историю эту рассказал Плутарх. В одном из своих путешествий по Понту Авксинскому (Черному морю) Тезей приплыл к берегу страны амазонок и высадился там, где был встречен весьма гостеприимно. За это гостеприимство он отплатил черной неблагодарностью, влюбившись в царицу амазонок Антиопу и увезя её на своем корабле в Афины. Для освобождения своей царицы амазонки по суше отправились в Афины и осадили город. Осада длилась 4 месяца и закончилась битвой у стен Акрополя, впрочем, безрезультатной для обеих сторон. Поэтому было заключено перемирие, и амазонки ушли к себе. Антиопу они не освободили, поскольку она сражалась на стороне греков и пала в бою. Вот такие дела творились в древности: за что бились – непонятно.
Геракл сражается с амазонками. Античный чернофигурный сосуд
Оказывается, легенда эта возникла не на пустом месте. Сарматские женщины действительно воевали наряду с мужчинами. Свидетельством тому служат находки археологов, которые нередко обнаруживают в погребениях женщин сарматок боевое оружие. Естественно, что два столь воинственных народа нередко воевали. На пограничных территориях постоянно возникали вооруженные стычки, легкие отряды совершали стремительные рейды на чужие территории, угоняя скот и уводя рабов. Но войны не могли длиться вечно. Временами разногласия утихали, тогда скифы и сарматы торговали или совершали совместные военные походы в другие страны. Объединялись они и чтобы отразить нападения опасных внешних врагов. Так, сарматы прислали в помощь скифам свои армии, в которых находись женщины, когда к границам Скифии подошла персидская армия царя Дария.
По утверждениям древнегреческих историков, Гомер, являвшийся одним из основных средств массовой информации в свое время, сочинил не только «Илиаду» и «Одиссею», но еще и поэму «Страна Амазония», которая, однако, в отличие от «Илиады» с «Одиссеей», прославляющих подвиги героев мужчин и дошедших до нас в поразительной целости, несмотря на их непомерный объем, почему то вообще не сохранилась. Правда, ни единой строчки ни при каких раскопках найдено не было.
Что касается вопроса происхождения слова «амазонка» и отсутствующей правой груди, то, как отмечает еще дореволюционная энциклопедия Брокгауза и Эфрона, абсолютно на всех дошедших до нас изображениях – статуи, рельефы, картины и прочее – у амазонок «идеально красивые фигуры с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами». Вообще, Гомер довольно сухо отзывался об амазонках. В сказании об аргонавтах они вообще изображены в виде отвратительных фурий. Однако в сообщениях более поздних авторов их образ становится все привлекательнее, в то время как сами они, отогнанные молвой то в Ливию, то в Меотиду – на Азовское море, уже напоминают былинных богатырей или сказочных фей…
Боспорская пелика с головой амазонки, коня и грифа
Согласно Геродоту после Троянской войны амазонки удалились на восток и вновь смешались со скифами. Так возник народ сарматов, где пришлые амазонки были равноправны с мужчинами. О местных же жительницах эти воинственные гостьи отзывались так: «Мы с вашими женщинами жить не можем, ибо у нас не одинаковые с ними обычаи. Мы занимаемся луком, стрелами, лошадьми, а женским работам не учились; у вас же ничего сказанного женщины не делают, а делают работы женские, сидя в своих повозках».
Примечательно, что говоря об амазонках, античные авторы неизменно подчеркивают их беспримерную отвагу и военную доблесть. В Римской империи высшей похвалой для воина считалось сказать ему, что он «сражался как амазонка». Если верить римскому историку Диону Кассию, когда полубезумный император Коммод во II веке нашей эры выступал на арене Колизея в роли гладиатора, сражаясь то со зверями, то с людьми, сенаторы, а с ними и все остальные зрители, обязаны были приветствовать его криками: «Ты – властелин мира! В славе своей подобен ты амазонкам!»
Да, женщины воительницы были достойны таких восторгов. Их хладнокровие вошло в легенду: преследуемые врагами, они без промаха поражали их из лука, полуобернувшись в седле. Особенно же ловко они умели обращаться с двойным топором. Это острое, как бритва, оружие, а также легкий щит в форме полумесяца стали неизменными атрибутами амазонок на любых изображениях. Но не только греки и римляне говорили об амазонках. Рассказы о сражениях с племенами воинственных женщин известны, например, из древнекитайской и египетской истории. Амазонки не были забыты, но уже в первом веке до новой эры появляются первые сомнения в их реальном существовании. Историк и географ Страбон собрал много рассказов об амазонках, но, сопоставив их, назвал досужими выдумками.
Амазонки. Рисунок с неаполитанской античной вазы
«Со сказанием об амазонках произошло нечто странное. Дело в том, что во всех остальных сказаниях мифические и исторические элементы разграничены… Что же касается амазонок, то о них всегда – и раньше, и теперь – были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные».
Его мнение разделили последующие поколения историков. Кроме того, получается, что амазонки вдруг бесследно растворились на просторах истории. «Что касается теперешнего местопребывания амазонок, – подводил итоги Страбон, – то только немногие сообщают об этом лишь бездоказательные и неправдоподобные сведения». Так девы воительницы стали воистину легендарными существами. Их образы лишь расцвечивали подвиги древних героев, будоражили фантазию, – а заодно и пресекали любые прекословия женщин. По словам ритора Исократа, «сколь ни храбры были амазонки, но были побеждены мужчинами и лишились всего». Так или иначе, но истории «про амазонок» продолжали будоражить мужские умы. Знаменитый средневековый путешественник Марко Поло утверждал, что лично видел в Азии амазонок. Испанцы и португальцы сообщали о «государствах амазонок» в Южной Америке.
Боспорская пелика с амазонками — битва с греком
В свое время Колумб узнал от индейцев про некий остров, который населяли одни только женщины. Он хотел пленить нескольких из них, чтобы потом показать испанской королеве. Но завоевывать остров не пришлось. Когда корабли Колумба стали на якорь возле одного из островов и отправили на берег лодку с людьми, из близлежащего леса выбежало множество женщин в перьях и вооруженных луками. По их поведению было ясно, что они решили защищать родные места. Колумб назвал окрестности Виргинскими островами, то есть «островами Дев».
Один из знаменитых конкистадоров, Франсиско де Орельяна, открыл великую реку на южноамериканском континенте и первым из европейцев пересек его в самой широкой части. Летом 1542 года его отряд якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой. Сегодня считается, что это были либо индейские женщины, сражавшиеся рядом с мужчинами, либо испанцы просто приняли длинноволосых индейцев за женщин. Кстати, открытую им реку Орельяна хотел назвать своим именем, но прижилось другое – Амазонка, в честь тех самых воительниц, с которыми якобы сражались его воины…
Свое название амазонки («безгрудые») получили гораздо позже, окончательно оно утвердилось за ними в Южной Америке. Однажды испанцы вступили на территорию племени, которое, как оказалось, подчинялось амазонкам, и местные призвали амазонок на помощь. Амазонки бились против испанцев в первых рядах и проявили беспримерную храбрость и выдающееся воинское искусство. Взять в плен хотя бы одну из них, чтобы показать испанским Католическим Величествам, так и не удалось, как и завоевать страну. А страна эта получила название «Амазония» и река – «Амазонка». Название «Бразилия» появилось потом на основе старокельтских легенд о сказочном острове «О Бразил», острове счастья, населенном женщинами.
Упоминания об амазонках встречаются в легендах и мифах многих народов мира как отзвук древнего матриархата. В этих легендах и мифах амазонкам приписываются многие качества и свойства, большинство которых, впрочем, не нашло исторического подтверждения.
Пелика с женщиной на гиме
Пелика с амазонкой, головой грифа и коня
Сарматки
Сарматы – потомки амазонок. Геродот писал, что сарматы — потомки амазонок, вступивших в брак со скифами
Скиф и амазонка
Скифская воительница
Конная амазонка и пеший воин
Амазонка, атакующая со спины коня. Аттический краснофигурный ground pyxis, 460-450 до н.э.
[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=8Csf5Mjgpr8]
Танец Амазонок. Ансамбль "Майкопчанка"-Адыгея
[media=http://www.youtube.com/watch?v=T
MpLZww_7rg&feature=player_embedded]
ture=player_embedded&v=8Csf5Mjgpr8]
Танец Амазонок. Ансамбль "Майкопчанка"-Адыгея
[media=http://www.youtube.com/watch?v=T
MpLZww_7rg&feature=player_embedded]
Комментарии3