Американская школьница в "Артеке"
Думаю, все вы помните, насколько нелегкой задачей было "достать" путевки в Международный детский центр "Артек" во времена Советского Союза. Но сегодня я хочу рассказать вам историю одной американской девочки по имени Саманта Смит, которая получила приглашение в "Артек" от самого Юрия Андропова и приехала посмотреть, как отдыхают дети СССР в Международном детском центре на берегу Черного моря.
А началось все осенью 1982 года с небольшого письма, написанного 11-летней девочкой из маленького городка Манчестер штата Мэн — лидеру мировой державы. К тому времени за океаном СССР расценивали не иначе как «империю зла». Маленькая школьница, напуганная возможностью начала войны между двумя сверхдержавами, в своем письме вопрос поставила ребром: «… я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну? Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали».
Через пару месяцев письмо опубликовали в газете «Правда», а еще через три – Саманта получила долгожданный ответ от Юрия Андропова, в котором было и приглашение посетить летом СССР. «Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в интернациональном лагере детворы — в Артеке на море. И сама убедишься: в Советском Союзе все — за мир и дружбу между народами», – этими словами закончил свое письмо генсек.
Саманта с родителями выехали в СССР 7 июля 1983 года. За 2 недели, что семья Смит провела в Советском Союзе, посол доброй воли посетила Москву, Ленинград и главный в стране пионерский лагерь «Артек». В телепрограмме «Время» даже была отдельная рубрика, в которой ежедневно рассказывали о пребывании Саманты, о ее впечатлениях и встречах со сверстниками.
Зная такое пристальное внимание со стороны власти, СМИ и общественности, в Артеке к визиту американки готовились серьезно: полностью перестроили столовую, подготовили лучшую комнату. Ну и главное — подобрали двух подруг, свободно владеющих английским, дабы гостья не чувствовала себя одиноко. Всех, кто должен был общаться с Самантой, прошли строгий инструктаж, «как себя вести, не лезть без дела в теле-фото-камеры, не болтать о чем попало с вражескими корреспондентами, политинформации проводили».
Вожатые же, в свою очередь, пытались оградить своих детей от попыток сфотографироваться, запрещали просить автографы и приставать по пустякам. Дети строгий наказ выполнили, однако без внимания юный голубь мира не оставалась ни на минуту.
«…В Артеке нас с песнями встречали несколько сотен ребят, одетых в праздничную пионерскую форму. Играл оркестр, и пионеры скандировали мое имя. Я оробела и не могла произнести ни слова. Ко мне подошли юные танцовщицы, которые несли каравай хлеба с маленькой солонкой. Их танец был похож на сцену из балета, и на мгновение я вновь почувствовала себя, словно во сне…» – напишет Саманта позже в своей книге «Путешествие в СССР».
Жила Саманта в лагере «Морской», старейшем и считавшемся лучшим из всех десяти. Именно там, в основном и селили иностранные делегации. Девочка предпочла жить не с родителями в отдельном корпусе, а с детьми в отряде. Ее соседкой по комнате, а впоследствии и подругой была Наташа Каширина. Юную ленинградку к Саманте подселили из-за ее свободного английского, которым она занималась с раннего детства. Сначала с мамой –учительницей, а затем в специализированной школе. Второй подругой юной американки стала вожатая Ольга Сахатова.
с вожатой Ольгой
Американка была очень любознательной и не упускала из виду даже детали. По словам Ольги, как-то в столовой она увидела мальчика в грязной рубашке и спросила, почему он ее не поменяет. И вожатой пришлось выкручиваться, объясняя, что это творческий ребенок — очень любит рисовать. Она же не могла сказать Саманте, что артековцам одежду меняют раз в 10 дней, и некоторым попадаются рубашки с застиранными пятнами. Впрочем, сама американка носила форму с удовольствием все 4 дня. Ей чуть ли не единственной в то время разрешили артековский костюм увезти с собой на память. Кроме того, заокеанской гостьи прощали прогулы «абсолюта». Именно так на местном пионерском слэнге назывался тихий час.
с подругой Наташей Кашириной
Послеобеденным сном девочка жертвовала ради отдыха на моря. Ведь в плотном графике юного посла мира – купание в море было запланировано только единожды.
Все основное время занимали встречи, мероприятия, съемки, интервью и даже пресс-конференция Саманты с детьми из всех лагерей. Вожатой эта встреча запомнилась тем, как юная американка долго пыталась на пальцах объяснить, что из себя представляла ее любимая игра бейсбол.
Саманта в галстуке, на линейке, отдающая салют в пилотке, на море в купальнике. Артековские фотографии обошли все мировые агентства. Не было в тот год более популярного ребенка ни в СССР, ни по ту сторону океана. Не кончалась эта слава и после, потому что с тех пор, как ангел по имени Саманта пролетел над океаном, словно сшивая Россию и Америку, — появилось новое выражение «детская дипломатия». У нас улыбчивую девочку называли «маленьким голубем мира», у нее на родине «девочкой, разорвавшая „железный занавес“. Перед отлётом домой 22 июля юная американка улыбнулась телекамерам и с улыбкой крикнула по-русски: «Будем жить!».
Увы, но жить ей оставалось немного, всего два года. Саманта Смит вместе со своим отцом погибла в авиакатастрофе 25 августа 1985 года….
А еще через год, в Артеке увековечили ее память. В лагере “Морском” возле старой оливковой рощи появилась аллея Саманты Смит с памятным гранитным камнем.
Мать Саманты Джейн Смит в 2005 году на 80-летии Артека
Комментарии13