Несколько слов о покорении Сибири
Василий Суриков, «Покорение Сибири Ермаком»
Российский обыватель привык судить о событиях, происходивших в Сибири более четырехсот лет назад, в основном по фильму «Ермак», создатели которого не ушли далеко от традиций советского кинематографа в изображении исторических сцен, когда враги исключительно были представлены глупцами и недалекими злодеями. Мурза Карача, к примеру, в фильме показан как хитрый старец, который заманивает в ловушку и убивает Ивана Кольцо.
Однако мало, кто знает, что Карача (настоящее имя Кадыргали Жалаири) владел больше каламом-пером, нежели саблей, т.е. был ученым. До сих пор его труды закрыты для рядового читателя. О судьбе Карачи и его спутников, нелепо оказавшихся в плену, а затем ставших почетными лицами в царской России, эта статья.
Кадыргали Жалаири
Битва за Сибирь. Сеид-Ахмад
Сибирское ханство перестало существовать в августе 1588 года.
Вот как описывается это событие в летописи «Покорении Сибири»:
- «Летом 7096 (1588) году случилось князю Сейдяку (последний хан Сибири — Сеид-Ахмад) с салтаном Казачьей Орды и с мурзой Карачею и с 500 человеками татар на берегу реки Иртыш забавляться ястребиной охотою… И понеже сие происходило в виду от города, то письменный голова Чулков тотчас о том увидал и послал к князю, чтобы его с товарищами просить к себе на обед, причем о мирных договорах советовать можно будет».
Иногда последним сибирским ханом называют Кучума, но это не так. Кучум был последним чингизидом на троне Искера (столица Сибирского ханства), а последним ханом — Сеид-Ахмад.
Долгое время Тюменским ханством владел род тайбугинов. В середине 1400-х отпрыск Чингиз-хана Ибак убил тайбугина Мара и занял трон. Однако внук Мара – Мухаммед, — от рук которого через некоторое время пал сам Ибак, вернул себе ханский титул. По прошествии времени колесо истории вновь повернулось вспять: тайбугина Едигера убил чингизид Кучум, а сын Едигера по имени Сеид-Ахмад скрылся от кучумовской сабли в Средней Азии.
Вскоре Кучуму пришлось оставить трон Сибири, когда к Искеру приплыли струги Ермака. После же гибели атамана в водах Вагая в Искер вошел со своей дружиной и объявил себя великим ханом последний представитель рода Тайбуги – Сеид-Ахмад.
Однако править Сеид-Ахмаду пришлось недолго: все новые струги появлялись в устье Тобола, и с утра до ночи был слышен стук топоров. Это строился Тобольск. Грозно взирал хан со стен Искера, как рядом, в нескольких шагах от его вотчины противником возводится новый город. Тобольск был срублен за лето 1587 года. Несмотря ни на что, хан избегал конфликта с русскими, которые, по его мнению, были способны метать огонь из «палки» (использовать огнестрельное орудие).
Сеид-Ахмад решает заключить союз с казахским ханом Тауеккелем. Летом 1588 г. представители союзников — племянник Тауеккеля 16-летний Ураз-Мухаммед и Карача — прибывают в Искер.
Как сообщают летописи, во время ястребиной охоты последние не хотели принимать приглашение воеводы Чулкова на переговоры, однако молодой салтан настоял на визите в Тобольск. Гостей встретил радушно сам Данила Чулков. Вскоре наступил момент, ради которой были заманены парламентарии в крепость. Наполнив чашу до краев, воевода предложил мусульманам выпить за могущество «белого царя».
«Но понеже Сейдяк и его товарищи ту чашу выпить отговаривались, то оное принято за явное доказательство, что, конечно, у них намерение худое. Между тем, по Чулкову приказу, все русские войско в городе вооружилось и, по данному от него знаку, знатнейшие гости взяты под караул, а рядовые, которые у них были в провожатых, — все побиты» («Покорение Сибири»).
Гостей пленили. В тот же день отряды Чулкова вошли в Искер. «С того времени ни татаре, ни русские долее в городе Сибири не жили», — говорится в летописи. Тайбугин Сеид-Ахмед получил в почетном плену поместье в уезде Бежицкий Верх западнее Ярославля.
Кадыргали бек — слуга трех царей
Впервые Кадыргали бек появился в Сибири вместе с Кучумом. Вместе с титулом Карачи (главного визиря) ему была дарована вотчина на территории нынешнего Тобольского района. После же изгнания Кучума Ермаком Карача был вынужден бежать в степь.
Летом 1588 года он вновь появился в Сибири, на этот раз в качестве посла казахского хана. Сохранилось письмо, изъятое при пленении. Оно гласит: «Обладатель сей высочайшей грамоты — Главный эмир Среднего жуза Кадыргали-бек из племени жалаиров. Он уполномочен вступить в сношения и вести переговоры с беком племени сибиров Сейтеком, а также с Кучум-ханом из дома Сибана (Шейбана. – Авт), а также с русскими беками в Чимги-Туре. Повелитель правоверных Тауеккель-хан приложил свою печать».
Сибирских пленников отправили в Москву. В «Покорении Сибири» по этому поводу сообщается: «Таких знатных пленников в Тобольске долго у себя держать опасно было. Того ради Чулков еще тою же осенью, а именно сентября 10 дня 7097 (1588) году, их в Москву к Его Царскому Величеству отправил, где они по их природе честно были приняты и пожалованы вотчинами».
Позже Карача служил у Ураз-Мухаммеда, помогая ему успешно продвигаться по службе. Последние годы Кадыргали бек провел за книгами. Его собственные сочинения, как правило, начинаются с одобрительных высказываний в адрес Бориса Годунова, которого он называет «Барс-ханом». Более трехсот лет труды Кадыргали бека лежали в архивах и были доступны лишь узкому кругу специалистов. К сожалению, до сих пор они не переведены на русский язык. Умер Карача в 1601 году на Рязанщине в собственном имении.
Лжедмитрий
Смутное время. Ураз-Мухаммед
Первое боевое крещение в составе войск «белого хана» Ураз-Мухаммед принял вскоре после прибытия в Москву — в битве со шведами под Нарвой. «Салтан Казачьей Орды», как его называли, возглавил мусульманский корпус. Передовым полком в этом сражении руководит не кто иной, как родной племянник Кучума Маметкул, плененный в Сибири еще Ермаком.
Потомки золотоордынских ханов ценились в войсках новой быстрорастущей империи. Их, как сегодня принято выражаться, лоббистами в Кремле выступали Симеон Бикбулатович (Саин Булат, Великий князь Симеон Бекбулатович - читайте про него подробнее ) и Борис Годунов.
Ураз-Мухаммед был единственным из сибирских пленников, имевшим покровителя в лице казахского хана. Тауеккель предлагал за него Кремлю аманат (заложников) из числа других своих племянников, но Москва не пошла на эту сделку.
Ураз-Мухаммед дослужился до главнокомандующего войсками крымского направления. В 1600 году Борис Годунов сажает двадцативосьмилетнего салтана на трон вассального Москве Касимовского ханства (ныне город Касимов Рязанской области). Но он тосковал по родине. «Я одинокий лист, упавший с высокого дерева», — писал Ураз-Мухаммад в Орду.
В эпоху Смутного времени Ураз-Мухаммед поддержал Лжедмитриев. Историки полагают, что он принял самозванцев за истинных царей. Однако вскоре салтан осознает свою ошибку, и это стоит ему жизни.
В «Московской хронике» говорится: «После неудачной попытки взять Москву летом 1610 года самозванец отступил к Калуге и стал готовиться к новому походу на Москву, но тут он узнал, что Ураз-Мухаммед собирается уйти от него, а возможно и прикончить его. Самозванец решил предпринять свои меры. Во время охоты за Окой он отстал от своей свиты и с двумя верными людьми напал на ничего не подозревавшего Ураз-Мухаммеда и убил его. Мертвые тела были брошены в Оку».
За смерть салтана отомстил его друг, князь Петр Урусов. Через несколько дней он обезглавил Лжедмитрия, заманив его в ловушку.
+++
Напомню вам, как Немирных чукчей искоренить вовсе… пытались. А так же узнайте, действительно ли Опричнина: царство террора?
Комментарии8