Татевский монастырь
Давайте совершим путешествие в Армению и окунемся в ее историю ...
К эпохе Багратидов относится образование крупных монастырских архитектурных ансамблей с входившими в их состав церковными, гражданскими и коммунальными постройками, гармонично сочетавшимися с окружающей средой. Ряд монастырей IX-XI вв., например, Татевский, Севанский, Айраванкский, Ахтамарский, Гндеванкский, Хцконкский, Мармашенский, Санаинский, Ахпатский и другие являются образцами живописной застройки, исключительно созвучными построенным в разное время зданиям и природному окружению.
Одновременно многие из монастырей этого периода были важными духовными центрами страны, при которых функционировали в эпоху развитого феодализма высшие монастырские школы (в Санаинском, Ахпатком и Татевском монастырях).
В этих и других монастырях выдающиеся ученые из числа духовенства плодотворно развивали историографию, литературу, философию, богословие, музыку, миниатюрную живопись и другие области науки и искусства. Именно это обстоятельство и вызвало создание в монастырях специальных зданий книгохранилищ, школ (Санаин), отчасти и жаматунов-притворов (Хошаванк, Гндеванк, Каркопаванк, Ваганаванк). Их архитектура, как было указано выше, тяготела к образцам народного зодчества, идея и формы которого, воплощенные в камне, получили новое звучание.
Татевский монастырь - монастырь Армянской Апостольской Церкви, расположенный на юго-востоке Армении, вблизи села Татев недалеко от города Горис, в 280 км от Еревана.
Основанный в IX в., он один из важнейших центров науки и просвещения в Армении (XIV-XV вв.). Он был основан в IX в. на месте древнего языческого святилища. Выгодное стратегическое расположение в труднодоступном месте благоприятствовало созданию здесь мощных укреплений. Некоторое время Татевский монастырь был не только религиозным, но и политическим центром Сюникского княжества.
Путь к Татевскому монастырю пролегает через ущелье, спуск к которому очень крут. По дну ущелья течет бурная река Воротан, уходящая в скалы на несколько десятков метров. Природа здесь загадочна и прекрасна. Добраться до татевского монастыря можно на машине (или на небольшом автобусе) через ущелье, или по кантной дороге. Кабинная супер-современная канатная дорога Татев - самая длинная в мире (5.7 км), зарегистрированная в книге мировых рекордов Гинесса. С кабины канатной дороги, с высоты 320м над ущелием открывается неописуемый пейзаж слияния неба и земли…
Громадным и недосягаемым кажется это ущелье смотрящему в него, а на юго-западе до самого неба возвышается вершина, носящая имя главы языческих богов армян Арамазда. Говорят, некоторые потайные ходы ведут в самый низ ущелья и затем даже поднимаются вверх, на противоположную его сторону. Безмолвный, словно парящий над окружающими горами, он производит очень сильное впечатление. Лабиринты узких ходов, ведущих из просторных залов в череду помещений разного предназначения, проступающие из темноты очертания ниш, каменные лестницы, аркообразный проем в никуда, подходя к краю которого захватывает дух - земля словно уходит из-под ног и под тобой разверзается бездна - где-то далеко внизу шумит река, а вокруг дыбятся и теснятся бархатные зеленые холмы. Человеку, впервые поднявшемуся в Татев, кажется, что это крыша мира и Земля не имеет кровли выше Арамазда.
Плоскогорье, на котором возведен Татевский монастырь, является неповторимым чудом природы. На этом плоскогорье в дохристианскую эпоху находились языческие капища.
С этимологией наименования Татевского монастыря связано множество версий. Одна из них рассказывает, что когда завершилось сооружение главной церкви монастыря, и оставалось только поставить крест на куполе, один из учеников мастера изготовляет крест, соответствующий великолепию храма, и ночью тайком устанавливает его. Он, однако, не успевает спуститься с купола незамеченным и заметив разъяренного мастера, бросается в пропасть, прося у Бога крылья («тал тев» - «дать крылья»). По преданию именно тогда и появилось название «Татев». Согласно другой версии с просьбой дать крылья - «тев» обратились к Богу оказавшиеся в опасности крестьяне.
По официальной версии монастырь получил свое название в честь Св. Евстафия - ученика апостола Фадея, проповедовавшего, как и его учитель, христианство, и мученически погибшего за новую веру, в области Сюник исторической Армении. Первая церковь монастыря (церковь Св.Григория) была построена в X в. (перестроена в XIII веке). Позже к ней добавились церковь Св.Погоса и Петроса (X в.) и надвратная церковь Св.Аствацацин (XI в)
В 848 году князем Филипом была построена первая церковь имени Св. Григора Лусаворича (Просветителя). Она, однако, была разрушена во время нашествия турок-сельджуков, восстановлена в 1138 году и вновь разрушена землетрясением. На том же месте, в том же композиционном стиле (односводчатый зал) и вновь с тем же именем Григора Просветителя в 1295 году была сооружена такая же церковь вместе с притвором с западной стороны. Церковь Св. Григора Просветителя прилегает к главной церкви в юго-восточной части. Она имеет односводчатый молельный зал и полукруглый алтарь.
В целом, во внешней простоте архитектуры храма своими богатыми формами выделяются парные крестообразные окна на восточном фасаде и западный парадный вход. Главной церковью монастыря является церковь Св. Погоса-Петроса (Павла-Петра). Она воздвигнута рядом с церковью Св. Григора Просветителя в 895-906 годах. В 895 году епископ Ованнес при покровительстве Великого князя Сюникского Ашота и его супруги Шушан разрушает старую церковь и на ее месте возводит новую. Он извлекает из стен старой церкви мощи апостолов Погоса (Павла) и Петроса (Петра) и вновь помещает их в стены заново сооружаемой церкви.
По внешнему периметру церкви как на восточной, так и на западной стороне расположены ризницы с полукруглыми нишами. Хотя по композиции она похожа на тип, именуемый купольной базиликой, однако имеет определенные отличия. В четырехугольном молельном зале на расстоянии 3 метров от главного алтаря расположена только одна пара купольных пилонов. С западной стороны ту же роль играют углы ризницы молельного зала. Посредством такого решения получился двухпилонный вариант упомянутого типа, что уже является новшеством. Первоначальный купол храма был разрушен еще во время землетрясения 1138 года. Барабан и купол вновь возведены в 1274 году.
Главный вход в собор расположен с западной стороны. Имеется еще один вход с южной стороны, к которому впоследствии была пристроена часовня. Окна по средневековому образцу довольно велики. Особый интерес представляют своды тех окон, в верхней части которых изваяны изображения людей, на которых с обеих сторон направлены головы извивающихся змей (последним приписывается защитное назначение).
Вместо разрушенной старой колокольни в конце прошлого века к церкви с западной стороны пристроена новая колокольня.
Внутренние стены собора в 930 году по инициативе епископа Акопа Двинеци покрыты фресками, некоторые из которых были написаны иностранными мастерами. Эти фрески, которые представляют высокую художественную и искусствоведческую ценность, сохранились частично. Особенно значимыми являлись изображенная на западной стене фреска «Страшный Суд» и изображенная на северной стене фреска «Рождение Христа».
Следующая церковь комплекса – церковь Св. Аствацацин (Богородицы), расположенная над комнатами-склепами (предположительно - усыпальницами) в северо-восточном углу стен монастыря. Церковь построена в 1087 году при настоятеле монастыря епископе Григоре. Учитывая расположение церкви на возвышенности ей придавалось значение и как сторожевой вышке.
На протяжении прямоугольного контура по всему фронту, кроме западной стороны, расположено сооружение, имеющее по две треугольных ниши, без ризниц, а вход с западной стороны. Внешняя архитектура характерна для стиля эпохи. Высокий цилиндрический барабан, возвышающийся над фасадами, решенными в общем целом с ясной простотой, убран орнаментом, охватывающим парные полуколонны и увенчан складчатой мантией.
Одной из известнейших построек Татевского монастырского комплекса является памятник-обелиск – «Посох - столп» или «Вардапетский Посох» (“Архимандритский Посох”), посвященный Святой Троице. Он воздвигнут в восьмигранном углублении, окруженном бордюрами. Трехступенчатая композиция имеет высоту около 6 метров. Поднимающиеся к монолитному каменному постаменту многогранные первая и вторая ступени завершаются карнизами, а третья – вделанным в постамент крест-камнем.
С точки зрения зодчества столп представляет из себя исключительно интересное сооружение. Имеющий каменную облицовку и известково-бетонную сердцевину столп по всей своей высоте не только сопротивляется всякого рода стихиям, но и качке, и благодаря этому в основном известен под названием «Качающийся столп». Объяснение этому беспрецедентному явлению еще нуждается в уточнении. По мнению некоторых ученых это происходит по причине наличия в основании шарнирных соединений, другие же считают, что качание происходит посредством придания нижней плоскости плиты столпа определенного наклона.
Говорят, что в свое время столп назывался «Вардапетским Посохом», так как семинаристы сдавали экзамен у столпа и, если от их внушительных голосов, звуков духовных песнопений (шараканов) столп начинал качаться, то они удостаивались рукоположения в различные церковные саны: иерея, дьякона, иеромонаха и др. Он также служил в качестве системы оповещения, предупреждая качанием о приближении вражеского войска.
В более позднее время (в XVII – XVIII веках) на территории за крепостными стенами монастыря были возведены ряд гражданских сооружений: библиотека, духовная семинария. Особенно знаменита трапезная, в которой имелись длинные столы и каменные скамьи на 80 человек. Жилые постройки находились в южной части комплекса. В этой части были апартаменты игумена и часть кельей монахов, стены которых составляют непосредственное продолжение одной из сторон Татевского ущелья и их балконы нависают прямо над пропастью.
Кромe этих светских и церковных строений, находящихся за стенами монастыря, имелись и сооружения вне крепостных стен. Таковыми являлись гумно и сенник, баня, школа и маслобойня. Их них сохранилась лишь последняя.
Весной 1931 года в Сюнике произошло сильное землетрясение. По оценкам ученых, мощность его достигла 8—9 баллов по шкале Рихтера. Жертвами бедствия стали в том числе памятники архитектуры — Воротнаванк, Анапат… Серьезно был поврежден и Татевский монастырь — рухнул купол храма Погос-Петрос, обрушилась трехъярусная колокольня.
Татев после землетрясения. Сильно пострадала Церковь Св. Погоса и Петроса (построен в Х веке), надвратная церковь Аствацацин (XI век).
Монастырь Татев до 1931 года
Монастырь Татев после землятресения
В настоящее время он полностью не восстановлен. Центром ансамбля Татева (арм. "дай крылья") служит большой храм Сурб Погос-Петрос. У главного входа в монастырь стоит двухэтажная крестовокупольная часовня. В монастырской ограде, с северной стороны, усиленной двумя башнями, находятся также покои настоятеля, капитально перестроенные в XVII в., зально-сводчатая трапезная с кухней и кладовыми, монастырские службы, в одном из помещений устроен небольшой музей. Расположенные в ряд по периметру ограды, эти жилые и хозяйственные помещения монастыря как бы продолжают его скальное основание, придавая всему комплексу большое своеобразие и величественность.
В X в. Монастырь насчитывал около тысячи обитателей, в его ремесленных мастерских создавались произведения прикладного искусства. Среди них - золотой оклад Татевского Евангелия XVII в., на нем, кроме евангельских сцен, изображены и портреты Ована Воротнеци и Григора Татеваци - основателей Татевского университета. Образец высокого искусства резьбы по дереву являют собой двери Татевского храма (хранятся в Историческом музее в Ереване). Полотна дверей и стороны обрамляющих их коробок сплошь покрыты тончайшей резьбой, в центре помещено крупное изображение креста над щитом, выше - трестрочная наставительная надпись.
Главный памятник монастыря - храм Сурб Погос-Петрос, возведенный в 895-906 гг. Сооружение представляет собою купольную базилику, обогащенную, однако, некоторыми новыми чертами. К ним относится устройство в западной части храма приделов, углы стен которых образуют опоры купола. Лаконичный облик храма усиливает впечатление значительной высоты здания. Гладкие, без излишней деталировки, фасады храма украшены изображениями человеческих лиц, к которым обращены головы змей, почитаемых у армян в качестве покровителей жилища. Интерьеры храма в 930 г. Были украшены фресками, сейчас практически полностью утрачеными. Справа от входа в небольшой усыпальнице похоронен армянский философ Григор Татеваци (1346-1409).
В XIX в. перед входом в главный храм была сооружена трехъярусная колокольня. В настоящее время от нее остался лишь первый ярус. К южной стене главного храма примыкает церковь Сурб Григор, сооруженная в 1295 г. На месте более ранней постройки IX в. Это церковь зального типа с полуциркульной алтарной апсидой. Декоративное убранство ее весьма скупо, портал входа украшен ажурным геометрическим орнаментом.
В монастыре сохранилось уникальное произведение инженерного искусства Армении - монумент Гавазан, воздвигнутый в 906 г. во дворе монастыря. Это восьмигранный, сложенный из небольших камней чистой тески столб высотою более 8 метров. На вершине его утвержден хачкар с прорезным орнаментом и полукруглым навершием. Благодаря шарнирному соединению со стилобатом и чрезвычайно точному расчету центра тяжести сооружения столб наклонялся и возвращался в исходное положение под воздействием сейсмических колебаний и даже от простого прикосновения человеческой руки. В старой летописи рассказывается, что арабы, вторгшиеся в Зангезур и уничтожившие многие храмы, увидев это чудо, в страхе отступили, не в силах разгадать секрет этого инженерного шедевра.
Татевский монастырь был известен не только своей красотой, величием, неприступностью и уникальным природным расположением, но и своей культурно-просветительской деятельностью.
В XIV-XV веках Армения постоянно подвергалась нашествиям иноземных захватчиков и разорительные войны повергли страну в политический и культурный кризис. И лишь Сюникскому княжеству, благодаря своему географическому положению, временно удалось сохранить стабильное положение и предотвратить культурный спад. В XIV в. при Татевском монастыре был создан университет, где изучали богословение, гуманитарные и естественные науки, а также искусству письма, миниатюры, музыки и т. д.
Основателем этого славного очага армянской письменности и культуры был бывший воспитанник Гладзорского университета, талантливый ученый Овнан Воротнеци (1315-1386 гг.). После упадка Гладзорского университета он перебирается в Воротнаванк и приступает к созданию нового очага образования. Получив покровительство князей Орбелянов, он в середине 1340-х годов перебирается в Татев и ставит дело образования на более крепкую основу. За короткий срок школа Воротнеци преобразовалась в полноценный университет. Сюда приходили обучаться не только из Сюника, со всей Армении, но и из Киликии и других армянонаселенных мест.
Блистательный подъем Татевского университета был продолжен и достиг своего пика при талантливом воспитаннике Воротнеци, Григоре Татеваци (1346-1409 гг.) Это был наиболее плодотворный и цветущий период в жизни университета. Именно благодаря усилиям этих разносторонне развитых, оставивших необъятное научное наследие талантливых мужей и их учеников, Татевский университет стал крупнейшим научно-культурным центром своего времени. Это наиболее впечатляет на фоне политической жизни страны, когда из-за гонений иноземных тиранов монахи и семинаристы вынуждены были вести скитальческий образ жизни. Обладая громадным национально-общественным весом, Татевский университет возглавил и развернул имеющую важное общенациональное значение акцию - борьбу против униатского движения. Руководители и воспитанники университета внесли свой весомый вклад в дело перевода Католикосского престола из Сиса в Эчмиадзин (1441 г.), что явилось одним из крупнейших событий этой эпохи в истории Армении.
После кончины Григора Татеваци, который за свою патриотическую деятельность был причислен к Лику Святых, Татевский университет начал переживать спад. Несмотря на значительные усилия новых руководителей университета Матевоса Джугаеци, Мхитара Татеваци и других деятелей, Татев вследствие дальнейшего осложнения политико-экономической ситуации, стал угасать и окончательно перестал существовать в качестве университета в середине 20-х годов XV века.
Татевский университет наряду с возглавляемыми им школами около восьми десятилетий сохранял существование культурных традиций прошлого и внес значительный вклад в сокровищницу средневековой армянской культуры.
Таков Татевский монастырь - шедевр архитектурной школы Армении и, в частности, Сюника. В восхитительной панораме гор он звучит гармонично, представляя собой неповторимый образец проявления таланта и деятельности созидательных рук человека.
Армения богата достопримечательностьями, но Татев имеет особое место среди этих достопримечательностей своей уникоальностью и красотой!
В 1171г. монастырь подвергается нападению и разграблению турками-селджуками, которые предали огню более десяти тысяч уникальных рукописей. Пика своего величия Татев достигает в XIII веке, когда в монастыре проживают около 1000 человек, а сам монастырь превращается в крупного феодала, владея многими окрестными сёлами. Благополучие заканчивается в конце XIV века из-за нашествия войск Тамерлана, после чего Татев приходится долго восстанавливать.
Татев снова был разграблен во время вторжения персидского войска в 1796 году, пока в 1836г. царская Россия не положила конец этому бесконечному чередованию разрушения и восстановления уникального монастыря. Но не навсегда... В 1931г. сильнейшее землетрясение вновь низводит Татевский монастырь до состояния разрухи.
Сейчас Татевский монастырь - недействующий, в нём то и дело ведутся реставрационные работы, при этом он всегда открыт для туристов. Добраться до него стало гораздо легче, чем раньше - в 2010г. через Воротанское ущелье была открыта Татевская канатная дорога, соединяющая сёла Алидзор (недалеко от Ереванского тракта) и, собственно, село Татев.
Будете в Армении - не пожалейте времени на эту экскурсию: безмолвный, словно парящий над окружающими горами, Татев производит очень сильное впечатление.
Татевская пустошь
[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=Un123sIjKM8]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=R
Had_2gpxME&feature=player_embedded]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=c
pxYsnfVAXc&feature=player_embedded]
источники
http://www.russika.ru
http://www.welcomearmenia.com
http://dvdray.com.ua
http://www.exomapia.ru
ture=player_embedded&v=Un123sIjKM8]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=R
Had_2gpxME&feature=player_embedded]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=c
pxYsnfVAXc&feature=player_embedded]
источники
http://www.russika.ru
http://www.welcomearmenia.com
http://dvdray.com.ua
http://www.exomapia.ru
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет