Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
21
4
4
VITYAZ-V
На uCrazy 12 лет 7 месяцев
Интересное

Белые страницы истории Сибири (часть-16). Народы Сибири

Издревле на территории Сибири проживали многочисленные народы. Их называли по-разному: скифы, сарматы, серы, исседоны, самарики, русы, русины и т.д. Из-за катаклизмов, изменения климата и по другим причинам, многие переселились, смешались с другими расами или погибли. Те же, кто выжил в этих суровых условиях и дошел до наших дней, учёные представляют нам, как коренных жителей - но это в основном монголоиды и тюрки, а славянские народы появились в Сибири как бы после Ермака. Но так ли это на самом деле? Самое известное определение названий древних народов, это арии и скифы, их артефакты, захоронения в курганах, не оставляют сомнений в том, что они европеоиды. Но наука делит нас на два лагеря, те артефакты, что найдены в Европе от скифов и ариев, причисляют к европейским народам, а что за пределами Европы к тюркам и монголоидам. Но новая наука генетика, расставила точки над "и", хотя и там имеются попытки подтасовок. Давайте посмотрим на славянские и другие народы, издревле заселявшие огромные просторы Сибири, которые дошли до наших времён.


















Многие не могут понять, кто же такие остяки? Вот разрозненные понятия с разных источников.
- Остяки - старое название обских угров - хантов и манси. Происходит от самоназвания Ас-ях - "человек с Большой реки". Ас-я - так называли угры реку Обь. Самоедами называли самодийские племена - например, ненцев. Остяко-самоеды - селькупы.





- А что нам говорит "Вики": "Остяки - устаревшее название народов, проживающих в Сибири: хантов, кетов (также енисейские остяки), югров (также сымские остяки), селькупов (также остяки-самоеды)".
- А вот что говорит нам об остяках Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:
"Остяки угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе губернии. Разделяется на три группы: северных - в Березовском округе, восточных - в Сургутском, в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских - в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д. Название Остяк придается также так называемым енисейским, живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети. Но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими остяками и должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям"...
По этой животрепещущей теме можно почитать статью "Тотемизм у остяков Сибири (В. Штейниц, пер. с нем. Н.В. Лукиной)".
- А вот что говорит древняя летопись: "Пегая же Орда, Остяки и Самоядь закона не имеют, но идолам поклоняются и жертву приносят яко Богу" ... Отсюда возникает вопрос, а что же это за Пегая Орда и её некоторые представители Остяки и Самоядь с гаплогруппой N, сегодня они известны как финно-угры.



Если вспомнить, то вооруженные силы Великой Русской Средневековой Империи делились на Орды. Наиболее знаменитые из них Золотая Орда - Великая Русь, Белая Орда - Белоруссия и Синяя Орда - Малороссия (современная Украина). Эти три основные старые русские Орды дошли до наших времён и узнаваемы. Запомним цвета: красный, белый и синий. Синяя Орда предавала нас не раз, много раз была под гнётом завоевателей из западных стран, поэтому столица из Киевской Руси окончательно переместилась в Москву.
Но была ещё одна Орда, в Сибири и называлась она Пегой Ордой, её родной цвет - зелёный. Пегая Орда Сибири была многонациональна, одни из её племён - тюрки, дали цвет знамени многим мусульманским странам. Упоминание о ней мы находим, например, в "Словаре русского языка XI-XVII веков", из которого видно, что Пегая Орда существовала в Сибири, до границ Китая еще и в XVII веке: "Чертеж... Московскому государству... от реки Оби вверх по Оби Обдорскую и Югорскую и Сибирскую землю до Нарыма, до Пегие Орды" (790), с. 64.
Пегая Орда в Сибири замалчивается или данные о ней искажаются, в свидетельствах о прошлом этой Орды, её многие воинские отряды несли службу в Руси-Орде. Эти некоторые племена фигурируют под названиями МАДЬЯРы, МАДЖАРы, МОГОЛы, МОНГОЛы, УГРы, БАШКИРы, ЯСы, ЯЗЫГи, ВЕНГРы, ХУНы, КУНы, ГУННы, ПЕЧЕНЕГи. Например, было среди них и такое воинское племя, у которого на знамени была изображена собака, для них это было культовое животное. От того в Европе их называли псоглавцы, от песьей головы. Последний раз так называли Чешских казаков "ходов", т.е. пеших воинов. Ходы-казаки жили вдоль границы Чехии и Баварии. Они сохраняли типичный казачий уклад жизни, по крайней мере, до середины семнадцатого века. В последний раз казаки-псоглавцы несли свою воинскую службу в 1620 году, когда Чехия утратила национальную независимость. Но не надо их путать с песьеголовыми - в средние века это были редкие дикие люди, предположительно неандертальцы.







Все эти выше перечисленные народы, в прошлом скифы, сарматы, арии... Это в Пегой Орде Сибири, разрозненные войска Разина, а потом и Пугачёва, набирали пополнение в свои ряды и ушли в Китай, где соединились с манжурами, что свидетельствует о том, что манжуры были своими для Волжских, Яицких и Сибирских казаков, а также для калмыков. Кстати, калмыки, жившие в Донской области в России до 1917 года, состояли в звании казаков.
По своей культуре, религии, образу жизни и внешнему виду члены пегих орд кардинально отличались от народов Центральной Европы. Поэтому их появление в регионе современники восприняли как яркое событие и отразили его в своих свидетельствах. Мужчины пегих орд были в основном носителями гаплогруппы R1a1. Поэтому их потомки не выделяются среди современных европейцев и венгров. Среди последних по одним данным 60% (выборка 45 человек) носителей гаплогруппы R1a1 (Semino, 2000, The genetic), по другим (выборка 113 человек) - 20,4 % (Tambets, 2004).
В 15 веке потомки пегих орд Венгрии приняли участие в балканских войнах и завоевании турками Византии. Скорее всего, слово ТУРКи было одним из их названий. Часть уже венгерских участников этих войн осталась на Балканах и в Анатолии. После обособления из Руси-Орды Аттоманской империи, территория Среднедунайской равнины оказалась в ее составе. После поражения в 1683 году турецкой армии около Вены, начался постепенный переход территории равнины под власть Вены. Часть выходцев из племён Пегой Орды сохранили свои цвета на флагах теперь уже разных стран, вот некоторые из них.






Значительная часть русского народа заражены многовековой тюркофобией, привнесенной из Византии греческими миссионерами, которые исподволь навязывали русским свой реваншизм за её потерю. Поэтому русскому человеку, вместо того, чтобы признать часть своих тюркских корней, милее считать всех скифов и сарматов славянами, отделяя их из тюрок, а фактически и от себя тоже. Влияние византийского реваншизма на ход русской истории и русского духа другая большая тема, кстати тема неисследованная, но что об этом говорит нам генетика.
Взглянем на ископаемые гаплотипы скифов гаплогруппы R1a (3800-3400 лет назад).
13 25 16 11 11 14 10 14 11 32 15 14 20 12 16 11 23 (скифы, андроновская культура).
В той же работе провели раскопки с датировкой 2800-1900 лет назад, в захоронениях тагарской культуры, на той же территории, и обнаружили опять только гаплотипы группы R1a. Хотя прошли тысяча - полторы тысячи лет, гаплотипы остались почти такими же:
13 24/25 16 11 11 14 10 13/14 11 31 15 14 20 12/13 16 11 23 (тагарцы, R1a).
Есть пара-тройка вариантов мутаций, аллели (так называются эти числа) начали чуть расходиться, но и то не у всех. Двойные величины - это варианты разных гаплотипов из раскопок, или неопределенности в идентификации. Так что действительно гаплотипы очень похожи, несмотря на довольно большую временную дистанцию, 1000-1500 лет. В этом надежность гаплотипов - во времени меняются незначительно. Уж если изменились по нескольким маркерам - значит, прошли тысячелетия. Еще здесь важно то, что и через тысячу с лишним лет в тех же местах продолжают жить скифы, того же рода, R1a. Прошли десятки поколений, а скифы на Алтае имеют те же ДНК-генеалогические линии. Время: I тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э., "официальные» скифские времена". А вот:
13/14 25 16 11 11 14 10 12/13 Х 30 14/15 14 19 13 15/16 11 23 (Германия, R1a, 4600 лет).
Они оказались очень похожими на гаплотип общего предка гаплогруппы R1a у этнических русских, то есть восточных славян, к которому сходятся современные гаплотипы:
13 25 16 11 11 14 10 13 11 30 15 14 20 12 16 11 23 (этнические русские R1a).
Только две аллели (так называются эти числа) у ископаемых гаплотипов отличаются от гаплотипов этнических русских, и они выделены жирным шрифтом.
Две мутации между гаплотипами означают, что общий предок "пра-славянского" и "пра-немецкого" гаплотипов жил примерно за 575 лет до них, то есть около 5000 лет назад. Это определяется довольно просто - константа скорости мутации для приведенных гаплотипов равна 0.044 мутации на гаплотип на условное поколение в 25 лет. Поэтому получаем, что их общий предок жил за 2/2/0.044 = 23 поколения, то есть за 23х25 = 575 лет до них. Это помещает их общего предка на (4600+4800+575)/2 = 5000 лет назад, что согласуется (в пределах погрешности расчетов) с"возрастом" общего предка рода R1a на Русской равнине, определенным независимым путем.
Смотрим выше на гаплотип из Германии и на гаплотипы восточных славян, для сравнения с гаплотипами скифов из Минусинской котловины:
13 25 16 11 11 14 10 14 11 32 15 14 20 12 16 11 23 (скифы, R1a)
Разница гаплотипа скифов с гаплотипом общего предка славян - только в паре 14-32 у ископаемых гаплотипов (отмечено) и 13-30 у предков русских славян.
Иначе говоря, восточные славяне и скифы Минусинской котловины - это не только один род, R1a, но и прямое и довольно близкое родство на уровне гаплотипов.
Ниже - примеры современных гаплотипов их прямых потомков:
13 25 15 11 11 14 12 12 10 14 11 32 - Индия
13 25 15 10 11 14 12 13 10 14 11 32 - Иран
13 25 16 11 11 13 12 12 11 14 11 32 - ОАЭ
13 24 15 10 11 14 12 12 10 14 11 32 - Саудовская Аравия
13 25 16 11 11 14 Х Х 10 14 11 32 - Ископаемый гаплотип скифов, 3800-3400 лет.
А у киргизов этот гаплотип является предковым для всей киргизской популяции гаплогруппы R1a-L342.2:
13 25 16 11 11 14 12 12 10 14 11 32 - 15 9 11 11 11 23 14 21 31 12 15 15 16 с общим предком, который жил 2100, плюс-минус 250 лет назад. "Классические" времена скифов, конец прошлой эры. Получается, что киргизы гаплогруппы R1a (которой у них много) - прямые потомки древних скифов.
Вот и приходим к выводу, что в отношении происхождения родов и племен, гаплогрупп и субкладов в ДНК-генеалогии, понятия ариев, скифов, восточных славян в ряде контекстов взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Мы просто относим их к разным временным периодам, и порой к разным территориям. Это именно мы относим, для упрощения рассмотрения, а скорее, на основе устоявшихся традиций исторической науки. Ясно, что киргизы - не славяне, как не славяне и арабы. Но все они - потомки арийских общих предков. Это ветви одного дерева, славяне и скифы - потомки одних и тех же общих предков, ариев, носителей гаплогруппы R1a.

Ниже представлена таблица частоты ключевых гаплогрупп Y-хромосомы народов Евразии (Tambets, 2004)









Продолжим.



















Удивительно, что в русской картографии и исторической науке название страны или местности на территории Сибири - Лукомория, не было известно. Следовательно, западные картографы пользовались более ранними, задолго до Ермака, сведениями о Лукомории.



На карте 1683г Дж. Кантелли, южнее Лукомории (Lucomoria), сделана надпись Самарики (Samaricgui, или Samariegui). Кто или что такое самарики, выяснила недавно Томский доктор исторических наук, Галина Ивановна Пелих (1922 - 1999). Она опубликовала обстоятельную статью о первых русских поселенцах, которых звали самары и которые, по преданиям, пришли в Сибирь с реки Самара, впадающей слева в Днепр. Но так ли было это на самом деле? Галина Пелих стала заниматься этим вопросом и предположила, что уход самаров в смутные ХIII-ХIV века из-за Дона в Сибирь может быть был вызван тем, что там начались "страшенные войны". Наверное, поэтому прижилось в Сибири название этих людей как челдонов-чалдонов (человек с Дона). Но Дон на старорусском означает реку и где бы не протекали реки, они в обиходе назывались Дон (вода). Отсюда: до дна, днище, судно и т.д. Наряду с обобщённым названием, рекам давали имя.
При исследовании этих названий на картах мира, как известных, так и неизвестных авторов из коллекции графа Воронцова, на них локализация Грустины менее определенная и изменяется вдоль Оби от озера Зайсана до устья Иртыша. Кроме Грустины на всех этих картах указан город Cambalech (Ханбалык), располагавшийся в верховьях Оби и Серпонов, меняющий свою локализацию от верховьев Кети до верховьев Полуя.





Коренное население Сибири четко различало послеермаковских переселенцев, считавшихся колонизаторами, и местных русских, как живших здесь, так и пришедших "за Камень" (Уральские горы) много раньше своих соотечественников, не похожих на европейских собратьев ни диалектом, ни менталитетом.
После Ермака русские переселенцы, встретив в Сибири своих единокровцев, называли их чалдонами и кержаками. Различались между собой так: кержаки - это староверы, сбежавшие в Сибирь от религиозных притеснений, чалдоны - это старожилы Сибири, проживающие здесь испокон веку, смешавшиеся с переселенцами с Дона, Днепра и Самары, которые так же вынуждены были покинуть свои родные места из-за религиозных войн, связанных с христианизацией Руси. Поэтому чалдонами в Сибири принято называть старожилов и потомков первых русских поселенцев, отличающих себя от сибирских казаков и коренных жителей.



Галина Ивановна Пелих долгое время успешно работала в городе Томске, это был замечательный ученый-этнограф, профессор кафедры археологии и истории краеведения Томского университета. Специализировалась она на изучении быта, языка, истории и культуры селькупов, малочисленного народа Севера.
С давних пор этот народ самодийской языковой группы живет двумя изолированными анклавами. Одна часть - в верховьях реки Таз и в приполярном Енисее, а другая - в среднем течении Оби, а точнее в Томской области.
За свою научную жизнь Галина Ивановна исколесила многие глухие места Западной Сибири. Среди ее респондентов и случайных знакомых в ходе экспедиций попадались и русские старожилы чалдоны.
Встречались ей и такие, которые никакого отношения к народам, бежавшим в Сибирь из-за религиозных притеснений, не имели. Также не имели они никакого отношения к чердынцам, мезенцам и устюжанам и др.
Но что же это за народ такой, чалдоны?



Галина Ивановна в своих научных экспедициях, попутно записывала рассказы, предания и легенды чалдонских старожилов. Незадолго до смерти она, наконец, выкроила время, чтобы отвлечься от селькупской тематики и обратить внимание на скопившиеся за десятки лет материалы по чалдонам. Она писала: "Мне приходилось неоднократно на протяжении 30 лет (начиная с 40-х годов) бывать в различных поселках Среднего Приобья, собирая материал по этнографии Нарымских селькупов. Русское население тех мест меня мало интересовало. Сейчас при просмотре экспедиционных материалов прошлых лет, обнаружились многочисленные упоминания о неких Каяловых и ряд рассказов, записанных с их слов, как о селькупах, так и о самих сибирских старожилах Каяловых и о их далекой прародине на реке Каяле".
На специалистов, изучающих историю Сибири, её статья "Обские Каяловы о реке Каяле" произвела эффект разорвавшейся бомбы. Правда большинство ученых так и не выразили свою оценку этому мощному по своей значимости, но небольшому по объему, материалу. Может они его так и не читали, а может, не захотели читать. Хотя не все. Профессор Томского и Алтайского государственных университетов Алексей Михайлович Малолетко, сделал многое для популяризации открытий Галины Ивановны, а также смог предложить свое видение на историю происхождения чалдонов. Его статья "Первая русская колония в Сибири" нашла большой отклик у читателей. Задолго до указанных авторов, Михаил Федорович Розен, алтайский ученый и краевед, обращал внимание на сообщения многих доермаковских источников о привычных для Европейской России старинных географических названиях, распространенных в Сибири: "Лукоморье", "Самары", "Грустина" и т.д.



Итак, что собой представляет этот народ? Чалдоны на протяжении сотен веков жили в Сибири замкнутыми общинами, сумев сохранить русский язык в оригинальном исполнении, что позволяет твердо их идентифицировать как народ русского происхождения. Множество устаревших форм звучания русских слов, выпавшие из нашего языка термины, оригинальные обороты и многое другое, даже при беглом ознакомлении с образцами речи чалдонов, позволяют сделать лингвистам определенный вывод о давнем отделении представителей данного народа от основного русскоязычного массива.
Столыпинская реформа и события советского периода, полностью разрушили привычный уклад чалдонских деревень. В настоящее время таких населенных пунктов на территории Сибири практически не осталось. Некоторая часть переселенцев, примкнувших к Сибирским старожилам, сохранили предания о своём прошлом. Галине Ивановне выпала счастливая возможность записать легенды и рассказы некоторой части чалдонов, сохранивших устойчивую устную традицию собственной истории.
По их рассказам, чалдоны пришли в Сибирь за 10-15 поколений до Ермака, т.е. не позднее XIII века. Рассказчики передали Галине Пелих устную информацию всего лишь о нескольких семьях (родах), сославшись при этом, что пришли они в Сибирь в места, давно уже освоенные другими семьями чалдонов. До этого они жили в черноморских степях в междуречье Дона и Днепра. Там их называли "самарами" и обзывали "паджо2.

Белые страницы истории Сибири (часть-16). Народы Сибири


По словам Каяловых, на их старой родине вокруг них жили такие же, как они, русские люди, называвшие себя "самарами": "Голимо было там самарских!" Сами Каяловы жили на притоке реки Самары, впадающей в Днепр. Название она имела - Каяла. Свою фамилию они вели от имени этой реки. Название её в этом виде до настоящего времени не сохранилось.
Чалдоны были в основном язычниками, только некоторая часть из них, будучи переселенцами, в стародавние времена подверглась христианизации. Но за отсутствием связи с религиозными центрами их христианская вера выродилась, создав некий упрощенный симбиоз язычества с элементами христианства.
Официальная церковь не могла этого допустить, считая их язычниками и вероотступниками и поэтому слово «чалдон» в устах казаков и других сибирских новопоселенцев стало намеренно носить издевательский, уничижительный характер: недалекий, упрямый, недоразвитый.
Данные факторы повлияли не только на негативное отношение к чалдонам, но и на замалчивание их заслуг в освоении Сибири. Ни одна летопись, ни один документ Московского царства, прямо о раннем чалдонском населении Сибири не говорят, так же, как и о других русских народах и о казачестве Сибири, еще до Ермаковских времен. Кое-какие сведения о чалдонах и самарах есть у Семёна Ульяновича Ремезова в его "Истории Сибири" и в некоторых других русских документах XVI-XVII веков.
На карте нидерландского картографа Абрахама Ортелиуса, изданной за одиннадцать лет до похода Ермака, в Среднем Приобье было показано поселение Цинголо (чалдоны).



Галина Пелих отмечала, что некоторая часть чалдонов делит себя на две группы. Те, что пришли с Дона называли себя чалдонами. А те, что пришли "из-за Дона" - самарами. Обе группы высмеивают друг друга за манеру говорить, привычки и т.д. Но среди пришлых чалдонов, были и коренные жители, те, к которым примкнули переселенцы. Этих коренных, до этого не имевших названия, в ещё более древние времена называли синдонами, исседонами, они же серы с локализацией проживания в стране Серика (Сибирь) - прямые предки сербов.



Если вспомнить, в скифские времена на территории нынешней Сибири жили, как учёные их называют - андроновцы. Часть их переселилась на территорию нынешней Индии и именно там сохранился их язык, называемый санскрит, а по сути это и есть древнерусский язык. Но как бы их не называли, это и есть, те древние прарусские народы, малой частью дошедшие до наших времён. Это показательный пример одинаковой языковой группы, когда наши предки заселяли Индию (Дравидию), древнерусский и санскрит Вам будет понятен без перевода. Еще показателен пример переселения народов и обмена культур, когда некоторая часть праславянских народов из Индии переселилась обратно, минуя территорию Средней Азии, пройдя Каспий, перейдя Волгу, они поселились на территории Кубани, это были синды. После они составили основу азовского казачьего войска. Примерно в XIII веке, часть из них ушла в устье Днепра, где стали называться запорожскими казаками. Но праславянские народы Сибири совершившие длительный переход в Индию, а потом на Кубань, долгое время среди остальных казаков России назывались тартарами, а потом татарами.





В послеермаковское время русское население в Сибири пополнилось выходцами с Русского Севера - с Мезени, Печоры, из Устюга, Перми, Чердыни и других мест. По-видимому, тогда представители второй (послеермаковской) волны русских и придали названию челдоны (чалдоны) унизительную кличку. Она в негативном смысле зафиксирована у русских жителей низовья Оби. Нам известно, что семьи Чердынцевых и Устюжаниных (явные выходцы с Русского Севера!), живущие в Кемеровской области, и старожилы Алтайского края до сих пор употребляют слово "челдон" в уничижительном смысле (балбес, болван, туповатый). Этот смысл слово "челдон" ("чалдон") приобрело в Зауралье, где послеермаковские казаки видели в более ранних русских переселенцах с Дона людей примитивных, занимающихся охотой и рыболовством, забывших земледелие.
Кличку челдон за Енисей занесли казаки второй переселенческой волны. А третья волна переселенцев (рубеж XIX и XX столетий) усвоила эту кличку и распространила ее на своих предшественников - на русское население второй волны.



Более того, здесь усилился негативный смысл этой клички. Слово "челдон" в Иркутской губернии стало обозначать разбойника, бродягу, грабителя. Оно образовано от двух компонентов. Первый компонент происходит от древнерусского слова "чело" - (лоб, голова), самый первый, начальный, второй связан с Доном. Следовательно, челдон - это первый (выходец) с Дона или человек с реки. Эту кличку дали первым русским колонистам (паджо-самарам) казаки ермаковского "призыва". Так же об этнониме «челдон» можно говорить в связи с древними народами, известными нам из документов античности: исседонами Сибири и синдами (синдонами) Тмутаракани (Тамани-Тамархи). Челдон - это человек реки, дон на древнерусском - река.
Но вот современная историческая наука Китая определяет предками русских, сибирский народ Усуни. Вот описание усуней из китайских хроник: "высокий рост, цвет глаз голубой и зелёный, а волос - жёлтый и красный (рыжий)". Похожими характеристиками обладали и другие северные соседи китайцев - динлины (динлин на китайском - "рыжий", а также производное от длинный, рослый). Европейской внешностью обладали и "бородатые люди" дауры, обитавшие по Амуру и переселившиеся позже в Маньчжурию. Здесь надо знать, что часть территории, занятой усунями, динлинами, даурами, на средневековых картах обозначались Серикой (Сербикой), то есть Сибирью.



Любопытно, что селькупы называют русских челдонов "паджо". Так же называли русских-самарцев Каяловых их соседи, когда они проживали на берегах теплого моря "за Доном". Европейская встречаемость слова "паджо" по отношению к русским (паджо-рус) отмечается также В.П. Кобяковым. Вместе с тем, распространение этого слова в центре Азии у хакасов (аджо, ажо) отмечает Л.Р.Кызласов. Древние хакасы в 6-7 веках титулом аджо или ажо наделяли государя, законодателя и верховного судью в одном лице. В последний период своего существования Хакасское государство представляло собой феодальную федерацию из четырех княжеств. Каждым из них управляли князья из аристократического хакасского рода Хыргыс, добавлявшие к своему имени титул "ажо". Участвовавший в переговорах с русскими в 1714 году Боту-Ажо был великолепным высоко грамотным дипломатом. Он не только говорил по-русски, но и владел русской грамотой. Остается предполагать, что аристократический род Хыргыс был основан в 6 веке русскими людьми паджо, давшими хакасам грамотность, государственность и законоуложение. И как только это род был насильственно переселен из Хакасии, там сразу же рухнула государственность.
Таким образом, появление русских-паджо в Сибири отодвигается как минимум в 6-й век. Но остается вопрос, откуда русские-паджо пришли в Сибирь, с какого моря они принесли сюда топоним Лукоморье?
Это переселение происходило с берегов студеного моря, о чем свидетельствуют старинные русские сказания и летописи. В "Повести временных лет" Восточная Славянская прародина упоминается под названием "Великая Скуфь" (т.е. Скифия). Старинные русские сказания повествуют о сибирских землях, как о диковинных «полунощных странах», где полгода день и полгода ночь, раскинувшихся лукой у студеного моря к востоку от Камня (Урала). Очень красочно описано в сказках о Сибирских землях у А.С. Пушкина, его знаменитое "Лукоморье" многим известно ещё со школьной скамьи, а жизнь народов в Сибири в очень древние времена описана в сказке А.Н. Островского "Снегурочка", где Берендеево царство находится в сегодняшней большеземельной тундре. В архангельской былине об Илье Муромце и сыне его Сокольнике, записанной В.П. Киреевским, говорится о том, что Сокольник родом из Сибирской украины (Сибирская украина - это древнерусское название Крайнего севера, подчеркивает д-р философии В.Н.Демин) с Алатырь-камня, что в студеном ледовитом океане. Анализируя "Русские веды", можно узнать, что Алатырь-камнем является архипелаг Северная Земля, расположенный в Карском море. Таким образом, топоним Лукоморье был принесен на томскую землю с Таймыра, т.е. с обской губы. В памяти народной сохранились воспоминания о климатическом катаклизме, принудившем пращуров покинуть северную прародину. Доктор философии В.Н.Демин, посвятивший последние годы разысканию легендарной Гипербореи, приводит следующие строки, записанные на русском севере. "Постигла нас тьма несветимая, Солнце угаси светлая, Свет свой не яви. На лицы земли прежде вечера в часы дневные наступила нощь зело темная Луча измени естество свое, Светлая луна во тьму преломися, Звезды на небеси Свет свой угаси... Земля и воды свой плод сократи Паде с небес сап горящий, Пшеницу сломи несозрелую. Перемени море естество свое. Наступи зима зело лютая, Уби виноград зеленый"... Так что, в приобской губе рос виноград, а значит и климат был тогда тёплым.



Интересную информацию о том, как одевались около 400 лет назад Сибиряки, нам оставил нормандец Пьер Мартин де Ламартиньер. В 1653 году он участвовал в качестве судового врача в датской экспедиции к север-ным берегам Сибири и написал книгу: "Путешествия в северные страны". В ней описаны нравы, образ жизни и суеверия норвежцев, лапландцев, килопов, борандайцев (берендеи), сибиряков, самоедов, ново-земельцев (Новая Земля) и исландцев, со многими рисунками. Проезжал он на оленях через страну "Борандай", (Большеземельскую тундру), где в древности жили Берендеи, был в Печоре, Сибере, останавливался в Папин (Ляпин) городе. Ляпина - остяцкая деревня Березовского округа Тобольской губернии. Упоминается под названием "вогульского городка" в 1499 г.



Вот что он пишет. Важные обыватели этого города носят штаны, чулки, длинное платье, которое у них спускается до пят; и узкие рукава, все из сукна. У одних - одного, у других - другого цвета; обувь составляют кожаные сапожки, то синие, то красные, то желтые, с железными подковками на каблуках, как у поляков, а на голове суконная шапка, отороченная то черной лисицей, то белкой, то горностаем, а у некоторых соболем, как видно на рисунке.



Что касается женщин, то они очень красивы, белы и полны, с темно-русыми волосами и, как все московиты, очень приветливы. Подобно своим мужьям, они носят платье до пят из сукна красного, фиолетового или голубого цветов, сшитое наподобие полукафтана, отороченное белым лисьим или собольим мехом, с длинными висячими рукавами, которые приколоты к платью. Других рукавов, куда бы они могли поместить свои руки, у них нет, так как рукава их рубашек необычайно длинны, и каждый имеет до 5 локтей длины; сшиты они из очень тонкого полотна и собраны на руках в складки. На голове носят род овального чепчика, а волосы заплетены в косы, украшенные лентами, которые спускаются позади плеч. Башмаки у них из русского сафьяна. Они носят также пояса из жемчуга средней величины. Спасибо Ламартиньеру за подробности, но и у Пушкина в русских сказках описывается то же самое.







До нас дошли фотографии более столетней давности, во что одевался простой народ. В основной своей массе на этих фотографиях вы не увидите прилично одетых людей, "цензура" постаралась, чтобы русский человек выглядел всегда в рубище и лохмотьях. Но редкие снимки дошли до нас, не смотря на старания "доброжелателей".



















Интересно также упоминание о стране Борондай и острове Барандей. Об этом древнем народе мы знаем по сказке А. Н. Островского "Снегурочка", где царь Берендей мудро правит берендеями:
"Действие происходит в царстве берендеев в доисторические времена".



Вряд ли стоит искать ответ в историческом понятии этого названия, но всё же приведу его. Берендеи - частью ставшее впоследствии славянским, но тюркским по происхождению, этнографически близкое печенегам племя. Как и другие народы Севера из-за изменения климата мигрировали в поисках лучших земель. Упоминаются в русских летописях 11 - 12 вв. Кочевали за восточными границами Древней Руси. Именно казачье племя будущих Чёрных клобуков (черные шапки) - переместились из Берендеева царства Сибири на Русскую равнину. Казачьи орды (войска) ещё недавно заселяли огромные территории Приморья, Сибири и русской равнины.



















Давайте теперь посмотрим, как ниже, на приведённом примере, Томские учёные обозначили сибирские народы, проживающие в разном временном интервале.

































А здесь ниже, на зарисовках представлены Сибирские народы в представлениях учёных царской России.



















О татарах, это отдельная тема, но лучше немного подробностей в картинках с текстами из истории прошлого.



























Относительно Тартарской религии: "В Тартарии больше идолопоклонников, чем магометан. Они поклоняется двум богам: богу Небес, которого они просят о здоровье и вразумлении, и богу Земли, у которого есть жена и дети, которые заботятся об их стадах, посевах и т.д. Поэтому они просят эти вещи у него так: натирая рот его идола самым жирным мясом, когда они едят, а также его жены и детей (небольшие изображения которых есть в их домах), бульон выливают на улицу для духов. Они держат бога Небес на высоком месте, а Земли - на низком. Они полагают, что человеческие души - бессмертны, но переходят от одного тела к другому, согласно Пифагору. Они также поклоняются Солнцу, Луне и четырём стихиям. Они называют Папу римского и всех христиан неверными, собаками и идолопоклонниками".

Продолжим








Теперь перейдём к просмотру фотографий, на которых запечатлены народы Сибири, представленные широкой общественности в разных уголках мира.























































































Напомню о том, что русские к берегам снежной Обдоры-реки вышли задолго до Ермака. Изучавший эти предания, Томич, писатель и журналист Владимир Колыхалов подчеркивал, что русскими, проникшими в сибирское Лукоморье в незапамятные еще времена, соблюдались строгие нравы и бескомпромиссная честность. Эта честность имеет этимологическое отношение к Артании, поскольку слово "Арта" переводится с древнеперсидского как Правда, Высокая Правда, Истина, Закон.
Исаак Масса (1612 г.) также упоминает о заселении Сибири русскими до Ермака "при помощи кротких мер и любви". Борис Годунов, будучи регентом при слабоумном царе Федоре, посылал в Сибирь на разведку Федора Дьяка, который, вернувшись, доложил: "Там в незнаемых странах восточных полно русских людей".
Замечательный томский этнограф Г. И. Пелих установила двуслойность старожильческого населения Приобья. Один слой связан с завоеванием Сибири казаками Ермака в конце XVI в., другой является более древним, доермаковым. Селькупы - коренные жители Приобья - по данным Г. И. Пелих относились к разным русским старожилам, как к различным народам. Ранних русских селькупы называли "паджо" и относились к ним очень доброжелательно, они же чалдоны. К поздним русским, называемым "касак", "каса-гула", селькупы относились настороженно и даже враждебно, они же казаки, которые пошли от Ермака.
По-видимому, именно с древним, сохранившимся от Артании, старожильческим слоем связаны зафиксированные в Приобье "диалектизмы, унаследованные русским языком от древнейшей эпохи. Этнографы отмечают, что записанные в Приобье "тексты былин обнаруживают большую близость к общему древнерусскому эпосу" и подчеркивают: "... быть может, нигде, кроме Северной России, не сохранилась такая старая Русь, как в Сибири".



А напоследок, что значит Русь на русском Севере, в русской Сибири?
Есть у слова "Русь" и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
- Цветочек-то погибал. Я его вынесла НА РУСЬ - он и зацвёл!
- На русь? - ахнул я.
- На русь, - подтвердила хозяйка.
- На русь?!
- На русь.
Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, - и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось? Записать надо слово. Достал карандаш и бумагу. В третий раз спрашиваю:
- На русь?
Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат. Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово. И ответила, как пропела, хозяйка:
- На русь, соколик, на русь. На самую, что ни на есть, русь.
Осторожней осторожного спрашиваю:
- Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу.
- Не буду, - обещает она.
- Что такое - русь?
Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни:
- Светлое место!
Хозяйка от его рявканья за сердце взялась.
- Ой, как ты меня напугал, Николай Васильевич! Ты ведь болеешь, и у тебя голоса нет... Оказывается, у тебя и голосок прорезался.
А мне объяснила честь по чести:
- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Записал Станислав Тимофеевич Романовский (1931-1996) русский писатель, член Союза журналистов СССР.

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии4
  1. ВолчегЪ
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    Вот уж фолкхисторей-то развелось
  2. Дибенко
    На uCrazy 10 лет 24 дня
    Цитата: ВолчегЪ
    Вот уж фолкхисторей-то развелось

    А мне понравилось.
  3. _pogrem_
    На uCrazy 15 лет 2 месяца
    Это что, выходит наши предки, чуть не всю планету заселили-научили, окультурили? Напомнило "научные исследования" М. Задорнова по этому же направлению
  4. Синоптик
    На uCrazy 9 лет 2 месяца
    да.... замес у русских крутой..... но это уже не нация , а образ мыслей, язык, и самое главное достойная история...русских в роду у меня не было, но я думаю, говорю по русски и считаю себя русским, и готов умереть за свою страну

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}