Белые страницы истории Сибири (часть-18). Ермак
Наше восприятие о начале русской Сибири связано с именем Ермака Тимофеевича. Четыре столетия назад его дружина в 1581 году перешла "Каменный пояс" Урала и разгромила агрессивное Сибирское ханство - один из последних осколков Золотой Орды. Произошло событие огромной исторической важности: последний монгольский царь Кучум был разбит, и этим была заложена основа Азиатской России. Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими. За Урал двинулись казаки и переселенцы. Подвиг Ермака и его дружины навсегда был вписан в сибирские летописи. Но так ли было это на самом деле? Как мог Ермак завоевать Сибирь, если она была в вассальной зависимости от Московии? Как можно завоевать огромные просторы Сибири с численностью отряда в шестьсот человек и разгромить ханскую власть Кучума? Народные предания говорят о том, что Ермак не погиб, но кого же тогда нашли утонувшим в реке и в доспехах? А также, Иван Грозный - потомок Чингизхана и почему не состоялась английская колонизация Сибири? Об этом всём и поговорим.
Географические размеры Сибирского ханства, покоренного Ермаком, (где несколько летописей повествуют его легендарный поход), примерно сопоставимы с Францией. В той же Британике, в географической таблице указаны размеры территорий: Франция - 139 000 кв. миль, Московитская Татария - 3 050 000 кв. миль. Разница - более чем в двадцать раз. Кажется, странным, что история громадного края сведена к истории (даже не к истории, а лишь к истории завоевания) его одной двадцатой части. И это, очевидно, является большой проблемой в исторической науке.
О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей:
1) Самая древняя, правдивая и признанная всеми - Есиповская летопись, написанная донским казаком Саввою Ефимовым, сподвижником Ермака, который был глубоко верующим человеком и в последствии стал дьяком архиепископа Тобольского и Сибирского. Летопись эта окончена в 1636 году, когда автору её было около 80 лет. Название у неё было длинное и само по себе уже отражает идейные пристрастия автора: "О сибирстей стране, како соизволением божиим взята бысть от русского копья, собранного и водимого атаманом Ермаком Тимофеевым и своею храброю и предоброю дружиною и соединомысленною".
2) Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. Оно и понятно, летопись эта отличается большой пристрастностью, склоняющеюся к возвеличению перед Россией заслуг купцов Строгоновых, а потому во многих деталях является искаженной.
3) Краткая Сибирская летопись Спасского.
4) Латинская, относящаяся к концу ХVII века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным.
5) Новая летопись, составленная в конце ХVII или в начале ХVIII в.в.
6) Летопись Сибирская краткая Кунгурская, - одна из летописей, возникшая во 2-й пол. 17 в. в Прикамье. В полном виде текст К. л. не сохранился. Известен по включениям в первоначальный текст Ремезовской летописи.
7) "История Сибирская" С.У. Ремезова (Ремезовская летопись) - уникальный памятник русской культуры, созданный в Тобольске в конце XVII века.
8) Опросы в 1621 г. первого Тобольского архиепископа Киприана, одного из оставшихся в живых сподвижников Ермака. Он описал о покорении ими Сибири во всех обстоятельствах похода.
Есиповская летопись признается Фишером, Миллером и Карамзиным за самую достоверную; она начинается так: "Избрав Бог не от славных муж, не от царского веления воевод, а вооружи славою и ратоборством атамана Ермака, Тимофеева сына, и с ним 540 человек". По этим летописям, Ермак был роста среднего, широк в плечах, сложения крепкого, волосы на голове имел черные, кудреватые, бороду черную, глаза весьма быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой; хорошо сносил стужу и жар, голод и жажду, бессонные ночи, тяжелую работу и проч. Он имел бодрый и затейливый дух, который не давал ему долго сидеть праздно; хитер на вымыслы и быстро приводил их в исполнение; храбр до дерзости и милосерд к побежденным. Считая себя борцом за православную веру, он, как и все казаки того времени, был всегда набожен, строг в соблюдении постов и обрядов веры и всегда призывал в своих предприятиях на помощь Бога и Пречистую Его Матерь. Строго наблюдая за нравственностью казаков и требуя от них целомудрия, атаман Ермак перед каждой битвой или после победы всегда приказывал бывшим в его войске трем священникам и одному иеромонаху служить обедни или петь благодарственные молебны. Перед битвами любимые его слова были: "Когда Бог нам поможет, то одолеем врага".
Но посмотрим, что говорит Карамзин, придерживавшийся, как известно, Строгановской летописи.
"Мысль о покорении Сибири внушили Ермаку купцы Строгановы, владевшие по жалованным грамотам всеми землями по рекам Вычегде, Сильве и Каме до р. Чусовой. Слыша о подвигах казаков в низовьях Волги, умные Строгоновы будто бы предложили Ермаку и его товарищам службу честную: послали им дары, написали грамоту ласковую (6 апреля 1579 года), убеждали их отвергнуть ремесло, недостойное христиан, быть не разбойниками, а воинами царя белого, искать опасностей не бесславных, примириться с Богом и Россией; сказали: "Имеем крепости и земли, но мало дружины: идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства". Ермак со товарищами прослезился от умиления, говорит Строгановская летопись: мысль свергнуть с себя опалу делами честными, заслугою государственною и променять имя смелых грабителей на имя доблестных воинов отечества, тронула сердца грубые, но еще не лишенные угрызений совести... Они подняли знамя на берегу Волги, кликнули дружину, собрали 540 отважных бойцов и 21 июня прибыли к Строгоновым - "с радостью и на радость", говорит летописец: "чего хотели одни, что обещали другие, то исполнилось: атаманы стали грудью за область христианскую. Неверные трепетали. Где показывались, там и гибли".
Как видим, Есиповская летопись показывает нам набожного Ермака, соблюдающего посты, обряды и т.д., а Строгановская показывает нам Ермака разбойником и безбожником. О дружине Ермака, как о разбойничьей шайке историки упоминают слова Ивана Грозного: "Мы на тех казаков волжских, на Митю Бритоусова и Ивана Юрьева (Кольцо) опалу свою положили, казнить их велели...". Но в документах той поры, упоминающих Ивана Кольцо, Митрия Бритоусова и других волжских атаманов, занимающихся разбоем, имени Ермака нет, он в соответствии с грамотой, в это время состоял на службе у Строгановых. Становится понятным приход именно Ивана Кольцо с повинной к царю и дарующим освобождённые Сибирские земли.
О численности казаков у Ермака данные разнятся, но вот что сумел выяснить Герард Фридрих Миллер, по его данным казаков было несколько тысяч человек, данные Ремезовской летописи показывают, что Ермак привел на Чусовую 6 тысяч человек. В оконечном итоге, Ермак привел в столицу Искер (Сибир) только четыре сотни боеспособных казаков, да ещё полторы-две сотни раненых, которые не могли сражаться. А у Саввы Есипова мысль о превосходстве огнестрельного оружия родилась из представления о том, что русский отряд, приведенный в Сибирь, был крайне малочисленным.
По Миллеру Ермак самовольно отправился в Сибирь и грабил Строгановские вотчины, а по Строгановской летописи, Ермак был снаряжен в поход царём и Строгоновыми. В то же время Иван Грозный пожаловал в 1572 году Строгановым огромную площадь земель "за Камнем", то есть за Уралом, по Тоболу, Иртышу и Оби. Поэтому Карамзин и предположил, что поход Ермака осуществлялся по царской воле и с царского указа. Если вспомнить, донское казачество с 1671 года признало протекторат московского царя Алексея Михайловича, то есть отказалось от самостоятельной внешней политики, подчинив интересы Войска интересам Москвы, Внутренний распорядок остался прежним. И только когда Романовская колонизация юга продвинулась до границ Земли Войска Донского, тогда Петром I была проведена инкорпорация Земли Войска Донского в состав Российского государства. То есть, донцы, начиная с Алексея Михайловича стали служить интересам Московии.
"Мы, Донские казаки, бьем тебе, царь Иван, царством Сибирским", повествует летописец. Эти слова говорят сами за себя. Следовательно, атаман Ермак и его сподвижники, если и не все, то большая их часть, были природные Донские казаки, которых летописцы ХV и ХVI в.в. называли Азовскими.
Когда-то из Сибири, часть племён Андроновской культуры переселилась в Индию, а после некоторая их часть переселилась обратно, но уже минуя территорию Средней Азии, пройдя Каспий, перейдя Волгу, они поселились на территории Кубани, это были синды. Они-то и составили основу азовского казачьего войска. Будучи в Индии, они немного приняли в себя кровь местных племен с темным цветом кожи - Дравидов и среди всего казачества, они единственные имеют темный цвет волос и глаз. Также при переселении они претерпели метисацию крови с южными народами, древними персами, парфянами, тюрскими племенами, эллино-скифами. Поэтому среди них большей частью встречаются брюнеты с вьющимися или волнистыми волосами, атаман Ермак как раз был один из них. Они среднего роста, крепкого сложения, выносливы, храбры и предприимчивы. Тип этот и теперь очень резко выражается среди казаков низовых станиц, в особенности, в Старочеркасской и Раздорской на Дону и даже выше, до хутора Калача Пятиизбянской станицы. Выше по Дону он почти отсутствует. Примерно в XIII веке, часть из них ушла в устье Днепра, где позже стали называться запорожскими казаками.
До нас не дошел ни один живописный портрет Ермака, да и вряд ли они существовали при его жизни. Портретов с "воров", "разбойников" и "татар", как называли тогда казаков - разумеется никто не писал, а когда к Ермаку пришла официально признанная слава, его уже не было в живых. Во время похода в Сибирь ему было 35 - 40 лет.
Также скрыто и настоящее имя Ермака. Историки дали Ермаку семь имен: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей. Для одних он волжский, для других донской казак. Историк войска донского В. Броневский без ссылок на документы писал о Ермаке, как уроженце донской станицы Качалинской. В списке атаманов, приложенном к "Краткой летописи Донского казачьего войска", опубликованной в "Донском календаре" за 1876 год, Ермак Тимофеевич упоминается среди атаманов за 1579 - 1584 годы, но опять - таки без всяких документальных свидетельств. Есть среди этих свидетельств и неподтвержденное имя Ермака - Василий Тимофеевич Аленин. Разноголосица источников перешла в историческую литературу.
До нас не дошли имена казачьих атаманов и есаулов, храбро бившихся под казанскими стенами с татарами, не сохранилась и грамота царская. Но участие донцов в казанской осаде осталось в памяти народной. У стариков-станичников Багаевской и других станиц еще сто лет тому назад можно было слышать песню, где воспевали подвиги донского атамана Ермака Тимофеевича, взявшего Казань и подарившего ее царю Иоанну Васильевичу. Есть и еще песни, где поется о Ермаке, который явился к царю Иоанну Васильевичу и посоветовал ему, как взять Казань. Очевидно, что в народной памяти остались подвиги наших дедов под казанскими стенами. Ермаку Тимофеевичу, этому первому герою-казаку, казаки приписывали и атаманство под Казанью. После взятия Казани начались постоянные сношения Московского царя Иоанна IV Васильевича с донскими казаками.
Так, в одной из казачьих песен рассказывается о взятии Казани, как при взрыве стены погиб отец Ермака - атаман Тимофей Чига, в этом сражении принимал участие и его молодой сын Ермак. Возможно, сражался он и при взятии Астрахани, где дрались до 5000 донских казаков.
"Казаки в Казань ворываются,
А орда из ней убирается,
Царь въезжает во Казань-город,
Он там хвалится, прославляется.
Вот Ермак к нему является:
- Чем, Ермак, тебя пожаловать?
- Ты отдай, государь, нам Тихий Дон,
Снизу доверху, сверху донизу,
С его реками и вершинами! "...
Кстати, реваншистам разных мастей можно разъяснить, что взятие Казани - это не злобное русское нашествие, а результат борьбы за осколки Золотой Орды между Москвой и Стамбулом, ставшей актуальной после падения Византии, и вылившаяся в гражданскую войну в Казанском, Астраханском, Крымском ханстве и Ногайской орде. Причем если в Казанском и Астраханском ханстве в этой борьбе победили прорусские силы, то в Крымском - протурецкие.
Именно Золотая Орда спасла Русь от покорения католической Европой, чего очень боялась православная церковь. Так как тюрки-мусульмане не ставили задачу рекрутировать славян в свою веру. А Ватикан такую цель ставил. И война с крестоносцами в 13-14 веках яркое тому свидетельство. Невский приветствовал власть Орды, ибо считал, что только она в состоянии сдержать натиск "католических вероотступников". Падение Золотой Орды привело к интервенции со стороны Польши, Швеции в период великой смуты. Вхождение татар в состав России было добровольным и осознанным выбором, путь к которому в силу тогдашних геополитических реалий и противоборств был труден и кровав. Уже одно то, что во время русской смуты татары поддержали Русское государство, а не ляхов, говорит об этом.
Также огорчу тех, кто считает, что по традиции Золотой Орды власть могла принадлежать только чингизидам (потомкам Чингисхана), в том числе и над Казанью. Так вот, Иван Грозный имел на Казанский престол династические права не меньшие (если не большие), чем правитель Казани Едигер (Ядигер). В крови матери Ивана Грозного Е. Глинской текла кровь чингизидов. Елена Глинская была дочерью Олексы - сына Мансура Киятовича, который был сыном Мамая и дочери Бердибека, являвшегося ханом Золотой Орды. Чтобы было понятно, Бердыбек - прямой потомок Чингизхана, дочь Бердибека была замужем за Мамаем, у них было, по крайней мере, два сына. Один из них - князь Мансур Кият, у него был сын Алекса, который в 1390 году принял христианскую веру в Киеве. Алекса Мансурович при крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и его сын, ставший Иваном.
Вот этот-то Иван Александрович (правнук Мамая) добился для себя в 1399 году от великого князя Литовского Витовта титула князя Глинского. Великий князь Витовт женил молодого князя Ивана Александровича на острожской княжне Настасье Даниловне. Таким образом, дети правнука Мамая обрели генеалогическую связь с молдавскими господарями и сербским королевским родом Неманичей.
Его сын Борис Иванович Глинский (умер в 1451г.) родил Льва Борисовича Тёмного Глинского. Его дочь - Княжна Елена Васильевна Глинская - вторая жена московского великого князя Василия Ивановича, мать Ивана Грозного, правительница государства во время его малолетства. Таким образом, Иван Грозный был потомком Чингизхана, такой вот расклад. Ну и соль на рану тем, кто сеет вражду между русскими и татарами, посмотрите, как татары Казань брали.
В истории Ермака отмечено, что его поход был первым военным походом русских в дикую, пустынную и неизведанную страну Сибирь. Конечно, это не совсем так. Ермак не был первым русским полководцем, который привел в Сибирь свой отряд.
Народы севера Западной Сибири издавна поддерживали экономические связи с русскими землями и прежде всего с Новгородом. Еще в XI столетии предприимчивые новгородские и поморские купцы проникали в низовья Оби и Таза, куда привлекали их в первую очередь пушные богатства. Самые первые сведения о военном походе русских в Сибирь относятся к 1384 году, когда новгородский отряд прошел на Печору, и далее, северным походом через Урал, на Обь. Сведения об этом походе крайне отрывочные, и неизвестно, кто возглавлял отряд, сколько в нем было человек и какие цели он ставил перед собой.
С ослаблением Новгорода и подпаданием его под власть московских великих князей, разведкой и завоеванием Приуралья и Сибири стали заниматься московские воеводы. Если новгородцы преследовали главным образом экономические интересы, то есть завязывали мирный торг, то московиты преследовали явно политические цели и хотели присоединения северных земель. Их главной задачей в новых землях было приведение местного населения под власть московского государя и взимание дани в его пользу.
Когда торговые и политические связи новгородцев унаследовало Московское государство, то в конечном итоге далекие сибирские земли включило в состав своей территории. В Югорскую "вотчину" великие князья московские неоднократно посылали ратных людей для сбора дани. Таковыми были походы устюжанина Василия Скрыта (Скрябы) в Югру (1465 г.). Через несколько лет, в 1472 году воевода Федор Пестрый совершил крупный военный поход в Пермь, завоевал её и выстроил в центре этой земли укрепленный город Чердынь, который стал форпостом русского присутствия в Пермском крае и Предуралье. В 1478 году Москва присоединяет к своим владениям огромные владения Господина Великого Новгорода на севере, в том числе и на северо-востоке, по Печоре и Двине.
В 1483 году состоялся крупный поход воевод князей Федора Курбского и Ивана Салтыкова-Травкина на Пелымское княжество, которое занимало земли на Урале, по Тавде и Пелыму. Воеводы прошли Пелымское княжество, разгромили войско пелымского князя, наложили дань на его население и потом прошли вверх по Оби до слияния с Обью Иртыша. От Иртыша отряд воевод прошел до устья Тобола и вернулся в Московию. Получается, что они прошли маршрутом Ермака за сто лет до казачьего похода.
В 1499 году состоялся крупный военный поход воевод князей Семена Федоровича Курбского, Василия Заболоцкого - Бражника и Петра Федоровича Ушатого во главе отряда из 4 тысяч ратников в Югорскую землю. Отряды князей двигались по Мезени и Печоре к городку Усташу, где должны были соединиться. 21 ноября 1499 года объединенный отряд вышел в поход за Югорский Камень, то есть должен был перевалить высокий Приполярный Урал по горному проходу, уже хорошо известному русским. Поход должен был покорить остяков и вогулов, живших по восточную сторону Урала, вплоть до устья Сосьвы, впадающей в Обь. Всего до тех мест отряд прошел более 6,5 тысяч верст.
Отряд взял штурмом более 40 укрепленных городков, захватил в плен 58 князей и богатырей, множество простых воинов. На население была наложена дань в пользу московского князя. В 1502 году, после возвращения князей из похода, Иван III присвоил себе титул князя Кондорского и Обдорского. Одним словом, за 80 лет до Ермака русские уже завоевали северную часть Восточного Предуралья.
Выше вы видите первую карту России 1525 года (кликабельно). Задолго до Ермака Сибирские земли от Перми, Кондоры и до Байды и Лугории (Приобский бассейн) были известны Московии и в некоторой степени подчинены ей. Московское княжество имело влияние до земель Сибирской Тартарии, до земель Пегой Орды, где были многочисленные казачьи объединения. Также обратите на рисунок справа, где изображен большой город Архангельск, который по официальной версии основан в 1584 году.
Но все эти походы до времён Ермака, не привели к присоединению и освоению Сибири. Зависимость местных племен от Московии была в значительной степени формальной и ограничивалась нерегулярной уплатой дани. Влияние Московского государства за Югорским Камнем в XV - XVI веках оспаривало Сибирское ханство. Оно выделилось из состава Золотой орды в первой трети XV века. Основателем династии сибирских ханов был Хаджи - Мухаммед - хан, потомок одного из братьев знаменитого Батыя, Шейбани. Татары вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие в небольших размерах существовало только в поймах Тобола и Иртыша, и большого хозяйственного значения не имело. Сибирское ханство было эфемерным политическим образованием. В нем никогда не прекращалась междоусобная борьба. Власть с переменным успехом оспаривали потомки чингизида Шейбани - хана и местного татарского княжеского рода Тайбугинов. Когда появился Сибирский хан Едыгей, то он постарался заключить союз с Московией и согласился платить ей дань. Едыгей понимал, что Иван Грозный взял Казань, разгромил Давлят Гирея и видел в нём поддержку, потому, что с Южных земель повеяло сильной угрозой.
В Сибирской Тартарии и особенно в Пегой Орде никто тогда строго не придерживался какой-либо веры, между собой мирно сосуществовали язычники, магометане, христиане, никто не навязывал насильно свои убеждения.
Но как в случае с Чингизханом, Мамаем, а потом и Темурмаликом, опять появились тёмные силы, которые стали стравливать народы и теперь уже из Бухарского ханства появился очередной завоеватель Кучум и он появился не с проста. В 1559 году состоялся договор между Ливонским орденом и Сигизмундом, после чего Ливония вступила под протекторат Польши. Было чего опасаться, Ливонский орден в 1242 году был в составе Тевтонского ордена и участвовал в Ледовом побоище на Чудском озере, Запад с тех пор своих планов по отношению к нам не менял. В ходе Ливонской войны XVI века, орден потерпел ряд поражений от войск Ивана Грозного, после чего в 1561 году распался.
В 1562 году Иван Грозный включает в царский титул слова "... и всея Сибирской земли повелитель". При Иване Грозном Россия присоединила Поволжье, Северный Кавказ. Пробивала дорогу к Балтике, сокрушила Ливонский Орден. Однако вздыбились Литва, Польша, Швеция, Дания, Крымское ханство. Добавились измены собственной знати. Тем не менее, наша страна успешно справлялась со всеми трудностями. Литву разгромила, татар отражала. Шведов и датчан сумела перетянуть на свою сторону. А для искоренения внутренней оппозиции был введен чрезвычайный режим - опричнина.
Вот тогда-то и закрутился тайный антироссийский альянс. Возглавили его папа римский и орден иезуитов, так они принялись направлять и координировать деятельность врагов нашей страны.
Даже польский король Сигизмунд II Август слёзно писал английской королеве Елизавете I о значении русских в Ливонии: "Московский государь ежедневно увеличивает своё могущество приобретением товаров, которые привозятся в Нарву, ибо сюда помимо прочего, привозится оружие, до сих пор ему не известное... приезжают военные специалисты, посредством которых, он приобретает средства побеждать всех"...
Англичане, обеспокоенные по поводу укрепления Русского государства, под видом торговых отношений, с 1553 года начинают активные действия в отношении Сибирской колонизации, но у них ничего не вышло и всё это вылилось в создание торговых отношений с Москвой. Вот как это было по официальной версии.
В XV веке Сибирью заинтересовались европейцы. Их интерес был таков: из Китая вывозились товары, пользующиеся огромным спросом по всей Азии и в Европе. Сметливые купцы понимали, что если наладить прямую торговлю с Китаем, то можно получить совершенно фантастические прибыли на торговле этими редкими товарами. Англичане стремились во что бы то ни стало разведать прямой путь в Китай. Согласно представлениям о географии того времени, столица Китая - Пекин, находилась на берегу Срединного озера, из которого вытекала большая река, несущая свои воды к северу. Англичане думали, что эта река - Обь.
Английские купцы учредили "Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений", которое занялось разведкой пути в Китай через Сибирь. В 1553 году общество снарядило экспедицию из трех судов под командованием Хью Уиллоуби, но два судна погибли, попав в бурю. Уцелевший корабль под командованием Ричарда Ченслора отбился от экспедиции и его вынесло к устью Северной Двины. Здесь команду и капитана подобрали поморы. На санях Ченслор приехал в Москву, где был принят самим царем Иваном IV. Государь щедро одарил моряка и отпустил на родину.
После этого "Общество купцов-предпринимателей", получившее признание королевы, стало снаряжать новые экспедиции. Через несколько лет после неудачной экспедиции Уиллоуби в море, вышла новая экспедиция под командованием Стивена Барроу. Опыт предыдущего плавания был учтен. Корабль Барроу перешел Баренцево море и достиг берегов Новой Земли и острова Вайгач. Путь в устье Оби он не нашел и вернулся в Англию.
В 1580 году "Общество купцов-предпринимателей" снарядило ещё одну экспедицию. Теперь англичане уже приблизительно представляли себе расположение устья Оби. Знали и то, что на Оби находится Сибирское ханство и что столица его - Искер. Два корабля под командованием Артура Пета и Чарльза Дженкина дошли до самой Обской губы. По плану экспедиции предполагалось подняться вверх по Оби до Искера и зазимовать в нем. Но и эта экспедиция завершилась неудачно. Корабль Дженкина погиб в Обской губе, а второй корабль Артура Пета - повернул назад.
Сибирское ханство, как знали об этом при дворе английской королевы, находилось в вассальной зависимости от Московского государства.
Королева Елизавета в 1583 году направила ко двору Ивана IV посла Дэвида Боуна с просьбой разрешить английским купцам заходить в Печору и Обь. Но если английские корабли «мирно» гибли в Сибирских водах, то зачем им это разрешение? И вот ответ: "Посол привез в Лондон категорический отказ московского царя". Значит были на то причины, которые от нас скрыты. А англичане лишились права судоходства по внутренним рекам Московского государства. В подтверждении этому в британских архивах было найдено Письмо от Ивана Грозного Елизавете I, где он её назвал "пошлой девицей".
Это событие сыграло свою роль в истории завоевания Сибири. Наиболее населённые и богатые районы Сибири лежали вдалеке от морского побережья морей Ледовитого океана. По ним можно было добраться только по внутренним рекам, в первую очередь, по Оби. Отказ Ивана IV английским купцам в праве заходить в устья рек сделал их попытки найти морской путь в Китай неосуществимыми, а торговлю с Сибирью - невыгодной. "Общество купцов-предпринимателей" отказалось от попыток разведки морского пути и стало заниматься торговлей с Московией, от чего даже впоследствии получило название Московской компании. Из-за этого не состоялась и английская колонизация Сибири. По этой же причине, надо полагать, состоялся приезд в Москву в 1581-1582 г. секретарь генерала ордена иезуитов Антонио Поссевино, который склонял Ивана Грозного к унии с католицизмом.
Но вот странное положение получается. В Лондоне, при дворе королевы Елизаветы, уже знали, где находится Сибирское ханство, где стоит его столица и в чьей вассальной зависимости состоит это ханство. А вот сибирский первопроходец Ермак ничего об этом не знал, да и напал на вассальное ханство, чего, конечно, не должен был делать. Да и в летописях отражено, что Сибирское ханство в лице хана Едигера из рода Тайбугидов платило ясак Ивану Грозному. Поэтому это не завоевание Сибири, здесь совсем другое, наверное, то, чего не хотят нам говорить.
Обратите внимание на датировки похода Ермака и активизация англичан (это то, что дошло до нас), иезуитов, они совпадают, добавьте сюда приход нового хана Кучума, который захватил власть в 1563 году и убил хана Едигера. В 1573 году началась активная война между Строгановыми и Сибирским ханством, англичанам надо было ослабить позиции русских в Сибири, и они этим умело манипулировали. В тот год племянник Кучума, Маметкул, командующий ханским войском, напал на русские поселения на Чусовой и разгромил русские войска в этом районе. Мы не имеем точных данных, но, по всей видимости, Строгановы на следующий же год провели ряд ответных рейдов.
Эту активность в защите восточных рубежей государства заметил царь и оценил это по достоинству. 30 марта 1574 года Иван Грозный пожаловал Строгановым земли уже за Уралом, по Тоболу и Иртышу. В общей сложности, царь пожаловал семье Строгановых 7,5 млн. десятин земли. Эта площадь была сравнима с территорией многих достаточно крупных и сильных государств в Европе. Строгановы выдвинулись в число самых крупных землевладельцев Московского государства. Видя активность англичан и Бухары, Иван Грозный освобождает Строгановых на 20 лет от податей и повинностей, а также разрешает иметь своё войско. Строганов не платил стрелецкую подать на содержание стрелецкого войска, полоняничную подать на выкуп пленных и облучную подать на порох.
Вот откуда и зачем появился Ермак, и он Сибирь не завоёвывал, а отвоёвывал у Кучума и устранил английское влияние на Сибирь через Бухарское ханство, в то время, когда Грозный отваживал у себя непрошенных гостей. Вся эта закулисная возня папских агентов Ватикана и англоязычной империи со своим фирменным методом "разделяй и властвуй", в будущем организует такие же проблемы и в Средней Азии, где Сибирские казаки также выступят в знаменитый Кокандский поход, завоюют Среднюю Азию и устранят влияние Англии на российское подбрюшье.
Давайте вспомним период проблем Ивана Грозного - с 1552 года, с момента взятия Казани, Московское государство не выходило из войн со своими соседями. Особенно долгой и упорной была война с Речью Посполитной. В 1568-1569 годах в Московии выдались неурожайные годы, которые в 1570 году вылились в голод, сопровождавшийся чумой. 1570 год - это опричный поход и разгром Новгорода.
Кстати, существовало и подлинное следственное дело о новгородской измене. Оно пережило Смуту, все пожары Москвы. Опись архива свидетельствует, что оно хранилось до XIX в. А потом... исчезло. Исчезло примерно в то же время, когда либеральные историки, взявшиеся редактировать наше прошлое, "прятали труп" царицы Марии Темрюковны. Как это прикажете оценивать? Вместо нормального женского скелета Марии Темрюковны, находится просто чудовищный, абсолютно мужской скелет - таз узкий, плечи широкие, ноги кривые. Пусть это останется на совести тех, кто это сделал.
В 1571 году было крупное нашествие крымских татар, дошедших до Москвы, разоренной и сожженной в тот набег Дэвлет-Гиреем. Крымский хан собрал большую коалицию против Московии и подготовил новый поход. Иван Грозный собрал все свои силы на южной границе, в 1572 году татарское войско пришло на Русь. Недалеко от Москвы состоялось большое сражение, в котором Дэвлет-Гирей потерпел поражение. Когда в 1575 году на южных и западных границах Московии воцарился мир, Иван Грозный бросил силы на войну со Швецией. В 1575-1576 году русские заняли приморские крепости и побережье между Ревелем и Ригой. Штурм Ревеля в 1577 году закончился неудачей. А в 1579 году разразилась война с Речью Посполитой, в которой правил талантливый полководец Стефан Баторий. В Ливонии началась война сразу с польской и шведской армиями, каждая из которых превосходила русские силы. Но самое удивительное по данным сохранившейся летописи, Ермак командовал казачьим полком во время Ливонской войны (о нем даже есть запись в дневнике польского короля Стефана Батория и письмах Ивана Грозного). Он упоминается в сообщениях о набеге на ногаев и о штурме Могилева, обороняемого войсками Стефана Батория, польский комендант города Могилёва сообщал королю Стефану Баторию, что в русском войске были "Василий Янов - воевода
казаков донских и Ермак Тимофеевич - атаман казацкий". Поэтому ни в каких грабежах купеческих караванов он не мог принимать участие, поскольку это происходило в одно и то же время. Никаких "вин" у Ермака перед Москвою не было. Наоборот, его ценили как опытного военачальника.
На всём этом фоне военных конфликтов, западники не оставляют Ивана Грозного в покое, они организуют отравление его сына и обвинят царя убийцей, причина смерти сейчас уже установлена, содержание хлорида ртути в его останках превышает предельно допустимую в 32 раза! Они убивали каждый раз очередных его жён, пытаясь сломить его волю.
Одним словом, военное положение Московии было не очень радужным, Запад не оставлял своих планов в отношении Руси матушки. Поэтому царь переложил все заботы в отношении Сибирских рубежей на плечи Строгановых.
А тем временем в 1563 году отряды Кучума штурмом взяли город Сибирь и сожгли его. Царевич - хан Кучум, потомок тюменских ханов, сын правителя Бухары Муртазы, убил Сибирского Царя Эдыгея и его брата Бекбулата, захватил власть, но затем, расширив свои владения до Перми, отказался подчиняться Москве. Кучум происходил из рода чингизидов и считался пришлым чужаком с южных земель. Кучум стал насаждать на Сибирских землях, где доминировали древние верования, новую религию - ислам. Это очень хорошо перекликается с теми же действиями времён Темурлана. Захват власти Кучумом, создал в западной части Сибири новую военно-политическую угрожающую ситуацию.
Он провел несколько крупных военных походов по Туре, Тавде, Иртышу, Оби и покоренные вогульские князья были (по крайней мере, для вида) обращены в ислам и основательно обложены данью. На земли находившихся к тому времени в собственности солепромышленников Строгановых, в Пермский край, стали совершаться постоянные грабительские набеги.
По просьбе Строгановых для борьбы с Кучумом, при поддержке правительства Ивана Грозного против сепаратиста и была снаряжена карательная экспедиция во главе с Ермаком. Кучума же поддержали некоторые из правителей Большой Ногайской Орды.
Родословная Кучума.
По легенде, царь послал Ермаку за его богатырские подвиги в Сибири серебряный ковш, шубу с царского плеча и двухаршинные кольчуги, которые якобы сыграли роковую судьбу. Утомленные от походов, казаки решили сделать привал на острове, все уснули мертвым сном и это, не смотря на ревущую бурю и проливной дождь. Хан Кучум дождался своего звездного часа, и произошло короткое побоище: темень, ливень и "тать в нощи".
Все казаки полегли, толком не оказав сопротивления, а в отчаянье Ермак кинулся к стругу (лодке), но не в силах был вскочить в него, одетый в два царских панциря. Словом, оступившись, атаман упал в реку, и двойная броня утянула его на дно. Это отражено и в Ремезовской летописи.
Конечно, между учеными историками ведется спор о достоверности Ремезовской летописи. Например, иные с подозрением оценивают версию гибели Ермака: да едва ли обрядился бы он на отдыхе в свои кольчуги. Но доводы академика Окладникова звучат убедительней. Первый: Семен Ремезов выступает здесь в роли этнографа, записавшего народные легенды и поверья, отсюда и героизация образа Ермака. Довод второй: если зачеркнуть в нашем сознании этот культ нетленного Ермака у сибирских язычников, как бы мы объяснили, что сотни лет русские и татары живут в Сибири бок о бок как добрые соседи, да еще и роднятся друг с другом.
Военные действия дружины Ермака и войск воеводы Воейкова, в результате которых было ликвидировано ханство Кучума, носили не завоевательный, а освободительный характер по отношению к народам Сибири. Если бы у англичан получилось наладить морской торговый путь в сибирские земли, у Кучума было бы самое передовое современное на тот период оружие и вряд ли Ермаку сопутствовала удача.
По Сибирским же народным преданиям, Ермак не погиб, а дожил до 90 лет в скиту на севере нынешней Омской области, вот как это произошло.
Царские подарки он роздал своей дружине, это потом найдут убитого есаула в его доспехах и ошибочно примут за Ермака. В его ополчении были стрельцы, казаки, немцы, литовцы, всего около семи тысяч человек, у Кучума свыше 10 тысяч. Победа осталась за казаками Ермака. В марте 1583 года в Кашлык вернулся из Москвы атаман Иван Кольцо. Там он зачитал грамоту, в которой московский царь объявлял казакам вечное забвение старых вин и вечную благодарность за присоединение Сибири. Ермак был назван "князем сибирским", ему повелевалось распоряжаться и начальствовать, как было дотоле, чтобы утвердить порядок в сибирской земле и государеву власть над нею.
В первых числах ноября в Искер (на старинных картах - Сибир), прибыли от царя стрельцы с воеводой Болховским. Начиналась зима, а стрельцы не имели ни шуб, ни валенок, ни продовольствия в достаточном количестве. Воевода, считавший себя царским наместником, полагал, что Ермак будет у него в услужении. Но тот, ссылаясь на царский указ, сам считал себя "князем сибирским". Когда Болховский потребовал припасы для зимовки, Ермак отказал ему, упрекнув в нераспорядительности. Произошла ссора, грозившая перерасти в столкновение.
Болховский отправил своих гонцов к царю с доносом на Ермака. Атаману повелели прибыть в Москву для ответа. Пока ездили гонцы из Сибири в Москву и обратно, а поездка тогда занимала около четырех месяцев, в Искере из-за недостатка продовольствия и неумения сохранять здоровье в сибирских условиях началась цинга среди стрельцов. Умерли свыше 300 стрельцов и сам воевода. Как только Ермак узнал о его смерти, он направил казаков спасать оставшихся стрельцов, их по совету местных волхователей отпаивали отварами из трав и хвои. Выжили около 100 стрельцов.
В начале марта 1584 года прибыли гонцы из Москвы с грамотой от царя. Ермак отказался ехать в Москву. Ермак понимал, что Москва, требуя его к ответу, не отступится от своих намерений и обязательно пришлет новых стрельцов, противостоять которым он будет не в силах. В мае 1584 года Ермак разделил свою былую дружину на две части. Около 250 казаков, большей частью не исповедовавших христианство, согласились уйти с атаманом на восток. Меньшая часть, включавшая стрельцов, уцелевших литовцев, немцев и часть казаков, по преимуществу христиан - всего около 150 человек во главе с Матвеем Мещеряком и письменным головой Иваном Глуховым - остались в Искере дожидаться подхода новой стрелецкой дружины. В составе меньшей части оказался и Савва Есипов - будущий христианский летописец похода Ермака. До нового царя Бориса Годунова дошли вести, что Ермак в 1585г погиб, и он отправляет новую дружину во главе воеводы Мансурова из 700 стрельцов и служилых казаков для подчинения Сибирских владений Москве.
Знамя Ермака (Сибирский музей - Омск).
В 1591 г. Кучум был разбит воеводой Владимиром Масальским-Кольцовым, но продолжал свои нападения на верхне-иртышские земли. В 1595 г. К. был изгнан из Сибири воеводой Доможировым, но через два года возобновил свои набеги на Тару. В 1598 г. он был разбит воеводой Воейковым наголову, весь его отряд был перебит, семейство захвачено в плен и отправлено в Москву, а сам он едва спасся, уплыв вниз по Оби. Скитаясь затем в степях верхнего Иртыша, он занимался кражей скота у калмыков. Спасаясь от их мести, бежал к ногаям, которые убили его. Имя Кучум хана перестает упоминаться в летописях лишь с 1601 года, а это значит, что более вероятно, что и дата его смерти не 1598, а 1601 год.
Ср. Соловцов, "Кто был К." (в "Восточном Обозрение", 1882 г., NN 39 и 40).
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!