Как строят деревянные суда
В яхтенному порту «Геркулес» находится судостроительная верфь, где реализуется грандиозный проект по строительству с нуля (можно сказать, по историческому воссозданию) одного из величайших кораблей в истории Российского военно-морского флота «Полтавы». На экскурсию сюда может прийти любой желающий, стоимость 300 рублей для взрослого и 200 за ребенка, но если вы приходите всей семьей, то общая стоимость составит 500 за всех.
Проект «Полтава» сложный, хотя бы из-за того, что доступной подробной документации, полных чертежей или изображения в цвете, не сохранилось. Изыскания в архивах ведутся до сих пор. В 2013 году была сделана теоретическая модель судна, на основании данных о похожих кораблях.
Планируется, что «Полтава» станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны. Но уже сейчас на верфь ежедневно пускают экскурсионные группы, где каждый может оценить работу реконструкторов (среди которых немало историков и философов, а не просто плотников) и проникнуться мощью пока еще строящегося корабля. А скелет, который стоит в сухом доке – огромен. Он еле-еле влезает в объектив, поэтому даже пришлось делать панораму.
На входе нас встречает план комплекса – все можно изучить, где что находится.
Вначале идем в домик корабельного мастера, где ждем экскурсовода и заодно греемся, т.к. на улице не май месяц, и все уже довольно сильно замерзли.
Здесь наверняка будет интересно детям – им можно принять участие в мастерклассах по литографии, шитью парусов и изготовлению тематических сувениров.
Наш экскурсовод Оксана проводит предварительный инструктаж – детей взять за руку, всем ходить только за экскурсоводом, не отбиваться, не расходиться, на тяжелые и кажущиеся прочными деревяшки не вставать.
«Полтава» строится из дубов, а деревья определенной толщины и кривизны ищутся чуть ли не по всей России. Для строительства идут деревья возрастом 100-200 лет, но, как нам сказали, вместо одного срубленного дуба, высаживается 4 новых.
На входе в огромный ангар – памятка, как завязывать различные узлы.
А вот и первый взгляд от входа на оголенный остов будущего корабля. Первое впечатление – вау, размеры впечатляют. Второе – какой прекрасный запах дерева тут стоит. Третье – как же тут дико холодно! Да, так как мы были тут в выходной день, когда мастера не работают, отопление отключено. Поэтому, забегая заранее, скажу, несмотря на то, что все были довольны и под впечатлением, дико продрогли.
Говорят, сюда не пускают туристические группы. Нам же разрешили забраться внутрь. Было ощущение, словно ты внутри огромной рыбины, и видишь ее скелет.
На строительство «Полтавы», кстати, будет потрачено 1800 дубов.
Мы с интересом разглядывали всякие интересные мелкие детали. Вот, например, странная «Баксовая штука».
Чертеж настоящий, ему надо верить.
А это специальное место на полу, где вычерчивается нужная деталь.
Собственно, сама деталь нависает сверху.
Интересно, за что этого мастера так?
История про мастера Кузьму вообще трогательная. Он тут нежно просит деталь не трогать, ибо трудился над ней несколько дней.
Скелетик.
Поднимаемся на балкон дока. Тут на стенах развешены плакаты с историческими фактами.
Вот, например, 2 абсолютно разных вида и цвета кормы «Полтавы». Вам какой нравится больше? Мне синенький. Хотя историки больше склоняются к варианту справа.
Полный внешний вид корабля есть только на черно-белой гравюре Пикарта 1717 года.
Здесь же фотографии всяких интересных исторических документов, которые можно долго разглядывать, если бы не было так холодно.
А вот такие чертежи получились, после нескольких лет изысканий.
Медведик Кузя решил заделать селфи на фоне будущего корабля-музея.
Нам еще предстояло выйти на улицу, чтобы сделать залп из пушки. Вид тут красивый.
Здесь стоит памятник с корабельной рындой. А вы видите белочку? А она есть.
А так?
О чем думал художник, помещая белку на корабельный колокол, видимо, знает только он. Может, это муза?
Пушки цельнолитые. Сначала их отливали на Кировском заводе, но сейчас заказ перенесли на Ижорские заводы. Собственно, всю технологию литья пушек пришлось придумывать заново – в XXI веке – отливать пушки все-таки уникальное занятие.
А потом мы наконец пошли в тепло! :) Это мачты, реи, стеньги, бомбранстенги и еще куча всяких других плохо запоминаемых названий. Для меня было открытием, что они делаются не полностью из сосны, и собираются по кусочкам с внутренним полым пространством. Оказывается, обычная физика – сломать «трубку» намного сложнее, чем просто палку. А сверху – заглушка.
Этажом выше шьются паруса, но нас туда не пустили, так как слишком опасно :) Паруса там разложены на полу, и их можно очень легко повредить.
Кстати, в парусник не планируют ставить мотор, чтобы судно было максимально приближено к реалиям XVIII века. Но тогда я плохо понимаю, как оно будет плавать по Неве в ночь Алых Парусов – есть планы, что шведский парусник заменят на патриотичную «Полтаву».