ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ
Терапия творческого поражения
(Воскресенский Б.А.; Нестерова Н.А.)*
Что такое творческое поражение? Эстетическое несовершенство произведения искусства? Неприятие представленной работы аудиторией, или субъективная неудовлетворенность мастера результатом своего труда?
Но, в принципе, любой автор отпускает в мир завершенное произведение. С другой стороны, творческая неудовлетворенность почти обязательна для мастера, творца («лучшее произведение еще не создано», - говорят они обычно в интервью). Она (неудовлетворенность) и движет вперед творчество, она сама имеет творческую, эстетическую сущность. Поэтому в настоящей статье мы ее касаться не будем, это относится к тайне творчества или, говоря прозаичнее, к психологии творчества в узком смысле.
Признание современников часто определяется не истинной ценностью произведения, а совсем иными мотивами. Рассмотрим на примере концептуального искусства. Концептуальное искусство (лат. conseptus – мысль, представление) – направление постмодернизма. Концептуализм исходит из положения, что концепция произведения важнее его физического выражения. Цель данного направления - в передаче идеи. Идею можно передать по-разному. При помощи набросков, фраз, текстов, схем, графиков, чертежей фотографий, аудио/видео записей, главное, «запротоколировать», «документально оформить» её (идею).
Пример "Концептуального самовыражения"
Это было небольшой экскурс в историю искусства. Вернемся к главному мотиву темы.
Под творческим поражением мы будем понимать драматически, (а нередко и трагически) складывающуюся судьбу творения (вне его эстетических оценок). Точнее говоря, творческое поражение – тягостные, мучительные, переживания, обусловленные драматически складывающейся судьбой произведения, творения. Мы сознательно не вводим никаких критериев, уточняющих этот драматизм, – «…никто не может решить, чей крест тяжелее» - (Н. А. Бердяев), (практически каждому, почему-то представляется, что у него самый тяжкий крест… Все творцы, создатели не то, что бы равны, а, говоря точнее, равно уникальны по своей образности, миросозерцательности...
Не будем много говорить о невротических, поведенческих и других расстройствах, нередко свойственных талантам. Эти нарушения во многом бывают обусловлены душевным складом творческой личности, а, как говорил Ганнушкин П.Б: «…творческая личность по своему душевному складу совсем необязательно имеет тот же уровень, то же значение, что и созданные ею произведения».
"Космос. Акт Творения"
Данная статья родилась из фразы Пастернака Б.Л. « Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Как это понять? В чем смысл?
Страдание присуще самому творческому процессу, недаром говорят о «муках творчества». Только не следует понимать это буквально, будто мастер «вымучивает» свое произведение. «На вдохновении», пишется, рисуется, и т.д. «на одном дыхании».
«Удел величия - страдание – страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от самого себя. (…) Чем бескорыстнее дар, тем (…) суровее страдания». (Флоренский П.А.)
За «творческим полётом» (подъемом), следуют невыносимые смертельная тоска, усталость от жизни, грех уныния, запросто переходящий, в «чёрную депрессию», а затем снова подъем и т.д. Жизнь выстраивается в виде некоей синусоиды…
Бесспорно, «свет жестокосерд»… По В. Франклу: «Страдания приобретают смысл, если они делают нас лучше, важно не озлобиться от несовершенства нашего мира».
И. Бродский в Нобелевской лекции говорит, что «понятия «хорошо» и «плохо» - понятия прежде всего эстетические», в этом смысле «эстетика – мать этики». «Дело не столько в том, что добродетель не является гарантией создания шедевра, сколько в том, что зло, (…) всегда плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее, - хотя, возможно и не счастливее».
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ (сборник статей и очерков); Российское общество медиков-литераторов.
*На сайте уже есть мои посты о таких «эфемерных» понятиях, как «творчество», «искусство», решила зайти через «ВКонтакте», поменялся профиль.
Пример "Концептуального самовыражения"
Это было небольшой экскурс в историю искусства. Вернемся к главному мотиву темы.
Под творческим поражением мы будем понимать драматически, (а нередко и трагически) складывающуюся судьбу творения (вне его эстетических оценок). Точнее говоря, творческое поражение – тягостные, мучительные, переживания, обусловленные драматически складывающейся судьбой произведения, творения. Мы сознательно не вводим никаких критериев, уточняющих этот драматизм, – «…никто не может решить, чей крест тяжелее» - (Н. А. Бердяев), (практически каждому, почему-то представляется, что у него самый тяжкий крест… Все творцы, создатели не то, что бы равны, а, говоря точнее, равно уникальны по своей образности, миросозерцательности...
Не будем много говорить о невротических, поведенческих и других расстройствах, нередко свойственных талантам. Эти нарушения во многом бывают обусловлены душевным складом творческой личности, а, как говорил Ганнушкин П.Б: «…творческая личность по своему душевному складу совсем необязательно имеет тот же уровень, то же значение, что и созданные ею произведения».
"Космос. Акт Творения"
Данная статья родилась из фразы Пастернака Б.Л. « Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Как это понять? В чем смысл?
Страдание присуще самому творческому процессу, недаром говорят о «муках творчества». Только не следует понимать это буквально, будто мастер «вымучивает» свое произведение. «На вдохновении», пишется, рисуется, и т.д. «на одном дыхании».
«Удел величия - страдание – страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от самого себя. (…) Чем бескорыстнее дар, тем (…) суровее страдания». (Флоренский П.А.)
За «творческим полётом» (подъемом), следуют невыносимые смертельная тоска, усталость от жизни, грех уныния, запросто переходящий, в «чёрную депрессию», а затем снова подъем и т.д. Жизнь выстраивается в виде некоей синусоиды…
Бесспорно, «свет жестокосерд»… По В. Франклу: «Страдания приобретают смысл, если они делают нас лучше, важно не озлобиться от несовершенства нашего мира».
И. Бродский в Нобелевской лекции говорит, что «понятия «хорошо» и «плохо» - понятия прежде всего эстетические», в этом смысле «эстетика – мать этики». «Дело не столько в том, что добродетель не является гарантией создания шедевра, сколько в том, что зло, (…) всегда плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее, - хотя, возможно и не счастливее».
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ (сборник статей и очерков); Российское общество медиков-литераторов.
*На сайте уже есть мои посты о таких «эфемерных» понятиях, как «творчество», «искусство», решила зайти через «ВКонтакте», поменялся профиль.
Комментарии3