История древнейшей письменной речи на планете
Традиционно считается, что самые ранние письменные тексты были составлены египтянами почти 5 тысяч лет назад. К этому же времени относятся древнейшие записи шумеров, обитавших в Двуречье. Обе системы письма были выработаны независимо одна от другой и почти одновременно. Однако некоторые находки археологов ставят под сомнение эту устоявшуюся систему взглядов на прошлое.
Что нам известно о Трансильвании? Только то, что это зловещий дикий край вампиров и оборотней, цыган и затерянных в долинах деревень… Однако есть и другая версия, согласно которой Трансильвания — это местность, в которой некогда господствовала древнейшая в мире цивилизация и где зародилась самая первая в мире письменность.
Повод для таких предположений дают таблички, которые нашли археологи во время раскопок холма Турдаш. Три крохотные глиняные таблички с загадочными рисунками, поразительно напоминающими шумерскую письменность конца IV тысячелетия до нашей эры. Только возрастом эти письмена были много старше. По самым скромным подсчетам, им почти семь тысяч лет.
О том, что в двадцати километров от Тэртэрии находится холм Турдаш, в недрах которого погребено древнее поселение земледельцев периода неолита, ученые знали давно. Раскопки в этом месте велись не одно десятилетие. До поры до времени археологам попадались всевозможные древние орудия труда и быта первобытных людей. Словом, ничего необычного, заслуживающего повышенного внимания.
Правда, некоторый интерес вызывали пиктографические знаки, выцарапанные на некоторых обломках сосудов. Но ученые считали их простыми клеймами владельцев посуды. Потом природный катаклизм и вовсе приостановил работы: ручей, изменив свое русло, почти смыл холм. В 1961 году археологи собирались уже было покидать место раскопок, как неожиданно под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне — статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и… три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Они-то и привлекли к себе внимание специалистов. Ведь своим внешним видом и содержанием они очень напоминали шумерские записи из далекого Двуречья.
Две таблички имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртэрийцев оказалась очень проста: значки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.
Тут-то и вспомнили о забытых знаках на найденных ранее черепках. Сравнили их с тэртэрийскими: сходство было очевидным. Неужели некогда на этих землях существовала цивилизация, по своему развитию ничем не уступающая шумерской?
Первоначально учёные предположили, что таблички Тэртэрии датируются третьим тысячелетием до нашей эры, однако более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что артефакты гораздо старше. Сейчас большинство археологов сходятся во мнении, что таблички созданы около 7,5 тыс лет назад, задолго до шумерской письменности, которая ранее считалась старейшей в мире.
Согласно официальной истории, первые земледельческие поселения на Балканах появились еще в VI тысячелетии до нашей эры. Древние люди селились в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Постепенно земледельцы осваивали топоры и другие орудия, сделанные из меди. Строили глиняные дома, овладевали искусством производства керамики. Время сохранило для потомков многочисленные статуэтки людей, сделанные руками древних обитателей этих земель. Например, вылепленную из глины голову мужчины или изображение женщины, тело которой сплошь покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор; ритуальный кувшин с рисунком. Может, и знаки на табличках вовсе не письменность, а просто некое переплетение линий?
В 1965 году один ученый утверждал, что тэртэрийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Мол, шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртэрийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.
Но тогда как объяснить разрыв в тысячелетие между появлением тэртэрийских и шумерских табличек? Разве можно скопировать то, чего еще не существует? Другие специалисты связывали тэртэрийскую письменность с Критом, но и здесь временное несоответствие достигало более двух тысяч лет.
Так могла ли письменность Тэртэрии быть составной частью древнейшей культурной системы, под влияние которой много лет спустя попал и Шумер? Или таинственные знаки на куске глины никакого отношения к письменности не имеют?
Специалисты попытались расшифровать глиняные послания. На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов, между ними помещен колос. Быть может, это изображение является символом благосостояния общины? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Может быть, это тотемы? Но тогда они также совпадают с шумерскими. Если исходить из этого постулата, то надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке, исходя из шумерских эквивалентов.
Сделав такой вывод, ученые приступили к чтению круглой тэртэрийской таблички. На ней прочерчены письменные знаки, разделенные линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртэрийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических знаков еще не существовало.
В итоге специалисты смогли прочитать следующее: «Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один».
Тогда снова напрашивается сравнение с шумерскйми письменами. В одном из них содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртэрии? Тогда, судя по всему, тэртэрийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.
Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это ни парадоксально, не шумеры, а жители Балкан. Шумеры же были лишь хорошими учениками, воспринявшими пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развившими ее в клинопись.
Знаки, иногда полностью идентичные найденным на табличках в Трансильвании, ученые обнаружили в легендарной Трое (начало III тысячелетия до нашей эры). Примерно в то же время они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски балканской письменности содержит в себе пиктографическая письменность Древнего Крита.
К тому же известно: создатели балканской культуры в V тысячелетии до нашей эры прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистан, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая письменность, одинаково близкая и к шумерской, и к тэртэрийской.
Возможно, легенда о Вавилонском столпотворении и распаде единого земного языка не так уж и беспочвенна. Ведь, сравнивая символы шумерской письменности с аналогичными знаками из других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам оформления, но и по внутреннему содержанию. Создается впечатление, что письменные системы IV тысячелетия до нашей эры не возникли в разных местах нашей планеты, а являлись лишь следствием автономного развития осколков распавшейся единой прасистемы, возникшей в одном месте.
Есть версия, что скорее всего, находки румынских археологов принадлежат к доиндоевропейской культуре Винча, которая была распространена на территории современной Юго-Восточной Европы в эпоху неолита, так как символы на табличках очень похожи на пиктограммы, изображённые на найденных в 1875-м году близ сербского города Винча остатках древней керамики.
Дунайское протописьмо — термин, введённый немецкими лингвистами для совокупности символов, найденных на различных объектах культуры Винча.
Не осталось без внимания открытие Н. Власса и у нас. По заданию доктора исторических наук Т.С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. Увы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли.
Повод для таких предположений дают таблички, которые нашли археологи во время раскопок холма Турдаш. Три крохотные глиняные таблички с загадочными рисунками, поразительно напоминающими шумерскую письменность конца IV тысячелетия до нашей эры. Только возрастом эти письмена были много старше. По самым скромным подсчетам, им почти семь тысяч лет.
О том, что в двадцати километров от Тэртэрии находится холм Турдаш, в недрах которого погребено древнее поселение земледельцев периода неолита, ученые знали давно. Раскопки в этом месте велись не одно десятилетие. До поры до времени археологам попадались всевозможные древние орудия труда и быта первобытных людей. Словом, ничего необычного, заслуживающего повышенного внимания.
Правда, некоторый интерес вызывали пиктографические знаки, выцарапанные на некоторых обломках сосудов. Но ученые считали их простыми клеймами владельцев посуды. Потом природный катаклизм и вовсе приостановил работы: ручей, изменив свое русло, почти смыл холм. В 1961 году археологи собирались уже было покидать место раскопок, как неожиданно под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне — статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и… три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Они-то и привлекли к себе внимание специалистов. Ведь своим внешним видом и содержанием они очень напоминали шумерские записи из далекого Двуречья.
Две таблички имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртэрийцев оказалась очень проста: значки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.
Тут-то и вспомнили о забытых знаках на найденных ранее черепках. Сравнили их с тэртэрийскими: сходство было очевидным. Неужели некогда на этих землях существовала цивилизация, по своему развитию ничем не уступающая шумерской?
Первоначально учёные предположили, что таблички Тэртэрии датируются третьим тысячелетием до нашей эры, однако более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что артефакты гораздо старше. Сейчас большинство археологов сходятся во мнении, что таблички созданы около 7,5 тыс лет назад, задолго до шумерской письменности, которая ранее считалась старейшей в мире.
Согласно официальной истории, первые земледельческие поселения на Балканах появились еще в VI тысячелетии до нашей эры. Древние люди селились в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Постепенно земледельцы осваивали топоры и другие орудия, сделанные из меди. Строили глиняные дома, овладевали искусством производства керамики. Время сохранило для потомков многочисленные статуэтки людей, сделанные руками древних обитателей этих земель. Например, вылепленную из глины голову мужчины или изображение женщины, тело которой сплошь покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор; ритуальный кувшин с рисунком. Может, и знаки на табличках вовсе не письменность, а просто некое переплетение линий?
В 1965 году один ученый утверждал, что тэртэрийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Мол, шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртэрийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.
Но тогда как объяснить разрыв в тысячелетие между появлением тэртэрийских и шумерских табличек? Разве можно скопировать то, чего еще не существует? Другие специалисты связывали тэртэрийскую письменность с Критом, но и здесь временное несоответствие достигало более двух тысяч лет.
Так могла ли письменность Тэртэрии быть составной частью древнейшей культурной системы, под влияние которой много лет спустя попал и Шумер? Или таинственные знаки на куске глины никакого отношения к письменности не имеют?
Специалисты попытались расшифровать глиняные послания. На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов, между ними помещен колос. Быть может, это изображение является символом благосостояния общины? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Может быть, это тотемы? Но тогда они также совпадают с шумерскими. Если исходить из этого постулата, то надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке, исходя из шумерских эквивалентов.
Сделав такой вывод, ученые приступили к чтению круглой тэртэрийской таблички. На ней прочерчены письменные знаки, разделенные линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртэрийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических знаков еще не существовало.
В итоге специалисты смогли прочитать следующее: «Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один».
Тогда снова напрашивается сравнение с шумерскйми письменами. В одном из них содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртэрии? Тогда, судя по всему, тэртэрийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.
Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это ни парадоксально, не шумеры, а жители Балкан. Шумеры же были лишь хорошими учениками, воспринявшими пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развившими ее в клинопись.
Знаки, иногда полностью идентичные найденным на табличках в Трансильвании, ученые обнаружили в легендарной Трое (начало III тысячелетия до нашей эры). Примерно в то же время они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски балканской письменности содержит в себе пиктографическая письменность Древнего Крита.
К тому же известно: создатели балканской культуры в V тысячелетии до нашей эры прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистан, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая письменность, одинаково близкая и к шумерской, и к тэртэрийской.
Возможно, легенда о Вавилонском столпотворении и распаде единого земного языка не так уж и беспочвенна. Ведь, сравнивая символы шумерской письменности с аналогичными знаками из других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам оформления, но и по внутреннему содержанию. Создается впечатление, что письменные системы IV тысячелетия до нашей эры не возникли в разных местах нашей планеты, а являлись лишь следствием автономного развития осколков распавшейся единой прасистемы, возникшей в одном месте.
Есть версия, что скорее всего, находки румынских археологов принадлежат к доиндоевропейской культуре Винча, которая была распространена на территории современной Юго-Восточной Европы в эпоху неолита, так как символы на табличках очень похожи на пиктограммы, изображённые на найденных в 1875-м году близ сербского города Винча остатках древней керамики.
Дунайское протописьмо — термин, введённый немецкими лингвистами для совокупности символов, найденных на различных объектах культуры Винча.
Не осталось без внимания открытие Н. Власса и у нас. По заданию доктора исторических наук Т.С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. Увы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет