Ландскнехты
Пост посвящен главному Ландскнехту портала.
В битвах при Моргартене (15 ноября 1315 года), Лаупене (1339 году) и Семпахе (1386 году) швейцарские пикинёры покрыли себя славой в три слоя, став наиболее желанными и победоносными союзниками, а больше наёмниками. Любая война не обходилась без них, отряды шли нарасхват, поражение сильного герцогства Бургундского резко подняло престиж швейцарцев, теперь армию не мыслили без прославленных пикинёров, самих швейцарцев на всех не хватало, немцы стали «подделываться» под них, создавая имитацию пикинёров, а император Максимилиан организовал в составе своей армии подразделение, точно так же вооружённых — ландскнехтов. Ланд - означает земля, кнехт - коленопреклонённый, вообще обозначало любого вооружённого слугу, включая раба.
Ландскнехты нанимались в основном из представителей низшего сословия (бедноты) в противовес теряющим исключительный статус рыцарям-дворянам, тем нередко приходилось самим становиться кондотьерами - то есть командиров наёмников, заключающих кондотту — договор о найме на военную службу. В качестве нанимателей компаний ландскнехтов, генуэзских арбалетчиков и конечно швейцарских пикинёров выступали монархи, крупные феодалы, вольные города. Наёмники в Италии и в Европе в целом были давно известным явлением, главным отличительным признаком итальянских армий они становятся после 1320—1330 гг. Ландскнехт зарабатывал в месяц больше, чем крестьянин за год, поэтому, разумеется, всем хотелось воспользоваться таким социальным лифтом и приток желающих попасть в ряды ландскнехтов не оскудевал.
Отряд ландскнехтов назывался обычно компанией, что во многих европейских языках означает также «рота» (англ. company; фр. compagnie; итал. compagnia; исп. compañía; нем. Kompanie – изначально «сотрапезники» как контуберний в римском легионе - сопалаточники). Численность этих компаний, в отличие от современных рот, могла достигать нескольких сотен, а то и тысяч человек. Во главе компании стоял капитан-кондотьер, который был старшим военачальником, а также казначеем компании, в задачу которого входило отыскать нанимателя, заключить с ним выгодный договор и распределять оплату между членами компании в соответствии с их должностью и заслугами.
Император Максимилиан I даровал ландскнехтам свободу от законов, регулирующих стиль и внешний вид одежды, которым подчинялись другие подданные: «Их жизнь настолько коротка и безрадостна, что великолепная одежда — одно из их немногих удовольствий. Я не собираюсь отбирать его у них.»
Обычай повязывать ленты для отличия своих, когда форма одинаковая при диверсионных операциях пошёл от ландскнехтов – все были одеты одинаково пёстро, поэтому состоящие в одной кампании носили широкие ленты материи одинакового цвета на шляпе, на поясе, в виде повязки на плече, или перевязи через плечо. Это дало повод называть каждую компанию ландскнехтов бандой соответствующего цвета (от немецкого das Band — лента). А благодаря поведению ландскнехтов в отношении мирного населения слово «банда» в общеевропейской практике по одной из версий приобрело новое значение — устойчивая вооружённая преступная группировка.
Ландскнехты переняли и гордость знати – мешочек для хранения своего полового органа - гульфик, который многие набивали не только лоскутами ткани для придания особо бравого вида и какой-то защиты от удара, а делали такого размера, что туда входил увесистый кошелёк и ещё много всяких пожитков. Доппельсолднеры вообще делали гульфик частью доспеха, так умиляющий своим видом неискушённую публику в интернете.
Ландскнехты были вооружены прежде всего пиками по примеру швейцарских пикинёров, перенявших её у шотландцев. Пика состоит из древка длиной в 3—5 метров и трёхгранного или четырёхгранного металлического наконечника длиной 12—57 сантиметров для пробивания доспехов. Общий вес составляет 3—4 килограмма, держать нужно в отличие от копья двумя руками. Алебарда была излюбленным оружием швейцарцев и ландскнехтов рассекающим любой доспех: это древко длиной около 2,4 метра, на которое был насажен наконечник наподобие широкого топора, имевший на конце длинное острие и род захвата — загнутое лезвие, или крюк, или острый выступ со стороны обуха. Конечно, не пренебрегали оружием ударно-дробящего действия когда алебарда не справлялась с рыцарской бронёй – люцернским молотом и моргенштерном. Люцернский молот (люцернхаммер) — разновидность швейцарского боевого молота, возникшая в конце XV века и бывшая на вооружении европейской пехоты до XVII века включительно, назван в честь кантона Люцерн. Молот длинное (до 2 метров) окованное древко с боевой частью в виде пики длиной до 0,5 м и молота в её основании. Использовали и двуручный меч (цвайхандер) и фламберги (то есть двуручник или полутораручник с пламенеющим клинком), с таким оружием обычно занимали место позади пикинёров, и если наступление фаланги блокировалось, то они продвигались сквозь весь строй в первую шеренгу. Двуручный меч часто носился ландскнехтами в паре с кацбальгером («кошкодёром») — коротким мечом для ближнего боя. Кацбальгер (нем. Katzbalger — кошкодёр), он же Ландскнета (нем. Landsknechtsschwert) — короткий ландскнехтский меч ближнего боя с широким клинком и сложной гардой в форме восьмёрки, название меча происходит от старинного выражения, обозначавшего потасовку (katzbalgen — драться), то есть wie-die-Katzen-balgen (драться, как кошки). Использовали и более дешёвый чем двуручный меч гросс-мессер односторонней заточки (нем. Grosses Messer — большой нож), по сути фальшион или как говорят двуручная сабля, вернее палаш, длиной 1—1,2 м, вес 1,1—1,4 кг. Характерным доспехом ландскнехтов являлись латы 3/4 (особый тип неполной латной защиты) известные также как «Ландскнехтский доспех» или полудоспехи.
Ярче всего ландскнехты проявили себя в итальянских войнах. Крупнейшим успехом ландскнехтов стала битва при Павии в 1525 году. При Павии жандармы во главе с королём Франциском начали битву с того, что разметали имперскую кавалерию, просто раздавив её с наскока. Ландскнехты не были так глупы, чтобы драться в чистом поле: их расстреливали с флангов — из кустарника, из-за мелких болот, оврагов. Огонь восьми тысяч ружей за считаные часы покончил с элитой французского рыцарства. Самого Франциска пытались дорезать, но доспехи спасли владельца, сбитых с коня рыцарей достреливали, прижимая аркебузы к слабо защищённому паху. Доспехи короля были так хороши, что десятки ударов алебард и двуручников позволили только нанести монарху пару лёгких ранений рук. Всего через два года после знаменитой победы ландскнехты взяли штурмом мечту любого солдата-разбойника — Рим. Впоследствии наёмники оказывались повсюду, где воевала Священная Римская империя, но, постепенно государства обзаводились постоянными армиями, а рынок наёмных солдат тоже не был бесконечен. Уже в 1570 году рейхстаг серьёзно урезал привилегии ландскнехтов, фактически закончив их золотой век.