ПЛЕМЯ КОТОРОЕ НЕ СПИТ
ПЛЕМЯ КОТОРОЕ НЕ СПИТ
Индейцев племени пираха, живущих у реки Маиси в Бразилии, можно назвать самыми счастливыми людьми на земле, ведь они не скорбят о прошлом, не задумываются о будущем. Для них есть только сегодняшний день.
Пираха не делают запасов, почти никогда не спят, ни во что не верят. И называют себя правильными людьми. Мир узнал об этом удивительном племени в 70-х годах прошлого века от Дэниэла Эверетта, бывшего миссионера, который прожил среди пираха 30 лет.
Отношение пираха ко сну - это, пожалуй, целая философия. Они считают, что спать вообще нельзя. Во-первых, сон лишает силы, во-вторых, во сне человек чуть-чуть умирает, и просыпается уже совершенно другим, то есть, теряет себя. И еще не факт, что этот другой человек тебе понравится.
Но это еще не все причины вынужденной бессонницы. Отправляясь спать, мы привыкли желать друг другу: "Спокойной ночи". А вот на языке пираха такое пожелание звучит примерно так: "Не спать! Всюду змеи". И, действительно, змей здесь в избытке. Поэтому пираха не спят по ночам, а дремлют по полчаса, там, где их сморила усталость.
Во взрослении или старении организма у индейцев тоже виноват сон. Например, тот, кто, казалось бы, еще недавно был меньше ростом, пил молоко из груди женщины, не умел охотиться и заниматься сексом, уснул и вдруг исчез. А его место занял другой, взрослый человек, а новому человеку надо дать новое имя. Потому примерно один раз в семь лет люди племени меняют имя: у каждого возраста оно должно быть свое.
Так как у индейцев отсутствует стабильный ночной сон, отделяющий новый день от предыдущего, у них нет понятия о прошлом и будущем, как нет и календаря. Категория времени у них ограничивается сменой сезонов от дождя к засухе. Поэтому пираха не думают о будущем, они просто не понимают, что это такое.
Они не делают запасов и все, что поймали или собрали, тут же съедают. А если охота была неудачная, то остаются голодными, и это их совсем не беспокоит. Им невдомек, что можно засолить или закоптить добычу впрок.
Кстати, к еде индейцы равнодушны, они не понимают, зачем есть каждый день. Навещая Эверетта, жившего среди них, пираха всякий раз, заставая его за трапезой, восклицали: "Опять едите? Умрете же!"
Много раз миссионеры пытались привить пираха свои религиозные понятия. Не то, чтобы индейцы противились, нет. Они приветливо встречали гостей, принимали подарки, еду и одежду, но дальше общение не шло. Дело в том, что никто из миссионеров так и не смог понять языка племени. Как и ни один из пираха не понял слов чужестранцев. Тогда и было принято решение направить к индейцам лингвиста Эверетта.
Много времени потребовалось ему, чтобы понять уникальный язык пираха. По словам Эверетта, он не похож ни на один из известных языков. В нем имеется всего три гласных и семь согласных букв. Отсюда и скудный словарный запас. Зато на пирахском языке можно напевать и свистеть по-птичьи.
Что касается счета, то с ним у индейцев совсем плохо. У них есть две количественных категории: "несколько" и "много". Например, четыре рыбины - это несколько, а шесть - это уже много. А если рыбина всего одна, то и считать ее незачем. Рыба, она и есть рыба. Цифра "один" почему-то настолько сложна для их восприятия, что вводит в ступор.
Согласно этой логике, пираха не считают себя маленьким народом, ведь их 400 человек, а это много. Впрочем, в вопросах финансов индейцы более конкретны. Они отлично понимают, какого размера должна быть горка бутылок горькой воды, которую можно купить у жителей соседней деревни за ту или иную купюру, хоть и не знают ее номинала.
Привыкшие к скудному алфавиту и отсутствию числительных, краски окружающего мира пираха обозначают тоже весьма немногословно: "светлое" и "темное". При этом индейцы не страдают дальтонизмом, что показал тест на цветоделение. Но что-то в цветовосприятии у них не так, ведь они не замечают грязных пятен на одежде, а потому практически никогда ее не стирают.
Индейцам совсем не нужны внешние проявления вежливости, присущие нашему миру. В их лексиконе нет таких слов, как «спасибо», «извините», «как дела», просто они любят друг друга и окружающих, и уверены, что те отвечают им взаимностью без лишних слов.
Людям племени совершенно чужды понятия стыда, вины, обиды. Если кто-то из них уронил рыбу в воду, то это, несомненно, плохо, ведь все лишились обеда. А причем здесь тот, который уронил? Если один ребенок толкнул другого и тот сломал руку, то ее надо лечить. Но виноватых нет - случилось то, что случилось.
Если пираха убил выстрелом из лука белого человека, так это потому, что тот украл у него горькую воду. А если семье белого это не нравится, то пусть они тоже убьют виновника, и дело с концом.
Частная собственность в племени, как таковая, не существует: здесь все общее. Исключение составляют только одежда и оружие. Но если человек не пользуется этими вещами, значит, они ему не нужны и их может взять любой. Если хозяин расстроится из-за этого, то ему сразу же все вернут. Кстати, у детей племени нет игрушек: они привыкли играть с растениями и животными.
Что касается браков, то семьи у пираха моногамные, правда мужчина и женщина живут вместе до тех пор, пока довольны друг другом. Если же муж неудачник, не приносит добычу в дом, жена вправе найти себе другого супруга. Так и муж имеет право уйти от жены, если она не занимается огородом и рыбалкой, к тому же постарела или подурнела.
То есть каждый из них может делать то, что ему хочется, при этом не испытывая ни стыда, ни угрызения совести. Пираха даже не ругают и не наказывают детей. Конечно, они объяснят ребенку, что хватать горячие угли руками больно, или подхватят малыша, играющего у воды, чтоб он туда не упал.
Порой их трепетное отношение к чужим правам становится опасным для жизни. Например, если младенец отказывается от материнского молока, его никто не будет заставлять. Вроде как он сам знает, когда ему надо поесть. Или, если женщина рожает на берегу реки уже третьи сутки и истошно кричит, к ней никто не поспешит на помощь. А вдруг она просто хочет умереть, зачем вмешиваться и отговаривать ее?
Вместе с тем, в племени нет воровства, убийств, самоубийств - эти пороки чужды природе пираха. У них нет синдрома хронической усталости, депрессии и других психических расстройств. Живущие в сегодняшнем дне индейцы пираха абсолютно счастливы.
У пираха почти нет мифов и преданий. Хранителем опыта и знаний является самый старый член племени. Но при этом каждый из пираха имеет почти энциклопедические знания о растительном и животном мире мест своего обитания. Индейцы убеждены, что они, как и все живое (кроме белых людей), - дети леса, в котором обитают духи умерших.
Они боятся леса, но, как ни парадоксально, с удовольствием туда ходят. Однажды Эверетт увидел, что все племя столпилось на краю леса вокруг пустого места. Пираха оживленно беседовали с пустым местом, будто там что-то было. Миссионеру объяснили, что к индейцам пришел дух, а Эверетт его не видит, так как тот явился не к нему.
Все попытки миссионерской деятельности среди племени буксовали по двум причинам. Во-первых, пираха не воспринимали единого бога из-за проблем с пониманием цифры "один", а во-вторых, они вообще не знали слова "бог". Библейское толкование происхождения человека пираха рассмешило: уж откуда берутся дети, они знали точно.
В существование ада и рая они не тоже не поверили, так как были уверены, что после смерти станут духами и уйдут в лес. Не впечатлила индейцев и история Иисуса Христа. Они лишь спросили, видел ли сам Эверетт, как плохие люди прибили доброго человека к дереву, или, быть может, он знает тех, кто видел? А если нет, то как он может знать, что именно произошло?
В итоге миссионер понял, что пираха не нуждаются в Боге: они и так лучше и чище многих верующих людей. И вообще, они самый счастливый народ на Земле.
Отношение пираха ко сну - это, пожалуй, целая философия. Они считают, что спать вообще нельзя. Во-первых, сон лишает силы, во-вторых, во сне человек чуть-чуть умирает, и просыпается уже совершенно другим, то есть, теряет себя. И еще не факт, что этот другой человек тебе понравится.
Но это еще не все причины вынужденной бессонницы. Отправляясь спать, мы привыкли желать друг другу: "Спокойной ночи". А вот на языке пираха такое пожелание звучит примерно так: "Не спать! Всюду змеи". И, действительно, змей здесь в избытке. Поэтому пираха не спят по ночам, а дремлют по полчаса, там, где их сморила усталость.
Во взрослении или старении организма у индейцев тоже виноват сон. Например, тот, кто, казалось бы, еще недавно был меньше ростом, пил молоко из груди женщины, не умел охотиться и заниматься сексом, уснул и вдруг исчез. А его место занял другой, взрослый человек, а новому человеку надо дать новое имя. Потому примерно один раз в семь лет люди племени меняют имя: у каждого возраста оно должно быть свое.
Так как у индейцев отсутствует стабильный ночной сон, отделяющий новый день от предыдущего, у них нет понятия о прошлом и будущем, как нет и календаря. Категория времени у них ограничивается сменой сезонов от дождя к засухе. Поэтому пираха не думают о будущем, они просто не понимают, что это такое.
Они не делают запасов и все, что поймали или собрали, тут же съедают. А если охота была неудачная, то остаются голодными, и это их совсем не беспокоит. Им невдомек, что можно засолить или закоптить добычу впрок.
Кстати, к еде индейцы равнодушны, они не понимают, зачем есть каждый день. Навещая Эверетта, жившего среди них, пираха всякий раз, заставая его за трапезой, восклицали: "Опять едите? Умрете же!"
Много раз миссионеры пытались привить пираха свои религиозные понятия. Не то, чтобы индейцы противились, нет. Они приветливо встречали гостей, принимали подарки, еду и одежду, но дальше общение не шло. Дело в том, что никто из миссионеров так и не смог понять языка племени. Как и ни один из пираха не понял слов чужестранцев. Тогда и было принято решение направить к индейцам лингвиста Эверетта.
Много времени потребовалось ему, чтобы понять уникальный язык пираха. По словам Эверетта, он не похож ни на один из известных языков. В нем имеется всего три гласных и семь согласных букв. Отсюда и скудный словарный запас. Зато на пирахском языке можно напевать и свистеть по-птичьи.
Что касается счета, то с ним у индейцев совсем плохо. У них есть две количественных категории: "несколько" и "много". Например, четыре рыбины - это несколько, а шесть - это уже много. А если рыбина всего одна, то и считать ее незачем. Рыба, она и есть рыба. Цифра "один" почему-то настолько сложна для их восприятия, что вводит в ступор.
Согласно этой логике, пираха не считают себя маленьким народом, ведь их 400 человек, а это много. Впрочем, в вопросах финансов индейцы более конкретны. Они отлично понимают, какого размера должна быть горка бутылок горькой воды, которую можно купить у жителей соседней деревни за ту или иную купюру, хоть и не знают ее номинала.
Привыкшие к скудному алфавиту и отсутствию числительных, краски окружающего мира пираха обозначают тоже весьма немногословно: "светлое" и "темное". При этом индейцы не страдают дальтонизмом, что показал тест на цветоделение. Но что-то в цветовосприятии у них не так, ведь они не замечают грязных пятен на одежде, а потому практически никогда ее не стирают.
Индейцам совсем не нужны внешние проявления вежливости, присущие нашему миру. В их лексиконе нет таких слов, как «спасибо», «извините», «как дела», просто они любят друг друга и окружающих, и уверены, что те отвечают им взаимностью без лишних слов.
Людям племени совершенно чужды понятия стыда, вины, обиды. Если кто-то из них уронил рыбу в воду, то это, несомненно, плохо, ведь все лишились обеда. А причем здесь тот, который уронил? Если один ребенок толкнул другого и тот сломал руку, то ее надо лечить. Но виноватых нет - случилось то, что случилось.
Если пираха убил выстрелом из лука белого человека, так это потому, что тот украл у него горькую воду. А если семье белого это не нравится, то пусть они тоже убьют виновника, и дело с концом.
Частная собственность в племени, как таковая, не существует: здесь все общее. Исключение составляют только одежда и оружие. Но если человек не пользуется этими вещами, значит, они ему не нужны и их может взять любой. Если хозяин расстроится из-за этого, то ему сразу же все вернут. Кстати, у детей племени нет игрушек: они привыкли играть с растениями и животными.
Что касается браков, то семьи у пираха моногамные, правда мужчина и женщина живут вместе до тех пор, пока довольны друг другом. Если же муж неудачник, не приносит добычу в дом, жена вправе найти себе другого супруга. Так и муж имеет право уйти от жены, если она не занимается огородом и рыбалкой, к тому же постарела или подурнела.
То есть каждый из них может делать то, что ему хочется, при этом не испытывая ни стыда, ни угрызения совести. Пираха даже не ругают и не наказывают детей. Конечно, они объяснят ребенку, что хватать горячие угли руками больно, или подхватят малыша, играющего у воды, чтоб он туда не упал.
Порой их трепетное отношение к чужим правам становится опасным для жизни. Например, если младенец отказывается от материнского молока, его никто не будет заставлять. Вроде как он сам знает, когда ему надо поесть. Или, если женщина рожает на берегу реки уже третьи сутки и истошно кричит, к ней никто не поспешит на помощь. А вдруг она просто хочет умереть, зачем вмешиваться и отговаривать ее?
Вместе с тем, в племени нет воровства, убийств, самоубийств - эти пороки чужды природе пираха. У них нет синдрома хронической усталости, депрессии и других психических расстройств. Живущие в сегодняшнем дне индейцы пираха абсолютно счастливы.
У пираха почти нет мифов и преданий. Хранителем опыта и знаний является самый старый член племени. Но при этом каждый из пираха имеет почти энциклопедические знания о растительном и животном мире мест своего обитания. Индейцы убеждены, что они, как и все живое (кроме белых людей), - дети леса, в котором обитают духи умерших.
Они боятся леса, но, как ни парадоксально, с удовольствием туда ходят. Однажды Эверетт увидел, что все племя столпилось на краю леса вокруг пустого места. Пираха оживленно беседовали с пустым местом, будто там что-то было. Миссионеру объяснили, что к индейцам пришел дух, а Эверетт его не видит, так как тот явился не к нему.
Все попытки миссионерской деятельности среди племени буксовали по двум причинам. Во-первых, пираха не воспринимали единого бога из-за проблем с пониманием цифры "один", а во-вторых, они вообще не знали слова "бог". Библейское толкование происхождения человека пираха рассмешило: уж откуда берутся дети, они знали точно.
В существование ада и рая они не тоже не поверили, так как были уверены, что после смерти станут духами и уйдут в лес. Не впечатлила индейцев и история Иисуса Христа. Они лишь спросили, видел ли сам Эверетт, как плохие люди прибили доброго человека к дереву, или, быть может, он знает тех, кто видел? А если нет, то как он может знать, что именно произошло?
В итоге миссионер понял, что пираха не нуждаются в Боге: они и так лучше и чище многих верующих людей. И вообще, они самый счастливый народ на Земле.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2