Апсары: наёмницы богов и вечно любящие жёны
Движения их завораживали, а красота породила множество сказаний, в которых апсары нередко предстают не только соблазнительницами, но и демоницами. Однако назвать их украшением небес было бы слишком примитивным подходом. Кем были эти полубожества? И почему ими так восхищались в Индии и соседних странах?
В одном из сказаний индийского эпоса, «Сутре о Нанде», говорится, что даже самая прекрасная девушка земли покажется безобразной и уродливой по сравнению с любой из апсар. Впрочем, там же указывается, что любое сравнение с ними глупо проводить, ибо эти духи вне конкуренции.
Кем были апсары?
Чаще всего апсары ассоциировались с водной или воздушной стихиями. Иногда их называли девами облаков, поскольку это явление символизировало влажность неба, а значит, совмещало два направления места пребывания апсар. В прямом понимании божествами эти создания не были, поскольку являлись, скорее, духами второго «ранга», из-за чего казались ближе земным людям. Одно из самых первых упоминаний об апсарах встречается в «Ригведе», где рассказывается об одной из них. При этом не уточняется, единственная ли эта красавица или имеет своих «сестёр». Позднее появляются другие источники, где говорится о многочисленности апсар, причём нередко счёт доходит до пятисот тысяч.
О том, как пришли в мир людей и богов апсары, рассказывает «Рамаяна». Согласно этому эпосу, женщины с невероятной красотой родились из глубин океана. Изначально они хотели стать жёнами богов или героев, однако те по какой-то причине не дали на это согласия.
Одно из вероятных предположений, почему так произошло – статус апсар. Они были танцовщицами, а в понимании индийцев это означало – женщинами, что позволяли любоваться своим телом, то есть практически куртизанками. Не получив желаемого, апсары махнули на своих несостоявшихся супругов руками и продолжили нести своё искусство в небе и на земле.
При этом нередко за определёнными услугами к апсарам обращались сами божества. Так, если надо было соблазнить какого-нибудь аскета, который хотел путём отказа от земных наслаждений приравняться к богам. В данной случае апсара была идеальным оружием. На старинных изображениях они предстают в виде красивых женщин в дорогих нарядах (чаще всего это национальная одежда - сари).
Талантливые апсары
Апсары имеют соблазнительные формы, а также необыкновенный дар к танцу, который в их исполнении обретает магические способности. Стоит заметить, что такие божественные поучения, как соблазн и искушение, апсарам давались легко. Из целью было лишение особых сил человека, что поднимался до уровня божеств (а боги во все времена конкуренцию не любили). Перед апсарой не устоял известный мудрец Вишвамитру, который после союза с прекрасной девой ещё и стал отцом девочки, родившейся у апсары. Герои Сунду и Упасунду, что были братьями, и вовсе погубили друг друга в битве из-за божественной прелестницы, что была послана свыше.
Необыкновенная притягательность облика апсар не была единственным их талантом. Эти женщины описываются как истинные чародейки. Они умеют перемещаться на огромные расстояния в одно мгновение, могут путешествовать в прошлое и будущее, меняют внешность и даже превращаются в самых разных созданий.
Известно, что излюбленными животными для превращения у апсар были лебедь и крокодил. Ярким примером этому служит фрагмент из «Адипарвы», где описывается, как Арджуна выловил крокодила из речных вод. В момент, когда животное оказалось на песке, оно превратилось в женщину необыкновенной красоты. Арджуна был потрясён не только совершенством красавицы, но и лучистым светом, что исходил от её ошеломляющего стройного тела. Она же ему поведала, что является апсарой, и вместе с сёстрами они нередко предаются забвению радостных развлечений и любовной страсти.
Истинная любовь
Не стоит считать, будто апсары выступали лишь в роли соблазнительниц, что подталкивали людей к греху. Нередко в сказаниях описываются и случаи истинной любви, на которую были способны эти женщины. Одна из самых известных историй об этом рассказана в «Махабхарате».
Как уже говорилось выше, Вишвамутру поддался на чары прекрасной Менаки, что впоследствии произвела на свет дочь, апсару Шакунталу. Имя девочке было дано от названия птиц «шакунта», которые являлись её охранниками после рождения. Мать оставила малышку в лесных зарослях, заручившись поддержкой пернатых созданий.
Когда местный отшельник, живущий вдали от селений, увидел ребёнка, он взял его в своё скромное жилище и воспитал, как родную дочь. Девочка выросла невероятно красивой, и однажды её увидел правитель Душьянта, что остановился после охоты в домике старика. Молодые влюблённые заключили брак и поклялись друг другу в любви. Однако царю нужно было отправляться в дальний поход, а потому в знак своей верности он подарил Шакунтале кольцо. По иронии судьбы она уронила его в реку, когда купалась.
Впоследствии злые недоброжелатели сделали так, что царь не узнал свою любимую, у которой не было даже колечка в подтверждение своей личности. Апсара ушла жить к озеру, где обитала её мать. Там родился у неё сын Бхарата, о котором в дальнейшем люди сложат немало легенд. Когда же Душьянте принесли пойманную рыбу, что проглотила его кольцо, к нему вернулась память. Он принялся искать супругу, а когда нашёл её в небесах, вернулся с ней и наследником в свой город. Это не единственная история любви апсары и человека или бога, и все такие предания ясно подчёркивают глубину чувств красавиц.
Была у апсар и ещё одна важная миссия. После смерти героя они сопровождали его в небесной колеснице, на которой он отправлялся в царство богов. Именно эти красавицы были призваны украсить бытие души человека, прославившего родину.
Многие известные индийцы говорили, что настоящее счастье – встретить свою апсару, а значит, ту, что будет и при жизни, и после смерти верна своему возлюбленному. Ведь апсары умели не только очаровывать, но и искренне любить.
Кем были апсары?
Чаще всего апсары ассоциировались с водной или воздушной стихиями. Иногда их называли девами облаков, поскольку это явление символизировало влажность неба, а значит, совмещало два направления места пребывания апсар. В прямом понимании божествами эти создания не были, поскольку являлись, скорее, духами второго «ранга», из-за чего казались ближе земным людям. Одно из самых первых упоминаний об апсарах встречается в «Ригведе», где рассказывается об одной из них. При этом не уточняется, единственная ли эта красавица или имеет своих «сестёр». Позднее появляются другие источники, где говорится о многочисленности апсар, причём нередко счёт доходит до пятисот тысяч.
О том, как пришли в мир людей и богов апсары, рассказывает «Рамаяна». Согласно этому эпосу, женщины с невероятной красотой родились из глубин океана. Изначально они хотели стать жёнами богов или героев, однако те по какой-то причине не дали на это согласия.
Одно из вероятных предположений, почему так произошло – статус апсар. Они были танцовщицами, а в понимании индийцев это означало – женщинами, что позволяли любоваться своим телом, то есть практически куртизанками. Не получив желаемого, апсары махнули на своих несостоявшихся супругов руками и продолжили нести своё искусство в небе и на земле.
При этом нередко за определёнными услугами к апсарам обращались сами божества. Так, если надо было соблазнить какого-нибудь аскета, который хотел путём отказа от земных наслаждений приравняться к богам. В данной случае апсара была идеальным оружием. На старинных изображениях они предстают в виде красивых женщин в дорогих нарядах (чаще всего это национальная одежда - сари).
Талантливые апсары
Апсары имеют соблазнительные формы, а также необыкновенный дар к танцу, который в их исполнении обретает магические способности. Стоит заметить, что такие божественные поучения, как соблазн и искушение, апсарам давались легко. Из целью было лишение особых сил человека, что поднимался до уровня божеств (а боги во все времена конкуренцию не любили). Перед апсарой не устоял известный мудрец Вишвамитру, который после союза с прекрасной девой ещё и стал отцом девочки, родившейся у апсары. Герои Сунду и Упасунду, что были братьями, и вовсе погубили друг друга в битве из-за божественной прелестницы, что была послана свыше.
Необыкновенная притягательность облика апсар не была единственным их талантом. Эти женщины описываются как истинные чародейки. Они умеют перемещаться на огромные расстояния в одно мгновение, могут путешествовать в прошлое и будущее, меняют внешность и даже превращаются в самых разных созданий.
Известно, что излюбленными животными для превращения у апсар были лебедь и крокодил. Ярким примером этому служит фрагмент из «Адипарвы», где описывается, как Арджуна выловил крокодила из речных вод. В момент, когда животное оказалось на песке, оно превратилось в женщину необыкновенной красоты. Арджуна был потрясён не только совершенством красавицы, но и лучистым светом, что исходил от её ошеломляющего стройного тела. Она же ему поведала, что является апсарой, и вместе с сёстрами они нередко предаются забвению радостных развлечений и любовной страсти.
Истинная любовь
Не стоит считать, будто апсары выступали лишь в роли соблазнительниц, что подталкивали людей к греху. Нередко в сказаниях описываются и случаи истинной любви, на которую были способны эти женщины. Одна из самых известных историй об этом рассказана в «Махабхарате».
Как уже говорилось выше, Вишвамутру поддался на чары прекрасной Менаки, что впоследствии произвела на свет дочь, апсару Шакунталу. Имя девочке было дано от названия птиц «шакунта», которые являлись её охранниками после рождения. Мать оставила малышку в лесных зарослях, заручившись поддержкой пернатых созданий.
Когда местный отшельник, живущий вдали от селений, увидел ребёнка, он взял его в своё скромное жилище и воспитал, как родную дочь. Девочка выросла невероятно красивой, и однажды её увидел правитель Душьянта, что остановился после охоты в домике старика. Молодые влюблённые заключили брак и поклялись друг другу в любви. Однако царю нужно было отправляться в дальний поход, а потому в знак своей верности он подарил Шакунтале кольцо. По иронии судьбы она уронила его в реку, когда купалась.
Впоследствии злые недоброжелатели сделали так, что царь не узнал свою любимую, у которой не было даже колечка в подтверждение своей личности. Апсара ушла жить к озеру, где обитала её мать. Там родился у неё сын Бхарата, о котором в дальнейшем люди сложат немало легенд. Когда же Душьянте принесли пойманную рыбу, что проглотила его кольцо, к нему вернулась память. Он принялся искать супругу, а когда нашёл её в небесах, вернулся с ней и наследником в свой город. Это не единственная история любви апсары и человека или бога, и все такие предания ясно подчёркивают глубину чувств красавиц.
Была у апсар и ещё одна важная миссия. После смерти героя они сопровождали его в небесной колеснице, на которой он отправлялся в царство богов. Именно эти красавицы были призваны украсить бытие души человека, прославившего родину.
Многие известные индийцы говорили, что настоящее счастье – встретить свою апсару, а значит, ту, что будет и при жизни, и после смерти верна своему возлюбленному. Ведь апсары умели не только очаровывать, но и искренне любить.
Комментариев пока нет