Как возникла Запорожская Сечь?
Запорожская Сечь – это место, несмотря на то, что оно своей историей уходит в далёкое прошлое, находится на слуху. Вот вопрос, почему? Человечеству всегда будут дороги некоторые вещи, одной из них является свобода. А Сечь как раз и выступает тем место, где люди могли чувствовать себя без гнёта. С чего же всё началось?
Само историческое место было расположено можно сказать на краю цивилизации, у Днепра, где начинались леса и дикая, не тронутая степь. Когда в 15-16 веках гнёт на крестьян стал особенно жёсткий, и терпеть подобные притеснения живому человеку было просто невозможно, люди стали убегать и делать вольные поселения, таким образом, появились казачьи общины.
Земли было много, поэтому не возникало споров – бери надел и работай. Но зато возникала необходимость защищать себя и своё имущество. Поэтому казачество стало заниматься и военным искусством. Историки утверждают, что на дерзкие переселения решались люди сами по себе не слабого характера, поэтому и воины формировались такие, которые готовы были в любой момент дать отпор.
Жили запорожцы своей обособленной жизнью, хотя имели зависимость и от государства. В разные исторические периоды это были то Речь Посполитая, то Османская и Российская империи. Всегда казаки мечтали о том, чтобы получить полную независимость, но в реальности просуществовать самостоятельно смогли бы навряд ли.
Находясь постоянно в боевой готовности запорожцы были вынуждены стоить крепости – сечи.
К первой можно отнести Хортицкую, которая была основана князем Вишневецким. Представляла собой Сечь военное укрепление, на территории которого находились и жилые и хозяйственные постройки. Известно ещё одно название – Кош. Что в переводе означает частокол, то есть обнесённая частоколом территория, стоянка казаков. Имелись здесь и свои органы правления – атаман и свой суд. При этом власть пользовалась большим уважением и не подчиняться ей было просто невозможно.
Не всегда запорожцы обитали на одном и том же месте. Они переносили свои стоянки в зависимости от того, как складывалась политическая ситуация и от кого требовалось держать оборону. Единственная закономерность, которая всегда учитывалась – это то, что Сечь располагалась рядом с речными переправами.
Кто же мог стать запорожцем?
Далеко не каждый. Имелись даже специальные испытания, лишь выдержав которые претендент мог рассчитывать на то, что его возьмут в братство. Обязательным экзаменом считалось знание всех правил и традиций Сечи. Посвящение в казаки могло длиться около шести-семи лет.
Примечательно то, что тот, кто был принят теперь получал новую фамилию, которая скорее напоминала прозвище и довольно точно отмечала особенности личности человека.
Для тех, кто знаком с военным делом привычно будет услышать такое слово, как батальон. Так вот у казаков курень (*казачье жилище) имел такое же значение.
Все важные для общины вопросы решались на раде. Она созывалась периодически или вне очереди, если требовалось принять решение по неотложному делу. Примером тому может быть картина, где казаки пишут письма турецкому Султану.
Чем питались и откуда получали доход «вольные люди»?
С этим проблем никогда не было. Помимо хорошего знания военного дела казаки занимались виноделием и рыбной ловлей.
Они не гнушались взимать дань с каждого, кто пересекал подконтрольную им территорию, совершали набеги, грабили, а ещё получали награду за то, что охраняли границы государства.
Казака всегда можно было отличить по внешнему виду, с момента основания их общин мало что в этом вопросе изменилось. Поэтому даже не посвященный человек запросто смог бы описать наряд - бритая голова, но с длинный чубом, шаровары и сапоги. Одежда тоже была довольно свободной.
Единственным, можно сказать, неудобством было то, что находясь на службе в Сечи казак обязан был хранить обет безбрачия, причём не поощрялись и связи на стороне. Это объяснялось тем, что воин должен был всецело отдаваться одному делу, а не семье и утехам.
Воины-казаки
Вернёмся же к тому, что казаки были просто отменными воинами, они отлично справлялись практически с любым видом оружия. Войско имело свою конницу, пехоту, артиллерию и даже флот, отличалось беспрекословной дисциплиной и завидной силой духа.
Не удивительно, что такую силу использовали для защиты украинского народа от агрессии татар и турков. У казаков была отлично организована система защиты и оповещения о набегах, они быстро передавали информацию и это давало возможность местному населению укрыться.
Постовые вели вахту днём и ночью, наблюдая за речными переправами и степями.
Польшу беспокоил вопрос о том, что крестьяне периодически убегали для того, чтобы вступить в Запорожскую Сечь, но все усилия воспрепятствовать тому заканчивались провалом.
Любопытно будет узнать, что важным критерием отбора являлась вера – православная вера. Претендентам задавался вопрос: «В Бога веруешь?». Отрицательный ответ служил поводом для отклонения в прошении.
И именно благодаря такой развитой духовной жизни материальные ценности часто отходили на второй план, а индивидуальные интересы не могли быть выше общественных.
Такая сплоченная, хорошо вооружённая сила людей не могла не беспокоить официальные государства. Кто может чувствовать себя спокойно, когда под боком находится своевольный народ, который подчиняется только собственным законам? И потому Екатерина II в 1775 году принимает решение о ликвидации Сечи, предлагая казакам перейти на служение её величеству.
Вот так закончилась романтика «вольного» народа.
Земли было много, поэтому не возникало споров – бери надел и работай. Но зато возникала необходимость защищать себя и своё имущество. Поэтому казачество стало заниматься и военным искусством. Историки утверждают, что на дерзкие переселения решались люди сами по себе не слабого характера, поэтому и воины формировались такие, которые готовы были в любой момент дать отпор.
Жили запорожцы своей обособленной жизнью, хотя имели зависимость и от государства. В разные исторические периоды это были то Речь Посполитая, то Османская и Российская империи. Всегда казаки мечтали о том, чтобы получить полную независимость, но в реальности просуществовать самостоятельно смогли бы навряд ли.
Находясь постоянно в боевой готовности запорожцы были вынуждены стоить крепости – сечи.
К первой можно отнести Хортицкую, которая была основана князем Вишневецким. Представляла собой Сечь военное укрепление, на территории которого находились и жилые и хозяйственные постройки. Известно ещё одно название – Кош. Что в переводе означает частокол, то есть обнесённая частоколом территория, стоянка казаков. Имелись здесь и свои органы правления – атаман и свой суд. При этом власть пользовалась большим уважением и не подчиняться ей было просто невозможно.
Не всегда запорожцы обитали на одном и том же месте. Они переносили свои стоянки в зависимости от того, как складывалась политическая ситуация и от кого требовалось держать оборону. Единственная закономерность, которая всегда учитывалась – это то, что Сечь располагалась рядом с речными переправами.
Кто же мог стать запорожцем?
Далеко не каждый. Имелись даже специальные испытания, лишь выдержав которые претендент мог рассчитывать на то, что его возьмут в братство. Обязательным экзаменом считалось знание всех правил и традиций Сечи. Посвящение в казаки могло длиться около шести-семи лет.
Примечательно то, что тот, кто был принят теперь получал новую фамилию, которая скорее напоминала прозвище и довольно точно отмечала особенности личности человека.
Для тех, кто знаком с военным делом привычно будет услышать такое слово, как батальон. Так вот у казаков курень (*казачье жилище) имел такое же значение.
Все важные для общины вопросы решались на раде. Она созывалась периодически или вне очереди, если требовалось принять решение по неотложному делу. Примером тому может быть картина, где казаки пишут письма турецкому Султану.
Чем питались и откуда получали доход «вольные люди»?
С этим проблем никогда не было. Помимо хорошего знания военного дела казаки занимались виноделием и рыбной ловлей.
Они не гнушались взимать дань с каждого, кто пересекал подконтрольную им территорию, совершали набеги, грабили, а ещё получали награду за то, что охраняли границы государства.
Казака всегда можно было отличить по внешнему виду, с момента основания их общин мало что в этом вопросе изменилось. Поэтому даже не посвященный человек запросто смог бы описать наряд - бритая голова, но с длинный чубом, шаровары и сапоги. Одежда тоже была довольно свободной.
Единственным, можно сказать, неудобством было то, что находясь на службе в Сечи казак обязан был хранить обет безбрачия, причём не поощрялись и связи на стороне. Это объяснялось тем, что воин должен был всецело отдаваться одному делу, а не семье и утехам.
Воины-казаки
Вернёмся же к тому, что казаки были просто отменными воинами, они отлично справлялись практически с любым видом оружия. Войско имело свою конницу, пехоту, артиллерию и даже флот, отличалось беспрекословной дисциплиной и завидной силой духа.
Не удивительно, что такую силу использовали для защиты украинского народа от агрессии татар и турков. У казаков была отлично организована система защиты и оповещения о набегах, они быстро передавали информацию и это давало возможность местному населению укрыться.
Постовые вели вахту днём и ночью, наблюдая за речными переправами и степями.
Польшу беспокоил вопрос о том, что крестьяне периодически убегали для того, чтобы вступить в Запорожскую Сечь, но все усилия воспрепятствовать тому заканчивались провалом.
Любопытно будет узнать, что важным критерием отбора являлась вера – православная вера. Претендентам задавался вопрос: «В Бога веруешь?». Отрицательный ответ служил поводом для отклонения в прошении.
И именно благодаря такой развитой духовной жизни материальные ценности часто отходили на второй план, а индивидуальные интересы не могли быть выше общественных.
Такая сплоченная, хорошо вооружённая сила людей не могла не беспокоить официальные государства. Кто может чувствовать себя спокойно, когда под боком находится своевольный народ, который подчиняется только собственным законам? И потому Екатерина II в 1775 году принимает решение о ликвидации Сечи, предлагая казакам перейти на служение её величеству.
Вот так закончилась романтика «вольного» народа.
Комментарии5