Почему на самом деле вымирает деревня? Мнение местного жителя
Пишет автор:
Мне 31 год. Всю жизнь я живу в маленькой деревне в Сибири. У нас почти нет дорог, нет работы, нет никакой толковой инфраструктуры, развлечений, перспектив. Зато есть разруха, руины, пьянство.
Население сокращается. Молодежь уезжает в город. За последние 50 лет из 25 местных деревень "в живых" осталось только две – наша и соседняя. От остальных не осталось ничего, кроме вот таких памятников.
Еще несколько лет назад у нас работало крупное ПТУ, куда приезжали учиться со всего района и даже области. Мощный был объект. Сейчас все заброшено, студентов нет, преподаватели уволены, здания пустуют и разрушаются.
Короче говоря, деревня медленно, но верно погибает. И можно было бы, конечно, потрясти кулачком и обвинить в наших проблемах кого-то, какого-то человека, группу лиц, государство. Но...
Выскажу свое личное мнение, почему умирает деревня
Я абсолютно убежден, что смерть сибирских деревень – объективный процесс, который невозможно остановить в текущих условиях. Все, кто кричат, что в смерти деревень виновато государство, просто не понимают, что такое деревня и для чего она изначально создавалась.
Лет 100-110 назад земли, где мы сейчас живем, пустовали, но затем начали активно заселяться. Происходило это еще при царе. Народ приезжал толпами – из Беларуси, Украины, Молдовы, европейской части России. Здесь им выдавали землю и они сеяли рожь, пшеницу, овес. Пасли скот.
В общем-то, заняться здесь больше нечем, кроме сельского хозяйства. На нем завязано все. И вся штука в том, что в те далекие времена, чтобы справиться с 10 000 гектар (условно) нашей земли, требовалась уйма народа.
Ведь тогда не было тракторов и комбайнов, только лошади. Производительность труда была низкой. Крестьян было много, работы хватало всем. Они строили десятки деревень, так было удобнее. Человек имел поле и строил рядом дом, чтобы не гонять лошадей каждый раз за 30 км, чтобы посеять или пожать рожь.
Но потом появились трактора. Один трактор заменил, скажем, 5 человек. То есть теперь, чтобы справиться с 10 000 гектар земли нужно было уже не 10 000 человек, а всего 2000. Трактор сделал 8000 человек безработными.
Эти люди поехали в город, так началась урбанизация, развитие фабрик, заводов и т.д.
Шли годы. Трактора улучшались. Стали появляться комбайны. Всё более крутые комбайны. Я помню, еще в моем детстве все работали на комбайне Нива. Крохотная такая штука. У нас в колхозе было 75 комбайнов Нива, то есть 75 рабочих мест для комбайнеров.
Потом появились комбайны Енисей. Потом Дон... Каждый из них круче Нивы в несколько раз. Сейчас у нас всего 10 комбайнов Дон и они вполне заменяют 75 комбайнов 30-летней давности.
Это значит, что для 65 комбайнеров из 75 просто нет работы. Физически нет. Сейчас есть комбайны, которые еще круче Дона. Это значит, что хватит всего 2-3 комбайна, чтобы земля не пустовала и приносила урожай.
То же самое касается тракторов и агрегатов. Раньше нужно было сначала вспахать, потом посеять, потом заборонить... Сейчас это все делает один агрегат, которым управляет один человек. То есть еще куча людей осталась без работы.
Или взять молочную ферму. Раньше коров доили руками, потом аппаратами... Сейчас на ферме с 300 коровами у нас работает 7 человек. Все автоматизировано, все на кнопках. Опять работы для людей нет...
Что делать в таких условиях? Насильно пересаживать людей на старые комбайны и трактора? Нет, ну можно даже на лошадей, но тогда себестоимость нашего зерна взлетит, мы просто не сможем его продать.
Мы и так еле-еле можем конкурировать с Краснодаром или Ростовской областью, чисто из-за климатических условий. А тут еще производительность труда искусственно снижать?..
Вот и получается, что в современной деревне живет слишком много людей. Им просто нечем здесь заняться. При этом, население слишком маленькое, чтобы экономика замкнулась сама на себя. Это в городе люди могут просто оказывать друг другу услуги и тем жить. Я тебя стригу, а ты мне двор подметаешь.
В деревне же парикмахеру, например, не выжить. Слишком мало клиентов. Так же, не выжить и 95% других специальностей. Все, что можно делать в деревне – заниматься сельским хозяйством. А для него, к сожалению или счастью, требуется все меньше и меньше людей.
По идее, профессиональная бригада из 10-20 человек может заменить 10 000 человек на лошадях, живших здесь 100 лет назад.
Из отсутствия работы проистекают все остальные проблемы. Пьянство, сокращение населения. Маленькая зарплата. Ибо, зачем платить кому-то 50 000 руб, когда пол деревни безработных и всегда можно позвать кого-то на 8000 руб.
По той же причине закрылся ПТУ. Ведь раньше он выпускал трактористов, комбайнеров. Допустим, по 200 человек в год. Но вопрос – куда деваться всем этим трактористам? Нам ведь нужно всего 3 тракториста в год (условно), а для этого не нужно собственное ПТУ, можно отучить человека и в городе.
Такая вот получается ситуация. То, что люди воспринимают как "вымирание села", на самом деле является последствием технического прогресса. Мир просто видоизменяется, люди не успевают за этими изменениями.
В будущем деревни исчезнут. Останутся только пригороды, где будут жить и отдыхать горожане.
В сельском же хозяйстве будут трудиться мобильные фермерские бригады. Примерно, как сейчас люди ездят на вахту для добычи нефти, также будут приезжать на сезон трактористы, а затем возвращаться в города.
Кто-то возразит, а как же тогда в Европе существуют деревни?
Ответ кроется в российской территории и расстояниях. Представьте, от моего села до ближайшего города – 120 км. Столько же до ближайшей Ж/Д станции. Столько же до ближайшей судоходной реки. И на этих 120 км нет ничего, просто степь и указатели влево и вправо: "Такая-то деревня – 10 км".
Мы очень разряжены. Это увеличивает издержки на транспорт, сбыт продукции, строительство дорог, электросетей, водопроводов, газопроводов... Нужно построить 120 км инфраструктуры, чтобы охватить крохотное население в 10-20 тысяч человек.
В Европе же 120 км – это целое государство с сотнями тысяч и миллионами жителей. Ты строишь одну дорогу и обеспечиваешь сразу 50 населенных пунктов. Попробуйте найти в Германии деревню, которая будет удалена от города на 120 км. Да там даже между городами по 30 км всего. А глухих отдаленных деревень, типа нашей, там вообще нет. По сути у них даже не деревни, а пригороды. Это большая разница.
В пригороде при большой плотности населения ты можешь заниматься не только сельским хозяйством, а чем угодно. Хочешь людей стриги, хочешь музыке детей обучай. Работа всегда найдется, потому что рядом много людей.
Получается, насколько наша гигантская территория – это богатство, настолько же она – проклятье, которое тормозит наше развитие.
Ну, ладно, это уже совсем другая история...