Поддельные замки рыцарей
Средневековых замков в Европе сохранилось немало. Говорят, самые величественные из них находятся в Англии, хотя практика их постройки дошла на Острова с опозданием – как побочный эффект норманнского завоевания. Впрочем, вопрос красоты, пропорций и привлекательности спорный – все же предмет довольно утилитарный. Он прежде всего служил целям обороны и только во вторую очередь приспосабливался под жилье. Тем не менее удержаться от романтической оценки замков сложно. Тут и писатели-романтики приложили немалые усилия. Легенда о черной стреле или баллады о доблестных рыцарях в изложении Вальтера Скотта – все это настолько же прекрасно, насколько и выдумано. Но отказаться от фантазий, в которых фигурируют подземные ходы и неприступные стены, сложно. Вот и подаются многие поколения людей очарованию романтических сказок.
Рыцарский замок не имел единой, статичной архитектуры. Его стилистика эволюционировала вместе с развитием технологий, поэтому невозможно выделить некий вневременной, всеобщий эталон. Хотя можно задать какие-то рамки, через которые и оценивать отдельные строения.
Если говорить об условном, чистом образе рыцарского замка, то стоит сразу отбросить эпоху огнестрельного оружия. Заодно отказаться от первых конструкций, еще примитивных с точки зрения оборонительного искусства. В осадке остается XIII век. Но замок, спроектированный в это время, можно считать идеальным вариантом и для защиты собственных земель, и в качестве площадки для сценического действа.
В таком замке будут высокие стены с зубцами и круглые или многогранные башни, выступающие за периметр стен – для обеспечения продольного флангового обстрела. Низ стены приобретет утолщение-гласис для большей стойкости к обстрелу катапультами. Ворота окажутся под защитой пары башен-барбаканов, а узкий коридор, открывающийся за воротами, обязательно перегородит падающая решетка-герса. Попавшим в такую западню не поздоровится – из бойниц в потолке над этим коридором на головы штурмующих посыплются стрелы, камни и прочая дрянь, малополезная для здоровья.
Внутри замкового двора найдется место для большого зала и казармы. Впрочем, там же хватит места для кухни и караульного помещения. А в одной из башен оборудуют часовню. Хотя не в самой главной – донжон интереснее как склад основных армейских запасов и продуктового НЗ – на случай непредвиденной осады. Это же и удобный наблюдательный пост, поскольку выше в округе точки не найти.
Какое-то время замки являлись очень важной частью пейзажа. Но постепенно они утратили свое значение и началось вырождение. Что-то просто забросили, а что-то перестроили, согласно новым требованиям комфорта. Но в какой-то момент интерес к замкам, пусть и несколько идеализированный, вспыхнул снова. И в мире появилась масса имитаций, позднее прозванная неоготикой. И случалось, что эти новоделы даже в большей степени соответствовали средневековью, чем подлинники, построенные своевременно в свою эпоху.
Считается, что интерес к поддельному рыцарству в 1764 году после начала публикации романа "Замок Отранто" Хорасо (Горацио) Уолпола. Но это спорно. Потому что к тому времени строительство стилизаций велось как минимум десятилетие.
В Шотландии на берегу озера Лох Файн стоит, как это принято говорить, величественный замок Инверари. Местные легенды даже утверждают, что в его стенах обитает привидение убиенной дамы XVII столетия. И это все прекрасно, но вот замок задуман герцогом Арчибальдом Кэмпбэллом в 1720, а первый камень в постройку положили только в 1743. Но все равно с легендой спорить сложно. Тем более что все атрибуты средневекового замка присутствуют.
В 1809 году Уильям Бекфорд, прославившийся написанием готических романов (а еще он с 10 лет оказался наследником миллиона фунтов и 100000 ренты в год), решил создать идеальное средневековое аббатство, укрепленное не хуже средневекового монастыря. И построил его в 1813. Венчала это сооружение башня 90 метров высоты. Увы, ошибок в проекте имелось немало, а после смерти владельца никто не следил за состоянием постройки по причине дороговизны. Так что уже в 1825 башня рухнула, а остальные строения попросту разобрали на кирпич. Сейчас от сказки сохранились фрагменты северного крыла.
В 1838 году принц Фердинанд, муж королевы Португалии, на месте заброшенного монастыря затеял строить настоящий рыцарский замок. С мавританскими мотивами в оформлении. На крутой, почти неприступной скале. Сегодня замок Пена сохраняется в первозданном (на 1910 год) варианте и служит в качестве туристического объекта и правительственная резиденция.
Италия, никак не обделенная средневековой архитектурой, тоже поддалась новомодному увлечению. С 1856 года в окрестностях Триеста на скале, выдающейся в море, стоит замок Мирамаре. Считается, что это собирательный образ старых шотландских замков. Что спорно – слишком много пышности в оформлении и оконных проемов в стенах.
Говоря о поддельных замках, сложно обойти Нойшванштайн – наследие безумного короля Людвига II. Но это сооружение скорее дом Рапунцель или еще какого сказочного героя. Уж слишком кукольно и романтично все. Хотя скала, на которой стоит замок, настоящая. Как и горный пейзаж вокруг. Но здание начали строить только в 1869. Так что это чудесный пряничный дом и приманка для туристов. Сложно оценить годы правления этого монарха, но его затейливая резиденция оказалась действительно ценным наследием. Правда, казна после воплощения проекта оказалась в плачевном состоянии.
Увлечение строительством средневековых замков не затихло и сегодня. Во Франции в 1997 году запустили уникальный проект – строительство замка Геделон по технологиям и методам XIII века. Придумали легенду, биографию рыцаря, обозначили его доход и возможности. И начали строить в основном силами добровольцев. И сдача объекта уже не за горами. По сути, это уникальный научный объект по изучению Средневековья. Уже сейчас получены ответы на многие вопрос, до того остававшиеся неясными науке.
В России столь масштабных проектов не было, но пара известных усадеб-замков все же имеется. Самые знаменитые, кстати, находятся во Владимирской области. Это усадьба князей Грузинских, позднее выкупленная семьей купцов Шорыгиных, и усадьба лесопромышленника Храповицкого. Увы, состояние их в настоящий момент желает лучшего и риск их утраты велик.
Говоря об увлечении Европы концепцией былого рыцарства можно заметить, что большинство воплощенных проектов старались максимально соответствовать некому выдуманному образу. И вроде бы удивительно – ведь количество подлинников на их землях исчисляется сотнями. Увы. Большинство дошедших до нас рыцарских замков или руинизированы, или сильно, до неузнаваемости, перестроены. Но ведь всегда хочется иметь настоящую, подлинную игрушку, точно соответствующую эпохе. А все, что перестроено – это как восхитительный грузовик или кукла из детства, но сильно потрепанные временем и потому замотанные скотчем, изолентой и другими следами неумелых ремонтов.