Как казаки со светским Парижем знакомились
В Битве народов под Лейпцигом Наполеон потерпел поражения из серии сокрушительных, но сломлен не был. Удивительно, но при столь ограниченных ресурсах он изрядно попортил кровушки союзникам. До самого своего отречения и изоляции на отдаленном острове. Собственно, итог компании решило подавляющее превосходство в живой силе – в конце эпохи наполеоновских войн союзные силы превосходили французов как минимум впятеро. Это притом, что Бонапарт в то время не проиграл ни одной битвы. Но ему приходилось постоянно маневрировать, перебрасывать войска с одного рубежа на другой – нельзя выйти победителем при войне на несколько фронтов.
Взятие Парижа силы коалиции обустроили так, чтобы отвлечь Наполеона от столицы – специально на заклание был выделен 10-тысячный кавалерийский корпус Винценгероде (кстати, генерал русский, хоть и немецкого происхождения), а как только Бонапарт отвлекся на разгром русского корпуса, силы союзников сразу с нескольких направлений двинули на Париж. И все равно легкой прогулки не вышло – французские маршалы, отвечавшие за оборону столицы, устроили хорошую головомойку осаждающим – их потери составили примерно 8 тысяч человек.
Собственно, основная масса оккупационных войск у аборигенов интереса не вызвала – экипировка всех тогдашних европейских армий отличалась разве цветовой гаммой. Ну а многие офицеры, особенно гвардейские, говорили на языке побежденных даже лучше, чем иные носители – сказывалось воспитание и образование дворянской элиты. Но вот казаки и башкиры вызвали интерес неподдельный – уж очень колоритно те смотрелись на фоне общепринятой унификации.
Надо сказать, что в лейб-гвардии тоже имелись казаки. И эти-то мало отличались от основной массы образованного офицерского состава. А вот остальные казацкие полки разнились крепко. Кстати, тогдашний всеказацкий командир Платов тоже издал приказ о запрещении бесчинств на территории побежденного врага, но он-то никак не говорил об образованности генерала – жутко безграмотный по форме, хотя и крепко дисциплинирующий по сути.
У казаков всю эпоху наполеоновских войн в войсках царил строжайший сухой закон. И тут он вдруг закончился. А еще войскам выдали тройное жалование – задолженность за последнее время. Так что от загула эту массу народа ничего не сдерживало. Тем более, что получить кредит в многочисленных парижских кабачках труда не составляло – хватало записки от ротного командира, в которой тот сообщал, что "податель сего человек слова и чести, и ему можно верить на слово, а потому долг будет непременно оплачен". Это, кстати, привело к огромнейшей задолженности перед кабатчиками – в 1,5 миллиона тогдашних полновесных рублей. Сумму выплатил из своих средств военный комендант Парижа и командир оккупационных сил граф Воронцов из собственных средств, отчего совершенно разорился (нормальное поместье с землей и крестьянами (душ сто) в ту пору стоило тысяч десять). Правда, он позднее поправил дела выгодной женитьбой, но то уже другая история. А пока казаки (как и все пришлые) гуляли вовсю.
Надо сказать, что казаки были крайне популярны у парижан. Правда, не из-за каких-то человеческих качеств, а в силу экзотической внешности – их расценивали как необычных, притягательных своей дикостью зверушек. Отчего очень много сохранилось миниатюр с рисованными казаками. Увы, все их можно отнести к категории сатиры. И даже в высокохудожественных реалистичных полотнах всегда присутствовал сарказм. Чего уж говорить об акварелях и прочей мелочевке? Особенно популярными стали работы случайного свидетеля немца Георга-Эммануэля Опица – тот оказался в Париже совершенно случайно в качестве эскорта одной баронессы. Что не помешало ему довольно детально изобразить бытовые мелочи казацко-парижского колорита.
Любопытно, что присутствие казаков обогатило французский язык. Скажем, их знаменитая разновидность общепита бистро происходит от русского "быстро". По легенде казаки так торопились прервать сухой закон, что постоянно подгоняли нерадивых кабатчиков: "Быстро! Быстро!". Вот те и решили, что это такая русская разновидность сервиса. Впрочем, байка эта ходит на правах апокрифа. Но были и реально подтвержденные языковые изменения.
Казаки какое-то время пользовались спросом у дам древнейшей профессии – из-за показной щедрости. Интересно, что с тех пор появился термин "стоять по-русски" – это тот раздел Камасутры, что в английском носит имя "догги-стайл". Хотя и в родном любовном французском немало своих эпитетов. Но тут важны нюансы.
Скажем, "любовь а ля козак" (это тоже вошло во французский язык после взятия Парижа в 1814) многие историки обтекаемо объясняют происхождение термина напористостью казацкой манеры заниматься любовью. Хорошая попытка своеобразного эвфемизма. На деле же "любовь в казацкой манере" означала мужской эгоизм в постельных делах и полное пренебрежение интересами партнерши.
Словом, гравюры того времени неплохо показывают типовое вооружение казака: пика, сабля, пара пистолетов и ружье. Также много внимания художников отвлечено на знаменитые широчайшие шаровары. Но вот ситуации и интерьеры этих бытовых зарисовок довольно однообразны: перепалка с кабатчиками и ростовщиками, жарка мяса на ружейных шомполах, развлечения с дамами и почти обязательное присутствие алкоголя в кадре (если так дозволительно выразиться). Впрочем, имеются и казаки, посещающие музей. Вот только акварель, запечатлевшая этот занимательный факт, пожалуй, единственная в своем роде. Да и сюжет ее позволяет несколько трактовок. Причем любую из них пронизывает скрытая ирония.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!