Поляницы: красавицы-богатырши Древней Руси
Они вызывали ужас и восторг, шок и восхищение. Девы-воины, прозванные поляницами, издавна были известны на Руси. Как появились на славянских землях женщины в доспехах? Как можно было покорить сердца этих красавиц? Ответы нам дают история и былины.
Амазонки, прибывшие в Скифию
На мой взгляд, неверно называть поляниц героинями мифов. Да, они нередко появляются в легендах и былинах, которые пусть и содержат немало выдумок, однако основаны на реальных событиях. Эти прекрасные воительницы были известны не только славянским племенам, но и грекам, живущими далеко от земель дев-богатырей. Первое упоминание о женщинах в доспехах, которые сражались не хуже (а порой даже лучше) мужчин, содержится в записях Геродота. Именно этот древний историк положил начало многочисленным сказаниям об амазонках, которые жили в Малой Азии.
Как же эти женщины оказались на славянской земле? На этот вопрос Геродот тоже даёт ответ. Он рассказывает о случае, когда греки захватили в плен множество воительниц. После успешного набега греческие корабли шли к родным берегам, однако сами амазонки распорядились иначе. Они убили экипажи всех кораблей, но не рассчитали, что в живых нужно было оставить хотя бы штурмана.
Жительницы степей, привыкшие ездить на конях и не сходить с земли, не умели управлять судами, а потому тех прибило к ближайшим берегам. Это было черноморское побережье, принадлежавшее скифам. Согласно легенде, амазонки начали создавать союзы с местными племенами, а славянские поляницы стали потомками этих воительниц и скифов.
Трофей – голова врага
Конечно, большинство историй о девах-воинах являются легендами, но археологи доказывают факт существования воительниц. На территории древней Скифии уже обнаружено немало захоронений женщин, где рядом с погребёнными находятся не украшения и предметы быта (традиционный вариант), а мечи, щиты, воинское обмундирование.
В русских былинах поляницы описаны как могущественные воины, гордые и благородные женщины. Кстати, название этих воительниц происходит от старинного слова «поляковать». Под данным обычаем подразумевалось «боевое крещение» всякого воина.
Для этого нужно было в одиночестве отправиться в дикую степь, где часто встречались разбойники или захватчики. Выбрав соперника, воин сражался с ним один-на-один. Если победа была на его стороне, трофеем служила голова поверженного противника. Никаких ценностей с поверженного врага воины не брали - этот бой был предназначен не для обогащения, а для славы.
«Сватовство» Добрыни Никитича
Поляницы нередко превосходили мужчин в своём воинском умении. Одна из былин рассказывает о том, как Добрыне Никитичу удалось «сосватать» одну из самых известных воительниц – Настасью Микулишну.
Кстати, заполучить в жёны воинственную красавицу-поляницу было совсем непросто. Немногие решались выйти против воительницы. Только в том случае, если противник сумеет одержать победу над поляницей, он мог рассчитывать на её руку и сердце.
Известен случай, когда Настасья Королевична даже пронзила воина Дуная стрелой, лишив того глаза. Знаменитый Добрыня, зная об этих сложностях, решил проблему по-своему и, на мой взгляд, поступил не слишком по-богатырски. Он подъехал к полянице Микулишне и ударил её палицей по шлему, находясь за её спиной. Что же случилось с девицей? А ничего. Она совершенно не заметила двух богатырских ударов.
Тогда Добрыня решил повторить приём, после чего воительница нехотя обернулась к нему и язвительно отметила, будто богатыри русские ударами напоминают укусы комаров. Сражение оказалось недолгим, завершившись разгромом Добрыни. А вот сама Настасья решила, что если поверженный ею богатырь окажется приятен ей, по сердцу – то выйдет замуж за него. К счастью Добрыни, так и произошло.
Трагедия воина Дуная
А вот история Дуная и Настасьи Королевичны, о которых я уже упоминала, сложилась менее счастливо. По одной из версий былины, воин не был обезображен выстрелом своей возлюбленной. На свадьбе же Дунай решил устроить соревнования по стрельбе, желая знать, кто более меткий – он или его супруга.
Настасья трижды попала в кольцо на голове Дуная, после чего сам воин решил проявить своё мастерство лучника. Увы, выстрел его был куда хуже Настасьиного. Стрела попадает в женщину и та замертво падает, а несчастный супруг, убивший свою возлюбленную, бросился на свой меч, чтобы быть с женой вместе – и в жизни, и в смерти.
Как гласит предание, на месте, где пролилась его кровь, взяла начало река Дунай, носящая имя несчастно воина.
Долгая история поляниц
Женщины-воительницы упоминаются в некоторых европейских источниках, однако, как показало время, наиболее долго поляницы были на Руси. В историях о пирах князя Владимира отмечается, что воительницы также присутствовали за столом воинов.
Как отмечали Лев Диакон и Иоанн Скилица, во время военных походов Святослава поляницы принимали в них непосредственное участие. Когда Русь погрузилась в пучину междоусобиц, а враги, воспользовавшись этим, начали осаждать русские города, женщины наравне с мужчинами обороняли крепости. Нередко их видели с оружием в руках у городских стен.
А в 1641 году против турков выступили казачки, известные своей доблестью в боя. Кстати, именно о них историк Василий Потто писал, отмечая казачек как мастериц, тружениц в мирное время, а в войну преображающихся в бойцов, не хуже, чем её муж или отец.
Поляницы стали символом истинной русской женщины, которой под силу всё. Они немыслимым образом могли сочетать домашние хлопоты и заботу о близких с силой и мужеством, что не раз проявляли в бою. Возможно, именно это качество вызывало страх у врагов и уважение у соотечественников воительниц.
Сегодня мы уже не используем старинное название амазонок, но, глядя на повседневные заботы и трудности, с которыми приходится бороться женщинам, можно уверенно сказать: поляницы живы и поныне. Память о них живёт в народе, сохранившем не только рассказы, но и их характер.
На мой взгляд, неверно называть поляниц героинями мифов. Да, они нередко появляются в легендах и былинах, которые пусть и содержат немало выдумок, однако основаны на реальных событиях. Эти прекрасные воительницы были известны не только славянским племенам, но и грекам, живущими далеко от земель дев-богатырей. Первое упоминание о женщинах в доспехах, которые сражались не хуже (а порой даже лучше) мужчин, содержится в записях Геродота. Именно этот древний историк положил начало многочисленным сказаниям об амазонках, которые жили в Малой Азии.
Как же эти женщины оказались на славянской земле? На этот вопрос Геродот тоже даёт ответ. Он рассказывает о случае, когда греки захватили в плен множество воительниц. После успешного набега греческие корабли шли к родным берегам, однако сами амазонки распорядились иначе. Они убили экипажи всех кораблей, но не рассчитали, что в живых нужно было оставить хотя бы штурмана.
Жительницы степей, привыкшие ездить на конях и не сходить с земли, не умели управлять судами, а потому тех прибило к ближайшим берегам. Это было черноморское побережье, принадлежавшее скифам. Согласно легенде, амазонки начали создавать союзы с местными племенами, а славянские поляницы стали потомками этих воительниц и скифов.
Амазонка
Трофей – голова врага
Конечно, большинство историй о девах-воинах являются легендами, но археологи доказывают факт существования воительниц. На территории древней Скифии уже обнаружено немало захоронений женщин, где рядом с погребёнными находятся не украшения и предметы быта (традиционный вариант), а мечи, щиты, воинское обмундирование.
В русских былинах поляницы описаны как могущественные воины, гордые и благородные женщины. Кстати, название этих воительниц происходит от старинного слова «поляковать». Под данным обычаем подразумевалось «боевое крещение» всякого воина.
Для этого нужно было в одиночестве отправиться в дикую степь, где часто встречались разбойники или захватчики. Выбрав соперника, воин сражался с ним один-на-один. Если победа была на его стороне, трофеем служила голова поверженного противника. Никаких ценностей с поверженного врага воины не брали - этот бой был предназначен не для обогащения, а для славы.
«Сватовство» Добрыни Никитича
Поляницы нередко превосходили мужчин в своём воинском умении. Одна из былин рассказывает о том, как Добрыне Никитичу удалось «сосватать» одну из самых известных воительниц – Настасью Микулишну.
Кстати, заполучить в жёны воинственную красавицу-поляницу было совсем непросто. Немногие решались выйти против воительницы. Только в том случае, если противник сумеет одержать победу над поляницей, он мог рассчитывать на её руку и сердце.
Известен случай, когда Настасья Королевична даже пронзила воина Дуная стрелой, лишив того глаза. Знаменитый Добрыня, зная об этих сложностях, решил проблему по-своему и, на мой взгляд, поступил не слишком по-богатырски. Он подъехал к полянице Микулишне и ударил её палицей по шлему, находясь за её спиной. Что же случилось с девицей? А ничего. Она совершенно не заметила двух богатырских ударов.
Тогда Добрыня решил повторить приём, после чего воительница нехотя обернулась к нему и язвительно отметила, будто богатыри русские ударами напоминают укусы комаров. Сражение оказалось недолгим, завершившись разгромом Добрыни. А вот сама Настасья решила, что если поверженный ею богатырь окажется приятен ей, по сердцу – то выйдет замуж за него. К счастью Добрыни, так и произошло.
Трагедия воина Дуная
А вот история Дуная и Настасьи Королевичны, о которых я уже упоминала, сложилась менее счастливо. По одной из версий былины, воин не был обезображен выстрелом своей возлюбленной. На свадьбе же Дунай решил устроить соревнования по стрельбе, желая знать, кто более меткий – он или его супруга.
Настасья трижды попала в кольцо на голове Дуная, после чего сам воин решил проявить своё мастерство лучника. Увы, выстрел его был куда хуже Настасьиного. Стрела попадает в женщину и та замертво падает, а несчастный супруг, убивший свою возлюбленную, бросился на свой меч, чтобы быть с женой вместе – и в жизни, и в смерти.
Как гласит предание, на месте, где пролилась его кровь, взяла начало река Дунай, носящая имя несчастно воина.
Долгая история поляниц
Женщины-воительницы упоминаются в некоторых европейских источниках, однако, как показало время, наиболее долго поляницы были на Руси. В историях о пирах князя Владимира отмечается, что воительницы также присутствовали за столом воинов.
Как отмечали Лев Диакон и Иоанн Скилица, во время военных походов Святослава поляницы принимали в них непосредственное участие. Когда Русь погрузилась в пучину междоусобиц, а враги, воспользовавшись этим, начали осаждать русские города, женщины наравне с мужчинами обороняли крепости. Нередко их видели с оружием в руках у городских стен.
А в 1641 году против турков выступили казачки, известные своей доблестью в боя. Кстати, именно о них историк Василий Потто писал, отмечая казачек как мастериц, тружениц в мирное время, а в войну преображающихся в бойцов, не хуже, чем её муж или отец.
Поляницы стали символом истинной русской женщины, которой под силу всё. Они немыслимым образом могли сочетать домашние хлопоты и заботу о близких с силой и мужеством, что не раз проявляли в бою. Возможно, именно это качество вызывало страх у врагов и уважение у соотечественников воительниц.
Сегодня мы уже не используем старинное название амазонок, но, глядя на повседневные заботы и трудности, с которыми приходится бороться женщинам, можно уверенно сказать: поляницы живы и поныне. Память о них живёт в народе, сохранившем не только рассказы, но и их характер.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1