Как в театре давят Анну Каренину
Один из самых интересных моментов подготовки к театральной постановке – подбор музыки и звуковых эффектов. Для Пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» нам понадобится шум морских волн, а для Шекспировской «Бури» – ещё и свист ветра и грохот грома; для «Приключений Алисы» Кира Булычёва потребуются рёв ракетных двигателей, выстрелы бластеров и другие «космические» эффекты... В наше время всё это богатство есть в Интернете, и «накидать на флешку» звуковых файлов MP3 может даже школьник.
Но всего лишь 100 лет назад ничего этого не было и в помине. Если были нужны звуковые эффекты, театральным техникам приходилось проявлять просто чудеса изобретательности! Какими же были звуковые эффекты в шекспировской «Буре», поставленной 100 лет назад?
«Шум волн» делался следующим образом: из досок сколачивали большой полукруглый ящик, который устанавливали на подпорки так, чтобы его можно было наклонять, как детские качели. Внутрь ящика засыпали ведро металлической дроби. Рабочие сцены в нужный момент начинали раскачивать ящик (нелёгкая, кстати, была работёнка!), и дробь, «перекатываясь» из одного конца ящика в другой, создавала «шум волн».
Для имитации дождя использовалась «дождевая машина». Это был высокий ящик, внутри которого были установлены наклонные перегородки. Сверху устанавливалась воронка. В нужный момент техник медленно высыпал в эту воронку ведро дроби – и металлические дробинки, ударяясь о перегородки и скатываясь вниз, создавали весьма правдоподобный шум дождя. А вот для звука грома не нужно было никакой машины – просто обычный стальной лист с ручками. Два техника за сценой брали этот лист за ручки и резко встряхивали – вот вам и раскаты грома!
Но что было делать, если требовались более сложные звуковые эффекты? В спектакле «Анна Каренина», поставленном в МХАТе имени Горького в 1937 году, театральный звукотехник В.А.Попов для создания шума приближающегося поезда задействовал настоящий «шумовой оркестр» из 10 человек.
«Инструментами» были стальные листы, барабан, металлические трубы, щётки и разного размера деревянные коробки. Водя щётками по коробкам, техники имитировали «пыхтение» паровой машины, стальными трубками создавали стук колёс на стыках рельсов, свист паровоза изображался с помощью так называемой «цуг-флейты»...
Вы скажете – «всё это позавчерашний день, сейчас все спецэффекты есть в Интернете». Да, это так, однако то, что скачали из Интернета вы, может скачать и другой человек! Скажем, делаете вы видеоролик для ютуба, ставите туда скачанные спецэффекты и посылаете видеоролик на конкурс. А на конкурсе перед вашим роликом жюри просматривает ролик другого автора – а там в точности такие же спецэффекты! Вроде пустячок, а неприятно...
В 1991 году Гэри Райдстром, звукорежиссёр фантастического фильма «Терминатор-2», мог брать для будущего фильма любые готовые звуки – в его распоряжении были фонотеки всех киностудий США. Однако для того, чтобы фильм получился по-настоящему уникальным, все спецэффекты звукорежиссёр придумывал и записывал сам! Помните безжалостного робота-убийцу из жидкого металла, который проходит сквозь стальную решётку?
Так вот, этот противный и в то же время зловещий звук Райдстром получил, медленно вываливая перед микрофоном на тарелку собачьи консервы!