Какая судьба постигла самых воинственных индейцев
Читая вестерны и близкую к жанру литературу, сложно не обратить внимания на тот факт, что при всем племенном разнообразии североамериканских индейцев (у одного только Лонгфелло их несколько десятков встречается, но писатели приключенческой тематики обходятся двумя-тремя наименованиями) на слуху немногие. Во многом это объясняется происхождением автора и его симпатиями.
В ту эпоху, когда задавались стилевые рамки вестерна (XIX век), американский мир страдал пусть не выраженной, но существенной поляризацией политических взглядов. И те, кто симпатизировал французам, хвалили гуронов и союзные им племена. Кто ориентировался на английскую сторону, тот запросто мог восхититься миром пауни или могикан. Просто заокеанские силы в политических целях старались максимально широко привлекать коренное население страны. Отсюда и некая предвзятость в выборе местного колорита у писателей. Правда, было племя, которое обе соперничающие стороны по большей части старались окрасить в негативные тона. Не умаляя, впрочем, и сильных сторон индейского характера. Речь о команчах – народе, который прославился как самый серьезный противник белых на всей территории Великих равнин. А, возможно, и всей Америки.
Собственно, считать особым народом команчей и не совсем верно. Во-первых, было бы правильно называть эту группу племенным объединением – к команчам себя причисляло как минимум пять племен, среди которых известны пенатеки, консотеки, нокони, квахади, ямпарики. Хотя более подробная классификация команчей признает еще более мелкое дробление структуры. Но и тут не все гладко – все эти племена являлись шошонами – их частью, откочевавшей когда-то на восток. Собственно, команчи не относилось к самоназванию и было, скорее, прозвищем. Довольно обидным. Вот только сами команчи на это не обижались и вообще никак не реагировали – они прекрасно понимали, что племена дали им это имя по причине сильной обеспокоенности подобным соседством – эти шошоны не любили договариваться и предпочитали захватывать новые угодья силой еще до широкой экспансии белых в их устоявшийся мир. Вроде бы "команчи" отсылает к коварности змеи и переменчивости в ее характере – считалось, что когда-то эта часть шошонов испугалась трудностей перехода через горы и откололась от основной массы. Не совсем красиво с позиций индейской морали. Хотя бытовала и лайт-версия этого события – помешала большая масса волков, встреченная на пути. Но основная трактовка значения этого слова говорит о постоянной готовности к сражению, бою. Не зря один из белых военачальников позапрошлого века считал эту группу индейцев "современными спартанцами".
Куда интереснее их отличия от основной массы индейцев. Тут-то разница и сыграла важную роль в судьбе народа.
Во-первых, у команчей не имелось как такового института верховного вождя или совета – общепринятой структуры у основной массы племен. Всеми делами заправляли вожди отдельных общин и военная верхушка, состав которой регулярно обновлялся – воины попадали туда, как только преодолевали некий ценз ратных подвигов. Следовательно, команчи изначально страдали некоторой милитаризацией.
Во-вторых, как таковое кровное родство трактовалось невероятно широко. С точки зрения современной генетики, команчи применяли довольно эффективный способ подмешивать в свою кровь новые силы пришельцев со стороны. Собственно, технология проста: во время войны или набегов уничтожалось все мужское населения противника – до определенного возраста. В плен захватывались женщины репродуктивного возраста и дети. При этом все пленные имели шанс на полную социализацию внутри племени – детей усыновляла семья победившего воина, и со временем они, как янычары, становились частью местной культуры. Ну, а женщин брали в жены. Причем со временем они становились полноправными членами общины. Любопытно, что среди команчей встречались даже афро-индейцы – такое не совсем уж рядовое явление для Великих равнин.
Тактика команчей на войне была почти однообразна, хотя и неимоверно эффективна. Они предпочитали колющее оружие на предельно малых дистанциях, атакуя врага в рассыпном строю. При этом легко перенималась и тактика врага. Такая гибкость позволяла команчам не только сопротивляться рекордно долгое время – 170 лет – белому человеку, но и брать регулярной осадой базовые форты белых. Что, стоит заметить, другим индейским воинам не удавалось – максимум генеральная битва посреди чистого поля.
Команчи ели все, что казалось съедобным. В ход шли собаки, еноты, бизоны. Даже лошадей, которых другие народы воспринимали больше как союзников воина, команчи первое время ценили как самоходные консервы на черный день. Они вообще освоили верховую езду и коневодство позднее других участников процесса. А, освоив, достигли невиданных высот – даже сегодня команчи занимаются разведением лошадей и крупного рогатого скота.
Также обстояло дело с огнестрельным оружием. Разжившись, как-то по случаю, партией старых кремневок у французов, команчи быстро приноровились палить из них с необычайной скоростью и меткостью, чем удивляли регулярную армию – они перезаряжали ружья на скаку! Аттракцион, вероятно, из разряда цирковых. Но вполне документальный – упоминание о таком трюке встречается в нескольких офицерских мемуарах.
Собственно, еще до прихода белых индейцы охотно резали друг друга – гражданская война в Америке не утихала ни на минуту. И команчи в этом процессе особых прогулов не делали. А с европейцами столкнулись еще в XVII веке, как-то по случаю накостыляв испанцам. Потом с не меньшим успехом лупили голландцев, англичан, французов и даже редких немцев – команчи вообще неплохо владели искусством дипломатии и регулярно заключали кратковременные союзы то против одних, то против других врагов. А врагов у них имелось море – весь мир, по сути.
Долгое время на них вообще управы не находилось. Слава о жестоких пытках (команчи таким образом проверяли уровень противостоящих им сил и не видели ничего в этом плохого – сами-то они готовы были к смерти в любую минуту) и разных коварных хитростях крепко будоражила белокожий мир. Но в 1830-х массово пошли револьверы, потом их дополнили усовершенствованные винтовки. В 1835 Техас присоединился к США, отчего этой территорией заинтересовались серьезные силы белых. Совсем плохо пришлось в 1840-е. Тогда в 1848 племя настигла эпидемия оспы. И из 20 тысяч попросту вымерло 8.
Еще больший эффект принесла… промышленная революция. Заводам и фабрикам массово требовались ремни для приводных валов, а лучшим материалом для них являлась кожа бизонов. Начался процесс сокращения бизоньего поголовья, до того служившего основным источником пищи и материалом для жилищ племени. Сообразив, что этим правительство страны косвенно влияет на ситуацию с благополучием команчей, бизонов вообще истребили целенаправленно. И к 1874 году нависла катастрофа. Команчи подняли восстание.
К концу активной фазы команчей осталось всего тысячи полторы – силы явно неравные. И спас их от окончательного истребления армейский полковник Маккензи, руководивший карательной операцией. Он уговорил их уйти в резервацию, предварительно отдав всех лошадей. Поголовье лошадей полковник продал, взамен честно купив на вырученные деньги овец, коз и коров. И передал их племени – факт, достойный уважения и сегодня. Ведь большинство военных в такой же ситуации попросту оставляли весь хабар себе. Этот скот и помог команчам выжить. Кстати, даже сегодня община команчей считается серьезным поставщиком мясной и молочной продукции в регионе – иногда сменить профессию оказывается полезно для здоровья.