Что на самом деле произошло в легендарной битве при Марафоне
До наших дней дошли свидетельства о многих античных битвах. Сложно выделить из их числа сражение, претендующее на звание безусловно эпического, поскольку и были они давно, и древние авторы имели склонность к преувеличению масштабов события. Особливо любили прихвастнуть победители – эти вообще беззастенчиво врали, увеличивая (если то враги) или уменьшая (если это сторона повествователя) силы участников, равно как и потери. Хотя по каким-то оговоркам и косвенным свидетельствам ученым все же получается разобраться, пусть и с некоторым запозданием. Правда, опоздание это вызвано не развитием научной мысли, а отношением исследователей к легендарным источникам. Сначала их считали сказками, потом Шлиман заставил в них безоговорочно верить, и только в современной науке наконец-то решились использовать комплексный анализ, дающий похожие на реальность результаты.
Одной из таких очень отдаленных от нас и неимоверно легендарных сражений можно считать битву при Марафоне – ярчайший эпизод очередной войны греков с персами. Суть события известна большинству по школьной программе: персы рвались в Грецию, но их встретили в узком месте афиняне с союзниками (их роль выполняли платейцы и рабы, которым пообещали свободу). Битва случилась жаркая, победа греков оказалась важная. Персы потеряли огромную часть своего войска, при утрате греками менее пары сотен человек. Гонца послали в родные Афины сообщить о полной и сокрушительной победе союзного оружия, и тот на радостях добежал до агоры без отдыха, отчего и умер, успев при этом сообщить горожанам радостную весть. Так появился прецедент, давший повод к организации спортивной дисциплины. Заодно возникла легенда, воспевающая силу духа и волю к победе. Хотя, судя по многим свидетельствам, все происходило немного иначе.
Основу греческих армий в ту эпоху составляла фаланга – построение чистопородное пешее. А персы делали упор на конницу. Причем конницу, массированно использующую луки. Но нет ни одного свидетельства, говорящего о том, что при Марафоне персы много и успешно пускали стрелы. Как нет речи и о маневрах. И разгадка тут, судя по всему, проста.
Поняв, что пройти через перешеек не так просто как казалось (его перегородила плотная греческая фаланга), персы стали искать пути попроще и пошире – конница бы их не имела равных себе на равнине, в бою маневренном. Похоже, эта дорога была найдена. Соответственно, чтобы не идти долго и нудно пешком, персы принялись грузиться на корабли. Первым делом, естественно, паковали лошадей. И греки ударили в тот момент, когда конники окончательно погрузились на корабли. Вот почему в марафонской битве погибла лишь часть персидских сил. И вот почему не участвовали всадники в сражении. И по этой же причине не стали ждать спартанцев – самых грозных греческих воинов на суше. Просто боялись упустить момент. И, как оказалось, были совершенно правы.
А вот что действительно не вызывает сомнений и вариаций в толкованиях, так это тактика, приведшая к победе. Суть ее была в том, что Мильтиад применил необычное построение. Он поставил самые надежные подразделения на флангах, а в центре поместил наиболее слабые свои силы. Плюс максимально сократил число рядов по центру. Таким образом, персы легко потеснили центр греков, смяв их порядки. Но это увязание персидского центра и привело к тому, что случился классический охват – мощные фланги греков выдержали первый натиск, а потом сжали, точно тисками, прорвавшийся их центр. И получилось своеобразное самоокружение, довершенное типовым разгромом.
При общем малом количестве погибших у греков качественно утраты получились немалые – в числе погибших оказались не только военачальники высокого ранга, но и знатные горожане. Тем не менее, это сражение укрепило веру греков в себя и даже на какое-то время способствовало объединению их сил. Правда, очень ненадолго и скоро начались обычные междоусобицы. А память о битве так и осталась в веках. И греки ее расценивали очень высоко – ни одно из сражений древности не цитировалось и не упоминалось столько в их сочинениях. Пожалуй, только Троянская война. Но она уже тогда воспринималась как что-то давно прошедшее и близкое скорее к деяниям богов, чем к делам человеческим.