Хладнокровный маршал Наполеона, питавший слабость к деньгам
Как и многие из маршалов Наполеона, Андре Массена не отличался грамотностью и изысканными привычками. Сам император называл его "любимое дитя победы", а вот среди простых солдат он не пользовался ни любовью, ни уважением. Дело в том, что этот маршал Франции откровенно пренебрегал служебными обязанностями и мало заботился о снабжении и обустройстве вверенных ему частей. Да еще и слыл откровенно вороватым начальником – мало того что присваивал себе солидные суммы, так еще и брал взятки – было бы только за что брать. Наполеон, кстати, знал о такой особенности подчиненного, но прощал его, как наш Петр Великий своего любимца Меншикова.
Не имея ни военного образования как такового, ни прочных моральных устоев, Массена не числится автором великих стратегических планов и блестящих тактических операций. Но он обладал завидным хладнокровием даже в самом горячем сражении и в минуты поражений действовал так, точно он уже сложившийся победитель. Говорят, он преображался при первом выстреле и до конца драки оставался холодным, собранным и рассудительным – эта особенность маршала и прославила его. Такой, вот, вариант кризисного менеджера.
Родился он в семье совсем не подходящей для воинской карьеры в ту пору – в доме бывшего крестьянина, который решил стать городским торговцем мылом и кожаной галантереей. Когда Андре исполнилось шесть, отец внезапно умер, а мать вышла повторно замуж за местного торговца, предварительно раскидав пятерых детей от прежнего брака по родственникам. Андре попал к бабушке, мечтавшей вырастить из внука преуспевающего пекаря.
При таком раскладе перспектив открывалось не сильно густо: остаться вечным наемным работником с полунищим существованием или попытать счастья в военной карьере. Второй вариант перевесил. Выбор пал на море. Так Андре стал юнгой – контракт в то время составлялся на пять лет.
Через положенный срок 17-летний Андре сошел на берег, не планируя продолжать морскую карьеру – не сложилось. И тут он попал в дом ко второму брату отца – тот служил в армии. И отношение этого дяди к племяннику кардинально отличалось от того, что доставалось парню раньше. Во-первых, он занялся его образованием, и Массена довольно быстро освоил грамоту. Правда, даже в маршалах частенько допускал глупейшие ошибки в своих приказах и реляциях. А во-вторых, родственник помог молодому человеку попасть в армию.
Армейская служба давалась легко. Бывший буйный хулиган, которого не усмирил даже флот, вдруг резко переменился. К службе Андре Массена относился необычайно трепетно и ответственно, а в свободное время занимался самообразованием. При этом его интересовало все: от зарождающейся социологии и вполне зрелой философии до математики и химии. Вероятно, он тогда принял решение всерьез заняться карьерным продвижением и готовил себя к большому чину. На тот момент пределом мечты был лейтенантский эполет.
Особого продвижения не вышло. С 1775 по 1783 Массена прошел все промежуточные ступени до заветной цели и получил уже старший унтер-офицерский чин, да тут вышел указ 1783 года, который запрещал производство в офицеры людей, не имеющих дворянства. Поэтому послужив какое-то время, Массена ушел из армии чтобы жениться, обзавестись хозяйством и стать мелким торговцем на манер отца или дяди. И произошло это незадолго до штурма Бастилии. Революция грозила серьезными бытовыми переменами, так что бывший унтер решил вернуться в армию и записался в ряды Национальной гвардии. В 1792 ему уже доверили батальон, а в 1793 он уже стал дивизионным генералом – карьера пошла куда бодрее, чем прежде.
В 1796 попал в Италию, где прославился как полководец. Собственно, главным образом благодаря упорству и умению здраво мыслить. Когда через пару лет в Риме убили Дюфо, именно Массене доверили карательную акцию – и он взял Рим. Во время его нахождения там имели место массовые жалобы от солдат на повальное воровство армейских чиновников-снабженцев. Судя по всему, делалось это если не по приказу Массены, то при его полном согласии.
В 1799 воевал в Швейцарии, где сначала оказался бит под Цюрихом австрийцами, а потом взял неплохой реванш в той же местности, разбив силы Римского-Корсакова. При этом Массена мог распоряжаться всего 35 тысячами, в то время как против него выступили 27 тысяч русских и 25 тысяч австрийцев.
В том же году еле унес ноги в сильно потрепанном состоянии от Суворова. И по легенде оставил кусок мундирного шитья в руках русского унтера. Но это, говорят, только красивый апокриф.
Позднее во Франции потерял глаз при любопытных обстоятельствах. На совместной охоте Наполеон дал поспешный выстрел, и одна дробинка угодила в генерала Массену. Он, справившись с шоком, обвинил в несчастье другого генерала – тот не стрелял вообще. Но тоже оказался сообразительным малым и промолчал, приняв вину на себя. Наполеон оценил поступок и даже простил Массене то, что в 1799 он не одобрял идеи сделать должность Первого консула пожизненной. Вероятно, это одна из причин, по которой Массена попал в ряды маршалов.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
В 1810 Массена воюет в Португалии. И неплохо воюет. В принципе, он имел шанс разбить противника, но Бонапарт не даст ни продовольствия, ни подкрепления, ни пороха – а Массена будет их требовать неоднократно. И тогда он вынужденно отступит. Впрочем, Наполеон все равно обвинит маршала в неудаче и удалит от всех дел. Так что для Массены наступит забвение до 1815 года – о нем тогда вспомнят отцы нации и извлекут из запасников, отдав под командование Национальную гвардию.
Андре Массена еще немного всколыхнет общество, рьяно отстаивая неподсудность маршала Нея, но затея, в конечном счете, провалится, а сам неудавшийся лавочник и моряк умрет от туберкулеза в 1817 году.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!