«Во рту она держала кусочек одеяла...»
Судьба художественных произведений иногда выписывает такие фортели, что и не знаешь, плакать или смеяться. Хотя самим авторам точно не смешно!
Вот, например, Пётр Павлович Ершов. Был знаком с Жуковским и Пушкиным, окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Всю жизнь мечтал стать серьёзным поэтом и драматургом, писал много – и стихи, и пьесы, публиковался, печатался, но... Но из его произведений современные читатели не вспомнят ничего– кроме сказки «Конёк-Горбунок», которую автор написал «для потехи» ещё 19-летним студентом.
П.П. Ершов (1815–1869) и Ф.Б. Миллер (1818–1881)
Или Федор Богданович Миллер, автор восьми томов (!) стихотворений и стихотворных переводов, а мы знаем только один его детский стишок (правда, этот стишок в нашей стране знают все поголовно, вы тоже). Какой? Смотрите ссылку в конце статьи.
Похожая история произошла с военным композитором и дирижёром Львом Исааковичем Чернецкиим. Слыхали про такого? Прекрасный и очень талантливый музыкант, между прочим. Сочинил множество вальсов и маршей – причём весьма недурных! Однако никто про эти вальсы и марши уже не помнит. Но вот одна его мелодия стала поистине бессмертной, и знают её в России тоже почти все, от мала до велика.
В 1910 году Лев Чернецкий написал бодрый военный марш, который назвал «Дни нашей жизни». Музыка слушателям понравилась, ноты неплохо продавались – по некоторым данным, это произведение даже стало официальным маршем 129-го Бессарабского пехотного полка. Слышали такой марш? Да в том-то и дело, что слышали, просто не знаете, что это он и есть! Слушайте:
«Какой же это военный марш?! – скажете вы. Это же...» – да, именно! Во время Гражданской войны неизвестный нам шутник положил на мелодию этого марша шуточные стишки (явно навеянные «Крокодилом» Корнея Чуковского):
По улице ходила
Большая крокодила
Она, она
Голодная была!
Во рту она держала
Кусочек одеяла
И думала она,
Что это ветчина.
Увидела француза
И хвать его за пузо!
Она, она
Голодная была!
Переделанный вариант разошёлся по стране и приобрёл просто бешеную популярность, песенка тут же стала народной. «Какой там марш, какого ещё полка! Это же самый натуральный городской фольклор!»
(Большую роль тут, конечно, сыграла рифма «ходила – крокодила». Придать крокодилу женский род – находка, близкая к гениальной. Нет, женщин-то мы все, конечно, любим! Но и... уважаем.)
В комедийном кинофильме «Антон Иванович сердится» (1941 год) главный отрицательный персонаж – ябеда и халтурщик композитор Керосинов – пытается продать «Крокодилу» под видом сочинённых им «новых куплетов» «на основе народной музыки», за что его жестоко осмеивают.
Запоминающаяся и забавная «Крокодила» неоднократно цитировалась в театре, на радио, в кино, в цирке, даже в мультипликации («Ну, погоди!») – вот только никто при этом не вспоминает про вполне себе серьёзного военного композитора Чернецкого. Грустно?
Похожая история произошла с военным композитором и дирижёром Львом Исааковичем Чернецкиим. Слыхали про такого? Прекрасный и очень талантливый музыкант, между прочим. Сочинил множество вальсов и маршей – причём весьма недурных! Однако никто про эти вальсы и марши уже не помнит. Но вот одна его мелодия стала поистине бессмертной, и знают её в России тоже почти все, от мала до велика.
Обложка нот "Дни нашей жизни"
В 1910 году Лев Чернецкий написал бодрый военный марш, который назвал «Дни нашей жизни». Музыка слушателям понравилась, ноты неплохо продавались – по некоторым данным, это произведение даже стало официальным маршем 129-го Бессарабского пехотного полка. Слышали такой марш? Да в том-то и дело, что слышали, просто не знаете, что это он и есть! Слушайте:
«Какой же это военный марш?! – скажете вы. Это же...» – да, именно! Во время Гражданской войны неизвестный нам шутник положил на мелодию этого марша шуточные стишки (явно навеянные «Крокодилом» Корнея Чуковского):
По улице ходила
Большая крокодила
Она, она
Голодная была!
Во рту она держала
Кусочек одеяла
И думала она,
Что это ветчина.
Увидела француза
И хвать его за пузо!
Она, она
Голодная была!
Переделанный вариант разошёлся по стране и приобрёл просто бешеную популярность, песенка тут же стала народной. «Какой там марш, какого ещё полка! Это же самый натуральный городской фольклор!»
(Большую роль тут, конечно, сыграла рифма «ходила – крокодила». Придать крокодилу женский род – находка, близкая к гениальной. Нет, женщин-то мы все, конечно, любим! Но и... уважаем.)
Вот такая "крокодила". Довольно милая – с виду...
В комедийном кинофильме «Антон Иванович сердится» (1941 год) главный отрицательный персонаж – ябеда и халтурщик композитор Керосинов – пытается продать «Крокодилу» под видом сочинённых им «новых куплетов» «на основе народной музыки», за что его жестоко осмеивают.
Запоминающаяся и забавная «Крокодила» неоднократно цитировалась в театре, на радио, в кино, в цирке, даже в мультипликации («Ну, погоди!») – вот только никто при этом не вспоминает про вполне себе серьёзного военного композитора Чернецкого. Грустно?
Комментарии1