Что значит «Хлеба и Зрелищ!»
Автором выражения «Хлеба и зрелищ!» (на латыни — «Panem et circenses!») был древнеримский поэт-сатирик Ювенал, живший в I веке н.э. Оно появляется в стихотворном обличении Ювеналом упадка доблести и славы Рима: Этот народ уж давно все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!
Здесь имеются в виду раздачи бесплатного хлеба римским гражданам, а также дорогостоящие цирковые игры и другие виды развлечений в качестве средства для завоевания политической власти. «Заботу о снабжении зерном», как эти раздачи официально именовались, предложил Гай Семпроний Гракх в 123 г. до н.э. Впоследствии этим рецептом обретения популярности воспользовались самые разные правители Рима.
При Юлии Цезаре бесплатный хлеб получало 320 тысяч человек. В Риме насчитывалось около 250 пекарен. Хлеб выпекался трех сортов: panis plebeius — черный хлеб для бедняков, panis secundarius — белый хлеб низкого качества и panis candidus — белый хлеб для римской знати. Именно panis plebeius предназначался для бесплатной раздачи.
Помимо хлеба, населению Рима раздавали зерно, муку и, по особым случаям, деньги. Древнеримский историк Светоний писал, что после своего триумфа Цезарь дал грандиозный обед. За 22 тысячами столов римляне ели фазанов и мурен, лакомились устрицами, запивая их дорогим фалернским и хиосским вином.
Старым легионерам Цезарь выдал по 24 тысячи сестерциев, народу раздал по 10 мер зерна и столько же фунтов масла. В правление Августа 200 тысяч человек получали примерно по 1 килограмму хлеба на семью. Шесть раз император раздавал неимущим гражданам по 60-100 денариев на человека, что составило в общей сложности 130 миллионов денариев.
В 22 году н.э. император Тиберий сказал, что если отказаться от раздач хлеба, это приведет к полной гибели государства — настолько к ним привык римский плебс.
Изначально у римлян в году был только один народный праздник. К концу республиканского периода к нему добавились еще четыре: общественные плебейские игры в память о Тразименской битве, игры в честь Аполлона, праздник в честь «матери богов» Кибелы и подобный же праздник в честь богини Флоры. К ним надо добавить и триумфы, которыми отмечали особо выдающиеся победы римских полководцев.
Начало грандиозным празднествам положил Юлий Цезарь в 46 г. до н.э. Для народа были устроены скачки на колесницах, за играми атлетов и поединками гладиаторов последовала пятидневная травля зверей, в которой участвовало 400 львов, буйволов и, по свидетельству Плиния, даже жираф.
Была показана битва двух полков по пятьсот пехотинцев, двадцать слонов и триста всадников с каждой стороны. Для морского боя с участием нескольких кораблей было выкопано озеро на Кодетском поле.
Светоний отмечал: «На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народа, что многие приезжие ночевали в палатках по улицам. Давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора».
При Октавиане Августе на празднествах в честь освящения храма Марса в боях с гладиаторами было убито 36 специально доставленных из Египта крокодилов. Сам Август писал об устроенных им играх так: «Трижды гладиаторские игры я дал от моего и пять раз от имени моих сыновей и внуков, в каковых сражались около десяти тысяч человек.
Дважды зрелище атлетов я предоставил от своего имени и в третий раз от имени моего внука. Игры устраивал от моего имени четырежды, а через других магистратов — двадцать три раза. Травли африканских зверей в амфитеатрах я дал двадцать шесть раз, для которых было доставлено зверей около трех тысяч пятисот.
Зрелище морского сражения народу дал за Тибром, на каковом месте теперь находится роща Цезарей, выкопав землю в длину на тысячу восемьсот футов, а в ширину на тысячу двести».
Для гладиаторских боев и представлений в 72 году н.э. император Веспасиан начал строительство Колизея. Оно было закончено через 8 лет императором Титом. По этому поводу устроили праздник, продолжавшийся 100 дней. За это время на арене Колизея были убиты сотни гладиаторов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки.
Своё название Колизей получил от слова colosso, что значит "огромный". Он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров, периметр 527 метров и высоту 57 метров. Он был облицован белым мрамором, в его проемах стояли статуи богов и героев.
Через 4 входа Колизей заполняли 80 тысяч человек. Руины Колизея и сейчас представляют собой величественную картину, зримое воплощение страсти римского народа к грандиозным зрелищам.
При Юлии Цезаре бесплатный хлеб получало 320 тысяч человек. В Риме насчитывалось около 250 пекарен. Хлеб выпекался трех сортов: panis plebeius — черный хлеб для бедняков, panis secundarius — белый хлеб низкого качества и panis candidus — белый хлеб для римской знати. Именно panis plebeius предназначался для бесплатной раздачи.
Помимо хлеба, населению Рима раздавали зерно, муку и, по особым случаям, деньги. Древнеримский историк Светоний писал, что после своего триумфа Цезарь дал грандиозный обед. За 22 тысячами столов римляне ели фазанов и мурен, лакомились устрицами, запивая их дорогим фалернским и хиосским вином.
Старым легионерам Цезарь выдал по 24 тысячи сестерциев, народу раздал по 10 мер зерна и столько же фунтов масла. В правление Августа 200 тысяч человек получали примерно по 1 килограмму хлеба на семью. Шесть раз император раздавал неимущим гражданам по 60-100 денариев на человека, что составило в общей сложности 130 миллионов денариев.
В 22 году н.э. император Тиберий сказал, что если отказаться от раздач хлеба, это приведет к полной гибели государства — настолько к ним привык римский плебс.
Изначально у римлян в году был только один народный праздник. К концу республиканского периода к нему добавились еще четыре: общественные плебейские игры в память о Тразименской битве, игры в честь Аполлона, праздник в честь «матери богов» Кибелы и подобный же праздник в честь богини Флоры. К ним надо добавить и триумфы, которыми отмечали особо выдающиеся победы римских полководцев.
Начало грандиозным празднествам положил Юлий Цезарь в 46 г. до н.э. Для народа были устроены скачки на колесницах, за играми атлетов и поединками гладиаторов последовала пятидневная травля зверей, в которой участвовало 400 львов, буйволов и, по свидетельству Плиния, даже жираф.
Была показана битва двух полков по пятьсот пехотинцев, двадцать слонов и триста всадников с каждой стороны. Для морского боя с участием нескольких кораблей было выкопано озеро на Кодетском поле.
Светоний отмечал: «На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народа, что многие приезжие ночевали в палатках по улицам. Давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора».
При Октавиане Августе на празднествах в честь освящения храма Марса в боях с гладиаторами было убито 36 специально доставленных из Египта крокодилов. Сам Август писал об устроенных им играх так: «Трижды гладиаторские игры я дал от моего и пять раз от имени моих сыновей и внуков, в каковых сражались около десяти тысяч человек.
Дважды зрелище атлетов я предоставил от своего имени и в третий раз от имени моего внука. Игры устраивал от моего имени четырежды, а через других магистратов — двадцать три раза. Травли африканских зверей в амфитеатрах я дал двадцать шесть раз, для которых было доставлено зверей около трех тысяч пятисот.
Зрелище морского сражения народу дал за Тибром, на каковом месте теперь находится роща Цезарей, выкопав землю в длину на тысячу восемьсот футов, а в ширину на тысячу двести».
Для гладиаторских боев и представлений в 72 году н.э. император Веспасиан начал строительство Колизея. Оно было закончено через 8 лет императором Титом. По этому поводу устроили праздник, продолжавшийся 100 дней. За это время на арене Колизея были убиты сотни гладиаторов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки.
Своё название Колизей получил от слова colosso, что значит "огромный". Он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров, периметр 527 метров и высоту 57 метров. Он был облицован белым мрамором, в его проемах стояли статуи богов и героев.
Через 4 входа Колизей заполняли 80 тысяч человек. Руины Колизея и сейчас представляют собой величественную картину, зримое воплощение страсти римского народа к грандиозным зрелищам.
Комментариев пока нет