Почему в эпоху Возрождения в Европе начали охоту на ведьм?
В Средние века магия не была чем-то странным или предосудительным. Магия была индустрией, сферой услуг – сродни нашей косметологии или фитнесу. Но в эпоху Возрождения и раннего Нового времени люди как-будто обезумели. Откуда же возникло безумное помешательство, которое вошло в историю под названием «Охота на ведьм»?
При фразе «средневековая магия» на ум приходят образы ведьмы, высохших деревьев, котла с немыслимыми ингредиентами типа глаза тритона. И за всеми ними охотятся рыцари и священники.
На самом деле, почти все Средние века колдовство считалось чем-то самим собой разумеющимся. Тогда считалось, что мир полон магии, а в лесах живут волшебные персонажи. Вера в Христа и 10 заповедей спокойно уживалась с представлением, что в лесу можно наткнуться на лепрекона, эльфа или гоблина.
Люди верили, что заклинания и чары вполне могут изменить жизнь человека: проклятие – к худшему, добрые заклинания – к лучшему. Страх колдовства и охота на ведьм начали распространяться по Европе только в конце XV века.
В этом плане мне нравятся произведения Анджея Сапковского (автор цикла про «Ведьмака»). Хоть его «Сага о Рейневане» и позиционируется, как фэнтези, но там описан средневековый мир так, как видели его современники. Когда христианство со своими ценностями легко уживалось с грозным рыцарством («Не убий? Не знаю, не слышал»), сказочными существами в лесах и колдовством.
В документах есть много информации о сделках, отчеты об оказанных услугах. Вот несколько примеров:
Маг Джон Честре брал за свои услуги по исцелению людей до 15 фунтов! Чтоб вы понимали, сколько это – за 1 фунт можно было купить небольшое стадо коров.
А вот знахарка Агнес Хэнкок была скромнее и брала с клиентов в сотни раз меньше. Но и услуги были попроще – она благословляла и зачаровывала одежду. А специализировалась девушка на детском здоровье. Чтобы вылечить малышей она «консультировалась с феями».
Заказывали услуги магов и для поиска важных утерянных предметов.
Магия рассматривалась, как моральный проступок, но всерьез не контролировалась властями. Максимум, церковь могла пожурить. Но в целом явно осуждалась только «черная магия», когда цель – причинить вред. Самое страшное, что ждало «колдуна» - небольшой штраф или публичное раскаяние.
Но Средние века подходили к концу. А вместе с ним и эпоха безобидной сферы услуг под названием магия.
Католики первыми начали борьбу с магией, затем подключились протестанты. К примеру, в Великобритании магия стала светским преступлением лишь в 1542 году, когда был принят закона против колдовства. Обратите внимание, это уже не Средневековье, а Возрождение и Новое время. Историки считают, что Средние века закончились в период 1500-1520 гг.
Охота на ведьм
В конце XV века по Европе прокатилась волна борьбы с колдовством. Распространилось мнение, что колдуны массово заключают договора с нечистой силой, чтобы бороться с праведными христианами. В XVI веке начались процессы над ними. Для этого духовенство использовало Святую Инквизицию – инстанцию, изначально призванную бороться с ересью. И подключились светские власти, которые повально судили граждан за колдовство.
За 200 лет против «ведьм» и «колдунов» прошло свыше 100 тыс процессов, вынесено более 50 тыс приговоров с высшей мерой.
С чем связано это всеобщее помешательство, до конца неясно. Историки считают, что охота на ведьм – классическое проявление «поиска козла отпущения». В обществе накопилась масса противоречий, люди были измождены трудом и бедностью, агрессивны. Появились экономически активные граждане (считай, купцы и землевладельцы). У крестьян отбирали земли, обрекая на нищету. Многие из них стали перебираться в города, где плотность населения стала зашкаливать. Добавьте сюда несколько неурожайных лет и всплеск агрессии толпы неизбежен. В таких условиях «козел отпущения» либо находится сразу, либо его выдумывают.
В конце Средневековья система ценностей, предлагаемых западным миром, уже не отвечала всем культурным запросам эпохи. Вот агрессия и вылилась в поиск внутренних врагов. Аналогичные процессы в 30-40-е годы XX века закончились, как мы помним, еще хуже.
Почему за колдовство больше досталось женщинам, чем мужчинам? Историки считают, что это ответ на рост статуса женщины в то время, который сильно принижался в Средние века (типа женщины изначально тянут на себе грех Евы). И если ты – активная женщина, которая борется за права, значит «не такая», ведьма.
Россия осталась в стороне от этих тенденций. У нас и без колдунов было чем заняться. В XVI веке мы активно расширялись, из Московского княжества превратившись в крупнейшую державу. Ну а Иван Грозный, который стал царем в 1547 году, и без колдунов устроил инквизицию всей стране. У нас эта инстанция вошла в историю под термином «опричнина».
На самом деле, почти все Средние века колдовство считалось чем-то самим собой разумеющимся. Тогда считалось, что мир полон магии, а в лесах живут волшебные персонажи. Вера в Христа и 10 заповедей спокойно уживалась с представлением, что в лесу можно наткнуться на лепрекона, эльфа или гоблина.
Люди верили, что заклинания и чары вполне могут изменить жизнь человека: проклятие – к худшему, добрые заклинания – к лучшему. Страх колдовства и охота на ведьм начали распространяться по Европе только в конце XV века.
В этом плане мне нравятся произведения Анджея Сапковского (автор цикла про «Ведьмака»). Хоть его «Сага о Рейневане» и позиционируется, как фэнтези, но там описан средневековый мир так, как видели его современники. Когда христианство со своими ценностями легко уживалось с грозным рыцарством («Не убий? Не знаю, не слышал»), сказочными существами в лесах и колдовством.
В документах есть много информации о сделках, отчеты об оказанных услугах. Вот несколько примеров:
Маг Джон Честре брал за свои услуги по исцелению людей до 15 фунтов! Чтоб вы понимали, сколько это – за 1 фунт можно было купить небольшое стадо коров.
А вот знахарка Агнес Хэнкок была скромнее и брала с клиентов в сотни раз меньше. Но и услуги были попроще – она благословляла и зачаровывала одежду. А специализировалась девушка на детском здоровье. Чтобы вылечить малышей она «консультировалась с феями».
Заказывали услуги магов и для поиска важных утерянных предметов.
Магия рассматривалась, как моральный проступок, но всерьез не контролировалась властями. Максимум, церковь могла пожурить. Но в целом явно осуждалась только «черная магия», когда цель – причинить вред. Самое страшное, что ждало «колдуна» - небольшой штраф или публичное раскаяние.
Но Средние века подходили к концу. А вместе с ним и эпоха безобидной сферы услуг под названием магия.
Католики первыми начали борьбу с магией, затем подключились протестанты. К примеру, в Великобритании магия стала светским преступлением лишь в 1542 году, когда был принят закона против колдовства. Обратите внимание, это уже не Средневековье, а Возрождение и Новое время. Историки считают, что Средние века закончились в период 1500-1520 гг.
Охота на ведьм
В конце XV века по Европе прокатилась волна борьбы с колдовством. Распространилось мнение, что колдуны массово заключают договора с нечистой силой, чтобы бороться с праведными христианами. В XVI веке начались процессы над ними. Для этого духовенство использовало Святую Инквизицию – инстанцию, изначально призванную бороться с ересью. И подключились светские власти, которые повально судили граждан за колдовство.
За 200 лет против «ведьм» и «колдунов» прошло свыше 100 тыс процессов, вынесено более 50 тыс приговоров с высшей мерой.
С чем связано это всеобщее помешательство, до конца неясно. Историки считают, что охота на ведьм – классическое проявление «поиска козла отпущения». В обществе накопилась масса противоречий, люди были измождены трудом и бедностью, агрессивны. Появились экономически активные граждане (считай, купцы и землевладельцы). У крестьян отбирали земли, обрекая на нищету. Многие из них стали перебираться в города, где плотность населения стала зашкаливать. Добавьте сюда несколько неурожайных лет и всплеск агрессии толпы неизбежен. В таких условиях «козел отпущения» либо находится сразу, либо его выдумывают.
В конце Средневековья система ценностей, предлагаемых западным миром, уже не отвечала всем культурным запросам эпохи. Вот агрессия и вылилась в поиск внутренних врагов. Аналогичные процессы в 30-40-е годы XX века закончились, как мы помним, еще хуже.
Почему за колдовство больше досталось женщинам, чем мужчинам? Историки считают, что это ответ на рост статуса женщины в то время, который сильно принижался в Средние века (типа женщины изначально тянут на себе грех Евы). И если ты – активная женщина, которая борется за права, значит «не такая», ведьма.
Россия осталась в стороне от этих тенденций. У нас и без колдунов было чем заняться. В XVI веке мы активно расширялись, из Московского княжества превратившись в крупнейшую державу. Ну а Иван Грозный, который стал царем в 1547 году, и без колдунов устроил инквизицию всей стране. У нас эта инстанция вошла в историю под термином «опричнина».
Комментарии5