Самая доходная профессия в Москве 19 века
Древнейшая профессия Москвы. И это не то, о чём вы, возможно подумали. Речь в статье пойдёт о нищих. Как они просили милостыню в 19 веке? Неужели реальных бедняков среди них не было?
Как организовывали деятельность попрошаек, и сколько можно было заработать, изображая из себя инвалида?
Организованная работа
Несмотря на то, что древнейшей профессией считается несколько другая деятельность, нищие в плане истории своего ремесла вполне могли соперничать с женщинами с пониженной социальной ответственностью. По крайней мере, в Москве точно.
Это была такая же профессия, как и любая другая в Российской империи. Нищие работали в первопрестольной на совесть, и были хорошо организованы. Наибольшей популярностью в плане специализации пользовались "богомолы", "иерусалимцы" и "могильщики". Последние работали на кладбищах.
Первая категория трудилась на церковных папертях. Представители второй были этакими странниками (правда не настоящими). Они носили чёрные платья, которые походили на монашеские одеяния. Между рассказами о паломнических путешествиях, торговали пузырьками с "освященным" маслом, "святой водой из реки Иордан" и даже фальшивыми церковными реликвиями.
Все вырученные деньги, по заверениям "паломников", предназначались для новых путешествий в поисках веры. Ну, или на восстановление храмов. Москвичи довольно охотно жертвовали средства на такие нужды.
На любой вкус
Ещё один вид нищих - "церковные старухи". Они стояли у дверей храмов, отворяя и затворяя их. Пожилые женщины надеялись получить за свою работу вознаграждение от верующих посетителей. И отчаянно боролись за своё место с другими нищими, которые промышляли поблизости.
Много было и так называемых "калек". Хотя некоторые из них действительно имели физические недостатки. Специальные люди ездили по деревням. Там они скупали в крестьянских семьях детей-инвалидов или увечных родственников, которые потом просили милостыню в Москве.
Наряду с настоящими калеками, на городских улицах промышляли мнимые инвалиды. Некоторые из них так умело выворачивали и прятали конечности, что не возникало никаких сомнений в наличии у нищего физического недостатка.
По соседству с "калеками" работали женщины с "больными" детьми. А также "севастопольцы". Это были реальные или не очень ветераны различных войн. Особой популярностью пользовались "горбачи". Они побирались на улицах, чтобы выпросить денег на лечение детей, родственников. А также, чтобы, например, купить билет на родину. Как вы понимаете, такой тип "нищих" распространен и сегодня.
Среди них встречались и совсем необычные экземпляры. Они прикидывались пострадавшими за правду чиновниками. И нередко просили подаяния на французском языке. Чтобы сомнений в их благородном происхождении не осталось.
Условия работы
Профессиональные нищие объединялись в артели и делили между собой весь город. Наиболее выгодные участки (например, кладбища и паперти) продавали с торгов местные сторожи и привратники. Представители разных артелей не имели права заходить на территорию друг друга.
Во главе организации был староста. Имелся у артелей и так называемый "общак". То есть денежный банк. Из этой суммы оказывали помощь временно нетрудоспособным работникам, а также давали взятки полицейским. Типичная структура для организованной преступной группы.
Почти на протяжении всего 19 века попрошайничество было незаконным. Но боролись с ним не особо рьяно. К тому же, на церковных папертях, рынках и базарах милостыню можно было просить. Случалось, что среди профессионалов появлялся реальный человек, которому была нужна помощь. По негласным правилам артелей, несчастному давалось право один раз постоять на их территории. Правда не очень долго.
К тому же, "работники" часто оттесняли беднягу подальше от денежного места. Но он всё равно мог насобирать даже там на еду. Не давать подаяний нуждающимся среди москвичей считалось неприличным и даже греховным.
Если нищий хотел работать на этом месте постоянно, то нужно было договариваться с артельным старостой и платить ему взнос. Если денег не было, то пожалуйста, работай в рассрочку. И, конечно, нужно было пройти обучение. Чтобы клянчить деньги правильно.
Сколько зарабатывали нищие?
Нищенство считалось семейной профессией. Многих детей обучали этому с ранних лет. Ведь зарабатывали таким промыслом очень неплохо. Для каждого работника была определенная норма, сколько он должен собрать за день. Самые способные имели от 1 до 3 рублей ежедневно.
Но даже если успехи были невелики, 50 копеек за смену любой нищий получал железно. Поэтому в этой прослойке общества было достаточно много богатых людей. Некоторые даже умудрялись оставлять своим родственникам наследство в размере нескольких тысяч рублей.
Несмотря на то, что древнейшей профессией считается несколько другая деятельность, нищие в плане истории своего ремесла вполне могли соперничать с женщинами с пониженной социальной ответственностью. По крайней мере, в Москве точно.
Это была такая же профессия, как и любая другая в Российской империи. Нищие работали в первопрестольной на совесть, и были хорошо организованы. Наибольшей популярностью в плане специализации пользовались "богомолы", "иерусалимцы" и "могильщики". Последние работали на кладбищах.
Первая категория трудилась на церковных папертях. Представители второй были этакими странниками (правда не настоящими). Они носили чёрные платья, которые походили на монашеские одеяния. Между рассказами о паломнических путешествиях, торговали пузырьками с "освященным" маслом, "святой водой из реки Иордан" и даже фальшивыми церковными реликвиями.
Все вырученные деньги, по заверениям "паломников", предназначались для новых путешествий в поисках веры. Ну, или на восстановление храмов. Москвичи довольно охотно жертвовали средства на такие нужды.
На любой вкус
Ещё один вид нищих - "церковные старухи". Они стояли у дверей храмов, отворяя и затворяя их. Пожилые женщины надеялись получить за свою работу вознаграждение от верующих посетителей. И отчаянно боролись за своё место с другими нищими, которые промышляли поблизости.
Много было и так называемых "калек". Хотя некоторые из них действительно имели физические недостатки. Специальные люди ездили по деревням. Там они скупали в крестьянских семьях детей-инвалидов или увечных родственников, которые потом просили милостыню в Москве.
Наряду с настоящими калеками, на городских улицах промышляли мнимые инвалиды. Некоторые из них так умело выворачивали и прятали конечности, что не возникало никаких сомнений в наличии у нищего физического недостатка.
По соседству с "калеками" работали женщины с "больными" детьми. А также "севастопольцы". Это были реальные или не очень ветераны различных войн. Особой популярностью пользовались "горбачи". Они побирались на улицах, чтобы выпросить денег на лечение детей, родственников. А также, чтобы, например, купить билет на родину. Как вы понимаете, такой тип "нищих" распространен и сегодня.
Среди них встречались и совсем необычные экземпляры. Они прикидывались пострадавшими за правду чиновниками. И нередко просили подаяния на французском языке. Чтобы сомнений в их благородном происхождении не осталось.
Условия работы
Профессиональные нищие объединялись в артели и делили между собой весь город. Наиболее выгодные участки (например, кладбища и паперти) продавали с торгов местные сторожи и привратники. Представители разных артелей не имели права заходить на территорию друг друга.
Во главе организации был староста. Имелся у артелей и так называемый "общак". То есть денежный банк. Из этой суммы оказывали помощь временно нетрудоспособным работникам, а также давали взятки полицейским. Типичная структура для организованной преступной группы.
Почти на протяжении всего 19 века попрошайничество было незаконным. Но боролись с ним не особо рьяно. К тому же, на церковных папертях, рынках и базарах милостыню можно было просить. Случалось, что среди профессионалов появлялся реальный человек, которому была нужна помощь. По негласным правилам артелей, несчастному давалось право один раз постоять на их территории. Правда не очень долго.
К тому же, "работники" часто оттесняли беднягу подальше от денежного места. Но он всё равно мог насобирать даже там на еду. Не давать подаяний нуждающимся среди москвичей считалось неприличным и даже греховным.
Если нищий хотел работать на этом месте постоянно, то нужно было договариваться с артельным старостой и платить ему взнос. Если денег не было, то пожалуйста, работай в рассрочку. И, конечно, нужно было пройти обучение. Чтобы клянчить деньги правильно.
Сколько зарабатывали нищие?
Нищенство считалось семейной профессией. Многих детей обучали этому с ранних лет. Ведь зарабатывали таким промыслом очень неплохо. Для каждого работника была определенная норма, сколько он должен собрать за день. Самые способные имели от 1 до 3 рублей ежедневно.
Но даже если успехи были невелики, 50 копеек за смену любой нищий получал железно. Поэтому в этой прослойке общества было достаточно много богатых людей. Некоторые даже умудрялись оставлять своим родственникам наследство в размере нескольких тысяч рублей.
Комментариев пока нет