Была ли «герцогиня-пельмень» уродливой?
Английский художник Джон Тенниэл сегодня известен нам прежде всего в качестве автора иллюстраций к сказке Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Именно картинки Тенниэла во всём мире считаются классическими. Как выглядит Мартовский Заяц? А Оболваненный Шляпник? А Синяя Гусеница? А Фальшивая Черепаха или Королева Червей? Именно карандаш Тенниэла заставил их быть такими, какими мы их представляем сейчас.
Дожн Тенниэл и одна из его иллюстраций
Однако далеко не всех своих персонажей Тенниэл придумал сам. Например, карикатурная Герцогиня с огромной головой, та самая, которой прислуживает Белый Кролик, существовала на самом деле! Тенниэл срисовал её с портрета, написанного в 1513 году фламандским художником Квентином Массейсом; считается, что на портрете изображена Маргарита, герцогиня Тирольская.
В средневековых хрониках написано, что Маргарита Тирольская отличалась крайне уродливой внешностью и отвратительным характером. Её обзывали такими кличками, как «Гигантский Пельмень» (по-немецки «Маульташ»), «Медуза», «Рот-кошелёк», «Уродина» и даже «Тирольская волчица». За что же герцогиню так невзлюбили? Неужели она была настолько непривлекательна?
Маргарита была богатейшей наследницей, единственной выжившей дочерью Генриха, герцога Тироля, графа Каринтии и ландграфа Корниола (всё это – исторические области в современной Австрии). В средневековье судьба девочек из знатных семей часто была незавидной – их считали прежде всего «средствами дипломатии», пешками в политических играх. Не стала исключением и Маргарита – по приказу отца в 1327 году она стала женой Иоганна-Генриха Люксембурга, маркграфа Моравии. С помощью этой свадьбы король Иоанн Богемский укрепил безопасность альпийских горных перевалов, по которым шли дороги из Австрии в Италию. Жене в то время было восемь лет, мужу – двенадцать, и, по словам хронистов, дети невзлюбили друг друга с самого начала.
Совместное управление герцогством Тироль у супругов не получалось, и в 1336 году Иоганн-Генрих со скандалом отправился на войну – в Прусский крестовый поход, из которого вернулся только через 5 лет. К его удивлению, взбешенная Маргарита попросту... не впустила мужа в Тирольский замок! Герцог попытался найти поддержку среди местных дворян – но все отказали ему в убежище. Ему пришлось бежать за границу, в Аквилею.
В 1342 году герцогиня Маргарита неожиданно вышла замуж (без развода, при живом супруге) за маркграфа Людовика Бранденбургского. В ярости Иоганн-Генрих обратился к папе римскому, Клименту VI. Папа отлучил от церкви и Маргариту, и Людовика – в те времена это считалось тяжелейшим наказанием. Однако тирольская знать поддержала свою герцогиню, объявив, что Иоганн-Генрих «был никудышным мужем» и потребовала признать старый брак не имеющим силы. Отлучение от церкви Маргариты и Людовика было отменено в 1359 году.
Как видите, герцогиня Маргарита пользовалась у себя дома, в Тироле, полной поддержкой; подданные не называли её никакими обидными прозвищами. Однако придворные хронисты и историки – немецкие, австрийские и итальянские – сделали всё для того, чтобы описать правление и поведение графини самыми чёрными красками. Дескать, и жена она была плохая, и правительница никуда не годная, и что все войны происходили исключительно «из-за распутства герцогини», и что она выгнала из дома несчастного мужа ни за что ни про что, да ещё и уродина была редкостная...
Отсюда – и поздние портреты, с которых рисовал свою «Герцогиню» Джон Тенниэл уже в XIX веке. Несправедливая и обидная история, не правда ли?
Квентин Массейс. "Уродливая герцогиня"
В средневековых хрониках написано, что Маргарита Тирольская отличалась крайне уродливой внешностью и отвратительным характером. Её обзывали такими кличками, как «Гигантский Пельмень» (по-немецки «Маульташ»), «Медуза», «Рот-кошелёк», «Уродина» и даже «Тирольская волчица». За что же герцогиню так невзлюбили? Неужели она была настолько непривлекательна?
Маргарита была богатейшей наследницей, единственной выжившей дочерью Генриха, герцога Тироля, графа Каринтии и ландграфа Корниола (всё это – исторические области в современной Австрии). В средневековье судьба девочек из знатных семей часто была незавидной – их считали прежде всего «средствами дипломатии», пешками в политических играх. Не стала исключением и Маргарита – по приказу отца в 1327 году она стала женой Иоганна-Генриха Люксембурга, маркграфа Моравии. С помощью этой свадьбы король Иоанн Богемский укрепил безопасность альпийских горных перевалов, по которым шли дороги из Австрии в Италию. Жене в то время было восемь лет, мужу – двенадцать, и, по словам хронистов, дети невзлюбили друг друга с самого начала.
Замок Тироль
Совместное управление герцогством Тироль у супругов не получалось, и в 1336 году Иоганн-Генрих со скандалом отправился на войну – в Прусский крестовый поход, из которого вернулся только через 5 лет. К его удивлению, взбешенная Маргарита попросту... не впустила мужа в Тирольский замок! Герцог попытался найти поддержку среди местных дворян – но все отказали ему в убежище. Ему пришлось бежать за границу, в Аквилею.
В 1342 году герцогиня Маргарита неожиданно вышла замуж (без развода, при живом супруге) за маркграфа Людовика Бранденбургского. В ярости Иоганн-Генрих обратился к папе римскому, Клименту VI. Папа отлучил от церкви и Маргариту, и Людовика – в те времена это считалось тяжелейшим наказанием. Однако тирольская знать поддержала свою герцогиню, объявив, что Иоганн-Генрих «был никудышным мужем» и потребовала признать старый брак не имеющим силы. Отлучение от церкви Маргариты и Людовика было отменено в 1359 году.
Как видите, герцогиня Маргарита пользовалась у себя дома, в Тироле, полной поддержкой; подданные не называли её никакими обидными прозвищами. Однако придворные хронисты и историки – немецкие, австрийские и итальянские – сделали всё для того, чтобы описать правление и поведение графини самыми чёрными красками. Дескать, и жена она была плохая, и правительница никуда не годная, и что все войны происходили исключительно «из-за распутства герцогини», и что она выгнала из дома несчастного мужа ни за что ни про что, да ещё и уродина была редкостная...
Иллюстрация Джона Ткнниэла
Отсюда – и поздние портреты, с которых рисовал свою «Герцогиню» Джон Тенниэл уже в XIX веке. Несправедливая и обидная история, не правда ли?
Комментарии3