Почему на заре человечества главенствовал матриархат
Известно, что с эпохи палеолита до бронзового века женщины играли главенствующую роль в обществе. По материнской линии определялось родство и право наследования, женщины возглавляли семьи и пантеон богов, наравне с мужчинами участвовали в политической и военной жизни первых государств. Почему в глубокой древности миром правили женщины и, как матриархат уступил место патриархату?
Был ли матриархат?
На самом деле, утверждение, что в древности существовал матриархат спорное. В науке превалирует мнение, что чисто матриархальных обществ все-таки не было, а мужчины и женщины имели равные права и привилегии.
Тем не менее, как показывают археологические исследования, именно женщина-мать возглавляла общество, вокруг нее строилась семья и, именно женский образ являлся главенствующим божеством. Женские статуэтки, изображающие богиню-Мать, находят на огромном пространстве от современной Испании до Китая и от берегов Индии до Великобритании. Все они имеют общие черты – большие груди, бедра, живот, слабо выраженные голову и руки.
Как считают исследователи, в древности культ Матери носил универсальный характер. Богиня даровала и отбирала жизнь, отвечала за урожай и домашний очаг, воплощала в себе силы природных стихий, заведовала миром живых и миром мертвых и т.д. Равновеликого супруга-мужчины она не имела. В античную эпоху культ богини-Матери частично сохранился. В Древней Греции богиней земли, давшей жизнь всем олимпийцам, была Гея. В Древнем Египте важное место занимала богиня неба Нут – мать гелиопольской эннеады богов.
Исходя из этого культа, можно предположить, что роль женщины была все-таки выше, чем роль мужчин.
Почему же так получилось?
Существует мнение, что такая социальная организация определялась распределением обязательств. Женщины отвечали за собирательство и земледелие. Они же готовили пищу, шили одежду, лечили раны, воспитывали детей. Мужчины, в свою очередь, занимались охотой, строительством жилища и тяжелым физическим трудом.
Дело в том, что земледелие обеспечивало гарантированное пропитание, а вот охота, порой, могла быть не успешной. Грубо говоря, главным признавался тот, кто кормил семью.
Историк Сергей Волков считает, что главенство женщин определялось продолжительностью жизни. Мужчины, вынужденные рисковать, погибали гораздо чаще. Средняя продолжительность жизни охотника составляла всего 23 года. Таким образом, в общине не было стариков. А вот пожилые женщины были. Они накапливали опыт, знания, умения и на основе этого избирались вождями своей общины. Избирать вождем молодого мужчину не имело смысла, поскольку сегодня он мог быть успешным уважаемым охотником, а завтра стать обедом волка или тигра.
Высокая смертность мужчин объясняла важность высокой плодовитости женщин, передачу наследства по женской линии и культ Матери в целом. Численность и сила племени до бронзового века соизмерялись количеством женщин в этом племени.
Почему матриархат уступил место патриархату?
К концу каменного века у людей появились более совершенные орудия труда, позволившие улучшить эффективность земледелия, и увеличилось количество домашних животных. Все вместе позволило победить голод и приобрести излишки. Начали появляться новые мужские специальности – кузнецы, плотники, торговцы. Женщины постепенно уходили на второй план.
Окончательно чашу весов в пользу патриархата склонили первые войны между племенами. Так появились великие воины, самые уважаемые члены общества, обеспечивающие оборону общины или, напротив, успешные налеты на соседей, захват ресурсов и женщин. Роль мужчин невероятно повысилась, а женщины оказались в зависимом положении. Если раньше община полностью зависела от матери, то теперь её место занял мужчина-отец.
В кочевых народах равенство мужчин и женщин сохранялось вплоть до Средневековья. Это объяснялось тем, что здесь женщина тоже была воином. По мнению исследователей, знаменитыми амазонками могли быть скифские или сарматские женщины.
Так в историю вошла царица массагетов Томирис, победившая царя персов Кира Великого, каракалпакская девушка Гулаим, собравшая боевую дружину из 40 женщин и многие другие. С проникновением религии – ислама, патриархат победил и здесь.
На самом деле, утверждение, что в древности существовал матриархат спорное. В науке превалирует мнение, что чисто матриархальных обществ все-таки не было, а мужчины и женщины имели равные права и привилегии.
Тем не менее, как показывают археологические исследования, именно женщина-мать возглавляла общество, вокруг нее строилась семья и, именно женский образ являлся главенствующим божеством. Женские статуэтки, изображающие богиню-Мать, находят на огромном пространстве от современной Испании до Китая и от берегов Индии до Великобритании. Все они имеют общие черты – большие груди, бедра, живот, слабо выраженные голову и руки.
Венера Виллендорфская. 25-е тысячелетие до н. э.
Как считают исследователи, в древности культ Матери носил универсальный характер. Богиня даровала и отбирала жизнь, отвечала за урожай и домашний очаг, воплощала в себе силы природных стихий, заведовала миром живых и миром мертвых и т.д. Равновеликого супруга-мужчины она не имела. В античную эпоху культ богини-Матери частично сохранился. В Древней Греции богиней земли, давшей жизнь всем олимпийцам, была Гея. В Древнем Египте важное место занимала богиня неба Нут – мать гелиопольской эннеады богов.
Исходя из этого культа, можно предположить, что роль женщины была все-таки выше, чем роль мужчин.
Почему же так получилось?
Существует мнение, что такая социальная организация определялась распределением обязательств. Женщины отвечали за собирательство и земледелие. Они же готовили пищу, шили одежду, лечили раны, воспитывали детей. Мужчины, в свою очередь, занимались охотой, строительством жилища и тяжелым физическим трудом.
Дело в том, что земледелие обеспечивало гарантированное пропитание, а вот охота, порой, могла быть не успешной. Грубо говоря, главным признавался тот, кто кормил семью.
Гея — древнегреческая богиня Земли.
Историк Сергей Волков считает, что главенство женщин определялось продолжительностью жизни. Мужчины, вынужденные рисковать, погибали гораздо чаще. Средняя продолжительность жизни охотника составляла всего 23 года. Таким образом, в общине не было стариков. А вот пожилые женщины были. Они накапливали опыт, знания, умения и на основе этого избирались вождями своей общины. Избирать вождем молодого мужчину не имело смысла, поскольку сегодня он мог быть успешным уважаемым охотником, а завтра стать обедом волка или тигра.
Высокая смертность мужчин объясняла важность высокой плодовитости женщин, передачу наследства по женской линии и культ Матери в целом. Численность и сила племени до бронзового века соизмерялись количеством женщин в этом племени.
Почему матриархат уступил место патриархату?
К концу каменного века у людей появились более совершенные орудия труда, позволившие улучшить эффективность земледелия, и увеличилось количество домашних животных. Все вместе позволило победить голод и приобрести излишки. Начали появляться новые мужские специальности – кузнецы, плотники, торговцы. Женщины постепенно уходили на второй план.
Окончательно чашу весов в пользу патриархата склонили первые войны между племенами. Так появились великие воины, самые уважаемые члены общества, обеспечивающие оборону общины или, напротив, успешные налеты на соседей, захват ресурсов и женщин. Роль мужчин невероятно повысилась, а женщины оказались в зависимом положении. Если раньше община полностью зависела от матери, то теперь её место занял мужчина-отец.
В кочевых народах равенство мужчин и женщин сохранялось вплоть до Средневековья. Это объяснялось тем, что здесь женщина тоже была воином. По мнению исследователей, знаменитыми амазонками могли быть скифские или сарматские женщины.
Так в историю вошла царица массагетов Томирис, победившая царя персов Кира Великого, каракалпакская девушка Гулаим, собравшая боевую дружину из 40 женщин и многие другие. С проникновением религии – ислама, патриархат победил и здесь.
Комментарии1