20 фактов, в которых часто ошибаются фильмы о Средневековье
В Средние века люди любили яркие ткани
Темы рыцарей и Средних веков, пожалуй, самая популярная в историческом кино. Но, очевидно, что кино часто далеко от реальности.
Я решил задать вопрос специалистам по Средневековью на Quora.com. А что они видят странного и нелепого в современных фильмах. Получился весьма внушительный список.
Мэри Странг. Художник, реконструктор
У меня на первом месте среди ляпов команда "Огонь!" к отряду лучников. До появления огнестрельного оружия, конечно, такой команды не было.
В фильмах очень неправильно показывают женщин. Там большинство женщин свободно и праздно разгуливает по улицам. Или сидит дома, как классическая домохозяйка.
Но такого не было! Любая женщина в Средние века - если она, конечно, не была аристократкой или королевой, имела работу. На работу женщины брали своих детей.
Чем они занимались? Далеко не только женскими делами типа выпечки хлеба. Очень часто женщины помогали мужьям в их работе. Поэтому женщины могли заниматься и кузнечным делом.
А домохозяйки, как и доступное высшее образование - это роскошь нашего времени.
Средние века охватывают широкий период - с 500 по 1500 гг. Жизнь, естественно, менялась. Технологии менялись, общество. А из фильма в фильм мы видим примерно одну и ту же картинку Средневековья.
Взгляните, например, на Уильяма Уолласа из "Храброго сердца", который лихо размахивает огромным двуручным мечом. Он жил в XIII веке, а большие двуручные мечи стали широко популярны лишь в XIV веке. Как ответ на усиление доспехов.
В Средние века все слишком "белые". Но в крупных городах было очень много приезжих из Азии, Африки и Ближнего Востока. Они веками путешествовали в Европу и обратно. Много торговцев и врачей были вовсе не белыми.
Морковь - оранжевая! Голландская оранжевая морковь распространилась в Европе в XVII веке. Ее вывели путем селекции, цвет понравился и сорт быстро стал популярным. В Средние века морковь была невзрачной - буро-фиолетовой, что-то типа грязноватой свеклы.
Монгольские луки у рыцарей. Во-первых, рыцари вообще луки недолюбливали. Не самое серьезное оружие для брутального воина. Но, главное - откуда в кино у европейцев так много изогнутых монгольских луков. Вот таких:
Я объясню откуда. Эти луки хорошо смотрятся в кино и, главное, влезают в кадр. В отличие от скучных плоских и длинных луков, популярных в Европе.
Пэм Ходжес. Театральный художник
Большинство фильмов про Средневековье все равно остается фэнтези и далеки о реальности. Режиссеры и сценаристы даже не пытаются вникнуть в реальность жизни в те времена.
Актеры выглядят так, как будто только вышли после утреннего душа со своей виллы в Лос-Анджелесе.
Например, взгляните на кадр из фильма "Последнее королевство" (2015)
Для этих причесок использовали средства для химической завивки, перекись водорода и щипцы для завивки волос. Сильно бросается в глаза. А в других кадрах - молнии, современные застежки, синтетика и даже синие тени для век!
Другая крайность - показывать всех, кроме аристократов, чумазыми. Почему? Обычные люди были довольно чистыми. Горожане еще и яркую одежду носили.
Но больше всего меня раздражает вольное обращение с романтикой в Средневековье. Наше понимание романтики родилось в эпоху позднего Средневековья. И оно не было повсеместным, а воспринималось, как ересь и преследовалось Католической Церковью.
Популяризировали романтику трубадуры, которые, в том числе, воспевали и идеализировали женское начало. Церкви это было не близко. Такие идеи оказывали серьезное влияние на всю политику и общественную жизнь. И, фактически, католики подавили их с помощью охоты на ведьм и инквизиции.
Но эти идеи, воспетые в балладах, привлекали аристократов. Особенно высокородных дам. В XVI веке цикл про короля Артура стал довольно популярным.
Все это сохранилось до наших дней в популярной культуре. И в фильмах, книгах и видеоиграх показываю сказочную романтику. Но, увы, в те времена все было совсем иначе.
Алекс Медина, историк
В батальных сценах все воины разбиваются на пары и сражение превращается в серию дуэлей. Но в реальности главное - держать строй.
Лучник против мечника. Меня очень забавляет, когда рыцари прорываются к лучникам, в кадре показывают, как лучники достают мечи и начинается долгая красивая битва.
Не бывало такого. Один на один опытный мечник в ближнем бою зарубит лучника за несколько ударов. Это же были опытные профессионалы. А лучники - профессионалы в стрельбе.
Замки. Во всех фильмах замки - это гигантские укрепленные крепости. Но подавляющее большинство замков были вот такими:
Простые деревянные сооружения. По сути - просто укрепленная усадьба, обнесенная частоколом. Каменный замок построить было трудно. И еще труднее его содержать. Большинство аристократов не могли себе этого позволить. Каменные замки строили единицы - самые могущественные из элиты.
Стрельба огненными стрелами. Во многих фильмах огненные стрелы применяются где попало. Обстреливают ими и пехоту и конницу. Но толку в этом нет. У огненных стрел узкая специализация - поджечь деревянные постройки или осадные орудия.
Игрушечная осада. Замки осаждали месяцами. Это был долгий и очень трудный процесс. В кино же: "Сегодня мы осаждаем, завтра штурмуем замок". Эффектная массированная атака на высокие стены, набитые лучниками. Знаете чем закончился бы такой наскок? Жертв у атакующих было бы столько, что им бы пришлось отступить - на следующую атаку сил бы не хватило.
Крестьяне слишком богатые. В фильмах обычный крестьянин может просто ездить на лошади, как на велосипеде. А что - у них их в загоне десяток!
Но лошади тогда были дорогими. И купить и содержать мало кто мог бы себе позволить. Это как сейчас покупать себе новую элитную иномарку. А потом обслуживать ее у официальных дилеров. Много ли людей потянет? С учетом, что нет возможности получить кредит - в Средние века лошаде-кредитов не изобрели. Лошади были у аристократов или богатых купцов.
И в поле коней не использовали. Это было дорого и неэффективно. Крестьяне пользовались для этого быками и, часто, вскладчину.
Только в позднем Средневековье зажиточные крестьяне стали использовать лошадей на пашне, потому что они маневреннее.
Крестьяне слишком наглые. В кино показывают, как крестьяне спокойно охотятся на оленей и лосей в лесу. Но вообще-то за это грозила смертная казнь. Леса - территория аристократов и только у них было право на охоту.
Битва до последнего солдата. Во всех побоищах в кино рубятся до истребления. Но даже до гибели половины армии дело доходило крайне редко. Часто это заканчивалось либо сдачей, либо бегством.
Что ж, получается довольно много несоответствий с реальностью. С другой стороны, кино - это художественное произведение. В нем важно не реальность отразить, а удивить, впечатлить, вызвать эмоцию. И если все будет, как "по настоящему", то это пойдет в ущерб зрелищности.
Но это не отменяет того факта, что историю знать полезно. Чем лучше мы будем знать, что с нами было, тем легче нам будет думать о том, что с нами будет. По крайней мере, застрахует от лишних ошибок.
Мэри Странг. Художник, реконструктор
У меня на первом месте среди ляпов команда "Огонь!" к отряду лучников. До появления огнестрельного оружия, конечно, такой команды не было.
В фильмах очень неправильно показывают женщин. Там большинство женщин свободно и праздно разгуливает по улицам. Или сидит дома, как классическая домохозяйка.
Но такого не было! Любая женщина в Средние века - если она, конечно, не была аристократкой или королевой, имела работу. На работу женщины брали своих детей.
Чем они занимались? Далеко не только женскими делами типа выпечки хлеба. Очень часто женщины помогали мужьям в их работе. Поэтому женщины могли заниматься и кузнечным делом.
А домохозяйки, как и доступное высшее образование - это роскошь нашего времени.
Средние века охватывают широкий период - с 500 по 1500 гг. Жизнь, естественно, менялась. Технологии менялись, общество. А из фильма в фильм мы видим примерно одну и ту же картинку Средневековья.
Взгляните, например, на Уильяма Уолласа из "Храброго сердца", который лихо размахивает огромным двуручным мечом. Он жил в XIII веке, а большие двуручные мечи стали широко популярны лишь в XIV веке. Как ответ на усиление доспехов.
В Средние века все слишком "белые". Но в крупных городах было очень много приезжих из Азии, Африки и Ближнего Востока. Они веками путешествовали в Европу и обратно. Много торговцев и врачей были вовсе не белыми.
Морковь - оранжевая! Голландская оранжевая морковь распространилась в Европе в XVII веке. Ее вывели путем селекции, цвет понравился и сорт быстро стал популярным. В Средние века морковь была невзрачной - буро-фиолетовой, что-то типа грязноватой свеклы.
Монгольские луки у рыцарей. Во-первых, рыцари вообще луки недолюбливали. Не самое серьезное оружие для брутального воина. Но, главное - откуда в кино у европейцев так много изогнутых монгольских луков. Вот таких:
Я объясню откуда. Эти луки хорошо смотрятся в кино и, главное, влезают в кадр. В отличие от скучных плоских и длинных луков, популярных в Европе.
Пэм Ходжес. Театральный художник
Большинство фильмов про Средневековье все равно остается фэнтези и далеки о реальности. Режиссеры и сценаристы даже не пытаются вникнуть в реальность жизни в те времена.
Актеры выглядят так, как будто только вышли после утреннего душа со своей виллы в Лос-Анджелесе.
Например, взгляните на кадр из фильма "Последнее королевство" (2015)
Для этих причесок использовали средства для химической завивки, перекись водорода и щипцы для завивки волос. Сильно бросается в глаза. А в других кадрах - молнии, современные застежки, синтетика и даже синие тени для век!
Другая крайность - показывать всех, кроме аристократов, чумазыми. Почему? Обычные люди были довольно чистыми. Горожане еще и яркую одежду носили.
Но больше всего меня раздражает вольное обращение с романтикой в Средневековье. Наше понимание романтики родилось в эпоху позднего Средневековья. И оно не было повсеместным, а воспринималось, как ересь и преследовалось Католической Церковью.
Популяризировали романтику трубадуры, которые, в том числе, воспевали и идеализировали женское начало. Церкви это было не близко. Такие идеи оказывали серьезное влияние на всю политику и общественную жизнь. И, фактически, католики подавили их с помощью охоты на ведьм и инквизиции.
Но эти идеи, воспетые в балладах, привлекали аристократов. Особенно высокородных дам. В XVI веке цикл про короля Артура стал довольно популярным.
Все это сохранилось до наших дней в популярной культуре. И в фильмах, книгах и видеоиграх показываю сказочную романтику. Но, увы, в те времена все было совсем иначе.
Алекс Медина, историк
В батальных сценах все воины разбиваются на пары и сражение превращается в серию дуэлей. Но в реальности главное - держать строй.
Лучник против мечника. Меня очень забавляет, когда рыцари прорываются к лучникам, в кадре показывают, как лучники достают мечи и начинается долгая красивая битва.
Не бывало такого. Один на один опытный мечник в ближнем бою зарубит лучника за несколько ударов. Это же были опытные профессионалы. А лучники - профессионалы в стрельбе.
Замки. Во всех фильмах замки - это гигантские укрепленные крепости. Но подавляющее большинство замков были вот такими:
Простые деревянные сооружения. По сути - просто укрепленная усадьба, обнесенная частоколом. Каменный замок построить было трудно. И еще труднее его содержать. Большинство аристократов не могли себе этого позволить. Каменные замки строили единицы - самые могущественные из элиты.
Стрельба огненными стрелами. Во многих фильмах огненные стрелы применяются где попало. Обстреливают ими и пехоту и конницу. Но толку в этом нет. У огненных стрел узкая специализация - поджечь деревянные постройки или осадные орудия.
Игрушечная осада. Замки осаждали месяцами. Это был долгий и очень трудный процесс. В кино же: "Сегодня мы осаждаем, завтра штурмуем замок". Эффектная массированная атака на высокие стены, набитые лучниками. Знаете чем закончился бы такой наскок? Жертв у атакующих было бы столько, что им бы пришлось отступить - на следующую атаку сил бы не хватило.
Крестьяне слишком богатые. В фильмах обычный крестьянин может просто ездить на лошади, как на велосипеде. А что - у них их в загоне десяток!
Но лошади тогда были дорогими. И купить и содержать мало кто мог бы себе позволить. Это как сейчас покупать себе новую элитную иномарку. А потом обслуживать ее у официальных дилеров. Много ли людей потянет? С учетом, что нет возможности получить кредит - в Средние века лошаде-кредитов не изобрели. Лошади были у аристократов или богатых купцов.
И в поле коней не использовали. Это было дорого и неэффективно. Крестьяне пользовались для этого быками и, часто, вскладчину.
Только в позднем Средневековье зажиточные крестьяне стали использовать лошадей на пашне, потому что они маневреннее.
Крестьяне слишком наглые. В кино показывают, как крестьяне спокойно охотятся на оленей и лосей в лесу. Но вообще-то за это грозила смертная казнь. Леса - территория аристократов и только у них было право на охоту.
Битва до последнего солдата. Во всех побоищах в кино рубятся до истребления. Но даже до гибели половины армии дело доходило крайне редко. Часто это заканчивалось либо сдачей, либо бегством.
Что ж, получается довольно много несоответствий с реальностью. С другой стороны, кино - это художественное произведение. В нем важно не реальность отразить, а удивить, впечатлить, вызвать эмоцию. И если все будет, как "по настоящему", то это пойдет в ущерб зрелищности.
Но это не отменяет того факта, что историю знать полезно. Чем лучше мы будем знать, что с нами было, тем легче нам будет думать о том, что с нами будет. По крайней мере, застрахует от лишних ошибок.
Комментариев пока нет